Профессиональный модуль 02.01
рабочая программа на тему

Ивашов Юрий Александрович

Рабочая программа модуля ПМ.02

 РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

программы подготовки специалистов среднего звена (квалифицированных рабочих, служащих)
для специальностей технического профиля 09.02.05.Прикладная информатика (по отраслям))
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_02_razrabotka_i_vnedrenie.doc592.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

Рабочая программа модуля ПМ.02

 РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

программы подготовки специалистов среднего звена (квалифицированных рабочих, служащих)

для специальностей технического профиля 09.02.05.Прикладная информатика (по отраслям))

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе.

_______________ /____Думан О.А.__/

 «_______»_____________2016 г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________2017 г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________2018 г.

_______________ /_________________/

 «_______»_____________2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования,        утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г.

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии информационно-коммуникационных технологий

Протокол № 1, дата «29»   августа  2016 г.

Председатель комиссии ______/Чиканкова Н.А./

Протокол №__, дата «___»________2017 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом

колледжа

Протокол  № 1 от «02»    сентября   2016 г.

Председатель ____________/____________/

Протокол №___ от «_____» _________2017 г.

Председатель ____________/______________/

Протокол №___ от «_____» _________2018 г.

Председатель ____________/______________/

Протокол №___ от «_____» _________2019 г.

Председатель ____________/______________/

Составитель(и) (автор):

Ивашов Юрий Александрович

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Чиканкова Наталия Александровна

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)

09.02.05 - Прикладная информатика (по отраслям)

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчики:

Ивашов Юрий Александрович, преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

26


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

название программы профессионального модуля

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

09.02.05 - Прикладная информатика (по отраслям)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1.

Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 2.2.

Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим на основе современных стандартов

ПК 2.3.

Проводить отладку и тестирование отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.4.

Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.5.

Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию

ПК 2.6.

Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов в области прикладной информатики в различных областях при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • сбора и анализа информации для определения потребностей клиента;
  • разработки и публикации программного обеспечения отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов;
  • отладки и тестирования программного обеспечения отраслевой направленности;
  • адаптации программного обеспечения отраслевой направленности;
  • разработки и ведения проектной и технической документации;
  • измерения и контроля характеристик программного продукта;

уметь:

  • проводить анкетирование и интервьюирование;
  • строить структурно-функциональные схемы;
  • анализировать бизнес-информацию с использованием различных методик;
  • формулировать потребности клиента в виде четких логических конструкций;
  • участвовать в разработке технического задания;
  • идентифицировать, анализировать и структурировать объекты информационного контента;
  • разрабатывать информационный контент с помощью языков разметки;
  • разрабатывать программное обеспечение с помощью языков программирования информационного контента;
  • разрабатывать сценарии;
  • размещать информационный контент в глобальных и локальных сетях;
  • использовать инструментальные среды поддержки разработки, системы управления контентом;
  • создавать анимации в специализированных программных средах;
  • работать с мультимедийными инструментальными средствами;
  • осуществлять выбор метода отладки программного обеспечения;
  • формировать отчеты об ошибках;
  • составлять наборы тестовых заданий;
  • адаптировать и конфигурировать программное обеспечение для решения поставленных задач;
  • осуществлять адаптивное сопровождение программного продукта или информационного ресурса;
  • использовать системы управления контентом для решения поставленных задач;
  • программировать на встроенных алгоритмических языках;
  • составлять техническое задание;
  • составлять техническую документацию;
  • тестировать техническую документацию;
  • выбирать характеристики качества оценки программного продукта;
  • применять стандарты и нормативную документацию по измерению и контролю качества;
  • оформлять отчет проверки качества;

знать;

  • отраслевую специализированную терминологию;
  • технологии сбора информации;
  • методики анализа бизнес-процессов;
  • нотации представления структурно-функциональных схем;
  • стандарты оформления результатов анализа;
  • специализированное программное обеспечение проектирования и разработки информационного контента;
  • технологические стандарты проектирования и разработки информационного контента;
  • принципы построения информационных ресурсов;
  • основы программирования информационного контента на языках высокого уровня;
  • стандарты и рекомендации на пользовательские интерфейсы;
  • компьютерные технологии представления и управления данными;
  • основы сетевых технологий;
  • языки сценариев;
  • основы информационной безопасности;
  • задачи тестирования и отладки программного обеспечения;
  • методы отладки программного обеспечения;
  • методы тестирования программного обеспечения;
  • алгоритмизацию и программирование на встроенных алгоритмических языках;
  • архитектуру программного обеспечения отраслевой направленности;
  • принципы создания информационных ресурсов с помощью систем управления контентом;
  • архитектуру и принципы работы систем управления контентом;
  • основы документооборота;
  • стандарты составления и оформления технической документации;
  • характеристики качества программного продукта;
  • методы и средства проведения измерений;
  • основы метрологии и стандартиза;

В результате освоения учебной дисциплины обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидам должны быть созданы условия, способствующие получению знаний:

  • механизмов социальной защиты;
  • норм позитивного социального поведения;
  • основ эффективного интеллектуального труда;
  • приемов самостоятельной работы;
  • роли книги и ИКТ в учебной деятельности;
  • основ деловой коммуникации;

и формированию умений:

  • использовать нормы позитивного социального поведения;
  • проводить само рефлексию;
  • определять перспективы своего личностного саморазвития;
  • толерантно воспринимать и правильно оценивать людей в соответствии с юридическими и моральными нормами;
  • уметь ориентироваться в незнакомой учебной (рабочей) ситуации;
  • уходить от конфликтов;
  • выходить из конфликтов

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего –  669 часов, в том числе:

        максимальной учебной нагрузки обучающегося – 454 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 302 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 151 час;

        учебной и производственной практики –   144 часа

работа над курсовым проектом – 36 часа

самостоятельная работа над курсовым проектом - 36 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 2.2.

Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим на основе современных стандартов

ПК 2.3.

Проводить отладку и тестирование отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.4.

Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.5.

Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию

ПК 2.6.

Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1.

Сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

37

20

8

2

14

2

6

ПК 2.2.

Разработка и опубликование программного обеспечения и информационных ресурсов отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе современных стандартов.

330

204

100

22

82

22

42

ПК 2.3.

Проведение отладки и тестирования отраслевого программного обеспечения.

54

24

16

2

24

2

6

ПК 2.4.

Проведение адаптации отраслевого программного обеспечения.

56

30

16

4

22

4

6

ПК 2.5.

Разработка, ведение проектной и технической документации.

60

30

18

4

24

4

6

ПК 2.6.

Осуществление контроля качества продуктов..

60

30

18

2

21

2

6

Производственная практика (по профилю специальности.

72

72

Всего:

669

338

176

36

187

36

72

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 2.

Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности

МДК 2 Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности

Тема 2.1. 

Сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

Содержание

10

отраслевая специализированная терминология

2

2

технология сбора информации

2

2

методика анализа бизнес-процессов

2

1

нотации представления структурно-функциональных схем

2

1

стандарты оформления результатов анализа. Зачет по теме  «Сбор и анализ информации для определения потребностей клиента»

2

1

Лабораторные работы

4

проведение анкетирования и интервьюирования

2

построение структурно-функциональных схем

2

Практические занятия

4

сбор информации о  потребностях клиента

2

анализ информации клиента. Зачет по теме  «»

2

Самостоятельная работа

12

1.

факторы, влияющие на стоимость программных средств

12

Тема 2.2. Разработка и публикация программного обеспечения и информационных ресурсов отраслевой направленности со статическим и динамическим на основе современных стандартов

Тема 2.2.1. Разработка информационных ресурсов.

Содержание

14

понятие информационного ресурса

2

2

виды информационных ресурсов

2

1

принципы построения информационных ресурсов

2

2

технологические стандарты проектирования  информационного контента

2

технологические стандарты разработки информационного контента

2

специализированное программное обеспечение проектирования информационного контента

2

специализированное программное обеспечение разработки информационного контента

2

Лабораторные работы

12

Выбор метода анализа бизнес информации

2

анализ бизнес-информации с использованием различных методик

2

формулировка потребностей клиента в виде четких логических конструкций

2

Подготовка требований для технического задания

2

Формирование структуры технического задания. Заполнение структуры технического задания.

2

Заполнение структуры технического задания.

разработка технического задания

2

Самостоятельная работа

18

1.

Построение моделей программных систем с использованием структурного и объектно-ориентированного подхода. Диаграммы потоков данных и диаграммы «сущность-связь».

18

Тема 2.2.2. Разработка и опубликование программного обеспечения отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе современных стандартов.

Содержание

68

Архитектура программного обеспечения отраслевой направленности.

2

2

Архитектура систем управления контентом.

2

2

Принципы работы систем управления контентом.

2

2

Понятие языка сценариев. Обзор языков сценариев.

2

2

Назначение языков сценариев. Характеристика языков сценариев.

2

2

Понятие сетевых технологий. Виды сетевых технологий.

2

1

Структура сетевой операционной системы. Структура сетевой прикладной программы.

2

1

Понятие информационной безопасности. Виды угроз.

2

1

Способы защиты информации. Способы защиты программ.

2

Понятие пользовательского интерфейса. Элементы интерфейса.

2

 Стандартные требования к пользовательскому интерфейсу.

2

Рекомендация на пользовательский интерфейс.

2

Основные этапы решение задач на ЭВМ. Постановка задачи.

2

Понятия и свойства алгоритма. Стадии создания алгоритма.

2

Основные алгоритмические конструкции. Линейные конструкции.

2

Разветвляющаяся  конструкция. Конструкция выбора.

2

Циклические конструкции. Вспомогательные конструкции.

2

Интегрированная среда программирования. Знакомство с интерфейсом.

2

Пользовательская форма. Создание форм.

2

Типы данных. Изменение типов данных.

2

Понятие переменной. Списание переменных.

2

Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение, различия.

2

Организация процедур. Стандартные процедуры.

2

Процедуры, определенные пользователем, синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры.

2

Организация ввода данных. Организация вывода данных.

2

Операторы присвоения. Организация вычислений.

2

Оператор условного перехода. Организация ветвления и выбора.

2

Операторы циклов. Организация арифметического цикла.

2

Организация логического цикла. Организация цикла с предусловием. Составной оператор.

2

Гипертекстовый документ. Структура гипертекстового документа.

2

Фреймы. Виды фреймов. Фреймовая структура документов.

2

Текст. Форматирование текста. Организация списков.

2

Вставка изображений и таблиц. Бегущие строки.

2

Зачет по теме «Разработка и опубликование программного обеспечения.»

2

Лабораторные работы

80

Вставка текста. Форматирование текста

2

Вставка изображений. Форматирование изображений

2

Работа с гиперссылками.

2

Организация списков. Форматирование списков

2

Вставка таблиц. Форматирование таблиц

2

Использование фреймов. Форматирование загрузочной страницы

2

Знакомство с CSS. Формирование структур информационных страниц

2

Разработка сценария приложения. Работа с приложением к курсовому проекту

2

Структурно-функциональная схема приложения. Работа над приложением к курсовому проекту

2

Блочно-модульная схема приложения. Работа над приложением к курсовому проекту

2

Навигационная схема приложения. Работа с приложением к курсовому проекту

2

Освоение интерфейса редактора VBA.

2

Создание пользовательской формы. Работа со свойствами формы.

2

Проектирование наполнения формы. Наполнение формы элементами

2

Организация ввода данных. Обработка введенных данных

2

Организация вывода. Сообщения

2

Реализация линейного алгоритма. Организация вычислений

2

Реализация ветвления. Вложенные ветвления.

2

Реализация структура выбора.

2

Организация циклов. Реализация арифметического цикла.

2

Организация циклов. Реализация логического цикла

2

Организация обмена данными (лист-форма).

2

Организация обмена данными (форма-лист).

2

Разработка формы для теста средствами VBA

2

Организация обработки результатов тестирования

2

Отладка процедуры. Тестирование процедуры

2

Обработка событий документа

2

Создание анимированной кнопки

2

Создание анимированного логотипа

2

Включение анимированного элемента в приложение

2

Работа с мультимедийными средствами

2

Сборка приложения. Подключение презентации

2

Сборка приложения. Подключение теста

2

Размещение контента в сети

2

Создание таблиц БД.

2

Заполнение таблиц. Сортировка. Фильтрация

2

Установка связей между таблицами

2

Формы ввода данных

2

Формирование запросов

2

Формирование отчетов

2

Практические занятия

8

Установление соответствия программного продукта с техническим заданием.

2

Проверка выполнения требований к интерфейсу приложения

2

Публикация программного приложения

2

Зачет по теме «Разработка и опубликование программного обеспечения»

2

Самостоятельная работа

42

1.

Программный модуль и его основные характеристики. Типовая структура программного модуля. Порядок разработки программного модуля.

4

2.

Основная концепция структурирования программ. Методы структурирования программ.

8

3.

Методика объектно-ориентированного проектирования и его основные принципы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.

8

4.

Основные составляющие объектно-ориентированного анализа. Этапы объектно-ориентированного проектирования. Структура объектно-ориентированных программ.

10

5.

Инструментальные среды программирования. Инструментальные системы технологии программирования и их основные черты: комплексность, ориентированность на коллективную разработку, технологическая определенность, интегрированность. Основные компоненты инструментальных систем технологии программирования

12

Тема 2.3. Проведение отладки и тестирования отраслевого программного обеспечения.

Содержание

6

задачи тестирования и отладки программного обеспечения

2

2

методы отладки программного обеспечения

2

2

методы тестирования программного обеспечения

2

2

Лабораторные работы

8

Задачи отладки программного обеспечения. Методы отладки программного обеспечения

2

Задачи тестирования программного обеспечения. Методы тестирования программного обеспечения

2

Выбор метода отладки программного обеспечения. Выбор метода тестирования программного обеспечения

2

Создание набора тестовых заданий (для VBA программ)

2

Практические занятия

8

Создание набора тестовых заданий (для сайта)

2

Тестирование VBA программы

2

Тестирование сайта. Оформление отчета об ошибках

2

Зачет по теме «Проведение отладки и тестирования отраслевого программного обеспечения.»

2

Самостоятельная работа

22

1.

Источники ошибок программного обеспечения. Классификация ошибок программного обеспечения. Основные пути и методы борьбы с ошибками программного обеспечения.

8

2.

Автономная отладка модуля. Использование средств отладки.

8

3.

Принцип «белого ящика». Пошаговое и монолитное тестирование модулей. Нисходящее и восходящее тестирование программного обеспечения.

6

Тема 2.4. Проведение адаптации отраслевого программного обеспечения.

Содержание

10

Адаптация программного обеспечения

2

1

Порядок проведения адаптации программного обеспечения

2

2

Компьютерные технологии представления данных

2

Принципы создания информационных ресурсов с помощью систем управления контентом

2

Зачет по теме «Проведение адаптации отраслевого программного обеспечения»

2

Лабораторные работы

12

Конфигурирование программного обеспечения. Адаптация программного обеспечения.

2

Планирование адаптивного сопровождения программного продукта или информационного ресурса.

2

Работа с заказчиком по адаптивному сопровождению программного обеспечения

2

Адаптация программного обеспечения

2

Оптимизация программного обеспечения

2

Оптимизация программного обеспечения с помощью систем управления контентом

2

Практические занятия

4

Проведение пошаговой адаптации программного обеспечения

2

Зачет по теме «Проведение адаптации отраслевого программного обеспечения»

2

Самостоятельная работа

18

1.

Различие между тестированием и отладкой программного обеспечения.

9

Сопровождение программных продуктов, внесение изменений, обеспечение надежности при эксплуатации

9

Тема 2.5. Разработка, ведение проектной и технической документации.

Содержание

8

Состав технической документации на программное обеспечение

2

2

ГОСТ ЕСПД, ГОСТ Р ИСО/МЭК

2

Стандарты составления технической документации

2

Стандарты оформления технической документации ГОСТ 19.106-78

2

1

Лабораторные работы

12

Составление спецификаций

2

Оформление технического задания

2

Составление руководства программиста

2

Составление руководства пользователя

2

Тестирование руководства программиста

2

Тестирование руководства пользователя

2

Практические занятия

6

Разработка пояснительной записки на программу

2

Разработка описания программы

2

Разработка эксплуатационных документов. Зачет по теме «Разработка, ведение проектной и технической документации»

2

Самостоятельная работа

20

1.

Необходимая документация и предпродажная подготовка программных средств

10

Правовые методы защиты программных продуктов. Патентная защита. Лицензионные соглашения

10

Тема 2.6. Осуществление контроля качества продуктов.

Содержание

10

Понятие метрологии. Основы метрологии

2

1

Понятие стандартизации. Основы стандартизации

2

Характеристики качества программного продукта

2

Критерии качества программного продукта

2

Методы проведения измерений. Средства проведения измерений. Дифференцированный зачет

2

1

Лабораторные работы

12

Выбор характеристик качества оценки программного продукта

2

Формирование критериев оценки качества программного продукта

2

Применение стандартов по измерению качества программного продукта

2

Применение нормативной документации по контролю качества

2

Формирование отчета проверки качества

2

Оформление отчета проверки качества

2

Практические занятия

6

Измерение характеристик качества программного продукта

2

Контроль характеристик качества программного продукта

2

Зачет по теме «Осуществление контроля качества продуктов.»

2

Самостоятельная работа

19

1.

Обеспечение надежности при эксплуатации.

9

Методы защиты программных продуктов. Защита программных продуктов от несанкционированного доступа и копирования.

10


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. 

151

Примерная тематика домашних заданий

  1. Факторы, влияющие на стоимость программных средств
  2. Построение моделей программных систем с использованием структурного и объектно-ориентированного подхода. Диаграммы потоков данных и диаграммы «сущность-связь».
  3. Программный модуль и его основные характеристики. Типовая структура программного модуля. Порядок разработки программного модуля.
  4. Основная концепция структурирования программ. Методы структурирования программ.
  5. Методика объектно-ориентированного проектирования и его основные принципы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
  6. Основные составляющие объектно-ориентированного анализа. Этапы объектно-ориентированного проектирования. Структура объектно-ориентированных программ.
  7. Инструментальные среды программирования. Инструментальные системы технологии программирования и их основные черты: комплексность, ориентированность на коллективную разработку, технологическая определенность, интегрированность. Основные компоненты инструментальных систем технологии программирования
  8. Источники ошибок программного обеспечения. Классификация ошибок программного обеспечения. Основные пути и методы борьбы с ошибками программного обеспечения.
  9. Автономная отладка модуля. Использование средств отладки
  10. Принцип «белого ящика». Пошаговое и монолитное тестирование модулей. Нисходящее и восходящее тестирование программного обеспечения.
  11. Различие между тестированием и отладкой программного обеспечения.
  12. Сопровождение программных продуктов, внесение изменений, обеспечение надежности при эксплуатации
  13. Необходимая документация и предпродажная подготовка программных средств
  14. Правовые методы защиты программных продуктов. Патентная защита. Лицензионные соглашения
  15. Обеспечение надежности при эксплуатации.
  16. Методы защиты программных продуктов. Защита программных продуктов от несанкционированного доступа и копирования.

Учебная практика

Виды работ

Разработка структурированного алгоритма. Применение методов структурирования программ.

Применение методов ООП.

Разработка программного продукта с использованием ООП.

Отладка программного обеспечения.

Тестирование программ методом «белого ящика». Тестирование программ методом «черного ящика». Автоматизированное тестирование. 

Работа с CASE-средством.

72

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)

Виды работ:

Разработка программного обеспечения отраслевой направленности

72

Примерная тематика курсовых работ (проектов)

Разработка, отладка и документационное оформление программного обеспечения отраслевой направленности.

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

36

Всего

669


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

  • Лабораторий технологии разработки программного обеспечения и информационно-коммуникационных систем, полигона вычислительной техники.
  • Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть, проектор, экран, плазменная панель, комплект учебно-методической документации.
  • Оборудование полигона вычислительной техники: компьютеры (рабочие станции), сервер, локальная сеть, выход в глобальную сеть.
  • Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
  • Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: компьютеры (рабочие станции), локальная сеть, выход в глобальную сеть.

Особенности реализации УД (ПМ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья

На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) «О социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации»;  Указа Президента Российской  Федерации  от  07.05.2012  года  №  597  «О мероприятиях  по  реализации государственной социальной политики»;  Указа  Президента  Российской  Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования  и  науки»;  Распоряжение Правительства  РФ от 15.10.2012 года № 1921-р        «О комплексе мер,        направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального                образования»; Письма  Департамента  государственной  политики  в сфере подготовки  рабочих кадров и        ДПО от 18 марта 2014 года №06-281 «Требования        к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного  процесса»,  в техникуме  созданы  условия    доступности  для лиц с  ограниченными возможностями здоровья. Создание без барьерной среды в Энгельсском политехникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов        и        лиц        с        ограниченными        возможностями здоровья:        с нарушениями  зрения;  с  нарушениями  слуха;  с  ограничением двигательных функций. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно- методической документации.

На  официальном  сайте  Энгельсского политехникума http://politehnikum-eng.ru/index/specialistov_srednego_zvena/0-390 представлены федеральные государственные образовательные  стандарты  среднего  профессионального  образования,  учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими  работниками  техникума,  обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.

В учебно-методических комплексах по  дисциплине  «Физическая  культура»  и факультативу «Физическая культура» предусмотрены занятия по  настольным  и интеллектуальным  видам  спорта (шахматы, шашки и др.), разработана тематика рефератов.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

В Энгельсском политехникуме для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна реализация образовательной программы по заочной форме обучения  с элементами дистанционного образования.

В техникуме создана профессиональная и социокультурная толерантная  среда,  необходимая для формирования  гражданской,  правовой  и  профессиональной  позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству и обучению в инклюзивной форме.

Студенты Энгельсского политехникума принимают участие в добровольческом (волонтерском) движении, в ежегодном благотворительном движении «Белый цветок», направленных на развитие способностей толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

        Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и  другие помещения.

Обеспечена доступность к прилегающей территории учебных корпусов по адресу: 413116 Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полтавская, дом 19 и ул. Железнодорожная, дом 13. Входные пути, пути перемещения внутри здания и территория  соответствуют  условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп студентов с ограниченными возможностями, беспрепятственному подъезду машин скорой помощи.

В кабинете имеются места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху.

На пункте охраны у дежурного есть возможность оперативно вызвать врача.

В учебном кабинете используется мультимедийное оборудование: слайд-проектор, экран, колонки. Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных  потребностей  конкретного обучающегося.

Организация итоговой аттестации для  обучающихся  с  ограниченными  возможностями здоровья.

         Государственная       итоговая       аттестация       выпускников        с   ограниченными возможностями здоровья является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной  программы  в полном объеме.

      Требования        к        содержанию,        объему        и        структуре        выпускной

квалификационной работы        определяются        Порядком        проведения  государственной итоговой        аттестации        по образовательным программам среднего профессионального образования и локальными нормативными документами Энгельсского политехникума.

         Выпускники с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к государственной итоговой аттестации и в период ее проведения имеют возможность доступа в аудитории,  к  библиотечным  ресурсам техникума.

Технические  средства  для  обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья.

 Для  слабовидящих студентов        в учебном        кабинете        предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов - слайда на экране. Сайт техникума разработан с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ (имеется доступ к версии для слабослышащих).

 Для слабослышащих студентов имеются мультимедийные средства и видеоматериалы.

https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/nashi-novosti/primernyie-rabochie-programmyi-adaptivnyih-distsip.html

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Информатика: Учебник. - 3-е изд. перераб., / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2012.
  2. Орлов В.В. Технологии разработки программных продуктов. -СПб.: Питер, 2012.-437 с.
  3. Жоголев Е.А. Введение в технологию программирования: Конспект лекций. - М.: ДИАЛОГ-МГУ, 2014.
  4. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2012.
  5. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2012.
  6. Ван-Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. - М.: Мир, 2012.-578 с.
  7. Шураков В.В. Надёжность программного обеспечения. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 320 с.
  8. Бутаков Е.А. Методы создания качественного программного обеспечения ЭВМ. - М.: Энергоатомиздат, 2012. -457 с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности «Прикладная информатика (по отраслям)». Изучение общепрофессиональных дисциплин:

  1. «Операционные системы и среды»,
  2. «Архитектура ЭВМ и ВС»,
  3. «Менеджмент»,
  4. «Документационное обеспечение управления»,

профессиональных модулей:

  1. «Обработка отраслевой информации»

должно  предшествовать освоению данного модуля или проходить параллельно.

Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля.

Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса:

        Инженерно-педагогический состав:

Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю модуля.

        Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Наличие 5-6 разряда и опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

Оценка рынка программных продуктов, определение стоимости программ.

Текущий контроль в форме:

- лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК;

- экспертная оценка   выполнения лабораторных  и практических работ

Зачеты по производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля;

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

Защита курсового проекта.

ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим на основе современных стандартов

Методы проектирования программных продуктов и признаки их классификации. Неавтоматизированное и автоматизированное проектирование алгоритмов и программ.

Интерфейс пользователя программного продукта. Классификация систем, поддерживающих диалоговые процессы. Системы с жестким сценарием, дескрипторные системы, тезаурусные системы, системы с языком деловой прозы. Характеристика сценария диалогового процесса. Требования, предъявляемые к стандартному графическому интерфейсу пользователя.

ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование отраслевого программного обеспечения.

Корректность программ, ее составляющие, программные эталоны и методы проверки корректности.

ПК 2.4. Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

Обеспечение легкости применения продукта. Обеспечение мобильности, модифицируемости и интеграции программных продуктов.

ПК 2.5. Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию

Обеспечение соответствия проектной и технической документации требованиям стандартов.

ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

Принципы обеспечения показателей качества программного продукта. Функциональность и надежность как обязательные критерии качества программного продукта

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных;
  • оценка эффективности и качества выполнения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • разрабатывать, программировать  и администрировать базы данных

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • анализ инноваций в области разработки и администрирования баз данных

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • решение ситуативных задач, связанных с использованием профессиональных компетенций

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

Основные источники

Гагарина Л.Г., Кокорева Е.В., Виснадул Б.Д. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие / под ред. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2008. Гриф Минобр.

Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. Гриф Минобр.

Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / А.В. Рудаков. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. Гриф Минобр.

Технологии разработки программного обеспечения: Учебник/ С. Орлов. — СПб.: Питер, 2008. Гриф Минобр.

Дополнительные источники:

Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2007.

Брауде Э. Технология разработки программного обеспечения. – СПб.: Питер, 2004.

Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / И.Г. Семакин. – М.: ИЦ «Академия», 2007.

Попов В.Б. Основы информационных и коммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий. Книга 4. – М.: Издательство «Финансы и статистика», 2005.

Голицына О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В. Базы данных. – М.: Форум, 2006.

В.А. Благодатских   Стандартизация разработки программных средств: учебное пособие.  / В.А. Волнин, К.Ф. Поскакалов  Финансы и статистика,  2006 -  288c.

Гост 19.201-78 ЕСПД. Единая система программной документации. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению.  1978

ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Единая система программной документации. Описание программы.  1978

ГОСТ 19.404-79 ЕСПД. Единая система программной документации. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.  1979

Интернет-ресурсы:

Интернет-Университет Информационных технологий. - [Электронный ресурс]. - www.intuit.ru, 2010.

Баньщикова М.А. Компьютерная геометрия и графика: Учебно-методический комплекс. - [Электронный ресурс]. - http://ido.tsu.ru/cd-dvd/0/2554/, 2009.

Матросова А.Ю., Седов Ю.В. Интернет программирование: Учебно-методический комплекс. - [Электронный ресурс]. - http://ido.tsu.ru/bank.php?course=156, 2007.

Евтушенко Н.В. Коды, исправляющие ошибки: Учебно-методический комплекс. - [Электронный ресурс]. - http://ido.tsu.ru/bank.php?course=152,  2007.

Технологии разработки программного обеспечения: Электронный учебно-методический комплекс. Красноярск ИПК СФУ - [Электронный ресурс]. - http://btn.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/183/u_program.pdf , 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля модуля

Производственно-технологическая деятельность (вид-лаковая миниатюрная живопись)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 250109.01 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 03 профессионального модуля 03 Озеленение и благоустройство различных территорий профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства 18103 Садовник

Рабочая программа производственной практики является частью основной программы профессионального обучения по программе профессиональной подготовки 17531 Рабочий зеленого хозяйства, 18103 Садовник и ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Моделирование швейных изделий» для

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» д

Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.Монтаж приборов и электрических схем систем автоматики для профессии среднего профессионального образования «профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки кв

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной образовательной программы (далее - ПООП) в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) ...