Рабочая программа по ОТИ
рабочая программа на тему

Чикнайкина Ольга Леонидовна

Рабочая программа по ОТИ для студентов 2 курса специальности компьютерные сети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_teorii_informatsii_rabochaya_programma_2012-2013.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора

по учебной работе

ГБОУ РМ СПО «СГПЭК»

А.В.Максимова

 «___»_______ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОД. ОП.01 Основы теории информации

«Общепрофессиональный цикл»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 230111 Компьютерные сети

Саранск, 2012


ОДОБРЕНО  

Предметной (цикловой) комиссией

Информатики и ВТ

Председатель П(Ц)К ______М.В. Панфилова

«____»          ___________20___ г.

Составитель: Маленко С.В., преподаватель  ГБОУ РМ СПО «СГПЭК»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Левина С.Н., старший методист ГБОУ РМ СПО «СГПЭК»

Содержательная экспертиза: Панфилова М.В., преподаватель  ГБОУ РМ СПО «СГПЭК»

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:  

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230111 Компьютерные сети,  утвержденной приказом Министерства образования

и науки РФ от « 23 »     июня     2010 г.  №  685

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных  государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных  И.М.Ремаренко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 230111 Компьютерные сети в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


  1. СОДЕРЖАНИЕ

  1. Стр.
  1. 1.ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. 4
  1. 2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. 5
  1. 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
  1. 8
  1. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. 10


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы теории информации

1.1 Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 Компьютерные сети; входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

        Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании  (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 14995 Наладчик технологического оборудования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять закон аддитивности информации;
  • применять теорему Котельникова;
  • использовать формулу Шеннона.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды и формы представления информации;
  • методы и средства определения количества информации;
  • принципы кодирования и декодирования информации;
  • способы передачи цифровой информации;
  • методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося 26 часов;

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы теории информации»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

14

практические работы

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

Итоговая аттестация в форме зачета


  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы теории информации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Базовые понятия теории информации

18

Тема 1.1. Формальное представление знаний. Виды информации.

Теория информации – дочерняя наука кибернетики. Информация, канал связи, шум, кодирование. Принципы хранения, измерения, обработки и передачи информации.

Информация в материальном мире, информация в живой природе, информация в человеческом обществе, информация в науке, классификация информации.

Информатика, история информатики.

4

2

Практическое занятие №1

2

Способы хранения обработки и передачи информации

Тема 1.2. Способы измерения информации.

 Измерение количества информации,  единицы измерения информации, носитель информации.

 Передача информации, скорость передачи информации.

Экспертные системы. Вероятностный подход к измерению дискретной и непрерывной информации Клода Шеннона. Информация Фишера.

4

3

Практическое занятие №2

2

Поиск энтропии случайных величин

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1: 

Подготовить реферат на тему «История информации», разделить информацию на категории по отраслям знаний

 работа с конспектом, изучение дополнительного материала на тему «Дезинформация».

 Приготовить доклад на тему: «Значение термина "информация" в различных областях знаний»

6

Раздел 2.

Информация и энтропия.

27

Тема 2.1. Теорема отчетов

Теорема отсчетов Котельникова и Найквиста — Шеннона, математическая модель системы передачи информации, виды условной энтропии, энтропия объединения двух источников. b-арная энтропия, взаимная энтропия.

Энтропийное кодирование. Пропускная способность дискретного канала. Интерполяционная формула Уиттекера-Шеннона, частота Найквиста

8

3

Практическое занятие №3

2

Применение теоремы отчетов

Тема 2.3. Смысл энтропии Шеннона.

Семантическая информация. Закон аддитивности информации. Понятие энтропии, формула Шеннона. Теория вероятности, функция распределения, дисперсия случайной величины

Локальная теорема Муавра — Лапласа. Экстраполятор нулевого порядка, экстраполятор первого порядка, передискретизация.

6

3

Практическое занятие №4

2

Расчет вероятностей

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2:

работа с конспектом, практика расчета вероятностей, изучение дополнительного материала  на темы «Квантование (обработка сигналов)», «АЦП/ЦАП», «Компандирование», «Дифференциальная энтропия», «Цепь Маркова».

Найти и изучить Центральную предельную теорему.  

9

Раздел 3.

Защиты и передача информации

24

Тема 3.1. Сжатие информации.

Простейшие алгоритмы сжатия информации, методы Лемпела-Зива, особенности программ архиваторов. Применение алгоритмов кодирования в архиваторах для обеспечения продуктивной работы в  WINDOWS. Принципы сжатия данных, характеристики алгоритмов сжатия и их применимость, коэффициент сжатия, допустимость потерь.

Системные требования алгоритмов. алгоритмы сжатия данных неизвестного формата.

6

2

Практическое занятие №5

2

Практическое применение различных алгоритмов сжатия

Тема 3.2. Арифметическое кодирование.

Помехоустойчивое кодирование, линейные блочные коды. Адаптивное арифметическое кодирование, полиномиальные коды.

Цифровое кодирование, аналоговое кодирование, таблично-символьное кодирование, числовое кодирование, дельта-кодирование.

Код (в теории информации), классификатор,  криптография, сетевое кодирование,  кодирование Хаффмана.

6

3

Практическое занятие №6

2

Практическое применение алгоритмов кодирования

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3:  

Поиск и изучение алгоритмов сжатия данных неизвестного формата. Провести сравнительный анализ сиситем архивации. Работа с конспектом, поиск дополнительной информации по способам кодирования, подготовка доклада на тему «энтропийное кодирование». Поиск и изучение информации на тему: «Кодирование Голомба», «Кодирование Фибоначчи»

8

Раздел 4.

Основы теории защиты информации

9

Тема 4.1. Стандарты шифрования данных. Криптография.

Понятие криптографии, использование ее на практике, различные методы криптографии, их свойства и методы шифрования. 

Криптография с симметричным ключом, с открытым ключом.

Криптоанализ, криптографические примитивы, криптографические протоколы, управление ключами.

4

2

Практическое занятие №7

2

Практическое применение криптографии

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4:

 работа с конспектом, изучение материала, поиск информации о методах криптографии, написание реферата на тему «криптография как средство защиты». Изучение криптографических протоколов, сравнить между собой крипто-методы, зааписать достоинства и недостатки.

3

Всего:

Аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

78

52

26


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ теории кодирования и передачи информации,  лаборатории вычислительной техники.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор;

- экран.

Оборудование лаборатории и рабочих мест:

- автоматизированные рабочие места обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- специализированная мебель;

- комплект нормативных документов;

- рекомендации по подготовке к практическим занятиям;

- задания для проведения практических занятий;

- проектор;

- сканер;

- принтер;

-программное обеспечение компьютерной алгебры из класса систем автоматизированного проектирования (MathCad, SMath Studio)

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. О. С. Литвинская, Н. И. Чернышев., Основы теории передачи информации, М.:  КноРус, 2010.
  2. Г. И. Хохлов., Основы теории информации, М.: Академия, 2008

Дополнительные источники:

  1. Биркгоф Г., Барти Т, Современная прикладная алгебра, М.: Мир, 1976
  2. Блейхер Р., Теория и практика кодов, контролирующих ошибки, М.: Мир, 1986
  3. Борн Г., Форматы данных, Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1995
  4. Букчин Л. В., Безрукий Ю. Л., Дисковая подсистема IBM-совместимых персональных компьютеров, М.: МИКАП, 1993
  5. Винер Н., Кибернетика, М.: Наука, 1983
  6. Воробьев Н. Н., Признаки делимости, М.: Наука, 1988
  7. Глушков В. М., Основы безбумажной информатики, М.: Наука, 1987
  8. Джордж Ф., Основы кибернетики, М.: Радио и Связь, 1984
  9. Кенцл Т., Форматы файлов Internet, СПб: Питер, 1997
  10. Нельсон М., Верификация файлов, “Журнал д-ра Добба” 1/93
  11. Нефедов В. Н., Осипова В. А., Курс дискретной математики, М.: МАИ, 1992
  12. Нечаев В. И., Элементы криптографии, М.: Высшая школа, 1999
  13. Мастрюков Д., Алгоритмы сжатия информации, “Монитор” 7/93–6/94
  14. Питерсон Р., Уэлдон Э., Коды, исправляющие ошибки, М.: Мир, 1976
  15. М. Смирнов, Перспективы развития вычислительной техники: в 11 кн.: Справочное пособие. Кн. 9., М.: Высшая школа, 1989
  16. Розанов Ю. А., Лекции по теории вероятностей, М.: Наука, 1986
  17. Титце У., Шенк К., Полупроводниковая схемотехника, М.: Мир, 1983
  18. Чисар И., Кернер Я., Теория информации, М.: Мир, 1985
  19. Шеннон К., Работы по теории информации и кибернетики, М.: Издательство иностранной литературы, 1963
  20. Яглом А., Яглом И., Вероятность и информация, М.: Наука, 1973
  21. В. В. Ященко, Введение в криптографию, М.: МЦНМО—ЧеРо, 2000
  22. D. Ragget, A. L. Hors, I. Jacobs, HTML 4.01 Specification
  23. The Unicode Standard, Version 3.0, Addison Wesley Longman Publisher, 2000, ISBN 0-201-61633-5

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

умения:

применять закон аддитивности информации

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

применять теорему Котельникова

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

использовать формулу Шеннона

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа.

знания:

виды и формы представления информации

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

методы и средства определения количества информации

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

принципы кодирования и декодирования информации

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа,, контрольная работа

способы передачи цифровой информации

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа.

методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...