Открытый урок по информатике
учебно-методический материал на тему

ИЛЬЧЕНКО ГАЛИНА ЮРЬЕВНА

Тема занятия : IT технологии на железнодорожноим транспорте

Цель занятия: Показать приемы методической работы,  направленные на активизацию познавательной деятельности студента и  организацию деятельности студентов по обобщению и систематизации ранее  изученного материала, используя современные клмпьютерные технологии и навыки исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Информатизация железнодорожного транспорта

Слайд 2

Компьтерные гении

Слайд 3

Начало строительства современного здания ГВЦ

Слайд 4

У пульта управления одного из первых компьютеров

Слайд 5

Автоматизированная печать графика движения поездов

Слайд 6

Машинный зал ГВЦ в 2000 г.

Слайд 7

Посещение ГВЦ Председателем Правительства РФ В.В. Путиным в июне 2008 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектура персонального компьютера Выполнил студент Группы ОП-251 Пульбер В.А

Слайд 2

Содержание : Материнская плата Процессор Шинные интерфейсы материнской платы Оперативная память Микросхема ПЗУ и система BIOS Жесткий диск Гибкие магнитные диски Дисковод компакт-дисков CD-ROM Монитор Клавиатура Мышь

Слайд 3

Материнская плата О сновная плата персонального компьютера, представляющая из себя лист стеклотекстолита, покрытый медной фольгой. Путем травления фольги получают тонкие медные проводники соединяющие электронные компоненты.

Слайд 4

Процессор Процессор - это главная микросхема компьютера, его "мозг". Он разрешает выполнять программный код, находящийся в памяти и руководит работой всех устройств компьютера. Скорость его работы определяет быстродействие компьютера.

Слайд 5

Оперативная память Оперативная память — энергозависимая часть системы компьютерной памяти , в которой временно хранятся входные, выходные и промежуточные данные программы процессора . Наиболее распространенные типы DIMM и SIMM .

Слайд 6

Микросхема ПЗУ и система BIOS В момент включения компьютера в его оперативной памяти нет ничего – ни данных, ни программ, поскольку оперативная память не может ничего хранить без подзарядки ячеек более сотых долей секунды, но процессору нужны команды, в том числе и в первый момент после включения. Поэтому сразу после включения на адресной шине процессора выставляется стартовый адрес. Это происходит аппаратно , без участия программ (всегда одинаково). Процессор обращается по выставленному адресу за своей первой командой и далее начинает работать по программам. Этот исходный адрес не может указывать на оперативную память, в которой пока ничего нет. Он указывает на другой тип памяти – постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) . Микросхема ПЗУ способна длительное время хранить информацию, даже когда компьютер выключен. Программы, находящиеся в ПЗУ, называют «зашитыми» – их записывают туда на этапе изготовления микросхемы.

Слайд 7

Жесткий диск Жесткий диск - устройство для хранения системных и пользовательских данных. Жесткий диск - это неотъемлемый компонент большинства компьютеров и ноутбуков, представленный жестким магнитным диском .

Слайд 8

Дисковод компакт-дисков CD-ROM Дисковод — устройство компьютера , позволяющее осуществить чтение и запись информации на съемный носитель информации , имеющий форму диска .

Слайд 9

Устройства ввода Клавиатура Манипуляторы Джойстик Мышь Трекбол Сенсорные устройства ввода Световое перо Графический планшет Сканер Устройства распознавания речи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История развития вычислительной техники

Слайд 2

Домеханический период Счет на пальцах (30 тыс. лет д.н.э.) Счет на камнях Абак - «саламинская доска» (5-4 в. д. н. э.) Палочки Непера - первое устройство для выполнения умножения (16 век н. э.) Логарифмическая линейка (1654 год, Р. Биссакар)

Слайд 3

Механический период «Паскалина» – первая счетная машина, выполняющая сложение и вычитание (1642 год, Блез Паскаль) Машина Лейбница – первая машина, выполняющая 4 арифметических действия (1673 год, Г. Лейбниц)

Слайд 4

Чарльз Беббидж (1791-1864 г.) – изобретатель компьютера. Ада Лавлейс – первый программист компьютера.

Слайд 5

Механический период Табулятор - машина, использующая перфокарты, с которых информация считывалась с помощью электрического тока (1888 год, Г. Холлерит) Данная машина была использована при переписи населения, проводимой в США (1890 год), что позволило обработать результаты переписи за 3 года. В 1924 году Холлерит основал фирму IBM для серийного выпуска табуляторов.

Слайд 6

Первое поколение ЭВМ. ЭНИАК (1946 год Д. Эккерт , Д. Моучли ) Размеры : 30 м. в длину, вес 30 тонн. Состояла из 20000 эл . ламп. Выполняла 300 операций умножения и 5000 сложений многоразрядных чисел в секунду ЭДСАК (1949 год) – первая машина с хранимой программой (Англия). Данная ЭВМ была создана в соответствии с принципами фон Неймана. МЭСМ (1951 год) – первая отечественная ЭВМ, разработана академиком С.А. Лебедевым. ЮНИВАК (1951год) – впервые использовались магнитные ленты для записи и хранения информации (Англия). БЭСМ-2 (1952 год) – отечественная ЭВМ. Характеры и черты ЭВМ первого поколения элементная база: электронно-вакуумные лампы; габариты: выполнена в виде громадных шкафов и занимает специальный зал; быстродействие: 10-20 тыс. операций в секунду; носитель информации: перфокарта, перфолента; программы состоят из машинных кодов; количество машин в мире – десятки.

Слайд 7

Второе поколение ЭВМ (1958-1964). Полупроводниковый транзистор (заменял 40 электронных ламп) БЭСМ-6 (большая электронная счетная машина) –лучшая в мире. МИНСК-2 УРАЛ-14 Характерные черты ЭВМ второго поколения: элементная база: транзисторы; габариты: выполнена в виде стоек, чуть выше человеческого роста, занимает специальный зал; быстродействие: до 1 млн. операций в секунду; носитель информации: магнитные ленты; программы пишутся на алгоритмических языках; количество машин в мире – тысячи.

Слайд 8

Третье поколение ЭВМ (1964-1971). Интегральная схема (микросхема) 1964 год - создание шести моделей IBM -360 IBM -370 СМ ЭВМ (семейство малых ЭВМ) Все машины 3-го поколения программно совместимы и имеют развитую операционную систему. Характерные черты ЭВМ третьего поколения: элементная база: ИС; габариты: выполнена в виде стоек, чуть выше человеческого роста, не требует специального зала (мини ЭВМ); быстродействие: до миллионов операций в секунду; носитель информации: магнитные диски; программы пишутся на языках программирования; количество машин в мире – сотни тысяч.

Слайд 9

Четвертое поколение ЭВМ (с 1971 г.- по настоящее время). Возникновение БИС и СБИС: одна БИС по мощности соответствует 1000 ИС 1971 год – создание первого микропроцессора фирмой Intel . 1974 год - создание первого персонального компьютера фирмой MITS . 1976 год – массовое производство ПК фирмой « Apple » 1981 год – создание ПК IBM PC фирмы « IBM ». Характерные черты ЭВМ четвертого поколения: элементная база: БИС и СБИС; габариты: микро ЭВМ; быстродействие: до тысяч миллионов операций в секунду; носитель информации: гибкие и лазерные диски; программы пишутся на языках программирования; количество машин в мире – миллионы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устройство персонального компьютера Команда: Компьютерные гении

Слайд 2

Структура ПК Составные части, из которых состоит компьютер, называют модулями. Персональные компьютеры обычно состоят из следующих основных модулей: Системный блок . В системном блоке находятся все основные узлы компьютера: • материнская плата; • электронные схемы (процессор, контроллеры устройств и т.д.); • блок питания; • дисководы (накопители).

Слайд 3

Материнская плата Материнская (системная, главная) плата является центральной частью любого компьютера. На материнской плате размещаются в общем случае центральный процессор, сопроцессор, контроллеры, обеспечивающие связь центрального процессора с периферийными устройствами, оперативная память, кэш-память, элемент ROM-BIOS, аккумуляторная батарея, кварцевый генератор тактовой частоты и слоты для подключения других устройств. Процессор В общем случае под процессором понимают устройство, производящее набор операций над данными, представленными в цифровой форме. Применительно к вычислительной технике под процессором понимают центральное процессорное устройство, обладающее способностью выбирать, декодировать и выполнять команды, а также передавать и принимать информацию от других устройств. Память Центральный процессор имеет доступ к данным, находящимся в оперативной памяти. Работа компьютера с пользовательскими программами начинается после того как данные будут считаны из внешней памяти в ОЗУ. Функции памяти: • приём информации от других устройств; • запоминание информации; • передача информации по запросу в другие устройства машины. Память делят на: 1. основную: ОЗУ (оперативно запоминающее устройство); ПЗУ (постоянное запоминающее устройство ); 2 . внешнюю.

Слайд 4

Назначение и группы периферийных устройств 1 . Устройства ввода-вывода - предназначены для ввода информации в ПК, вывода в необходимом для оператора формате или обмена информацией с другими ПК. К такому типу ПУ можно отнести внешние накопители, модемы. 3. Устройства ввода - Устройствами ввода являются устройства, посредством которых можно ввести информацию в компьютер. Главное их предназначение - реализовывать воздействие на машину . К такому виду периферийных устройств относятся: клавиатура, сканер, графический планшет и т.д 2 . Устройства вывода - предназначены для вывода информации в необходимом для оператора формате . К этому типу периферийных устройств относятся: принтер, монитор, аудиосистема. 4. Дополнительные ПУ - такие как манипулятор «мышь», который лишь обеспечивает удобное управление графическим интерфейсом операционных систем ПК и не несет ярко-выраженных функций ввода либо вывода информации; WEB-камеры, способствующие передаче видео и аудио информации в сети Internet , либо между другими ПК. Последние, правда, можно отнести и к устройствам ввода, благодаря возможности сохранения фото, видео и аудио информации на магнитных или магнитооптических носителях.

Слайд 5

Периферийные устройства ввода-вывода информации Модемы Винчестеры Флеш - карты

Слайд 6

Периферийные устройства вывода информации. Мониторы Принтеры Плоттеры ( графопостроители) Проекционная техника Мультимедийный проектор Аудиосистема

Слайд 7

Периферийные устройства ввода информации. Клавиатура Сканер

Слайд 8

Дополнительные периферийные устройства. Джойстик - представляет собой подвижную рукоять (или руль) с несколькими кнопками. Это устройство ввода наиболее распространено в области компьютерных игр. В игровых приставках используются цифровые джойстики, а в компьютерах - аналоговые. Аналоговый джойстик имеет перед цифровым множество преимуществ. Самыми главными являются более широкая точность управления и отсутствие необходимости в применении специальной карты и переходника для подключения к компьютеру. Web -камеры. В настоящее время существует большое количество профессиональных цифровых систем видеонаблюдения , решающих разные задачи и соответственно имеющих различные возможностии цену. Можно настроить камеру так, чтобы ПК подавал звуковой сигнал при движении объекта в кадре . Видеоизображение также можно транслировать в сеть Internet . · Мышь - с развитием операционных систем с графическим интерфейсом этот манипулятор стал просто «незаменимой» частью персонального компьютера. Манипулятор «мышь» обеспечивает простое и удобное управление многими функциями ОС и прикладных программ. Существуют «мыши» двух видов: шариковые и оптические. В шариковых манипуляторах используется механический способ передачи направления. В оптических «мышах» вместо шарика используется светодиод.



Предварительный просмотр:

Узловский железнодорожный техникум – филиал МИИТ

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

преподавателем ИЛЬЧЕНКО Г.Ю.

по дисциплине ИНФОРМАТИКА

тема: IT- технологии на железнодорожном транспорте.

2016

План проведения занятия

Учебная дисциплина:

Группа:

Дата проведения:

Преподаватель:

Методическая цель:

Тема занятия:  

Тип занятия:

Цели занятия:

Обучающая:

Развивающая:

Воспитательная:

Формируемые умения:

Общие компетенции:

Профессиональные компетенции:

Информатика

УЗОП251

Г.Ю. Ильченко

Показать приемы методической работы,  направленные на активизацию познавательной деятельности студента и  организацию деятельности студентов по обобщению и систематизации ранее  изученного материала, используя современные компьютерные технологии, развитие продуктивного самостоятельного  мышления и навыков самостоятельной исследовательской работы.

IT технологии на железнодорожном транспорте

Обобщение, систематизация и контроль знаний

  1. Формирование знаний: по изучаемым темам дисциплины;
  2. умений: применять полученные знания при решении проблемных и проблемно- творческих заданий.
  3. Обеспечение закрепления, обобщения и систематизации пройденного материала.
  4. Организация деятельности студентов на самостоятельную работу .

  1. Развитие мышления, умения находить пути решения проблемы, анализировать, доказывать и опровергать;
  2. Формирование самостоятельности при решении проблемных вопросов;
  3. Развитие умений для проведения самостоятельной исследовательской деятельности студентов.

Воспитание уважения и любви к выбранной профессии; формирование нравственных категорий, отвечающих общим человеческим и профессиональным ценностям; умения работать в коллективе  и самостоятельно.

Умение пользоваться учебной и специальной

литературой, компьютерной техникой и компьютерными программами; умения работать самостоятельно и в коллективе.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий  управления перевозками.

Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчётов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

Дидактическое обеспечение занятия, оборудование:

ПК;  демонстрационная панель; карточки  с кейс-заданиями, таблицами; кроссворд; тестовые задания; видеоролик «Использование IP технологий на ж.д. транспорте»; презентации;   программное обеспечение – пакет прикладных программ Microsoft Office.

Литература:

  1. Горбатова О.В. Информатика. М.:ГОУ «УМЦ ЖДТ»,2008
  2. Берлинер Э.М., Глазырин Б.Э., Глазарина И.Б. Офис от Microsoft М.: ABF, 2007
  3. Сайт «Вместе с детьми». Задачи по информатике. Форма доступа: www.problems.ru/inf/;http://avnsite.narod.ru/ivt.htm

№ пп

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность на занятии

преподавателя

студента

1

Организационный момент

2

Организует подготовку к занятию, настраивает студентов на активную, плодотворную работу

Студенты готовятся к занятию.

2

Мотивация и целеполагание

3

Объявляет тему занятия.

Ставит цели занятия.

Внимательно слушают и осмысливают тему урока и цели.

3

Обобщение,  систематизация и контроль знаний

40

20

15

1.Организует деятельность студентов на работу в малых группах

2.Организует деятельность студентов:

- на прослушивание доклада и просмотр слайдов на тему «История информатизации железнодорожного транспорта»

- на просмотр видеоролика «IT технологии на ж.д. транспорте»

3.Задание-конкурс “Создание презентации» на темы:

- «История развития вычислительной техники»

-«Архитектура персонального компьютера»

-«Устройства персонального компьютера»

4. Задание –конкурс «Создание в текстовом редакторе документа Ведомость учета вагонов»

5 Выполнение кейс-задания в электронной таблице «Расчет премии за экономию горючесмазочных материалов»

6.Преподаватель организует деятельность студентов на решение кроссворда по теме «Состав персонального компьютера», разгадывание ребусов

7.Преподаватель организует проверку и обсуждение результатов выполнения заданий 3,4,5  

8. Конкурс капитанов

1.Студенты разбиваются на три  малые группы  и представляют свои команды. Эмблемы команд студенты подготовили дома в графических редакторах.

2. Студенты внимательно слушают доклад, смотрят видео ролик, осмысливают информацию.

3. Один представитель  команды оформляет в виде презентации материал на заданную тему, который самостоятельно подбирали.

4. Один представитель каждой команды создает документ в текстовом редакторе

5. Представитель каждой команды выполняет кейс-задание в электронной таблице

6.Оставшиеся члены команд решают кроссворд, разгадывают ребусы

7. Студенты принимают участие в проверке и обсуждении результатов выполнения заданий 3,4,5

8.Капитаны каждой команды отвечают на вопросы

4.

Подведение итогов занятия

7

Подводит итог занятия:

  • дает оценку деятельности студентов;
  • знакомит с результатами выполнения заданий малыми группами
  • выставляет оценки в журнал
  1. Слушают информацию
  2. Осуществляют самооценку.

5.

Рефлексия

3

Дает возможность студентам сделать самоанализ своей деятельности

Дают самооценку своей деятельности на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по информатике "Графика в профессии"

Конспект урока для СПО профессии "Портной". На уроке студенты закрепляют знания и умения  при работе в графическом редакторе Gimp."Сегодня у нас не совсем обычный урок. Давайте вы представите себ...

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

Открытый урок по информатике "Веб-квест "Дизайн-студия"

Данный открытый урок разрабатывался на конкурс "Преподаватель года" с учетом требований к инновациям, профессионанальной направленности, дифференцированного подхода, реалистичности и ди...

Открытый урок по информатике: «Форматирование ячеек, оформление таблиц».

Открытый урок по информатике: «Форматирование ячеек, оформление таблиц». Педагогическая тема: «Использование технологий проблемного обучения на уроках информатики». Адаптирован...

Разработка открытого урока по Информатике по теме "Реализация разветвляющихся алгоритмов в среде программирования" для специальности МЭОСГ.

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков, в котором прослеживается профессиональная направленность....

Методическая разработка открытого урока по информатике «Коллективные сетевые сервисы в Интернете»

Методическая разработка открытого урока по информатике «Коллективные сетевые сервисы в Интернете» содержит материал, который преподаватель может использовать при проведении урока информати...