Информационно коммуникационные технологии во внеучебной деятельности преподавателя информатики техникума
методическая разработка на тему

Елатницев Александр Владимирович

Образование должно стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Техникумы как центры досуга будут открыты в будние дни, а техникумовские праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» [20, с. 4]. Все это требует переосмысления всей системы внеурочной воспитательной работы, определения ее роли и места в педагогическом процессе техникума, рассмотрения возможностей использования современных средств ее осуществления, в том числе в деятельности преподавателя-предметника.

Очевидно, что в числе таких средств на первый план выступают возможности использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Однако следует заметить, что данные технологии используются преимущественно в процессе обучения и недостаточно применяются в системе внеурочной воспитательной деятельности. При этом они содержат богатые возможности для решения самых разных образовательных и воспитательных задач.

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции студента в общество, с их помощью открываются новые возможности в области художественно-эстетического, экономического, политического воспитания студентов.

Помимо функциональной грамотности использование современных ИКТ способствует обеспечению социальной адаптации студентов, содействуют их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей воспитания на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому наряду с формированием информационной культуры студентов в процессе обучения, сегодня все более актуальной является активизация внеурочной деятельности в процессе обучения информатике.

Таким образом, необходимы современные методики внеурочной работы, в которых получают широкое использование информационно – коммуникационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota2.docx759.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ульяновской области

областное государственное бюджетное учреждение

«Центр образования и системных инноваций Ульяновской области»

(ОГБУ «Центр ОСИ»)

Итоговая аттестационная работа

по программе дополнительного профессионального образования

«Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки

«Образование и педагогика»

по теме:

«Информационно  коммуникационные технологии во внеучебной деятельности преподавателя информатики техникума»

Работу выполнил(а):

слушатель курсов

профессиональной переподготовки

Елатницев Александр Владимирович

Научный руководитель:

Начальник отдела профессионального образования ОГБУ «Центр ОСИ»                                    

Вагина Елена Евгеньевна

Ульяновск

2016

Содержание

стр.

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы преподавателя информатики

1.1 Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности преподавателя информатики……………………………………6

1.2 Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы преподавателя информатики………………………………....17

Глава 2. Методические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной работе по информатике

2.1 Понятие об информационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика…………………………………………………………………23

2.2 Анализ применения преподавателем информатики современных информационно – коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности…………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………...37

Библиографический  список………………………………………………….39

Приложение ……………………………………………………………………42

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы определяется той ролью, которую призвана сыграть внеурочная воспитательная работа в процессе реформирования отечественного образования. В условиях реализации образовательной инициативы перед образовательными учреждениями стоит задача не только освоения новых образовательных стандартов, составной частью которого становится внеурочная деятельность, но и переосмысления ее сущности с позиции тех стратегических задач, которые необходимо решить, исходя из требований времени и меняющегося общества [1, с. 20].

Образование должно стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Техникумы как центры досуга будут открыты в будние дни, а техникумовские праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» [20, с. 4]. Все это требует переосмысления всей системы внеурочной воспитательной работы, определения ее роли и места в педагогическом процессе техникума, рассмотрения возможностей использования современных средств ее осуществления, в том числе в деятельности преподавателя-предметника.

Очевидно, что в числе таких средств на первый план выступают возможности использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Однако следует заметить, что данные технологии используются преимущественно в процессе обучения и недостаточно применяются в системе внеурочной воспитательной деятельности. При этом они содержат богатые возможности для решения самых разных образовательных и воспитательных задач.

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции студента в общество, с их помощью открываются новые возможности в области художественно-эстетического, экономического, политического воспитания студентов.

Помимо функциональной грамотности использование современных ИКТ способствует обеспечению социальной адаптации студентов, содействуют их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей воспитания на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому наряду с формированием информационной культуры студентов в процессе обучения, сегодня все более актуальной является активизация внеурочной деятельности в процессе обучения информатике.

Таким образом, необходимы современные методики внеурочной работы, в которых получают широкое использование информационно – коммуникационные технологии.

Инновационные формы организации учебного процесса, эффективно используемые сегодня в преподавании информатики, такие как проектный метод, метод малых подвижных групп, использование проблемного и исследовательский методов обучения, разнообразные самостоятельные формы работы студентов, основанные на применении информационных технологий, дают возможность ставить вопрос о методическом обеспечении системы проектирования внеурочной деятельности в техникуме, в частности, в деятельности преподавателя информатики.

Возникает противоречие между стремительно нарастающими потребностями в применении ИКТ в воспитательном процессе и недостаточностью методического оснащения деятельности педагога по данному направлению. Из него следует проблема, суть которой состоит в необходимости разработки методических материалов, обеспечивающих проведение внеурочной воспитательной работы с применением современных ИКТ.

В соответствии с вышеизложенным, целью нашего исследования является анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности преподавателя информатики.

Объект исследования – система внеурочной деятельности преподавателя информатики.

Предмет исследования – особенности организации, форм и методов внеурочной воспитательной деятельности с использованием ИКТ в системе работы преподавателя информатики.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть современные подходы к сущности внеурочной воспитательной работы и обосновать необходимость использования информационно – коммуникационных технологий в этом процессе.
  2. Рассмотреть современные подходы к организации внеурочной воспитательной деятельности педагога в условиях реформирования среднего специального образования.
  3. Охарактеризовать функции и содержание внеурочной воспитательной работы, раскрыть особенности ее организационных форм в деятельности преподавателя информатики.
  4. Разработать внутреннее мероприятие с использованием ИКТ.

База исследования: Областное  государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Барышский  индустриально-технологический  техникум».

1. Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы преподавателя информатики

1.1 Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности преподавателя информатики

внеурочный воспитательный преподаватель информатика

В Педагогическом энциклопедическом словаре отмечается: «Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитатательного процесса в техникуме, одна из форм организации свободного времени студентов» [22, с. 36]. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадаю с дополнительным образованием студентов. Она традиционно используется педагогами для решения разнообразных задач обучения и воспитания.

Данная форма работы имеет свою историю. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [12, 6].

С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная воспитательная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная воспитательная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.

Внеурочная воспитательная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом студентов под руководством организаторов внеклассной воспитательной работы. В этих условиях большинство студентов оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне техникума. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной воспитательной работе, ориентированной на личность. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной воспитательной работы с учётом своей специфики и увлечений студентов.

Основными задачами внеурочной воспитательной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для студентов и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной воспитательной работы практически совпадают с внепредметной работой.

В техникуме предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ студентов, а также развитию художестивенного творчества, технического творчества, спорта и др. [Пед. сл. с. 36]. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность студентов и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время  вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной воспитательной работы.

Во внеурочной воспитательной работе большое значение имеет самоуправление студентов, которое позволяет большинству студентов принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной воспитательной работы зависит не только от активности студентов, но и от педагогического влияния, умения преподавателя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [26, с. 27–28.].

В техникуме необходимо сформировать систему внеурочной воспитательной деятельности студентов. По различным направлениям ведется системная внеурочная работа, в том числе по информатике. Ее цели и задачи должны сочетаться с основными целями и задачами обучения информатике и информатизации образования.

Отметим все многообразие целей, которые можно решать с помощью информатизации внеурочной воспитательной деятельности студентов [5]. Таковыми являются:

  • вовлечение техникума в построение единого информационного пространства;
  • формирование у студентов мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления студентов, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
  • развитие познавательной и творческой активности студентов;
  • формирование устойчивого познавательного интереса студентов к интеллектуально-творческой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной воспитательной деятельности;
  • развитие материально-технической базы системы среднего специального образования;
  • организация эффективного информационного взаимодействия преподавателей, студентов и родителей;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутри сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т. п.);
  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со студентами;
  • развитие способности свободного культурного общения;
  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
  • всестороннее развитие личности студента;
  • организации содержательно досуга студентов.
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов студентов, связанных с изучением и применением информационных технологий;
  • формирование у студентов мировоззрения открытого информационного общества;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности «информационного общества»;

В соответствии с целями определим основные задачи внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • организация внеурочной воспитательной деятельности студентов с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
  • внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Во внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике решаются также узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.

Внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике свойственны основные черты внеурочной воспитательной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в следующих характеристиках:

  • целенаправленном добровольном использовании студентом свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
  • свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;
  • реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
  • особенностях взаимоотношений студента и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к студенту);
  • возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;
  • реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);
  • в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.

Применение информационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной воспитательной деятельности в техникуме. Информатизация внеурочной воспитательной деятельности студентов предполагает внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки студентов; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности студентов в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной воспитательной деятельности учебного заведения.

Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, основанной на применении информационных технологий, в техникуме [7, с. 31–32]. К ним относятся:

  • образовательная – обучение студента по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;
  • воспитательная – обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в техникуме культурной информационной среды;
  • креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;
  • компенсационная – освоение студентом новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для студента фон освоения содержания образования, предоставление студенту определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);
  • рекреационная – организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил студента;
  • профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
  • функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  • функция самореализации – самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
  • интеграционная – создание единого информационного и образовательного пространства техникума.

К общим требованиям к содержанию внеурочной воспитательной деятельности студентов можно отнести следующие особенности [17, с 11]:

  • социальная направленность применения информационных технологий;
  • актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;
  • интеграция урочной и внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике.

С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной воспитательной деятельности студентов совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.

По мнению ряда исследователей [1, 13, 16], информационные технологии являются не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной воспитательной деятельности студентов должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях студентов, а так же на потребностях социально-воспитательной среды техникума.

В основе функционирования системы внеурочных занятий по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике. Внеурочная деятельность студентов по информатике строится на следующих принципах [31, с. 24–26]:

Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике с условиями жизни и деятельности студента.

Принцип коммуникативной активности студентов.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности студентов во внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков по предмету и т. д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных студентам материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Принцип преемственности внеурочной воспитательной работы с уроками.

Во внеурочной воспитательной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности студентов включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса студента к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной воспитательной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для студентов. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни студентов. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной воспитательной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Принцип учета возрастных особенностей студентов.

Эффективность внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям студентов. Знание и учёт типичных возрастных особенностей студентов дают возможность Преподавателю осуществлять перспективное планирование внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании преподавателем контингента студентов, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса техникума – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, способствует повышению интереса к ней студентов и качества её проведения.

Помимо общих принципов внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике [28, с. 33]:

  • принцип эффективного использования средств информационных технологий;
  • принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
  • принцип учета уровня информационной культуры студентов при проведении и планировании внеурочной воспитательной деятельности с применением информационных технологий;
  • принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Все вышеназванные принципы и условия, дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности средствами информационных технологий.

На основе сформулированных принципов могут быть выявлены средства информатизации внеурочной воспитательной деятельности студентов и рассмотрены методы использования информационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике.

Эффективность и результативность внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.

Итак, система внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

Для эффективной реализации такого подхода на первой стадии (первом этапе) обучения необходимо проводить психофизиологическую и социально-психологическую диагностику студентов, и с учетом полученных результатов формировать у них устойчивый интерес к одному из направлений информатики или ее приложений.

1.2 Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы преподавателя информатики

Остановимся на таком понятии как формы внеурочной воспитательной работы.

В педагогической литературе не существует единого мнения о формах внеурочной воспитательной работы, поскольку, во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм внеурочной воспитательной работы.

Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач [25, с 43].

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной техникуме» [25, с 44].

Оригинальна классификация, предложенная Е.В. Титовой [25, c. 67]. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия. Она выделяет прежде всего созерцательно-исполнительскую позицию студентов и организаторскую роль взрослых. Иными словами, студенты воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п.

Понятие «мероприятие», по мнению В.С. Безруковой, состоит их двух: «мера», «принимать». Этот термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы, Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Применительно к информатике формы внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать с учетом этапов информатизации системы внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике. Они должны быть реализованы с учетом разнообразных мотивов студентов и подростков в области информатики и представлены широким спектром фундаментальных, прикладных и интегрированных курсов.

Выделим три основных этапа организации внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике.

1. Первый этап – диагностический. На данном этапе осуществляется анализ психолого-педагогических знаний, умений, причин затруднений при решении задач. Необходимо определить интересы, способности, склонности студентов и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.

Анализ методической литературы и опыта проведения кружков по информатике показал, что в большинстве случаев особенности студентов определяются следующим образом. Вся группа изучает какой-либо программный продукт и в процессе работы с ним выявляется «профессиональный тип» студента. Например, при изучении текстового процессора, предлагается создать печатное издание (электронный журнал). Тему же журнала каждый выбирает сам. Заметим, что таким образом определяются интересы обучаемого к тому или иному виду деятельности. При таком подходе, количество изучаемых программных средств ограничено и простор для творческой работы небольшой.

Можно проводить диагностику, предлагая как разные задания, так и разные программные инструменты для их выполнения, но в пределах одной темы (одного проекта). Студенты разбиваются на группы, и перед каждой группой ставится задача, содержащая подзадачи. Студент, из предложенного списка подзадач, выбирает одну и определяет, с помощью преподавателя, программный инструмент для решения подзадачи. Например, темой задачи может быть построение модели техникума. «Но для этого, – уточняет преподаватель, – Вам нужно выбрать предмет, который Вы будете преподавать». Студентам раздаются карточки, на которых они указывают выбранный предмет. А далее, предлагаются индивидуальные задания. Студенту, пожелавшему быть преподавателем черчения – начертить план техникума. «Преподавателю математики» – с помощью электронных таблиц решить систему уравнений разными методами. Причем, одним из методов должен быть метод, не изучаемый на уроках в техникуме. Тем самым, для выполнения задания, учащийся должен найти и разобраться с новой для него информацией. При выполнении следующего проекта количество групп может быть другим, а состав групп обязательно должен изменится. Варьируя состав групп, мы тем самым определяем социальный тип студента: «генератор», «резонатор», «критик», «изыскатель задачи», «пассивный». Таким образом, при реализации данной концепции, определяются интересы, склонности, способности студента, а также его социальный тип. Каждому студенту предоставляется возможность пройти через различные виды деятельности, тем самым, как отмечают психологи, профессионально самоопределиться. Кроме этого, что также немаловажно, студент учится выбирать и использовать программные средства при решении разнообразных задач.

Если же необходимо провести первичную диагностику, то можно предоставить студентам возможность самостоятельно определять не только направления своих интересов, но и оценивать уровень владения теми или иными информационными технологиями в виде анкетирования.

При проведении анкетирования полученная информация будет давать представление о самооценке знаний и интересах студентов.

Уже после анкетирования преподаватель сможет индивидуально подобрать для студента программный инструмент для решения задачи и определиться с выбором направления дальнейшей внеурочной воспитательной деятельности студента в области информатики.

2. Второй этап – образовательный. На данном этапе организации внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, предполагается решение следующих задач:

  • получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;
  • развитие информационной культуры студентов, освоению ими умений рациональной работы с информацией.

На данном этапе проводятся обучающие курсы, организуются кружки и факультативы, направленные на расширение и углубление знаний и умений студентов в выбранном направлении деятельности по информатике.

В этом случае реализуется принципы учета возрастных особенностей студентов и свободного доступа к средствам информационных технологий, студенты различных параллелей получают возможность изучения интересного для них направления по информатике. На данном этапе целесообразно использовать такие виды учебных внеурочных занятий как лекция, практикум, экскурсия.

3. Третий этап – деятельностно-оценочный.

На данном этапе осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.

На данном этапе организации внеурочной воспитательной деятельности студентов по информатике, предполагается решение следующих задач:

  • выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;
  • формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
  • различные формы отчета, рефлексия.

Второй и третий этапы могут проводиться параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.

Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания внеурочной воспитательной деятельности, форм и методов организации занятий.

Итак, формы внеурочной воспитательной работы со студентами можно определить как конкретный способ организации частично свободной деятельности студентов в техникуме и вне её, а так же их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Существует большое разнообразие форм внеурочной воспитательной работы, и все они связаны с методами воспитательного воздействия (переживание, деятельность, игра, психологические упражнения, тренинги). Можно выделить пять типов форм воспитательной работы со студентами (приложение 1).

Итак, форм внеурочной воспитательной работы достаточно много, они многоплановы и призваны решать самые разнообразные задачи. Однако, современная ситуация требует от педагогов применения новых подходов, в числе которых на первый план выдвигаются информационно – коммуникационные технологии. Рассмотрению их сущности и особенностей использования посвящена следующая глава.


2. Методические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной работе по информатике

2.1 Понятие об информационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика

Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.

Что означает понятие «технология»? Этот термин имеет множество толкований. В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, т. е. принципы производства; орудия труда, т. е. станки, машины агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками [16, с. 28]. Эти составляющие называют соответственно информационной, инструментальной и социальной.

Для конкретного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса. Уровень технологий связан с научно-техническим прогрессом общества и влияет на его социальную структуру, культуру и идеологию. Для любой технологии могут быть выделены цель, предмет и средства. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции, сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости.

Методология любой технологии включает в себя: декомпозицию производственного процесса на отдельные взаимосвязанные и подчиненные составляющие (стадии, этапы, фазы, операции); реализацию определенной последовательности выполнения операций, фаз, этапов и стадий производственного процесса в соответствии с целью технологии; технологическую документацию, формализующую выполнение всех составляющих [21, с. 46].

В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебно-воспитательного процесса, которые осуществляются и с использованием современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности студента, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний студентами в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать Преподавателю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием студентов, как в процессе урока, так и во внеурочное время [23, с. 121].

Производство информации направлено на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры и реализуется путем создания информационной системы. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организационной структуры, конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.

В своем становлении любая отрасль, в том числе и информационная, проходила стадия от кустарного ремесленного производства к производству, основанному на высоких технологиях.

Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование.

Информационная технология – совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

Советов Б.Я. [28, с. 74] выделяет три уровня рассмотрения информационных технологий:

Первый уровень – теоретический. Основная задача – создание комплекса взаимосвязанных моделей инфомационных процессов, совместимых параметрически и критериально;

Второй уровень – исследовательский. Основная задача – разработка методов, позволяющих автоматизировано конструировать оптимальные конкретные информационные технологии;

Третий уровень – прикладной, который целесообразно разделить на две страты: инструментальную и предметную.

Инструментальная страта (аналог – оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные.

В настоящее время существует большое количество общих и частных методик применения информационных технологий в образовании (Зверева М.И., Надточий И.С., Смольникова И.А., Туранова Л.М., Далингер В.А. и др.) и практически все они включают использование мультимедийных или сетевых образовательных ресурсов.

Многие современные образовательные организация оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами и ноутбуками. Это заметно расширяет возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках непосредственно в кабинете преподавателя-предметника. И прослеживает явное противоречие: с одной стороны стремительно нарастают потребности в применении ИКТ в образовательном процессе, а с другой отмечается явная недостаточность технического оснащения современных образовательных организаций. Проблема еще и в том, что недостаточно оснащены программно-методическими комплексами, включающие в себя компьютерную программу, пособие для преподавателя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.

Предметная страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Во внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности студентов применяются специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для студентов [29, с 38].

  1. Средства ИКТ строятся по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности студентов.
  2. По содержанию и форме средства ИКТ разрабатываются с учетом дифференциации потребностей студентов в системе дополнительного образования, внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности.
  3. В функционирование таких средств ИКТ строится с учетом опыта и практических знаний обучающихся.
  4. Средства ИКТ предоставляют возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.
  5. По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей студентов. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

6. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов студентов.

В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности студентов, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы студентов особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей студентов. В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности студентов.

Средства ИКТ для информатизации досуга и внеучебной работы студентов рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

Итак, информационные технологии дают преподавателю возможность разнообразно строить воспитательный процесс: делать его наглядным, активизировать познавательную деятельность студентов, создать условия для включения студентов в творческие виды деятельности, способствовать развитию их способностей и интересов.

2.2 Анализ применения преподавателем информатики современных информационно – коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии используются во внеурочной воспитательной деятельности преподавателя информатики с целью повышения ее качества, развития познавательного интереса студентов.

Каждое из направлений внеурочной воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Анализ опыта работы педагогов показывает, что стремление применять ИКТ не только в учебной, но и во внеурочной воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами [www.soyuzkniga.ru].

Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь студентов в активную деятельность.

Использование ИКТ позволяет внести изменения во все стороны жизни техникума. В первую очередь, они изменяют роль студента, который становится активным участником образовательного процесса, превращается в партнёра преподавателя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий). Особенно это важно в юношеском возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей [5, с. 22].

Использование ИКТ дает толчок к самосовершенствованию преподавателя. Если в традиционном обучении при подготовке уроков и внеурочных мероприятий преподаватель в основном использует печатные материалы и средства ТСО, то, применяя ИКТ, он имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. В этих условиях преподаватель информатики способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам намного проще с помощью ИКТ [5, с. 23].

Таким образом, включение ИКТ во внеурочную работу, дает возможность формировать у студентов:

– нравственные компетенции – готовность жить по традиционным нравственным законам;

– коммуникативные компетенции – умение вступать в диалог, быть услышанными;

– информационные компетенции – владение информационными технологиями;

– автономизационные компетенции – способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;

– социальные компетенции – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности студентов в конкретных ситуациях. Исходя из этого, можно определить основные направления внеурочной воспитательной работы в процессе информатизации:

– освоение ИКТ в образовательной и воспитательной практике;

– компьютерное сопровождение учебных и воспитательных занятий как средство реализации современных педагогических технологий;

– психодиагностика и профориентация студентов;

– медиаобразование;

– издательская деятельность и электронный документооборот;

– мониторинг качества образования и воспитания;

– сетевое он-лайн общение и др. [6]

Рассмотрим, как реализуется воспитательный потенциал внеурочной воспитательной деятельности преподавателя информатики ОГБПОУ БИТТ.

В ОГБПОУ БИТТ созданы хорошие условия для применения преподавателем ИКТ во внеурочной воспитательной деятельности. В техникуме 35 современный компьютер, 25 из них объединены в единую локальную сеть и имеют круглосуточный доступ к Интернет-ресурсам, один мобильный компьютерный класс, одну интерактивную доску.

Все оборудование современное, имеет хорошие технические характеристики, поэтому в кабине практически не требуется затемнение, имеются лишь легкие жалюзи от прямых солнечных лучей.

Видеофильмы и все материалы, которые создаются на компьютере, тут же транслируется на весь класс. Аппаратура установлена таким образом, чтобы, работая с ней, преподаватель мог обозревать всю аудиторию.

Педагог имеет возможность создавать любой учебный материал на компьютере, тут же размножить его на принтере и раздать студентам, например, для индивидуальной работы или как индивидуализированное домашнее задание.

Особое внимание нами уделяется работе с одаренными студентами, испытывающими повышенный интерес к предмету. В начале учебного года проводится опрос с целью выявления таких студентов. По его результатам формируется группы студентов для дополнительных занятий по предмету.

Студенты, работающие в группе, не просто дополнительно занимаются информатикой. Они являются прекрасными помощниками в деле обслуживания  компьютеров, разрабатывают электронные материалы, необходимые преподавателям-предметникам на уроках, являются генераторами идей по разработке информационных ресурсов техникума.

В рамках предметной недели информатики педагогами проводится конкурс компьютерных рисунков по различной тематике. Такой конкурс является традиционным и пользуются большой популярностью. Работы представляются студентами с помощью компьютерных графических программ (Adobe Photoshop, Corel Draw, Paint и др.).

В связи с новыми потребностями общества встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Поэтому в центре внимания преподавателя ИКТ находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов. Обучение в системе проектной деятельности позволяет разнообразить внеурочной воспитательной деятельности со студентами.

Современный человек должен уметь нестандартно мыслить, рассуждать, планировать, анализировать и т. д. Эти навыки необходимо закладывать в техникуме, занимаясь исследовательской деятельностью со студентами.

Планируя исследовательскую деятельность, педагог стремится использовать в своей работе современные компьютерные технологии и обучает им студентов. Студенты оформляют свои работу на электронном носителе, использует графический редактор, сканер, видеоматериалы, данные, полученные из сети Интернет.

Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности студентов позволяет устанавливать интеграционные связи между образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, история, математика, спец. предметы и т.д.), что обеспечивает целостность, истинность знаний; предоставляет возможность многофункциональной подготовки студентов в новых социально-экономических условиях.

Наиболее одаренные студенты, проявляющие хорошие знания в области информатики и имеющие способности к режиссерской деятельности привлекаются к работе в волонтерском клубе «Данко», действующая на базе ОГБПОУ БИТТ с 2012 года. Кстати, такая форма взаимодействия с волонтерскими клубами получает все большее распространение.

Основателем и бессменным руководителем волонтерского клуба является Погодина Наталья Юрьевна совместно с преподавателем информатики – настоящие энтузиасты своего дела. Владение информационной грамотностью является для студентов мощным стимулом к тому, чтобы стать членом волонтерского движения. Основная группа – студенты 2 курса, которые хорошо владеют современными компьютерными программами, необходимыми для создания и монтажа видеофильмов.

При создании проектов студенты учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий [11]. Перечислим навыки, которые приобретают студенты:

  • работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;
  • работа с видео: запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж;
  • работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;
  • работа с профессиональными мультимедийными программами, не изучаемыми на курсе (Adobe Premiere, Pinnacle, Ulid, Nero) и т. д.;
  • совместная работа разновозрастных групп студентов по подготовке и проведению  развлекательных мероприятий;
  • создание мультимедийных учебных продуктов;
  • консультирование преподавателей и студентов по мере необходимости;
  • самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры.

Такая работа носит не только воспитательный, но и образовательный характер. В реализации работы волонтерского клуба и реализации студентами своих проектов по созданию фильмов. Разной тематике: «Стоп Коррупция», «Скажи жизни Да», «Скажем дружно – Нам не нужно», «Минздрав не предупреждает – он уже скорбит», «Студент года».

Проблемы, которые затрагивают авторы, очень актуальны: наркомания, алкогализм, взаимоотношения со сверстниками. Ценность фильмов в том, что с их помощью юные кинематографисты говорят с подростками на их языке, их словами, выражая их отношение к миру.

Мы узнали, что работа в волонтерском клубе является для ее участников хорошей школой духовно-нравственного воспитания. В период подготовки и создания фильмов студенты ездят по разным уголкам города, встречаются с ветеранами войны, посещают интернаты и социальные приюты. Они открывают перед собой жизнь, которая бывает жестокой и несправедливой по отношению к одиноким старикам, маленьким детям и просто к каждому из нас. Участники верят в добро и не перестают это доказывать окружающим.

Перед преподавателем стоит задача увидеть в студенте творческие задатки и помочь раскрыть их полной мере, а также увлечь студентов «жизнью техникума» и стать для них не только преподавателем – воспитателем, но и настоящим другом.

Одним интересным внеурочным мероприятием с применением современных информационных технологий, в том числе среды MS Power Point была разработана «Интеллектуальная игра по информатике «Круговой сектор»» (приложение 2).

Цели мероприятия:

  • обобщить и систематизировать знания по предмету информатика;
  • создать условия для повышения познавательного интереса к предмету;
  • способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления;
  • способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер;
  • воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

Группа была разделена на 4 команды, каждая из которых должна была придумать название команды, девиз, выбирать командира.

Студенты были увлечены идеей, активно обсуждали предложенные задания, проявляли творчество и фантазию. Конкурсная форма проведения мероприятия значительно повысила активность студентов.

Задания, представленные в игровой форме, позволили систематизировать и обобщить полученные ранее знания по предмету информатика, а работа в команде способствовала воспитанию чувства ответственности за себя и за других, сплоченности коллектива.

При подготовке к мероприятию совместно со студентами группы 3-15 «Парикмахер» была создана презентация, на основе программы MS Power Point с применением гиперссылок. Был оформлен основной слайд, разбитый на пять секторов разных цветов, на котором размещались ссылки на задания конкурса.

При выборе задания демонстрировался слайд с вопросом (заданием, задачей), на который команда должна была ответить, после чего демонстрировался правильный ответ на задание, затем возвращались на основной слайд с номерами заданий, где уже выбранные задания были выделены другим цветом. Это обеспечивало мобильность выбора и выполнения задания, фиксировала внимание студентов на интерактивный экран.

Цели внеурочного мероприятия были достигнуты, студенты получили эмоциональную разрядку, а педагог выяснил, насколько хорошо они усвоили полученные ранее знания по предмету информатика. Работа с мультимедийной презентацией, а также сотрудничество в команде сплотила студентов, которые получили заряд положительных эмоций на весь день, что считаю полезным с точки зрения здоровьесберегающих технологий.

Применение мультимедийной презентации позволило лучшему закреплению материала, развитию воображения и формированию эстетического вкуса. Такая организация работы позволяет активно вовлекать студентов в сферу мультимедиа-технологий. Очевидно, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной воспитательной деятельности.

Таким образом, использование предложенных материалов поможет педагогам, классным руководителям, во внеурочной воспитательной работе, а использование компьютерных технологий значительно повысят эмоционально-ценностную и познавательную значимость воспитательного процесса.

Результат


Заключение

Исследование, проведенное в процессе выполнения выпускной квалификационной работы позволяет сделать следующие выводы.

Внеурочная работа на современном этапе развития отечественного образования приобретает особую значимость, поскольку ей отводится важная роль в процессе реформирования системы образования.

Являясь свободной и добровольной, она имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, так как создает возможности как для обучения, так и для воспитания: организации межличностных отношений в группе, между студентами и педагогами с целью создания студенческого коллектива и органов студенческого самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной воспитательной работы педагог может обеспечить развитие общекультурных интересов студентов, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Таким образом, правильная организация внеурочной воспитательной работы – это важное условие осуществления учебно-воспитательного процесса. Современная социокультурная ситуация требует новых подходов к ее организации. Образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Их проникновение в образовательную практику открывает новые возможности и в организации внеурочной воспитательной работы. Компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать Преподавателю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с внеурочной воспитательной деятельностью.

Исследование показало, что информационные технологии организуют такое взаимодействие студентов и преподавателей, которое мотивирует и стимулирует их на творческую деятельность, позволяет формировать у студентов мировоззрение открытого информационного общества, правильное отношение к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества.

Современные ИКТ повышают воспитательное воздействие всех форм внеурочной воспитательной деятельности, в том числе формируют устойчивый познавательный интерес студентов к интеллектуально-творческой деятельности. Они дают возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию в работе со студентами; организовать содержательный досуг студентов, а также решать и другие задачи воспитания.

В условиях реформирования системы образования педагоги должны пересмотреть традиционные подходы к организации внеурочной воспитательной деятельности. Все направления внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать как ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной воспитательной деятельности студентов основывать на видах деятельности.

Анализ внеурочного занятия, проведенное нами, показал, что при грамотной организации работы и использовании учебно-воспитательного потенциала, который содержат в себе ИКТ можно успешно решать множество задач, в том числе, связанных с эмоционально-ценностную и мотивационно-познавательной сферой студентов, что в целом, повышает результативность воспитательного процесса.

Таким образом, мы осуществили анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработали внеурочное мероприятие. 

Практическая значимость данной работы состоит в том, что проектирование внеурочной деятельности преподавателя информатики с использованием современных ИКТ может быть использован в работе педагогов и в процессе обучения студентов.


Библиографический  список

  1. Бабанский, Ю.К.Педагогика . М. Просвещение 1988. - стр. 345.
  2. Беляева, В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: методические рекомендации М.:АФКТИ,2004 стр. 160.
  3. Бирюков, А.Л. Управление знаниями и инновационный маркетинг образовательных услуг/ А.Л. Бирюков, Т.Л. Савостова// Инновации в образовании/совр. гуман. Унив._М.,2006 - №2 – С14
  4. Горностаев, А.О. Развитие образования: методология теория и практика управления. Методическая деятельность Сб. статей Красноярск 2006 – 96 стр.
  5. Ермоленко, В. «Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованиию содержания образования»/ В. Ермоленко // Учитель: проф. пед. журнал. – М.,2006 - №5 С – 30-34
  6. Ильенко, Л.П. «Теория и практика управления методической работы в общеобразовательных учреждениях» Л.П. Ильенко. – М.:АРКТИ, 2003стр.9
  7. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.122,127,-288с.
  8. Куликова,С.В. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов в образовании / С.В. Куликова // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. / МАНПО. - М., 2005. – N 1. - C. 47-51.
  9. Кустов А. Роль инноваций в развитии образования и науки / А. Кустов // Официальные документы в образовании: информ. бюл. : журнал. - М., 2004. - № 28. - C. 50-60.
  10. Ларина В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ / В.П. Ларина // Методист: науч.-метод. журн. - М. : АПК и ПРО, 2005. – N 5. - C. 19-22.
  11. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. Т.Н. Макарова. – М.: педагогический поиск, 2002 – 160 с
  12. Методические семинары: организация методической поддержки инновационной деятельности ОУ / сост.: И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. - 188 с. - (В помощь администрации школы).
  13. Методическая деятельность, словарь- справочник –Л.,1991
  14. Мижериков В.А., 2004 стр 203 словарь справочник по педагогике
  15. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм / И. В. Никишина. – Волгоград : Учитель, 2007. - 91 с.
  16. Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. - 93 с. - (В помощь администрации школы).
  17. Новикова, Т.Г. Эксперт по инновационной деятельности в образовании: качества, способы отбора / Т. Г. Новикова // Школьные технологии на-уч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2005. – N 6. - C. 124-133
  18. Поташник М.М. Профессиональные объединение педагогов / М.М. Поташник. – М.: Новая шк. 1997.- 183 с
  19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах, Москва научное издание Большая Российская Энциклопедия 1993г стр 569. Электронное оформление Свободный доступ 2003г
  20. Самохин, В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования: цели и сущность / В. Ф. Самохин, В. П. Чернолес // Инновации в образовании: журнал / Соврем.гуманитар. ун-т. - М., 2006. – N 6. - C. 4-9.
  21. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения Москва Форум – ИНФРА – М 2007 стр 166
  22. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников : науч.-метод. журн. - М., 2004. – N 2. - C. 6-18 ; № 3. – С. 5-15.
  23. Слободчиков, В.И. Инновационное образование / В.И. Слободчиков // Школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2005. – N 2. - C. 4-11.
  24. Управление школой: инновационная деятельность [Электронный ресурс]. – Волгоград: Учитель, 2006. - 1 эл. опт.диск (CD-ROM). - (Административное управление образовательным учреждением).
  25. Хуторской, А.В. Методологические основания педагогической инноватики / А.В. Хуторской // Школьные технологии: науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2005. – N 4. - C. 16-19.
  26. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения, СПб.: Изд. дом Питер, 2004
  27. Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании / С. А. Шургина // Справочник руководителя образовательного учреждения: журнал. - М., 2006. – N 8. - C. 22.
  28. Бедерханова В.П., Бондарев Б.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие. – Краснодар, 2000. – 54 с.
  29. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : первое сентября, 2010. – 44 с.

Приложение 1

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/139/138660/img12.jpg

        

Приложение 2

Внеклассное мероприятие "Интеллектуальная игра по информатике «Круговой сектор»"

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.
  • Создать условия для повышения познавательного интереса к предмету.
  • Способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления.
  • Способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер.
  • Воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания об устройствах компьютера;
  • проверить умения студентов работать с текстовым и графическим редакторами;
  • формировать умения и навыки, носящие общеинтеллектуальный характер, операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • воспитывать умения рационально организовывать свою работу;
  • воспитывать эстетически правильно оформлять работы;
  • воспитывать уважение к окружающим людям.

Развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность, память, творческое мышление;
  • развивать логическое мышление: умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать интерес  к изучаемому предмету.

Используемые образовательные технологии:

  • игровая;
  • информационная.

Оборудование:

  • Круг, разделенный на 5 цветных секторов.
  • Для каждого сектора по 5 задания.
  • Экран, проектор.

Рефлексия:

Работа с мультимедийной презентацией, а также сотрудничество в команде сплотит студентов, которые получат заряд положительных эмоций на весь день, что считаю полезным с точки зрения здоровьесберегающих технологии.

Используемая литература и материалы:

  1. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/М.: БИНОМ, 2006
  2. Дуванов А. А. Азы программирования. Факультативный курс. Книга для учителя + CD. СПб.: БХВ-Петербург, 2005
  3. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий. Газета 1 сентября, № 1, 2001 год
  4. Голышева О. Ю. Внеклассное мероприятие по информатике на тему: "Информационный марафон". http://festival.1september.ru

Ход игры

Здравствуйте! Рада приветствовать участников интеллектуальной игры по информатике “Круговой сектор”, а также их болельщиков.

Познакомимся с командами:

1. Название, девиз

2. Название, девиз

3. Название, девиз

4. Название, девиз

Итак, мы начинаем. Но сначала я напомню правила игры:

  1. Каждый участник команды имеет право выбрать 1 вопрос из любого сектора. Вопрос обсуждается в команде и ответ на это задание дает тот, кто выбирал вопрос.
  2. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
  3. Если ответ не правильный – может отвечать другая команда и если ответит верно, получает 1 балл.
  4. Болельщики, своим участием в предлагаемых им заданиям, могут принести своей команде дополнительные баллы. Если задание выполнено верно, то 2 балла, задание, выполненное на половину приносит команде 1 балл.
  5. За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы.

Помогать мне будет _____________, следить за игрой будет наше уважаемое жюри.

Мы начинаем. Перед вами круг, разбитый на 5 секторов (Презентация). Каждый сектор имеет свой определенный цвет, название и состоит из 5 вопросов. Право выбрать сектор и номер вопроса предоставляется 1 команде, затем 2 (по очереди).

Вопросы:

Красный сектор: Ребусы

1

3

алгоритм

2

8

интернет

3

12

программирование

4

16

исполнитель

5

17

шифрование

Синий сектор: Задачи.

1. В соревнованиях по гимнастике Аня, Вера, Галя и Наташа заняли первые четыре места. Определите, кто какое место занял, если известно, что Галя вторая, Наташа хотя и не стала победителем, но в призеры попала, а Вера проиграла Ане.

Ответ:

 

Аня

Вера

Галя

Наташа

1 место

+

2 место

+

3 место

+

4 место

+

2. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании. На вопрос, какие места они заняли, трое из них ответили: Коля – ни первое, ни четвертое; Боря – второе; Вова не был последним. Какое место занял каждый мальчик?

Ответ:

 

Коля

Боря

Вова

Юра

1 место

+

2 место

+

3 место

+

4 место

+

3. Когда Аня, Женя и Нина спросили, какие им поставили оценки за контрольную работу по математике, учительница ответила: “Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе двоек нет, а у вас троих оценки различные; причем у Ани – не 3, у Нины – не 5 и не 3”. Какую оценку получила каждая из учениц?

Ответ:

 

Аня

Женя

Нина

3

+

4

+

5

+

4. Три товарища – Аркаша, Дима и Вова – пошли в лес за грибами, причем каждый из них со своей сестрой. Девочек зовут Галя, Лена и Оля. Назовите имя сестры каждого из мальчиков, если известно, что ни один из них не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзину Гали, а Аркаша – в корзинки Гали и Оли.

Ответ:

 

Аркаша

Дима

Вова

Галя

+

Лена

+

        –

Оля

+

5. Максим, Дима, Федя и Алексей на уроке физкультуры построились по росту. Определить кто за кем стоит, если известно, что Максим ниже Димы, но выше Алексея, а самый высокий мальчик – это Федя.

Ответ:

Максим

Дима

Федя

Алексей

1

-

-

+

-

2

-

+

-

-

3

+

-

-

-

4

-

-

-

+

 Оранжевый сектор: Загадки.

1. Ответ: Монитор

  • Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
  • Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел)
  • Между двух светил посередине один. (Нос)
  • Она вкусна и хороша – что красная, что из кабачка. (Икра)
  • Бывает круглым, бывает квадратным, бывает с изюмом, бывает с маслом. Его обожают все дети на свете. (Торт)
  • Прижавшись тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят. Гнездышки искусные, а братишки вкусные. (Орехи)
  • В сенокос – горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина)

2. Ответ: Принтер

  • Весной в цветном сарафане лежит, зимой в белой рубашке спит. (Поле)
  • Поднялись ворота – всему миру красота. (Радуга)
  • Она и пахучая, она и плакучая, ветки наклоняет, от взоров скрывает. (Ива)
  • В клубке живут, в ушко запрыгивают. (Нитки)
  • Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
  • Она как еж, но больше ростом, и нос длиннее у нее. (Ехидна)
  • С виду красна, раскусишь – бела. (Редиска)

3. Ответ: Сканер

  • В земле – черна, в борще – красна. (Свекла)
  • Сто одежек, и все без застежек. (Капуста)
  • Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
  • На синюю дорожку насыпали горошку. (Небо)
  • Он лесничий, он герой – охраняет мир лесной. (Егерь)
  • Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

4. Ответ: Плоттер 

  • Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатки)
  • Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает – когда это бывает? (Лето)
  • Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)
  • Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
  • Разлинована в линейку, я беру ее недельку. В ней пишу я и решаю и пятерки получаю. (Тетрадь)
  • Он лесничий, он герой – охраняет мир лесной. (Егерь)
  • Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)

5. Ответ: Параметр

  • Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка)
  • Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
  • В сенокос – горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина)
  • Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес. Накорми меня бензином, на копытца дай резину. (Автомобиль)
  • Схватил за щеки, кончик носа, разрисовал окно без спроса. (Мороз)
  • И зимой, и летом – одним цветом. (Елка)
  • Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
  • С виду красна, раскусишь – бела. (Редиска)

Зеленый сектор: Кодирование.

Каждой букве в слове поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.

1. Файл;

Ответ: Файл = 22 + 1 + 11 + 13 = 4710 = 1011112

2. Диск;

Ответ: Диск = 5 + 10 + 19 + 12 = 4610 = 1011102

3. Байт;

Ответ: Байт = 2 + 1 + 11 + 20 = 3410 = 1000102

4. Меню.

Ответ: Меню = 14 + 6 + 15 + 32 = 6710 = 10000112

5. Окно.

Ответ: Окно=17+12+15+17=6110=1111012

Желтый сектор: Единицы и величины измерения.

Укажите номера величин, для которых неправильно указано количество и(или) единица измерения.

1.   Разрешение монитора – 80 х 25 строк;

Скорость передачи информации – 33,6 Кбит/с;

Размер файла – 25 см;

Количество информации – 2,3 Кбайта.

2.   Размер монитора – 80 символов;

Скорость доступа к диску – 2000 слов в секунду;

Размер файла – 2435 Кбайт;

Размер символов в MS Word – 20 пунктов.

3.   Разрешение монитора – 17 дюйм;

Емкость диска – 120 ГБайт;

Разрешение сканера – 600 символов на дюйм;

Количество информации – 23 бита.

4.   Быстродействие процессора – 3,2 ГГц;

Разрешение монитора – 800 х 600 пикселов;

Скорость передачи информации – 2,4 пикселов в секунду;

Размер папки (каталога) – 24 файла.

5.   Вместимость дискеты – 1,44 Мбайт;

Разрешение сканера – 5 символов на сантиметр;

Быстродействие процессора – 1000 бит в секунду;

Чувствительность манипулятора «мышь» - 465 dpi.

Подведение итогов:

Молодцы! Ответили на все вопросы! А пока жюри совещается выполним внеконкурсное задание.

В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой или с компьютерами. Найдите эти термины.

1. Этот процесс орнитологи называют миграцией.

Ответ: Процессор

2. Потом они торжествовали и радовались, как дети.

Ответ: Монитор

3. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидростанций.

Ответ: Принтер

4. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Ответ: Мышка.

Давайте дадим слово нашему жюри для подведения итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание студентов колледжа средствами учебной и внеучебной деятельности ( из опыта работы)

В статье прослеживается опыт работы куратора по формированию патриотических чувств студентов  через гуманитарные дисциплины, кураторские часы и внеаудиторные мероприятия...

Проект: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВСЕСТОРОННЕЕ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, а так же, гармоничному...

Использование IT технологий в преподавании информатики в ГБПОУ ВО «ВЭТК». Преподавателя информатики ГБПОУ ВО « Владимирского экономико- технологического колледжа» Насибуллиной Фаины Николаевны.

В последнее время возникает необходимость  возврата к приоритету обучения алгоритмизации и программированию студентов и школьников в образовательных учреждениях.Со стороны ИТ-бизнеса озвучена жел...

Внеучебная деятельность в 5 классе по теме " Моя Бурятия"

Пояснительная запискаАктуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, р...

Методическая разработка.«Совместная исследовательская и проектная деятельность мастера производственного обучения и преподавателя информатики и ИКТ»

Цель данной разработки – показать системный подход в подготовке современных специалистов  предприятий общественного питания.  Ознакомить обучающихся с результатами проекта.Задачи &nda...

Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»

Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, к...

Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по теме: «Программное обеспечение в профессиональной деятельности».

Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельностипо теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по...