Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика
рабочая программа

Цацаева Татьяна Николаевна

Рабочая программа дисциплины ЕН.01 разработана для специальности "Прикладная информатика (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.01_matematika_prikladnaya.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 01.МАТЕМАТИКА

Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Разработчики:

Цацаева Татьяна Николаевна, преподаватель

Рекомендована _________________________________________________________

Заключение №____________  от «____»__________20__ г.

                        номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.01._Математика

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
  • применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
  • решать дифференциальные уравнения;
  • применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
  • основы линейной алгебры и аналитической геометрии;
  • основные понятия дифференциального и интегрального исчисления;
  • основные численные методы решения математических задач;
  • решение прикладных задач в области профессиональной деятельности.

Вариативная часть дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять методы раскрытия неопределенностей при вычислении пределов;
  • проводить исследование числовых рядов на сходимость;
  • выполнять разложение функций в ряд Тейлора.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия теории пределов;
  • основные понятия теории рядов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 225 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов;

самостоятельной работы обучающегося 75 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

150

в том числе:

практические занятия

62

контрольные работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

75

в том числе:

индивидуальная домашняя работа

50

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

25

Итоговая аттестация в форме экзамен


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Элементы линейной алгебры

28

Введение

Роль и место математики в современном мире, в сфере профессиональной деятельности.

2

1

Тема 1.1.Матрицы и определители

Понятие матрицы. Действия с матрицами и их свойства. Определители матриц второго и третьего порядка.

2

1

Миноры и алгебраические дополнения. Вычисление определителя матрицы методом разложения по строке (по столбцу). Обратная матрица.

2

2

Элементарные преобразования матрицы; приведение матрицы к ступенчатому виду. Ранг матрицы и его свойства.

2

2

Практические занятия

Выполнение действий с матрицами.

2

Вычисление определителей.

2

Тема 1.2. Системы линейных уравнений

Понятие системы линейных уравнений. Метод Гаусса, метод  Крамера  для решения систем линейных уравнений.

2

1

Практические занятия

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

2

Решение систем линейных уравнений методом Крамера.

2

Контрольная работа  по разделу «Элементы линейной алгебры»

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Элементы линейной алгебры: вычисление определителей, действия с матрицами, нахождение обратной матрицы с помощью программы Microsoft Excel. Решение систем линейных уравнений в программе Microsoft  Excel.

8

Раздел 2. Элементы аналитической геометрии

16

Тема 2.1. Прямая на плоскости

Общий вид уравнения прямой на плоскости. Методика составления уравнения прямой по точке и направляющему вектору, по двум точкам, по точке и вектору нормали, по точке и уравнению параллельной прямой, по точке и угловому коэффициенту.

2

2

Практические занятия

2

Составление уравнений прямых на плоскости.

Тема 2.2. Кривые второго порядка

Понятие кривой второго порядка. Окружность. Эллипс. Гипербола. Парабола.

2

1

Практические занятия

2

Решение задач на кривые второго порядка.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Плоские кривые. Составление уравнений и построение линий второго порядка в программе Microsoft  Excel

8

Раздел 3. Основы теории комплексных чисел

25

Тема 3.1 Алгебраическая форма комплексного числа

Понятие комплексного числа (в алгебраической форме). Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Действия с комплексными числами в алгебраической форме.

2

1

Методика решения квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом.

2

2

Практические занятия

Выполнение действий с комплексными числами в алгебраической форме.

2

Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом.

2

Тема 3.2 Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа

Тригонометрическая форма комплексного числа. Переход от алгебраической формы представления комплексного числа к тригонометрической (и обратно). Действия с комплексными числами в тригонометрической форме.

2

2

Показательная форма комплексного числа. Действия с комплексными числами в показательной форме.

2

2

Практические занятия

Выполнение действий с комплексными числами в тригонометрической форме.

2

Выполнение действий с комплексными числами в показательной форме.

2

Контрольная работа по разделу: «Основы теории комплексных чисел»

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Формула Муавра.

7

Раздел 4. Основы математического анализа

116

Тема 4.1 Элементы теории пределов

Понятие числовой последовательности. Ограниченные, монотонные  последовательности. Предел последовательности и его свойства. Признак сходимости монотонной последовательности. Число е. Предел функции в точке и на бесконечности; свойства пределов функций. Замечательные пределы.

2

1

Методика раскрытие неопределенностей. Непрерывные функции и их свойства.

2

2

Практические занятия

Вычисление пределов.

2

Виды неопределенностей и их раскрытие.

2

Нахождение точек разрыва функций.

2

Тема 4.2. Дифференциальное исчисление функций одной переменной

Понятие производной функции. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Дифференциал функции. Производные и дифференциалы высших порядков.

2

1

Выпуклость (вогнутость) функции, достаточное условие выпуклости (вогнутости). Понятие точки перегиба, методика нахождения точек перегиба функции. Асимптоты функции и методика их нахождения.

2

1

Методика построения примерного графика функции.

2

2

Практические занятия

Вычисление производных.

2

Исследование функций и построение графиков.

2

Исследование функций и построение графиков.

2

Контрольная работа по теме «Дифференциальное исчисление функций одной переменной»

2

Тема 4.3. Интегральное исчисление функций одной переменной

Неопределенный интеграл и его свойства. Вычисление неопределенных интегралов, сводящихся к табличным интегралам с помощью простейших преобразований.

2

1

Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла.

2

2

Вычисление неопределенных интегралов методом замены переменной и методом интегрирования по частям.

2

2

Практические занятия

Вычисление неопределенных интегралов.

2

Вычисление неопределенных интегралов.

2

Вычисление определенных интегралов.

2

Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла.

2

Контрольная работа по теме «Дифференциальное исчисление функций одной переменной»

2

Тема 4.4. Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных

Понятие функции нескольких переменных. Понятие предела и непрерывности для функции нескольких переменных. Частные производные и методика их вычисления.

2

1

Дифференциал функции нескольких переменных и его приложение к приближенным вычислениям.

2

1

Практические занятия

2

Вычисление частных производных функции нескольких переменных.

Тема 4. 5 Интегральное исчисление функций нескольких переменных

Двойные интегралы и их свойства. Методика вычисления двойных интегралов. Приложение двойных интегралов к нахождению площадей фигур и объемов тел.

2

1

Практические занятия

2

Вычисление двойных интегралов.

Тема 4.6. Обыкновенные дифференциальные уравнения

Понятие обыкновенного дифференциального уравнения. Примеры практических задач, приводящих к дифференциальным уравнениям. Общее и частное решения дифференциального уравнения. Задача Коши.

2

1

Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными.

2

2

Линейные дифференциальные уравнения первого порядка.

2

2

Понятие дифференциального уравнения второго порядка. Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.

2

2

Практические занятия

Решение дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными.

2

Решение линейных дифференциальных уравнений первого порядка.

2

Контрольная работа по теме «Обыкновенные дифференциальные уравнения»

2

Тема 4.7. Ряды

Понятие числового ряда. Сходимость и расходимость ряда, сумма ряда. Свойства числовых рядов. Необходимый признак сходимости ряда.

2

1

Понятие положительного ряда, признаки сравнения положительных рядов, признак Даламбера. Понятие знакочередующегося ряда, признак Лейбница.

2

1

Абсолютная и условная сходимость числовых рядов. Понятие степенного ряда. Радиус и область сходимости степенного ряда.

2

2

Практические занятия

Исследование сходимости числовых рядов.

2

Исследование сходимости числовых рядов.

2

Разложение функций в ряд Тейлора.

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Производная сложной функции.

Уравнение касательной и нормали к графику функции

Приложения определенного интеграла.

Наибольшее и наименьшее значения функции нескольких переменных.

Уравнение Бернулли.

Правило Лопиталя.

Нахождение значения функции с помощью ряда Маклорена

40

Раздел 5. Основы теории вероятностей и математической статистики

22

Тема 5.1. Вероятность события

Понятие случайного события. Классическое определение вероятности. Алгебра событий; теоремы сложения и умножения вероятностей.

4

1

Формула полной вероятности, формулы Байеса.

2

Практические занятия

2

Вычисление вероятностей событий.

Тема 5.2. Случайные величины

Общее понятие случайной величины. Понятие дискретной случайной величины. Понятие непрерывной случайной величины. Функция плотности  и интегральная функция распределения непрерывной случайной величины и их свойства.

6

1

Характеристики случайных величин (математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратическое отклонение), их свойства и методика вычисления. Равномерное распределение. Показательное распределение. Нормальное распределение.

2

Проблематика приближенного нахождения (точечного оценивания) характеристик случайной величины по выборочным (опытным) данным.

2

Практические занятия

2

Нахождение характеристик случайных величин

Контрольная работа по разделу «Основы теории вероятностей и математической статистики»

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Выборочное наблюдение.

6

Раздел 6. Численные методы

18

Тема 6.1. Приближенные числа и действия над ними

Приближенное значение числа, его абсолютная и относительная погрешности. Округление чисел. Выполнение арифметических действий с приближенными числами и оценка погрешностей их результатов.

2

1

Тема 6.2. Приближенное решение уравнений

Проблематика приближенного решения алгебраических и трансцендентных уравнений с одной переменной. Отделение корней. Метод половинного деления. Метод хорд. Метод касательных.

2

1

Метод простой итерации.

2

2

Практические занятия

2

Приближенное нахождение корней уравнений.

Тема 6.3. Численное интегрирование

Проблематика приближенного нахождения определенных интегралов. Метод прямоугольников, трапеций, Симпсона.

2

1

Практические занятия

2

Приближенное нахождение определенных интегралов.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Выполнение арифметических действий с приближенными числами и оценка погрешностей их результатов.

Отделение корней, метод половинного деления для приближенного решения алгебраических и трансцендентных уравнений; приближенное вычисление определенных интегралов по формулам Ньютона - Котеса в программе Microsoft  Excel.

6

Всего:

225

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по математике.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • экран;
  • мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Богомолов Н.В., Самойленко И.И.  Математика.  - М.: Юрайт, 2015.

2. Григорьев В.П., Дубинский Ю.А, Элементы высшей математики. - М.: Академия, 2014.

3. Дадаян А.А. Математика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.

4. Филимонова Е.В. Математика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

Дополнительные источники:

1. Баврин И.И. Основы высшей математики. - М.: Высшая школа, 2014.

2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2015.

3. Богомолов Н.В. Сборник задач по математике. - М.: Дрофа, 2015.

4. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Астрель: ACT, 2014.

5. Исаков В.Н. Элементы численных методов. - М.: Академия, 2013.

6. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. - М.: Дрофа, 2012.

7. Кочетков Е.С., Смерчинская C.O., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.

8. Мордкович А.Г., Солодовников А.С. Математический анализ. -М.: Вербум-М, 2013.

9. Никольский С.М. Элементы математического анализа. - М: Дрофа, 2012,

10. Пехлецкий И.Д. Математика. - М.: Академия, 2015.

11. Пакет прикладных программ по курсу математики

OC Windows, XP – сервисная программа.

MS Office, XP – сервисная программа


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений

Практические занятия

применять методы дифференциального и интегрального исчисления

Практические занятия

решать дифференциальные уравнения

Практические занятия

применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности

Практические занятия

применять методы раскрытия неопределенностей при вычислении пределов

Практические занятия

проводить исследование числовых рядов на сходимость

Практические занятия

выполнять разложение функций в ряд Тейлора

Практические занятия

Знания:

иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений

Внеаудиторная самостоятельная работа

основы линейной алгебры и аналитической геометрии

Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

основные понятия дифференциального и интегрального исчисления

Контрольные работы, внеаудиторная самостоятельная работа

основные численные методы решения математических задач

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

решение прикладных задач в области профессиональной деятельности

Внеаудиторная самостоятельная работа

основные понятия теории пределов

Внеаудиторная самостоятельная работа

основные понятия теории рядов

Внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Элементы высшей математики"

Рабочая программа учебной дисциплины «Элементы высшей математики» разработана на основе Федерального государственного образовательногостандарта среднего профессионального образования по специальности ...

Рабочая программа дисциплины "Математика"

Рабочая программа для специальностей СПО (290 часов) по стандартам третьего поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа" для специальности 53.02.01 "Музыкальное образование"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности     53.02.01...

Рабочая программа дисциплины "Математика:алгебра и начала математического анализа, геометрия" для специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 46.02.01     Документационное обеспечение ...

Рабочая программа дисциплины "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах"

Аннотация рабочей программы дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия »по специальности 09.02.03         Программирование в ко...

Рабочая программа дисциплины Элементы высшей математики

Рабочая программа учебной дисциплины «Элементы высшей математики» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программ...

Рабочая программа дисциплины Элементы высшей математики

Рабочая программа дисциплины Элементы высшей математики для специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах...