Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для профессии 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке
рабочая программа на тему

Тюрина Светлана Анатольевна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) для профессии  технического профиля:

    -15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке,

входящей в укрупнённую группу направлений подготовки профессий СПО 15.00.00 Машиностроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_inf_nsomo_112_s_tablitsey.docx89.64 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

«Волжский политехнический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА    

Профессия  15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Курс  1, 2

2018 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) для профессии  технического профиля: 

    -15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке,

входящей в укрупнённую группу направлений подготовки профессий СПО 15.00.00 Машиностроение.

          Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с  федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования, рекомендациями Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 г. № 06-259 по организации получения среднего общего образования в пределах образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования, а также на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Информатика для профессиональных образовательных организаций (автор - М. С. Цветкова), рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Разработчик:

 Тюрина Светлана Анатольевна, ГБ ПОУ «ВПТ», преподаватель.

Рецензенты:

Босташвили Алена Владимировна, ГБ ПОУ «ВПТ», зам.директора по ИТ и ИН

Медведева Людмила Ивановна, филиал ВолгГТУ, доцент кафедры ВАЭ

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа (далее – программа) общеобразовательной учебной дисциплины (далее – дисциплина) Информатика предназначена для изучения дисциплины Информатика в ГБ ПОУ «ВПТ», реализующем образовательную программу среднего общего образования (далее – СОО) в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля:

-15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке,

входящей в укрупнённую группу направлений подготовки профессий СПО 15.00.00 Машиностроение.

Программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Информатика, требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Информатика, и в соответствии с  «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования».

В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования и соблюдена преемственность с программами для основного общего образования. При получении профессии СПО технического профиля обучающиеся изучают Информатику как профильную дисциплину в объеме 112 часов.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

        Учебная дисциплина Информатика входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Информатика изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

1.3. Общая характеристика учебной дисциплины «Информатика»:

Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конку- рентоспособность на рынке труда.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального   образования.

При освоении профессий СПО технического   профиля профессионального образования информатика изучается на профильном уровне ФГОС среднего общего образования, некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы     обучающихся.

Учебная дисциплина Информатика включает следующие разделы:

«Информационная деятельность человека»;

«Информация и информационные процессы»;

 «Средства информационных и коммуникационных технологий    (ИКТ)»;

«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;

«Телекоммуникационные  технологии».

Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обу- чающихся,  выбрать  различные  пути  изучения материала.

Изучение информатики на профильном уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения обучающихся в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у обучающихся общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию  инструментов  информационной деятельности.

Освоение учебной дисциплины Информатика, учитывающей специфику осваиваемых профессий СПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием   ИКТ.

При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления  информации.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении информатики контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины Информатика завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины Информатика направлено на достижение  следующих целей:

- формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного   развития;

- формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других    дисциплин;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе, проектной  деятельности;

- приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях;

- осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование   информации;

- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий,  средств  образовательных  и  социальных коммуникаций.

        Освоение содержания учебной дисциплины Информатика обеспечивает достижение студентами следующих  результатов:

  • личностных:
  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности  с  использованием  информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники   информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых  коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных   ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных   компетенций;
  • метапредметных:
  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их   реализации;                                                
  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания;
  • (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных   технологий;
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в  решении  когнитивных,  коммуникативных  и  организационных  задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем  мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций,  умение  анализировать  алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления  ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами  информатизации;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ  и прав доступа к глобальным информационным   сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в   Интернете.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;

самостоятельной работы обучающегося 56 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:

              лабораторные работы

62

              практические занятия

24

              контрольные работы

не предусмотрено

              курсовая работа

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:

             самостоятельная работа над курсовой работой

              (проектом)

не предусмотрено

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Тема

Содержание

Виды деятельности

Введение

Роль информационной деятельности  в современном обществе:

экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение

информатики при освоении профессий СПО

Находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;  

классифицировать информационные

процессы по принятому основанию;

выделять основные информационные

процессы в реальных системах;  

находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;

1.Информационная деятельность человека

Основные  этапы  развития  информационного  общества.  Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.  

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием  технических  средств  и  информационных  ресурсов  (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).

Стоимостные  характеристики  информационной  деятельности.  Правовые нормы,  относящиеся  к  информации,  правонарушения    в    информационной  

сфере,  меры  их  предупреждения.

Классифицировать информационные процессы по принятому основанию; владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;  

исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей;  

выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной

цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения;

использовать ссылки и цитирование источников информации;  

знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей,  

владеть нормами информационной этики и

права, соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения надёжного

функционирования средств ИКТ;

2. Информация и информационные процессы

2.1.Представление

и обработка информации

Содержание учебного материала

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность  дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка информации.

Принципы обработки информации компьютером.

Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.

Оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность,

полнота, актуальность и т.п.);

знать о дискретной форме представления информации;

знать способы кодирования и декодирования информации;

иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем

мире;

владеть компьютерными средствами представления и анализа данных;

отличать представление информации в различных системах счисления;

знать математические объекты информатики;  

иметь представление о математических объектах информатики, в том числе

логических формулах;

2.2.Алгоритмизация и программирование

Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость

формального описания алгоритмов;

уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном

алгоритмическом языке высокого уровня;

уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решения задачи,

разбивать процесс решения задачи на этапы.

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация

блок-схем);

2.3.Компьютерно

моделирование

Компьютер как исполнитель команд. Программный  принцип работы компьютера. Компьютерные модели различных процессов.

Иметь представление о компьютерных моделях;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;  

выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

2.4.Реализация основных  

 информационных процесс с помощью компьютеров

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.

Хранение  информационных  объектов  различных  видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

Оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;

анализировать и сопоставлять различные источники информации;

3. Средства информационных и коммуникационных технологий

3.1.Архитектура компьютеров

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности  (в соответствии с направлениями  технической профессиональной деятельности).

Анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных

средств;  

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода,

хранения, обработки, передачи, вывода информации;

определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов

при решении задач;

анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов;

выделять и определять назначения элементов окна программы;

3.2.Компьютерные сети.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Иметь представление о типологии компьютерных сетей;

определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети;

знать о возможности разграничения прав доступа в сеть;

3.3.Безопасность, гигиена,

эргономика,

ресурсосбережение.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению  требований техники

безопасности, гигиены и ресурсосбережения

при работе со средствами информатизации;  

понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и

работы в Интернете;

реализовывать антивирусную защиту компьютера;

4.Технологии создания и

Преобразования информационных объектов

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения,  мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Иметь представление о способах хранения и

простейшей обработке данных;  

владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

уметь работать с библиотеками программ;

иметь опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных;

осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера;  

пользоваться базами данных и справочными системами;

5.Телекоммуникационные технологии

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска

информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Методы создания и сопровождения сайта.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации

коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях:

электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.

Иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий;

знать способы подключения к сети Интернет;

иметь представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;  

определять ключевые слова, фразы для поиска информации;

уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации;

определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;

иметь представление о способах создания и

сопровождения сайта; иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения;

планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов

поддержки управления проектом;  

анализировать условия и возможности применения программного средства для

решения типовых задач.


2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

Введение

Роль информационной деятельности  в современном обществе:

экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение

информатики при освоении профессий СПО

2

Тема1. Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

Основные  этапы  развития  информационного  общества.  Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.  

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием  технических  средств  и  информационных  ресурсов  (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности).

Стоимостные  характеристики  информационной  деятельности.  Правовые нормы,  относящиеся  к  информации,  правонарушения    в    информационной  

сфере,  меры  их  предупреждения.

10

2

Лабораторные  работы

Информационные  ресурсы  общества.  Образовательные  информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция  программного  обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной  деятельности), его использование и обновление.

Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

8

Самостоятельная работа

Реферат по теме  «Информационная деятельность человека»

4

Контрольные  работы

-

Тема 2.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность  дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка информации.

Принципы обработки информации компьютером.

Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.

Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Компьютер как исполнитель команд. Программный  принцип работы компьютера. Компьютерные модели различных процессов.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.

Хранение  информационных  объектов  различных  видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

18

2

Лабораторные  работы

Дискретное (цифровое) представление текстовой,  графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях. Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных. Разработка несложного алгоритма решения задачи.

Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на внешние носители различных видов.

16

Самостоятельная работа

  • составление таблицы «Системы счисления»
  • решение задач по Булевой алгебре
  • составление кроссворда по заданной теме
  • составление словесного алгоритма решения задачи по профилю специальности

16

Контрольные работы

-

Тема 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности  (в соответствии с направлениями  технической профессиональной деятельности).

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

18

2

Лабораторные  работы

Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

16

Самостоятельная работа

  • построение простейшей информационной модели
  • составление терминологического словаря
  • реферат  «Программное обеспечение ПК»

14

Контрольные  работы

-

Тема 4.

Технологии создания и преобразования информационных

объектов

Содержание учебного материала

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения,  мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.

46

2

Лабораторные  работы

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых  шаблонов  (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Практические занятия

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. Компьютерное черчение.

22

16

Самостоятельная работа

  • изготовление личной визитной карточки
  • составление задачи, подготовка доклада «Статистическая обработка данных с помощью ПК»
  • подбор и подготовка материала для создания комплексного документа

12

Контрольные  работы

-

Тема 5.

Телекоммуникационные технологии

Содержание учебного материала

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска

информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Методы создания и сопровождения сайта.

Возможности сетевого программного обеспечения для организации

коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях:

электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.

18

2

Практические занятия

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги.

Средства создания и сопровождения сайта. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

8

Самостоятельная работа

  • Найти информацию на заданную тему (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности)
  • Отправить сообщение на электронный адрес на темы: «Электронная почта», «Чат», «Видеоконференция», «Интернет-телефония»

10

ВСЕГО

168

Темы  рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

      1.  Информационная деятельность человека

  • Умный дом.
  • Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям    подготовки.

  1. Информация и информационные процессы
  • Сортировка массива.
  • Создание структуры базы данных   библиотеки.
  • Простейшая  информационно-поисковая система.
  • Конструирование программ.

  1. Средства ИКТ
  • Профилактика ПК.
  • Инструкция по безопасности труда и санитарным   нормам.
  • Автоматизированное рабочее место (АРМ)  специалиста.
  • Мой рабочий стол на компьютере»
  • Администратор ПК, работа с программным  обеспечением.

  1. Технологии создания и преобразования информационных объектов
  • Ярмарка профессий.
  • Звуковая запись.
  • Музыкальная открытка.
  • Плакат-схема.
  • Эскиз и чертеж (САПР).
  • Реферат.

  1. Телекоммуникационные  технологии
  • Резюме: ищу работу.
  • Защита информации.
  • Личное информационное пространство.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Освоение программы учебной дисциплины Информатика предполагает наличие в ГБ ПОУ «ВПТ» учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

     Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02), оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях.

     В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины Информатика входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информаци- онные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы    счисления»,
  • «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»,
  • «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
  • компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы  учебной  дисциплины Информатика;
  • печатные и экранно-звуковые средства   обучения;
  • расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или   CD-RW);
  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  • модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
  • вспомогательное оборудование;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике    безопасности;
  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты(УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями по информатике, словарями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и научно-популярной  литературой  и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины Информатика студенты имеют доступ к электронным учебным материалам по инфор- матике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для студента:

Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014

Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.

Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014

Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009.   — № 4. — Ст.  445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 №  84- ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 №   24480.

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального  образования».

Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.

Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.

Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.

Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.

Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.

Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.

Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.

Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

Парфилова Н. И., Пылькин А. Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.

Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012

Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.

Шевцова А. М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.

Интернет-ресурсы:

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

 www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

 www.intuit.ru/studies/courses (Открытые  интернет-курсы  «Интуит»  по  курсу  «Информатика»).

www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).

www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,лабораторных работ, тестирования, дифференцированного зачета, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоение содержания учебной дисциплины Информатика обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности  с  использованием  информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники   информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых  коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных   ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных   компетенций

Формы контроля:

текущий, предварительный, итоговый

Методы контроля и оценки:

устный опрос и оценка его результатов,

выполнение индивидуальных заданий и их оценивание,

проведение учебных исследований и их оценивание,

защита проекта и его оценивание,

дифференцированный зачет

Освоение содержания учебной дисциплины Информатика обеспечивает достижение студентами следующих метапредметных результатов:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их   реализации;                                                
  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания;
  • (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных   технологий;
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в  решении  когнитивных,  коммуникативных  и  организационных  задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий

Формы контроля:

текущий, предварительный, итоговый

Методы контроля и оценки:

устный опрос и оценка его результатов,

тестирование и оценка его результатов,

выполнение индивидуальных заданий и их оценивание,

проведение учебных исследований и их оценивание,

подготовка и защита проекта и его оценивание,

контрольная работа, лабораторные работы, дифференцированный зачет

Освоение содержания учебной дисциплины Информатика обеспечивает достижение студентами следующих предметных результатов:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем  мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций,  умение  анализировать  алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления  ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами  информатизации;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ  и прав доступа к глобальным информационным   сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в   Интернете.

Формы контроля:

текущий, предварительный, итоговый

Методы контроля и оценки:

устный опрос и оценка его результатов,

тестирование и оценка его результатов,

выполнение индивидуальных заданий и их оценивание,

проведение учебных исследований и их оценивание,

защита проекта и его оценивание,

контрольная работа,

лабораторные и практические работы, дифференцированный зачет

Преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»                                               Тюрина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" и ИКТ" для студентов 1 курса СПО социально-экономического профиля

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"   (общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО) для студентов 1 курса СПО социально-эконо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям начального профессионального образования (далее –...

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессии НПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагр...

Информационные технологии в профессиональной деятельности (Профессия 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке) Создание 3Dмодели в T-flex

В системе T-FLEX CAD существуют различные подходы к созданию 3D модели. На несложнjv примерt рассмотрим в данном разделе метод, который заключается в следующем: все построения в основном производятся ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Информатика общеобразовательный учебный цикл для специальности 35.05.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций / Цветк...