Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» Профессия СПО 21.01.08 Машинист на открытых горных работах
рабочая программа

Матова Анна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_mogr_2023.docx78.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»

Рабочая программа

учебной дисциплины

«Информатика»

Профессия СПО

21.01.08 Машинист на открытых горных работах

2023


Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №5»

ГБПОУ СПЦ №5

Разработчик:

Матова А.В.    –

ГБПОУ СПЦ №5, преподаватель.

        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является учебным предметом по выбору из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования по профессии 21.01.08 Машинист на открытых горных работах.

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  2. формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  3. формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  4. развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  5. приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
  6. приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
  7. владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК:

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

  • владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
  • понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

В области духовно-нравственного воспитания:

- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

- использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

-уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

  • наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  • понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;
  • понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

- способность их использования в познавательной и социальной практике.

  • умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
  • владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

В области ценности научного познания: 

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

 - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам.

  • умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, (У); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

  • умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, (У) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;

ОК 6.        Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями: 

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

  • умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
  • умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;

ПК 4.5.        Вести техническую документацию.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

  • умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем образовательной программы дисциплины

247

в том числе:

Основное содержание

179

в том числе:

теоретическое обучение

57

практические занятия

52

самостоятельная работа обучающегося

70

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

68

в том числе:

теоретическое обучение

28

практические занятия

28

самостоятельная работа обучающегося

12

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

2.2. Объем учебной нагрузки по ОУДП.08 Информатика

Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам

Обязательная аудиторная

нагрузка (час.)

Внеаудиторная самостоятельная работа

Формы промежуточной аттестации

Курс

Семестр

всего занятий

в т.ч.

занятия на уроках

практических занятий

1

1

27

19

8

20

2

64

28

36

20

2

3

45

15

30

21

4

29

23

6

21

ИТОГО

165

85

80

82

ДЗ

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Формируемые компетенции

1 семестр

Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека

Тема 1. Информация и информационная деятельность человека

Содержание учебного материала:

17

Основное содержание

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

1.1.

Основные этапы развития информационного общества.

1

1.2.

Роль информационной деятельности в современном обществе.

1

1.3.

Информационные ресурсы общества.

1

1.4.

Практическое занятие №1 по теме: «Описание информационных ресурсов общества. Образовательные информационные ресурсы».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 1
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

12

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.1.

Роль информации в развитии общества (подготовка презентации).

4

1.2.

Образовательные информационные ресурсы (подготовка к практическому занятию).

2

1.3.

Информационные ресурсы (написание реферата).

6

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Тема 2. Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала:

53

2.1.

Информация и ее свойства.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

2.2.

Информация и управление.

1

2.3.

Информация и моделирование.

1

2.4.

Структурные информационные модели.

1

2.5.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

1

*Профессионально-ориентированное содержание

2.6.

Практическая подготовка. Практическое занятие №2 по теме: «Построение математической модели в профессиональной области».

2

Основное содержание

2.7.

Единицы измерения информации.

1

2.8.

Системы счисления.

1

2.9.

Системы счисления.

1

2.9.

Практическое занятие №3 по теме: «Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления».

2

2.10.

Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.

1

2.11.

Системы счисления как модель представления чисел в компьютере.

1

2.12.

Практическое занятие №4 по теме: «Перевод чисел из десятичной системы счисления, в десятичную систему счисления».

2

2.13.

Двоично-кодированные системы.

1

2.14.

Кодирование информации.

1

2.15.

Кодирование информации. Решение задач.

1

2.16.

Файловая система хранения, поиска и обработки информации.

1

2.17.

Основы алгоритмизации.

1

2.18.

Линейные алгоритмы.

1

2 семестр

2.19.

Ветвящиеся алгоритмы.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

2.20.

Циклические алгоритмы.

1

2.21.

Практическое занятие №5 по теме: «Создание простого алгоритма».

2

2.22.

Практическое занятие №6 по теме: «Создание линейного алгоритма».

2

2.23.

Примеры алгоритмов обработки информации.

1

2.24.

Практическое занятие №7по теме: «Создание условного алгоритма».

2

2.25.

Практическое занятие №8по теме: «Создание циклического алгоритма».

2

2.26.

Практическое занятие №9 по теме: «Создание циклического алгоритма».

2

*Профессионально-ориентированное содержание

2.27.

Практическая подготовка. Практическое занятие №10 по теме: «Анализ алгоритмов в профессиональной области».

2

Основное содержание

2.28.

Системы и технологии программирования.

1

2.29.

Системы и технологии программирования.

1

2.30.

Введение в язык программирования.

1

2.31.

Введение в язык программирования. Основные типы данных.

1

Самостоятельная работа при изучении темы 2
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

12

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

2.1.

Информация и ее свойства (написание реферата).

2

2.9.

Двоичная арифметика (решение задач).

2

2.13.

Системы счисления (решение задач).

1

2.20.

Создание линейного алгоритма (составить блок-схему с помощью фигур MS Word)

1

2.21.

Создание условного алгоритма (составить блок-схему с помощью фигур MS Word)

1

2.22.

Создание циклического алгоритма (составить блок-схему с помощью фигур MS Word)

1

2.26.

Составление программы. Линейная математическая задача (составление программы).

1

2.27.

Составление программы. Условие If (составление программы).

1

2.28.

Составление программы. Цикл For и While (составление программы).

1

2.29.

Составление программы. Цикл Repeat (составление программы).

1

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

Тема 3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

Содержание учебного материала:

30

3.1.

История компьютера.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

3.2.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК.

1

3.3.

Основные и дополнительные устройства ввода/вывода.

1

3.4.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник».

1

3.5.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

1

3.6.

Практическое занятие №11 по теме: «Комплектация базового компьютера».

2

3.7.

Практическое занятие №12 по теме: «Комплектация максимальной конфигурации компьютера».

2

3.8.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

1

3.9.

Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное.

1

3.10.

Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий, риски и прогнозы использования цифровых технологий при решении профессиональных задач.

1

3.11.

Сетевое хранение цифрового контента. Облачные сервисы. Разделение прав доступа в облачных хранилищах.

1

3.12.

Практическое занятие №13 по теме: «Инсталляция программного обеспечения».

2

3.13.

Защита информации.

1

3.14.

Практическое занятие №14 по теме: «Определение подлинности. Лицензионные программные продукты».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 3
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

12

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

3.3.

Комплектация базового компьютера (заполнение таблицы MS Word).

2

3.5.

Логические функции и схемы (построение схемы с помощью фигур MS Word).

2

3.8.

Расчеты по таблицам истинности (решение задачи в таблице MS Word).

2

3.13.

Защита информации (подготовка презентации).

6

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Тема 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

Содержание учебного материала:

55

4.1.

Технология обработки текстовой информации.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

4.2.

Текстовые редакторы.

1

4.3

Текст как информационный объект. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов.

1

4.4.

Текстовый процессор.

1

4.5.

Использование шаблонов документов и других средств, повышающих эффективность работы с текстом.

1

4.6.

Форматирование символов и абзацев.

1

4.7.

Создание таблиц. Форматирование таблиц.

1

4.8.

Расчётные операции в таблицах. Построение диаграмм.

1

4.9.

Работа с графическими объектами в текстовом редакторе.

1

4.10.

Создание схем. WordArt. SmartArt.

1

4.11.

Практическое занятие №15 по теме: «MS Word. Форматирование, редактирование текста».

2

4.12.

Практическое занятие №16 по теме: «MS Word. Формирование таблиц».

2

4.13.

Практическое занятие №17 по теме: «MS Word. Вставка и форматирование объектов в документе».

2

4.14.

Практическое занятие №18 по теме: «MS Word. Использование символов, вставка и редактирование формул».

2

4.15.

Практическое занятие №19 по теме: «MS Word. Колонтитулы, надписи, подписи, номера страниц».

2

4.16.

Практическое занятие №20 по теме: «MS Word. Рисование фигурами».

2

4.17.

Практическое занятие №21 по теме: «MS Word. Создание заголовков, списков, гиперссылок».

2

4.18.

Практическое занятие №22 по теме: «MS Word. Создание автооглавления».

2

4.19.

Технология обработки графической информации.

1

3 семестр

4.20.

Технология обработки звуковой информации.

1

4.21.

Практическое занятие №23 по теме: «Технологии обработки графических объектов».

2

4.22.

MS Power Point. Создание презентаций.

1

4.23.

Практическое занятие №24 по теме: «MS Power Point. Создание простой презентации».

2

4.24.

Практическое занятие №25 по теме: «MS Power Point. Создание объектной и слайдовой анимации».

2

4.25.

Практическое занятие №26 по теме: «MS Power Point. Наложение звука и видео в презентации».

2

4.26.

Практическое занятие №27 по теме: «MS Power Point. Установка гиперссылки, создание фильма».

2

*Профессионально-ориентированное содержание

4.27.

Практическое занятие №28 по теме: «Представление профессиональной информации в виде презентаций».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 4
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

14

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

4.4.

Возможности текстового редактора, меню главная (комплексная работа по главному меню).

2

4.7.

Возможности текстового редактора, меню вставка (комплексная задача по работе с таблицами, формирование, заполнение).

4

4.8.

Возможности текстового редактора, меню вставка (комплексная задача по работе с фигурами, формулами).

4

4.18.

Система компьютерной презентации (подготовка презентации).

4

Раздел 5. Технологии работы с информационными структурами — электронными таблицами и базами данных

Тема 5. Технологии работы с информационными структурами — электронными таблицами и базами данных

Содержание учебного материала:

44

Основное содержание

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

5.1.

Компьютер как вычислитель

1

5.2.

Электронные таблицы

1

*Профессионально-ориентированное содержание

5.3.

MS Excel. Интерфейс программы

1

5.4.

Форматы данных. Быстрый ввод. Сложный ввод.

1

5.5.

Адресация данных.

1

5.6.

Организация расчётов в электронных таблицах. Формулы.

1

5.7.

Использование функций. Построение диаграмм.

1

5.8.

Графические объекты в электронных таблицах.

1

5.9.

Сортировка. Фильтрация данных.

1

5.10.

Промежуточные и общие итоги. Сводные таблицы.

1

5.11.

Практическая подготовка. Практическое занятие №29 по теме: «MS Excel. Заполнение таблицы, адреса ячеек, типы данных».

2

5.12.

Практическая подготовка. Практическое занятие №30 по теме: «MS Excel. Проведение простых расчетов, формулы».

2

5.13.

Практическая подготовка. Практическое занятие №31 по теме: «MS Excel. Создание относительных и абсолютных ссылок».

2

5.14.

Практическая подготовка. Практическое занятие №32 по теме: «MS Excel. Создание диаграмм и графиков».

2

5.15.

Практическая подготовка. Практическое занятие №33 по теме: «Технологии обработки информации в электронных таблицах. Сортировка, фильтрация, условное форматирование».

2

5.16.

Практическая подготовка. Практическое занятие №34 по теме: «Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)».

2

5.17.

База данных как модель информационной структуры.

1

5.18.

Компьютерная база данных — система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации.

1

5.19.

Практическая подготовка. Практическое занятие №35 по теме: «MS Access. Создание простой БД, формы отчеты».

2

5.20.

Практическая подготовка. Практическое занятие №36 по теме: «MS Access. Создание БД в режиме конструктора. Создание реляционной БД».

2

5.21.

Практическая подготовка. Практическое занятие №37 по теме: «Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы данных».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 5
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

14

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

5.5.

Возможности табличного редактора. Формирование таблицы (комплексная работа по формированию таблицы).

3

5.6.

Возможности табличного редактора. Формулы, функции. Относительные и абсолютные ссылки (комплексная работа с расчетами).

3

5.9.

Возможности табличного редактора. Решение примеров. Построение диаграмм и графиков (комплексная работа с расчетами).

3

5.12.

Заполнение простой базы данных (работа в базе данных).

5

Раздел 6. Телекоммуникационные технологии.

Тема 6. Телекоммуникационные технологии.

Содержание учебного материала:

25

Основное содержание

6.1.

Компьютерная сеть как средство коммуникации

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

4 семестр

6.2.

История Интернета.

1

6.3.

Веб-сайт. Веб-портал

1

6.4.

Понятие о языке HTML

1

6.5.

Личные и коллективные сетевые сервисы в Интернете.

1

6.6.

Практическое занятие №38 по теме: «Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов».

2

*Профессионально-ориентированное содержание

6.7.

Практическая подготовка. Практическое занятие №39 по теме: «Поиск информации профессионального содержания».

2

6.8.

Практическая подготовка. Практическое занятие №40 по теме: «Организация профессиональной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях».

2

Самостоятельная работа при изучении темы 6
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

14

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

6.4.

Построение локальной сети по плану здания (расчетно-графическая работа. Использовать фигуры из MS Word).

6

6.5.

Составление интернет страницы с помощью конструктора сайтов (создание web страницы)

8

Раздел 7. Информационная безопасность.

Тема 7. Информационная безопасность.

Содержание учебного материала:

15

*Профессионально-ориентированное содержание

7.1.

Эволюция подходов к обеспечению информационной безопасности.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

7.2.

Виды мер обеспечения информационной безопасности (ИБ).

1

7.3.

Особенности защиты информации на персональных компьютерах (ПК).

1

7.4.

Информационные, программно-математические, физические и организационные угрозы.

1

7.5.

Показатели защищенности средств вычислительной техники.

1

7.6.

Виды доступа. Уровни доступа. Контроль доступа.

1

7.7.

Идентификация и аутентификация пользователя.

1

7.8.

Основные методы и приемы защиты от несанкционированного доступа.

1

7.9.

Проблема вирусного заражения программ.

1

7.10.

Основные классы антивирусных программ.

1

7.11

Пакеты антивирусных программ. Поиск вирусов в выбранных объектах.

1

7.12.

Криптографические методы защиты информации.

1

7.13.

Концепция правового обеспечения информационной безопасности в РФ.

1

Самостоятельная работа при изучении темы 7
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

7.2.

Комплексное обеспечение безопасности.

2

Раздел 8. Основы искусственного интеллекта.

Тема 8. Основы искусственного интеллекта.

Содержание учебного материала:

5

*Профессионально-ориентированное содержание

8.1.

Понятие и направления искусственного интеллекта. Машинное обучение.

1

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ПК 4.5.

8.2.

Сферы применения искусственного интеллекта.

1

8.3.

Чат-боты: понятие, типы, особенности, области применения, технологии создания, программные инструменты для создания, примеры чат-ботов.

1

8.4.

Интеллектуальные системы обработки изображений.

1

Самостоятельная работа при изучении темы 8
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практической  работе с использованием методических рекомендаций преподавателя.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

8.2.

Нейронные сети и датасеты для обучения/тренировки сетей. Сферы применения искусственного

интеллекта.

2

Дифференцированный зачет

1

Всего

247


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета информатики, информационных систем и информационных технологий.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • персональные компьютеры;
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • принтер струйный;
  • комплект сетевого оборудования;
  • комплект оборудования для подключения к сети интернет.

Технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

3.2.1. Основные печатные издания:

  1. Михеева Е.В. Информатика. М.: Академия, 2020.

3.2.2. Электронные издания:

  1. www.edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
  2. http://center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам
  3. http://nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
  4. http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
  5. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

3.2.3. Дополнительные источники:

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
  1. Цветкова М.С. Информатика, 2020.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб.пособие. – М., 2020.
  3. Крылова В. А. Сборник практических заданий по дисциплине информатика, 2021

Для преподавателей:

  1. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс – М., 2021.
  2. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2021.

3.3. Организация образовательного процесса

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, терминологические диктанты, решение задач, доклады), практические (выполнение и защита практических занятий), а также просмотр и оценка работ. Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация образовательной программы должна быть обеспечена руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора и имеющих стаж работы в данной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Общая/профессиональная компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.        Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.        Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 4.5.        Вести техническую документацию.

Тема 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- наблюдение за ходом выполнения практических работ;

- оценка выполнения практических работ;

- оценка решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач;

- оценка тестовых заданий;

- наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- наблюдение и оценка решения задач;

- наблюдение и оценка деловой игры;

- дифференцированный зачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессии НПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагр...

ОДП.11. Информатика и ИКТ Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 260807.01.Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 11. Информатика и ИКТ является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования государственного стандарта среднего (полного) общего обр...

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для профессии 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Информатика по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) для профессии  технического профиля:...

Рабочая программа по дисциплине ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС 21.01.08 Машинист на открытых горных работах

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.В.3 Этика в профессиональной деятельности, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) сред...

Рабочая программа учебной дисциплины «Обогащение полезных ископаемых» по специальности 21.02.15 Открытые горные работы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.15 Открытые горные работы....

Рабочая программа учебной практика по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

Рабочая программа учебной практика по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства....