Применение технологий проектного обучения при подготовке техников - программистов
статья

Жилин Дмитрий Геннадьевич

Современное российское образование решает проблему подготовки в ближайшие пять-семь лет порядка миллиона программистов, которые должны будут выполнить масштабную задачу по развитию и становлению целой отрасли импортозамещающего программного обеспечения. Перед профессиональными образовательными организациями поставлена проблема поиска особых технологий профессиональной подготовки, позволяющих не только эффективно осваивать новую деятельность, но и как указывает М.Г.Таспаева «проектировать ее» [2]. Внимание педагога профессионального образования должно быть направлено на формирование у будущего техника - программиста способности проектировать свою профессиональную деятельность, решая поставленные задачи в соответствии с требованиями конкретной производственной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологий проектного обучения при подготовке техников  - программистов

Д.Г.Жилин, преподаватель

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Современное российское образование решает проблему подготовки в ближайшие пять-семь лет порядка миллиона программистов, которые должны будут выполнить масштабную задачу по развитию и становлению целой отрасли импортозамещающего программного обеспечения. Перед профессиональными образовательными организациями поставлена проблема поиска особых технологий профессиональной подготовки, позволяющих не только эффективно осваивать новую деятельность, но и как указывает М.Г.Таспаева «проектировать ее» [2]. Внимание педагога профессионального образования должно быть направлено на формирование у будущего техника - программиста способности проектировать свою профессиональную деятельность, решая поставленные задачи в соответствии с требованиями конкретной производственной ситуации.

В.И.Блинов, Е.Ю.Есенина, И.С. Сергеев, О.Ф.Клинк, А.А.Факторович определяют проектную деятельность обучающихся с позиции модульно-компетентностного подхода как педагогическую технологию, особенностью которой  являются  два уровня целей: педагогическая цель (развитие компетенций участников проекта) и практическая цель (изготовление полезного продукта) [1, с.86]. Поэтому целесообразно рассматривать проектную деятельность как инструментарий освоения профессиональной деятельности.

В ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» при освоении будущими техниками – программистами профессионального модуля «Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности» (специальность Прикладная информатика) нами была применена технология проектного обучения.  

Мы исходили из того, что инновационная деятельность в образовании - это  система взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем. Инновационность проектной деятельности состоит в том, что требует более тесной связи с практикой, чем традиционные технологии, и ориентируется на овладение будущими техниками программистами, общими и профессиональными компетенциями, обеспечивающими готовность к работе в динамично изменяющихся условиях [3, с.104].

Процесс методического сопровождения проектной деятельности подгруппы будущих техников - программистов в соответствии с технологией проектного обучения осуществлялся нами поэтапно.

На исходном этапе  студенты должны были определиться в выборе направления работы в рамках проектной деятельности, темы проекта. Заказчиком проекта было озвучено,  что в настоящее время приобретение электронной офисной системы документооборота для небольшой бюджетной организации финансово затратная задача, так как зачастую продают не просто продукт, а лицензию на определенное количество пользователей, включая и работу аналитиков для построения модели бизнес-процессов предприятия,  и затраты на адаптацию программы к конкретной организации.

В эвристической беседе был сделан вывод о разработке универсальной недорогой программы, которая могла бы максимально быть адаптирована к условиям образовательной организации.

Таким образом, в соответствии с задачами производственной практики подгруппой студентов совместно с руководителями практики была определена проблема по совершенствованию системы документооборота в колледже и выдвинута основная идея проекта: разработка для колледжа автоматизированного информационного обеспечения электронного документооборота.

В соответствии с целью проекта по созданию информационной системы электронного документооборота масштаба профессиональной образовательной организации перед подгруппой студентов были сформулированы  проектные задачи.

Используя аналитическую оценку современного состояния автоматизированных информационных систем, студенты пришли к выводу, что при разработке системы электронного документооборота необходимо учитывать тип и уровень автоматизированных систем, отвечающих требованиям организации, исходя из предложенных классификационных группировок. Принято решение о создании гибридной информационной системы, так как в условиях российской действительности организациям требуется часто использовать специфические функции в делопроизводстве. При этом разрабатываемое программное средство должно базироваться  на кросс-платформенной основе и удовлетворять основные потребности образовательной организации. Это позволит использовать ее на различных операционных системах, в том числе и в системах с открытым кодом, что значительно может снизить затраты на оборудование рабочего места программным обеспечением.

Формализуя предстоящую процедуру оценки уровня работы, на данном этапе были разработаны и до студентов доведены критерии, в соответствии с которыми будет выставлена оценка за проект.

При этом были заданы следующие характеристики разрабатываемого проекта:

  • систематизация и регламентация работы с документами в образовательной организации;
  • подготовка документов по шаблонам;
  • автоматизация учёта и поиска документов;
  • электронная рассылка документов;
  • обеспечение защиты от несанкционированного доступа и искажения или удаления информации.

Этап разработки проекта начался с ознакомления подгруппы студентов с графиком процесса осуществления проектной деятельности и методической документацией. На данном этапе студенты провели анализ структуры управления колледжа, исследовали структуру и организацию взаимодействия подразделений между собой, информационное и программное обеспечение колледжа. Ими было установлено, что локальная вычислительная сеть обеспечивает возможность выхода пользователей во внешние сети и удаленный доступ для пользователей к общим информационным и вычислительным ресурсам профессиональной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели принято решение использовать среду разработки «lazarus», которая позволяет запускать программу на любой платформе без повторной компиляции программы. Также эта программа будет использовать бесплатную базу данных MySQL, что избавит организацию от дополнительных затрат на коммерческие программы. Студенты обсудили критерии оценки качества проекта и способа оценивания.

На этапе реализации проекта студенты приступили к практическому выполнению группового задания. В процессе работы ими осуществлялся сбор, анализ и обобщение информации из разных источников; в подгруппе организовывались промежуточные обсуждения полученных данных.

Процесс разработки автоматизированного информационного обеспечения электронного документооборота осуществлялся по алгоритму: постановка задач; концептуальное проектирование; логическое проектирование; описание программы; создание и подключение базы данных; описание кода программы; описание процесса отладки: (подготовка и компиляция программы; тестирование и отладка программы; выполнение и контрольный пример);  обоснование экономической эффективности разработки автоматизированного информационного обеспечения электронного документооборота.

В ходе работы над проектом студенты разработали руководство администратора программного продукта «Электронный документооборот профессиональной образовательной организации» и руководство пользователя программного продукта.

Методическое сопровождение проектной деятельности заключалось в координации работы студентов со стороны руководителя проекта, осуществлением контроля и коррекцией промежуточных результатов, соотнесением их с целью. Заключительной стадией данного этапа было составление отчёта по итогам проектной деятельности, оформление материалов для презентации.  

На этапе завершения проекта подгруппой студентов был презентован  проект программный продукт «Электронный документооборот профессиональной образовательной организации», доказана экономическая эффективность созданного программного продукта, проведена экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями. Рефлексия заключалась в обсуждении процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Программный продукт «Электронный документооборот профессиональной образовательной организации» получил высокую оценку экспертов, внедрен и используется в локальной вычислительной сети колледжа.

Таким образом, технология проектного обучения как инновационная педагогическая технология, обеспечивает те новации в российском образовании, которые продиктованы компетентностным подходом. Технология проектного обучения предполагает соблюдение строгой последовательности этапов организации проектной деятельности в соответствии с требованиями конкретной производственной ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Профессиональная педагогика. В 2 ч. Часть 2: учеб. пособие для вузов/под общ. ред. В.И. Блинова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 353с.
  2. Таспаева М. Г. Организация сопровождения проектной деятельности будущего техника-программиста / М.Г.Таспаева // Вестник ОГУ. - 2017. - №6 (206). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-soprovozhdeniya-proektnoy-deyatelnosti-buduschego-tehnika-programmista (Дата обращения: 02.12.2019).
  3. Филипьева С. В., Хитова А.А. Определение уровней сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения / С.В.Филипьева, А.А. Хитова // Профессиональное образование в России и за рубежом. -  2012. -  №5. - С.101 -105.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Необходимость применения личностно-ориентированного обучения при подготовке специалистов среднего звена

Профессиональное образование — это базис социально- экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, многих сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития и...

Понятие и сущность технологии проектного обучения

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов....

Особенности технологии проектного обучения

Среди учебных проектов можно выделить следующие:·                    Исследовательские – те ...

Применение технологии смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов

В статье описываются модели смешанного обучения, которые могут использоваться в деятельности преподавателей СПО....

Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.

Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности...