Использование ИКТ для формирования терминологической культуры студентов колледжа
статья

Рассматривается возможность аналитического подхода к формированию терминологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения базовых и специальных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Вегерин Василий Иванович,

преподаватель информационных дисциплин

ГБПОУ РО «КонстПК»

vasveg@mail.ru

Инновационные процессы в образовании, как правило, основываются на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Стремительное развитие последних заставляет вносить коррективы в образовательные стандарты и учебные планы, уделять большое внимание технической оснащённости образовательных учреждений и освоению учащимися и студентами современных ИКТ. Обобщённой характеристикой такого освоения является информационная культура, формирование которой  одна из главных целей в подготовке современного специалиста. При всём многообразии подходов к определению информационной культуры в ней можно выделить две составляющие: культурологическую и технологическую. Как правило, в большинстве случаев акцент делается на технологической составляющей, на использовании современных средств ИКТ в учебной и профессиональной деятельности. При этом упускается тот факт, что в основе любой интеллектуальной деятельности лежит владение языком, т.е. языковая компетенция. Это тем более важно, если речь идёт о педагогической деятельности. «Без языка невозможно освоить мир уже потому, что исторический опыт поколений запечатлен на 90% в языковой форме, в форме слова» — справедливо считает В.Ю. Троицкий [2, с.269].

Задача учителя – научить учащегося мыслить на языке предмета, а также каждому знанию подыскать аналог из других наук на основе сопоставлений и ассоциаций, т.е. перевести научные данные без искажения на язык, понятный школьникам. «Дать вещи какое-то название, слово, имя,— писал А.Ф. Лосев, – значит соотнести ее со всем прочим, в свете чего мы ее хотим понять и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь» [1, с. 823–824].

Продуктивность учебного общения существенно зависит от степени владения учителем специальной лексикой и терминологией, принятой в данной области знаний, понимания взаимосвязи между основными понятиями данной сферы профессиональной деятельности, умения корректно использовать термины в пространстве профессионального общения и с учетом адресата, составлять дефиниции в рамках профессионально ориентированного языкового материала.

Практика показывает, что в результате информационной перегрузки знания учащихся разрознены, не систематизированы, наблюдается дефицит понятийно-терминологической культуры, не усвоены универсальные смысловые связи, а сама информация воспринимается как цель образования. Но образованность, по мысли Троицкого, «не сводится к информированности: она означает проникновение в смысл, постижение смысла и приближение к истине» [2, с.8]. Вот почему большое значение имеет понятийно-образная и терминологическая культура учителя, как элемент информационной культуры. Из-за недостаточной работы учителя над терминологической грамотностью обучаемых, происходит поверхностное житейско-бытовое представление о базовых научных понятиях.

Кроме того, терминологическая грамотность имеет непосредственное отношение к проблеме оценивания, измерения информационной культуры и компетентности. По мнению А.А. Верняева, такие понятия как «образованность», «компетентность», «культура» являются нечёткими. Это делает задачу измерения указанных величин проблемой не только математической, но и лингвистической, поскольку все указанные характеристики человека проявляются в его речи. Для решения проблемы диагностирования достижения педагогических целей Верняев предлагает тест, основанный на выявлении частотных характеристик лексикона учащихся [3].

Поскольку в учебных планах педагогических специальностей отсутствуют дисциплины, развивающие языковую культуру в каких-либо аспектах, в том числе и терминологическом, проблему приходится решать, используя возможности общих и специальных дисциплин, а также практики выдачи пробных уроков.

При изучении общеобразовательных, а тем более специальных дисциплин студенты постоянно встречаются с новыми понятиями и терминами, и то, как они будут восприняты и усвоены, зависит от каждого преподавателя. Нужно не только формулировать и объяснять новые понятия темы, но — самое главное – проводить этимологический и сравнительный анализ этих понятий и терминов, используя различные словари, справочники, энциклопедии, широко представленные в Интернет-ресурсах и на CD/DVD-носителях. Наличие выхода в Интернет в компьютерных классах и библиотеках позволяет проводить такую работу, как на аудиторных занятиях, так и самостоятельно во внеурочное время.

По многим дисциплинам занятия проводятся в обычных аудиториях, и в этом случае можно использовать тот арсенал технических средств, которые есть у каждого студента, от сотового телефона до планшетных компьютеров и ноутбуков. Нужно только создать соответствующую мотивацию и организовать работу как индивидуальную, так и групповую.

На практике пробных уроков на первом этапе подготовки к занятию студенты выполняют дидактический анализ темы, в результате которого выявляются новые понятия и их связь с ранее изученными. Именно этот анализ может рассматриваться в качестве основы для формирования терминологической культуры будущих учителей. «Сосредоточенный в слове духовный и практический опыт, — полагает Троицкий, — приоткрывается через историю языка и этимологию. Возможность осознать последовательное движение мысли, запечатлеваемой в конечном историческом развитии слова, является одной из основ познания родной речи». [2, с.266-267]

Литература

  1. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. — 958 с.
  2. Троицкий В. Ю. Судьбы русской школы. / Отв. ред. О. А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2010. — 480 с.
  3. Верняев А.А. Отражение в лексиконе учащихся их образованности, личностных качеств и характеристик. Возможности исследования. /Верняев А.А.//Школьные технологии. – 2010.  № 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа

Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...

Интеграция учебных дисциплин при формировании экологической компетентности студентов колледжей

Интеграция учебных дисциплин на экологической основе позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...