Использование ИКТ для формирования терминологической культуры студентов колледжа
статья
Рассматривается возможность аналитического подхода к формированию терминологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе изучения базовых и специальных дисциплин.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Вегерин Василий Иванович,
преподаватель информационных дисциплин
ГБПОУ РО «КонстПК»
vasveg@mail.ru
Инновационные процессы в образовании, как правило, основываются на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Стремительное развитие последних заставляет вносить коррективы в образовательные стандарты и учебные планы, уделять большое внимание технической оснащённости образовательных учреждений и освоению учащимися и студентами современных ИКТ. Обобщённой характеристикой такого освоения является информационная культура, формирование которой одна из главных целей в подготовке современного специалиста. При всём многообразии подходов к определению информационной культуры в ней можно выделить две составляющие: культурологическую и технологическую. Как правило, в большинстве случаев акцент делается на технологической составляющей, на использовании современных средств ИКТ в учебной и профессиональной деятельности. При этом упускается тот факт, что в основе любой интеллектуальной деятельности лежит владение языком, т.е. языковая компетенция. Это тем более важно, если речь идёт о педагогической деятельности. «Без языка невозможно освоить мир уже потому, что исторический опыт поколений запечатлен на 90% в языковой форме, в форме слова» — справедливо считает В.Ю. Троицкий [2, с.269].
Задача учителя – научить учащегося мыслить на языке предмета, а также каждому знанию подыскать аналог из других наук на основе сопоставлений и ассоциаций, т.е. перевести научные данные без искажения на язык, понятный школьникам. «Дать вещи какое-то название, слово, имя,— писал А.Ф. Лосев, – значит соотнести ее со всем прочим, в свете чего мы ее хотим понять и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь» [1, с. 823–824].
Продуктивность учебного общения существенно зависит от степени владения учителем специальной лексикой и терминологией, принятой в данной области знаний, понимания взаимосвязи между основными понятиями данной сферы профессиональной деятельности, умения корректно использовать термины в пространстве профессионального общения и с учетом адресата, составлять дефиниции в рамках профессионально ориентированного языкового материала.
Практика показывает, что в результате информационной перегрузки знания учащихся разрознены, не систематизированы, наблюдается дефицит понятийно-терминологической культуры, не усвоены универсальные смысловые связи, а сама информация воспринимается как цель образования. Но образованность, по мысли Троицкого, «не сводится к информированности: она означает проникновение в смысл, постижение смысла и приближение к истине» [2, с.8]. Вот почему большое значение имеет понятийно-образная и терминологическая культура учителя, как элемент информационной культуры. Из-за недостаточной работы учителя над терминологической грамотностью обучаемых, происходит поверхностное житейско-бытовое представление о базовых научных понятиях.
Кроме того, терминологическая грамотность имеет непосредственное отношение к проблеме оценивания, измерения информационной культуры и компетентности. По мнению А.А. Верняева, такие понятия как «образованность», «компетентность», «культура» являются нечёткими. Это делает задачу измерения указанных величин проблемой не только математической, но и лингвистической, поскольку все указанные характеристики человека проявляются в его речи. Для решения проблемы диагностирования достижения педагогических целей Верняев предлагает тест, основанный на выявлении частотных характеристик лексикона учащихся [3].
Поскольку в учебных планах педагогических специальностей отсутствуют дисциплины, развивающие языковую культуру в каких-либо аспектах, в том числе и терминологическом, проблему приходится решать, используя возможности общих и специальных дисциплин, а также практики выдачи пробных уроков.
При изучении общеобразовательных, а тем более специальных дисциплин студенты постоянно встречаются с новыми понятиями и терминами, и то, как они будут восприняты и усвоены, зависит от каждого преподавателя. Нужно не только формулировать и объяснять новые понятия темы, но — самое главное – проводить этимологический и сравнительный анализ этих понятий и терминов, используя различные словари, справочники, энциклопедии, широко представленные в Интернет-ресурсах и на CD/DVD-носителях. Наличие выхода в Интернет в компьютерных классах и библиотеках позволяет проводить такую работу, как на аудиторных занятиях, так и самостоятельно во внеурочное время.
По многим дисциплинам занятия проводятся в обычных аудиториях, и в этом случае можно использовать тот арсенал технических средств, которые есть у каждого студента, от сотового телефона до планшетных компьютеров и ноутбуков. Нужно только создать соответствующую мотивацию и организовать работу как индивидуальную, так и групповую.
На практике пробных уроков на первом этапе подготовки к занятию студенты выполняют дидактический анализ темы, в результате которого выявляются новые понятия и их связь с ранее изученными. Именно этот анализ может рассматриваться в качестве основы для формирования терминологической культуры будущих учителей. «Сосредоточенный в слове духовный и практический опыт, — полагает Троицкий, — приоткрывается через историю языка и этимологию. Возможность осознать последовательное движение мысли, запечатлеваемой в конечном историческом развитии слова, является одной из основ познания родной речи». [2, с.266-267]
Литература
- Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. — 958 с.
- Троицкий В. Ю. Судьбы русской школы. / Отв. ред. О. А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2010. — 480 с.
- Верняев А.А. Отражение в лексиконе учащихся их образованности, личностных качеств и характеристик. Возможности исследования. /Верняев А.А.//Школьные технологии. – 2010. № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Материал предназначен для преподавателей дисциплин естественно-научного цикла СПО и ВПО...
Выбор теоретико-методологической стратегии для построения модели формирования информационно-профессиональной культуры студентов колледжа
Для решения любой исследовательской задачи определяющим является выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой выступают подходы. Эти подходы будут использоваться нами для построения ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-570998-1426101724.jpg)
Интеграция учебных дисциплин при формировании экологической компетентности студентов колледжей
Интеграция учебных дисциплин на экологической основе позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-291838-1383946827.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода. Главная задача пр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-818351-1474725447.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...