Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс (web.сервис LearningApps)
статья

На сегодняшний день в пространстве Интернета есть множество образовательных площадок  сервисов, которые позволяют расширить возможности обучающихся, мотивировать их к изучению дисциплины, повысить ИКТ-компетентность и разнообразить учебный процесс. Одним из таких сервисов является LearningApps/

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps)

"Вечно изобретать пробовать,

 совершенствовать и совершенствоваться –

 вот единственный курс учительской жизни".

К.Д. Ушинский.

В настоящее время невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современных стандартов, без использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Основной целью современного образования является сетевое образование. В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Применение ИКТ позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, тем самым становятся активными  субъектами учебной деятельности. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Формирование ИКТ компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельного подхода, в процессе изучения всех без исключения дисциплин учебного плана.  [1, с. 4]

Применение ИКТ на уроках ускоряют процесс обучения; способствуют резкому росту интереса обучающихся к изучаемой дисциплине; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения. ИКТ можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. 

На сегодняшний день в пространстве Интернета есть множество образовательных площадок и сервисов, которые позволяют расширить возможности  обучающихся, мотивировать их к изучению дисциплины, повысить ИКТ – компетентность и разнообразить учебный процесс. Одним из таких сервисов является LearningApps.

Сервис LearningApps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Это конструктор для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц (Германия). [2]

Основная  идея  интерактивных  заданий   заключается  в  том,  что  студенты  могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного        интереса  студентов.  На  сайте  можно  зайти  в  Тьюторскую и познакомиться  с  самыми  важными  функциями  работы  сервиса  (видео  на  английском языке). Существующие модули   LearningApps  могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

На сервисе имеется галерея общедоступных интерактивных заданий, которая  ежедневно пополняется новыми материалами, созданными преподавателями разных стран.

Сервис LearningApps  имеет понятный пользовательский интерфейс  на 5  языках мира, для выбора нужного языка необходимо в правом верхнем углу выбрать соответствующий флажок. В данной среде можно быстро создать интерактивные задания по образцам галереи LearningApps. Важно отметить, что правильность выполнения  заданий проверяется мгновенно. Сервис LearningApps предоставляет возможность получения кода для того, чтобы интерактивные задания были помещены при желании на страницы сайтов или блогов преподавателей и студентов.

К сожалению, в шаблонах встречаются отдельные опечатки при переводе на русский язык, которые невозможно исправить вручную, и не все типы заданий доступны для работы с кириллицей.

Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным дисциплинам.

Алгоритм работы в сервисе:

  1. Сервис работает на нескольких языках - выберите удобный для вас язык.
  2. Зарегистрируйтесь на сервисе, для этого нажмите на кнопку «Подать заявку», затем нажмите кнопку «Создать аккуант»
  3. Создайте аккаунт, заполнив необходимые поля.
  4. Если регистрация прошла успешно, то для входа в аккаунт необходимо нажать «Подать заявку». Затем ввести логин и пароль в соответствующие поля и нажать кнопку с изображением двери для входа с надписью «Логин». 
  5. Настройте аккаунт, нажав соответствующую кнопку.
  6. На сервисе LearningApps имеется функция поиска. Допустим, что необходимо найти интерактивные задания конкретного автора, тогда нужно ввести в поле поиска фамилию.
  1. Прежде чем начать создание собственных интерактивных заданий из коллекции шаблонов, предлагаемых сайтом, советую познакомиться с галереей сервиса. Для этого нажмите «Посмотреть упражнения», выберите учебный предмет и познакомьтесь с работами коллег. Выбрав заинтересовавшее вас интерактивное задание, вы можете создать аналогичное, нажав на кнопку «Создать подобное приложение».
  2. В открывшемся окне заметить текст и иллюстрации.
  1. После введённых изменений нажать кнопку «Установить и показать в предварительном просмотре».
  2. Затем задание можно либо «Вновь настроить» и ввести изменения или «Сохранить приложение».
  3. После нажатия кнопки  «Опубликовать        это приложение» созданное интерактивное задание попадает в Общую коллекцию материалов сервиса. Вы также получаете  и код для встраивания на сайт или блог.
  4.  Картинки, которые вы хотите использовать в интерактивном задании, можно загрузить с компьютера или по ссылке на изображение.

При помощи шаблонов сервиса LearningApps.org  можно создавать следующие виды упражнений:

1. Выбор

  • Викторина. Можно создавать вопросы с возможностью задать несколько правильных ответов (викторина множественного выбора). Присутствует возможность вставки мультимедийного контента: изображения, аудиоматериалы и видеоматериалы.
  • Викторина с выбором правильного ответа. Можно создавать вопросы с выбором только одного правильного варианта ответа. Присутствует возможность вставки мультимедийного контента: изображения, аудиоматериалы и видеоматериалы.
  • Выделить слова. Слова надо выделить мышью в тексте. Например, это могут быть слова с орфографическими ошибками, слова определённой части речи или термины, не соответствующие определению.
  • Кто хочет стать миллионером? Приложение на основе популярного во многих странах телешоу. В приложении несколько заданий, уровень сложности которых постепенно возрастает.
  • Слова из букв. Обучающая игра, суть которой состоит в составлении слова из букв, расположенных в сетке рядом друг с другом. Слова можно располагать не только по вертикали и горизонтали, но и по диагонали. 
  1. Распределение
  • Игра «Парочки» (Pair Game, Парная игра). Суть игры: поочерёдно открываются пары табличек; задача обучающегося – определить соответствуют ли таблички друг другу. Примеры соответствий: два разных изображение одного и того же объекта, изображение объекта и его название, вопрос и ответ и т.д.
  • Классификация. Шаблон 1. Можно создать от двух до четырёх групп, с которыми надо соотнести различные элементы. Все элементы сразу «рассыпаны» на рабочем столе в виде табличек, их надо перетаскивать мышкой в соответствующие поля.
  • Классификация. Шаблон 2. Можно создать от двух до четырёх групп, с которыми надо соотнести различные элементы. Элементы появляются по одному, и надо указать, к какой группе они относятся.
  1. Распределение
  • Найти на карте. Шаблон позволяет использовать Карты Google (maps.google), введя название центра карты, выбрав тип карты и масштаб (увеличение). Упражнение состоит в том, чтобы расставить на карте маркеры, соответствующие определённым объектам.
  • Найти пару. С помощью этого шаблона можно создавать упражнения, в которых необходимо найти пару: текст или картинка, видео или аудио.
  • Пазл «Угадай-ка». Суть упражнения заключается в том, что необходимо распределить понятия или события по соответствующим группам. В одном пазле должны быть назначены группы понятий. Каждый найденный термин показывает часть основного изображения или видео.
  • Соответствия в сетке (Matching grid). Суть выполняемых действий: надо перетащить мышкой объекты из одной части поля в другую, совместив их с соответствующими объектами.
  • Сортировка картинок. Данное упражнение позволяет маркировать определённые элементы изображений точками. Прекрасно подходит для работы по иллюстрации, схеме, карте, диаграмме.
  • Таблица соответствия (Matching matrix). Позволяет выстраивать ряды соответствий сразу по разным признакам (категориям).
  1. Последовательность
  • Расставить по порядку. Требуется расположить таблички в правильном порядке, перетаскивая их мышью.
  • Хронологическая линейка. В этом шаблоне последовательность дополнена возможностью установки дат для соотнесения с ними тех или иных исторических эпох, событий, этапов развития.

5. Заполнение

  • Викторина с вводом текста (Quiz with text input). В одном шаблоне можно объединить сразу несколько последовательно выполняемых заданий, ответы на которые надо не выбирать из готовых вариантов, а вводить самостоятельно. Наиболее очевидный путь использования этого шаблона – ребусы и подобные им занимательные задания.
  • Виселица. Очень известная игра, в которой отгадывание слова сопровождается поэтапным рисованием виселицы. За каждый неправильный ответ изображается один элемент виселицы. Надо отгадать слово по буквам до того, как будет нарисована виселица с повешенным человечком.
  • Заполнить пропуски. Цель этой игры заключается в том, чтобы заполнить все пропуски любыми фразами или данными из выпадающего списка.
  • Заполнить таблицу. Максимальное количество столбцов в таблице – 5, количество строк – 10. По заданию таблицу надо заполнить правильными данными. Таблица создаётся автоматически, но можно корректировать её внешний вид. Можно открывать только верхнюю строку, а также в дополнение к ней – любое количество столбцов. Важный момент составления задания: надо отрыть достаточное количество данных, чтобы было понятно, что конкретно надо вписывать.
  • Кроссворд. Суть задания не требует пояснений. Для составления кроссворда ничего не надо рисовать или чертить. Введите в соответствующие поля свои вопросы и ответы, остальное сделает программа, сама разместит слова по горизонтали и вертикали и определит места пересечений. Можно также задать фоновую картинку.
  1. Он-лайн игры.
  • Многопользовательская викторина (Multi-User-Quiz). Суть данного упражнения заключается в следующем, упражнение позволяет игрокам выбирать для ответа вопросы из различных категорий и разного уровня сложности. Вопросы могут быть отсортированы по сложности и, соответственно, дают больше очков в игре.
  • Где находится это? На картинке (схеме, карте, иллюстрации, чертеже) маркируются элементы. Игра состоит в том, чтобы правильно и быстро найти нужные элементы.
  • Оцените. Задание состоит в том, чтобы дать правильную оценку чего-либо: размера, массы, расстояния, возраста. В этой игре могут принять участие от 2 до 4 игроков и они должны ответить цифрами.
  • Папка Challenge (Вызов). Игра-соревнование, в начале которой участник «бросает вызов» компьютеру или реальному участнику чата, пригласив его в игру, например, кому-то из одноклассников.
  • Скачки (Horse racing). Ход игры изображается в виде всадников, участвующих в скачках (каждому игроку соответствует определённый всадник). После каждого ответа положение всадников изменяется в зависимости от правильности и скорости ответов.

Каждый преподаватель может использовать тот или иной модуль для решения конкретных задач в своей предметной области:

  • для закрепления теоретических и практических знаний, их проверки;
  • могут служить удобной оболочкой для организации различных конкурсных мероприятий;
  • для активизации познавательной деятельности студентов;
  • задания можно создавать и редактировать в режиме он-лайн, используя различные шаблоны;
  • применение всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий;
  • создание аккаунта для своих студентов -  преподаватель может создавать группу из студентов, для которой будет собирать "упражнения" и приглашать студентов к работе.

Использование различных Интернет – сервисов для активизации образовательного процесса в условиях ФГОС является необходимостью для повышения эффективности обучения, а цель, стоящая перед преподавателем, - нахождение различных способов и средств, которые бы давали более эффективные знания и помогали быстрее их усваивать.

Литература:

  1. Сборник статей  «Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании». Выпуск 5. АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет». Образовательный портал «Мой университет».
  2. Сайт - http://learningapps.org/.
  3. НФПК ИСО (электронный ресурс)
  4. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО).