Использование информационных технологий в преподавании дисциплины Основы экономики
статья

Луцких Яна Михайловна

Современный мир многомерен, одна область знаний легко пересекается и внедряется в другую. Поэтому в современных условиях востребованность специалистов на рынке труда зависит не только от уровня профессиональных компетенций предусмотренных ФГОС, но и от навыков межотраслевых коммуникаций (т.е. понимания технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях, умения мыслить экономическими категориями, управлять проектами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lutskih_ya.m.docx273.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины Основы экономики

        Современный мир многомерен, одна область знаний легко пересекается и внедряется в другую. Поэтому в современных условиях востребованность специалистов на рынке труда зависит не только от уровня профессиональных компетенций предусмотренных ФГОС, но и от навыков межотраслевых коммуникаций (т.е. понимания технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях, умения мыслить экономическими категориями, управлять проектами).

В сегодняшних условиях воспитание экономической культуры обучающихся становится одной из важнейших задач стоящих перед педагогом.

Экономические дисциплины (основы экономики, экономика организации и т.п.) входят в общепрофессиональный учебный цикл и читаются практически на всех специальностях и профессиях многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО Тюменского индустриального университета.

Одной из первых задач в изучении данных дисциплин является раскрытие перед обучающимися закономерностей развития мировой и национальной экономики, наличия взаимосвязи с историческими и правовыми аспектами. Естественно, что объем экономической информации выходит далеко за пределы учебников экономики, так как важнейшей характеристикой современной методики преподавания экономики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство.

В связи с этим считаю, что актуально и методически обосновано использование информационных технологии на своих занятиях, их применение позволяет формировать следующие умения:

  • поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
  • передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  • участия в групповом обсуждении и интерпретации информации.

Все вышеперечисленное в свою очередь позволяет формировать общую компетенцию ОК.5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

На сегодняшний день существуют неограниченные возможности использования средств информационных технологий в системе среднего профессионального образования и они ежедневно расширяются.

В процессе преподавании дисциплины основы экономики мною применяются следующие виды деятельности (методы):

  1. Поиск экономической информации с помощью Интернет-технологий (анализ информации об организациях сферы информационных технологий г. Тюмени и Тюменской области; анализ информации: уровень цен, тарифов (на примере организаций г. Тюмени и Тюменской области; анализ информации о вакансиях сферы информационных технологий в г. Тюмени);
  2. Подготовка презентаций по различным экономическим вопросам с применением статистических данных (социально – экономическое развитие Тюменской области (2022г.) и прогноз на 2023г.; численность безработного и занятого населения (структура по отраслям), уровень безработицы в Тюменской области (2022г.) и прогноз на 2023г.; численность и структура населения Тюменской области (2021, 2022гг.) и прогноз на 2023г.);
  3. Подготовка проектов на занятиях экономики с применением средств Microsoft Office (разработка и презентация проекта бизнес – плана; программное обеспечение для разработки бизнес – плана; разработка программного продукта «Оценка эффективности деятельности организации»);
  4. Организация компьютерного практикума на занятиях (составление кроссвордов, выполнение практических заданий с помощью: MS Excel (подготовка сметы затрат на работы (услуги) сферы информационных технологий), справочных правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс» (составление таблицы «Основные налоги РФ, уплачиваемые юридическими лицами»)); 1С:Предприятие (практическое занятие «Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности»; деловая игра «Подбор персонала (анализ вакансий на сайтах hh.ru, rabota72.ru)»);
  5. Участие обучающихся в различных онлайн олимпиадах и конкурсах (по дисциплине «Экономика и бухгалтерский учет», «Основы экономики» и т.д.);
  6. При изучении нового материала используются презентации и видеоролики, которые позволяет наглядно продемонстрировать явления и процессы происходящие в экономике, обеспечить визуальное восприятие материала (презентации разработаны по всем темам курса);
  7. Использование платформы Zoom (в период дистанционного обучения).

В целом весь учебно – методический комплекс по дисциплине Основы экономики размещен в автоматизированной системе поддержки учебного процесса Educon (https://educon2.tyuiu.ru), данный ресурс представляет собой структурированную совокупность теоретических и практических заданий в соответствии с рабочей программой дисциплины. Кроме этого система предоставляет и иные инструменты организации учебного процесса: проведение видеоконференций, размещение гиперссылок, проведение тестирования, формирование глоссария, через форум и чат обучающиеся могут получить дополнительные консультации и т.д. Все эти возможности активно используются мною с 2009 года.

Те знания и умения, которые позволяют сформировать все вышеперчисленные методы, в последующем могут быть использованы обучающимися и при подготовке отчетов по производственной практике и написании выпускной квалификационной работы.

Обоснованное использование в учебном процессе перечисленных выше ресурсов позволяет:

- сократить время на подготовку к занятиям как обучающимся, так и мне, как педагогу;

- повысить мотивацию обучающихся к изучению экономики и как следствие их активность и самостоятельность на занятиях;

- актуализировать зрительную и логическую память через наглядность восприятия изучаемого материала;

- развивать навыки творческой, коллективной деятельности;

- формировать экономическую культуру через использование информационных технологий.

Об эффективности использования информационных технологий можно судить по результатам успеваемости обучающихся по дисциплине Основы экономики:

Показатель успеваемости

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Абсолютная успеваемость, %

91

100

100

100

Качественная успеваемость, %

63

70

70

73

Средний балл

3,2

4,0

4,0

4,2

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что применение средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, приобретает все большие перспективы, несут в себе огромный потенциал для развития учебной деятельности.

Считаю, что быть грамотным педагогом без изучения и внедрения информационных технологий в учебный процесс на современном этапе развития общества просто невозможно и мне как педагогу, нельзя останавливаются на достигнутом, нужно стремиться осваивать новые возможности представления учебного материала. Например, использование сервисов Google: для онлайн исследований, создания презентаций; создание электронной рабочей тетради (на определенной платформе) и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ

Луцких Яна Михайловна!

Сообщаем Вам о выходе Сборника

с Вашей публикацией

Использование информационных технологий в преподавании дисциплины Основы экономики

На странице своей публикации Вы всегда можете получить выдержку из Сборника, и распечатать её.
https://www.pedalmanac.ru/336007


Вы получили это письмо на электронный адрес lutskihjm@tyuiu.ru, так как он был указан при взаимодействии с сайтом

https://www.pedalmanac.ru

Пожалуйста, оцените удобство нашего сервиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в преподавании истории

В условиях образовательных реформ особое значение в среднем профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили ...

Использование информационных технологий в преподавании дисциплин экономического цикла

Использование на уроках экономического цикла мультимедийных презентаций задействует  у студентов еще и зрительную память, позволяет более красочно подать скучную, на взгляд студента, экономическу...

Использование IT технологий в преподавании информатики в ГБПОУ ВО «ВЭТК». Преподавателя информатики ГБПОУ ВО « Владимирского экономико- технологического колледжа» Насибуллиной Фаины Николаевны.

В последнее время возникает необходимость  возврата к приоритету обучения алгоритмизации и программированию студентов и школьников в образовательных учреждениях.Со стороны ИТ-бизнеса озвучена жел...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....

Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"...