Открытый урок "Системы счисления"
презентация к уроку
На примере исторических событий рассмотрим появление десятеричной и восьмеричной систем счисления. Тем самым плавно подойдем к теме урока. Приведем примеры систем счисления в окружаемом жизненном пространстве ( Лунный цикл, месяца, время, дни недели, система координат, система инь янь,). Рассмотрим как применяются системы счисления для кодирования информации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.35 МБ | |
| 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Необыкновенная девочка Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила — Все это правда, а не бред. Когда, пыля 10 ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато 100-ногий. Она ловила каждый звук Своими 10 ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Десятеричная система счисления
Восьмеричная система 1 2 3 4 5 6 7 8
Тема занятия? Системы счисления. Какие существуют системы счисления? Как они применяются в жизни? Рассмотрим алфавит различных систем. Научимся решать задачи в различных системах счисления.
+ + =30 3 года – это сколько месяцев? 12 + 12 + 12=36
Лунный цикл.
Какая система?
Какая система?
Какая система?
Какая система?
Китай.
Двоичная система 0 1 000 001 111
Используется при кодировании информации 01100111 информация 10011000 01100111 10011000 информация
Шестнадцатеричная система счисления. 0, 1, 2, 3 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
Десятеричная Восьмеричная Двенадцатеричная Шестидесятеричная Семеричная Троичная Двоичная Системы счисления Шестнадцатеричная
Система счисления Основание Алфавит Десятичная 10 Восьмеричная 0;1;2;3;4;5;6;7 2 0; 1 Шестнадцате – ричная 16 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 ; Заполни таблицу Каких цифр нет в системе?
Определение ? Что такое система счисления? Система счисления – это способ записи чисел. Обычно, числа записываются с помощью специальных знаков – цифр. Система счисления – это совокупность приёмов и правил изображения чисел цифровыми знаками. Система счисления – это знаковая система , в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита.
Продолжи ряд Десятеричная система 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Продолжи ряд Двоичная система 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010
Продолжи ряд Восьмеричная система 0 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 20 21 31 30 27 26 25 24 23 22
Продолжи ряд Шестнадцатеричная система 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10 18 17 16 15 14 13 12 11 19 1А 1В
Правило Чтобы перевести число из десятеричной системы счисления в любую другую надо: разделить переводимое число на основание той системы в которую переводим. 10 2 8 16 :
Пример: Пример 1: 12 10 - ? 2 12 2 12 6 2 0 6 3 2 0 2 1 1 Записываем полученные цифры в обратном порядке: 12 10 - 1100 2 Пример 2: 84 10 - ? 8 8 4 8 80 10 8 4 8 1 2 Записываем полученные цифры в обратном порядке: 84 10 – 124 8 Пример 3: 320 10 - ? 16 320 16 320 20 16 0 16 1 4 Записываем полученные цифры в обратном порядке: 320 10 - 140 16
Правило Чтобы перевести число в десятеричную систему счисления из любой другой надо: умножить переводимое число на основание той системы в которую переводим в соответствующей степени. 10 2 8 16 *
Пример: Пример 1: 3 2 1 0 1100 2 = 1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =8+4+0+0=12 10 Пример 2: 2 1 0 363 8 =3*8 2 +6*8 1 +3*8 0 =3*64+48+3=192+51=243 10 Пример 3: 2 1 0 140 16 = 1*16 2 +4*16 1 +0*16 0 = 256+64+0=320 10
Задание 1 Ей было лет, Она в класс ходила, В портфеле по книг носила — Все это правда, а не бред. Когда, пыля ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок, С одним хвостом, зато ногий . Она ловила каждый звук, Своими ушами, И загорелых рук, Портфель и поводок держали. И темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, 12 5 4 2 4 2 2 2 Какая систем счисления ?
Задание 2 У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть? 100(2)=1*2^2+0*2^1+0*2^0=4 1000(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+0*2^0=8 1111(2)=1*2^3+1*2^2+1*2^1+1*2^0=15 1001(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+1*2^0=9 У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе. Какая систем счисления ?
Задание 3 6180 кг 1 101 010 010 кг 850 кг 1 101 010 010 (2)=1*2^9+1*2^8+1*2^6+1*2^4+1*2^1= 512 + 256 + 64 + 16 + 2= 850 Какая систем счисления ?
Задание 4 Юноша знакомится с девушкой и Мне 17 лет Мне 10001 лет Мне 17 лет Какая систем счисления ?
Задание 5 Переведите свой возраст в 2,8,и,16 систему.
Убери лишнее 100 1100 1 21
Убери лишнее 4 1 8 15 2 6
Убери лишнее А 1 1 1В 2G
Соедини стрелками А 1 00 4 15 1 0 17
Соедини стрелками 31 1 1111 F 1 1 5 1
Задание 6. Сложи пословицу Используют 10 Что – бы 100 Время, 110 Дураки 1000 Умные 0 Его 1010 А 111 Люди 1 Что – бы 1001 Сэкономить 101 Компьютер 11 Потратить 1011
Задание 7. Сложи пословицу Пользователь 1100 Черная 10 В которой 100 Пропадают 110 Потом 1000 Компьютер 0 А затем 1010 Деньги 111 Это 1 Время 1001 Сначала 101 Дыра 11 И сам 1011
Задание 8. Числовой лабиринт Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.
Дисковод 101(2)=5 20(5)=10 31(6)=19 1100 (2) = 12 121(3)=16 11(2)=3 10000(2)=16 12(3)=5
Задание 9. Рисуем по точкам № точки Координаты точки X Y 1 10 2 1 2 2 100 2 1 2 3 10 2 11 2 4 100 2 11 2 5 11 2 101 2 Какая систем счисления ?
Задание 10 «Я окончил университет 27 лет от роду. Спустя год, 30-летним молодым человеком, я женился на 25-летней девушке. Незначительная разница в возрасте — всего 3 года — способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже маленькая семья из 4 человек. Жалования я получал в месяц всего 36 т. рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 33 т. руб. в месяц» Какая систем счисления ?
Задание 11 Решение неравенств. Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. 285 10 ? 11D 16 Ответ : 285 10 = 285 10
Оценивание Если я не слушал, занимался посторонними делами, не решил ни одной задачи, ни чего не понял - я получаю оценку «2». Если я внимательно слушал, не занимался посторонними делами. Если я знаю сколько и какие бывают системы счисления, где встречаются и как применяются различные системы счисления и решил половину задач – я получаю оценку «3». Если я активно работал, отвечал на вопросы, решил все задачи но допускал ошибки. Если я знаю алфавит различных систем счисления, знаю чему равно основание каждой системы – я получаю оценку «4». . Если я знаю правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, и умею переводить числа и решил все задачи правильно – я получаю оценку «5».
1 задание. 1100 2 = 1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =8+4+0+0=12 10 101 2 = 1*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =5 100 2 = 1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =4 10 2 = 1*2 1 +0*2 0 =2 2 задание. 100(2 )=1*2^2+0*2^1+0*2^0=4 1000(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+0*2^0=8 1111(2)=1*2^3+1*2^2+1*2^1+1*2^0=15 1001(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+1*2^0=9 У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе . 3 задание. 1 101 010 010 =1*2^9+1*2^8+1*2^6+1*2^4+1*2^1 = 512 + 256 + 64 + 16 + 2= 850 4 задание. Юноше 17 лет 5 задание. Переведите свой возраст в 2,8,и,16 систему. 6 задание. Умные люди используют компьютер, чтобы сэкономить время, а дураки чтобы его потратить. 7 задание. Компьютер это черная дыра в которой сначала пропадает деньги потом время а затем и сам пользователь. 8 задание. 101(2)= 5 20(5 )= 10 31(6 )= 19 1100 (2) = 12 121(3 )= 16 11(2 )= 3 10000(2 )= 16 12(3 )= 5 дисковод. 9 задание. Рисуем по точкам дом 10 задание. Восьмеричная система. 23, 24,21, 30, 27. 11 задание (Ответ : 285 10 = 285 10 )
Повторение Сегодня я познакомился с понятием….. Система счисления – это…… Я знаю системы счисления……. В жизни с системы счисления встречаются, … Основание системы счисления это ….. Чтобы перевести число из нашей системы надо…. Чтобы перевести число в нашу систему надо……
Рефлексия Что узнали нового? Что понравилось? Что запомнили? В чем затруднение? Что не поняли? Какое задание было самым интересным? Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
Домашнее задание Уровень 1 Переведите возраст родителей и свой вес в 2, 8, и 16 системы счисления. Придумать ситуацию в жизни где могут встречаться системы счисления. Заполни таблицу. Система Основание Алфавит Двоичная Троичная Пятеричная Семеричная Двенадцатеричная Шестидесятеричная
Домашнее задание уровень 2 Докажите тождества. 22533 8 = 10010101011011 2 1001010111100 2 = 12BC 16 Решение неравенств . Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. 285 10 ? 11D 16 111111 2 ? 1111 8 Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания: 35 10 , 36 8 , 3А 16 , 100101 2 , 130 4 111001 2 , 64 8 , 9Е 16 , 25 10 , 210 3
Домашнее задание Уровень 3 Рисуем по точкам № точки Координаты точки X Y 1 100 2 10 2 2 101 2 101 2 3 1 2 101 2 4 11 2 1010 2 5 100 2 1010 2 6 11 2 110 2 7 101 2 110 2 8 110 2 101 2 + 100 2 9 111 2 1001 2 10 110 2 110 2 11 100 2 * 10 2 110 2 12 1000 2 101 2 13 110 2 101 2 14 101 2 10 2
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель ПЦК «ООД» Зам. НМР
_________И. Л. Островская ________ Е. Д. Цыренова
«_____»__________ 2017 г. «_____»__________ 2017 г.
План открытого урока
Название учебной дисциплины: Информатика и ИКТ
Дата проведения: 31.10.2017
Группа: ТЭ - 17
Тема программы: Кодирование информации.
Тема урока: Системы счисления.
Цель: - Выделить системы счисления из окружающего информационного пространства.
Задачи урока:
Обучающие (предметные)
- Изучить понятие системы счисления.
- Рассмотреть применение систем счисления в жизненных ситуациях.
- Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.
- Применять системы счисления при изучении информатики.
Развивающие (метапредметные):
- Развить навыки перевода чисел в системах счисления том числе и в профессиональной деятельности;
- Развить навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- Развить мышление учащихся при решении логических задач;
Способствовать формированию общих компетенций:
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Воспитательные (личностные):
- Развить способность увязать учебное содержание с жизненным опытом и своей будущей профессией.
- Повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- Сформировать творческий подход к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- Формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Способствовать формированию общих компетенций:
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Тип урока: Урок (открытия) нового знания.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде.
Общее время: 90 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оснащение урока: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.
План урока
1. Этап мотивации – 5 мин.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия –
3. Этап выявления места и причины затруднения –
4. Этап построения проекта выхода из затруднения –
5. Этап реализации построенного проекта –
6. Этап первичного закрепления – 20 мин.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 30 мин.
8. Этап включения в систему знаний и повторения 5 мин
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 2 мин
Домашнее задание 3 мин
Этапы | Действия |
| Занятие начинаем занимательным стихотворением «Необыкновенная девочка». |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3. Этап выявления места и причины затруднения – 4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5. Этап реализации построенного проекта – 30 мин. | Затем на примере исторических событий рассмотрим появление десятеричной и восьмеричной систем счисления. Тем самым плавно подойдем к теме урока. Приведем примеры систем счисления в окружаемом жизненном пространстве ( Лунный цикл, месяца, время, дни недели, система координат, система инь янь,). Рассмотрим как применяются системы счисления для кодирования информации. |
| Закрепим все рассмотренные системы счисления. Заполним таблицу. Дадим определения, что такое системы счисления. Выполним задание: продолжи ряд. Рассмотрим правило перевода чисел. |
| Задание 1. Необыкновенная девочка. Задание 2. Братья. Задание 3. Машины. Задание 4. Юноша. Задание 5. Возраст. Убери лишнее. Соедини стрелками. Задание 6, Задание 7. – Пословица. Задание 8. Лабиринт (Ответ: ДИСКОВОД) Задание 9. Рисунок дом. Задание 10. Автобиография чудака. Задание 11. Решение неравенств. В конце работы самооценивание. |
| Повторение: продолжи фразу или вставь пропущенное слово.
|
Д/З | Задания делятся на 3 уровня из каждого уровня сделать любое на выбор. |
| Что узнали нового? Что понравилось? Что запомнили? В чем затруднение? Что не поняли? Какое задание было самым интересным? Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирующая работа по информатике для учащихся 10 класса по теме Системы счисления
Тестовая работа с ответами и подробным решением заданий.Работу можно провести при изучении темы «Системы счисления» в 10 классе, а также при повторении и подготовке к итоговой аттестации.Время н...
система счисленя
лекции и практические задания по системе счисления...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»
Маетриал содержит задания по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую». Представлены 10 вариантов заданий. Для удобства проверки преподавателю прикрепляю на последних ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: Системы счисления. Работа с системами счисления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА...

Открытый урок "Системы счисления"
Задачи урока:I. Формирование предметной компетенции: Познавательные - повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные СС»; повторить правила пер...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...



