Открытый урок "Системы счисления"
презентация к уроку

Гарманова Ирина Валентиновна

На примере исторических событий рассмотрим  появление десятеричной и восьмеричной систем счисления. Тем самым плавно подойдем к теме урока. Приведем примеры систем счисления в окружаемом жизненном пространстве ( Лунный цикл, месяца, время, дни недели, система координат, система инь янь,). Рассмотрим как применяются системы счисления для кодирования информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sist_schislen.pptx2.35 МБ
Microsoft Office document icon plan_sistem_schisl.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Необыкновенная девочка Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила — Все это правда, а не бред. Когда, пыля 10 ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато 100-ногий. Она ловила каждый звук Своими 10 ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Десятеричная система счисления

Слайд 5

Восьмеричная система 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 6

Тема занятия? Системы счисления. Какие существуют системы счисления? Как они применяются в жизни? Рассмотрим алфавит различных систем. Научимся решать задачи в различных системах счисления.

Слайд 7

+ + =30 3 года – это сколько месяцев? 12 + 12 + 12=36

Слайд 8

Лунный цикл.

Слайд 9

Какая система?

Слайд 10

Какая система?

Слайд 11

Какая система?

Слайд 12

Какая система?

Слайд 13

Китай.

Слайд 15

Двоичная система 0 1 000 001 111

Слайд 16

Используется при кодировании информации 01100111 информация 10011000 01100111 10011000 информация

Слайд 17

Шестнадцатеричная система счисления. 0, 1, 2, 3 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F

Слайд 18

Десятеричная Восьмеричная Двенадцатеричная Шестидесятеричная Семеричная Троичная Двоичная Системы счисления Шестнадцатеричная

Слайд 19

Система счисления Основание Алфавит Десятичная 10 Восьмеричная 0;1;2;3;4;5;6;7 2 0; 1 Шестнадцате – ричная 16 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 ; Заполни таблицу Каких цифр нет в системе?

Слайд 20

Определение ? Что такое система счисления? Система счисления – это способ записи чисел. Обычно, числа записываются с помощью специальных знаков – цифр. Система счисления – это совокупность приёмов и правил изображения чисел цифровыми знаками. Система счисления – это знаковая система , в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита.

Слайд 21

Продолжи ряд Десятеричная система 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Слайд 22

Продолжи ряд Двоичная система 0 1 10 11 100 101 110 111 1000 1001 1010

Слайд 23

Продолжи ряд Восьмеричная система 0 1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 20 21 31 30 27 26 25 24 23 22

Слайд 24

Продолжи ряд Шестнадцатеричная система 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 10 18 17 16 15 14 13 12 11 19 1А 1В

Слайд 25

Правило Чтобы перевести число из десятеричной системы счисления в любую другую надо: разделить переводимое число на основание той системы в которую переводим. 10 2 8 16 :

Слайд 26

Пример: Пример 1: 12 10 - ? 2 12 2 12 6 2 0 6 3 2 0 2 1 1 Записываем полученные цифры в обратном порядке: 12 10 - 1100 2 Пример 2: 84 10 - ? 8 8 4 8 80 10 8 4 8 1 2 Записываем полученные цифры в обратном порядке: 84 10 – 124 8 Пример 3: 320 10 - ? 16 320 16 320 20 16 0 16 1 4 Записываем полученные цифры в обратном порядке: 320 10 - 140 16

Слайд 27

Правило Чтобы перевести число в десятеричную систему счисления из любой другой надо: умножить переводимое число на основание той системы в которую переводим в соответствующей степени. 10 2 8 16 *

Слайд 28

Пример: Пример 1: 3 2 1 0 1100 2 = 1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =8+4+0+0=12 10 Пример 2: 2 1 0 363 8 =3*8 2 +6*8 1 +3*8 0 =3*64+48+3=192+51=243 10 Пример 3: 2 1 0 140 16 = 1*16 2 +4*16 1 +0*16 0 = 256+64+0=320 10

Слайд 29

Задание 1 Ей было лет, Она в класс ходила, В портфеле по книг носила — Все это правда, а не бред. Когда, пыля ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок, С одним хвостом, зато ногий . Она ловила каждый звук, Своими ушами, И загорелых рук, Портфель и поводок держали. И темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, 12 5 4 2 4 2 2 2 Какая систем счисления ?

Слайд 30

Задание 2 У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть? 100(2)=1*2^2+0*2^1+0*2^0=4 1000(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+0*2^0=8 1111(2)=1*2^3+1*2^2+1*2^1+1*2^0=15 1001(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+1*2^0=9 У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе. Какая систем счисления ?

Слайд 31

Задание 3 6180 кг 1 101 010 010 кг 850 кг 1 101 010 010 (2)=1*2^9+1*2^8+1*2^6+1*2^4+1*2^1= 512 + 256 + 64 + 16 + 2= 850 Какая систем счисления ?

Слайд 32

Задание 4 Юноша знакомится с девушкой и Мне 17 лет Мне 10001 лет Мне 17 лет Какая систем счисления ?

Слайд 33

Задание 5 Переведите свой возраст в 2,8,и,16 систему.

Слайд 34

Убери лишнее 100 1100 1 21

Слайд 35

Убери лишнее 4 1 8 15 2 6

Слайд 36

Убери лишнее А 1 1 1В 2G

Слайд 37

Соедини стрелками А 1 00 4 15 1 0 17

Слайд 38

Соедини стрелками 31 1 1111 F 1 1 5 1

Слайд 39

Задание 6. Сложи пословицу Используют 10 Что – бы 100 Время, 110 Дураки 1000 Умные 0 Его 1010 А 111 Люди 1 Что – бы 1001 Сэкономить 101 Компьютер 11 Потратить 1011

Слайд 40

Задание 7. Сложи пословицу Пользователь 1100 Черная 10 В которой 100 Пропадают 110 Потом 1000 Компьютер 0 А затем 1010 Деньги 111 Это 1 Время 1001 Сначала 101 Дыра 11 И сам 1011

Слайд 41

Задание 8. Числовой лабиринт Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.

Слайд 42

Дисковод 101(2)=5 20(5)=10 31(6)=19 1100 (2) = 12 121(3)=16 11(2)=3 10000(2)=16 12(3)=5

Слайд 43

Задание 9. Рисуем по точкам № точки Координаты точки X Y 1 10 2 1 2 2 100 2 1 2 3 10 2 11 2 4 100 2 11 2 5 11 2 101 2 Какая систем счисления ?

Слайд 44

Задание 10 «Я окончил университет 27 лет от роду. Спустя год, 30-летним молодым человеком, я женился на 25-летней девушке. Незначительная разница в возрасте — всего 3 года — способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже маленькая семья из 4 человек. Жалования я получал в месяц всего 36 т. рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 33 т. руб. в месяц» Какая систем счисления ?

Слайд 45

Задание 11 Решение неравенств. Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. 285 10 ? 11D 16 Ответ : 285 10 = 285 10

Слайд 46

Оценивание Если я не слушал, занимался посторонними делами, не решил ни одной задачи, ни чего не понял - я получаю оценку «2». Если я внимательно слушал, не занимался посторонними делами. Если я знаю сколько и какие бывают системы счисления, где встречаются и как применяются различные системы счисления и решил половину задач – я получаю оценку «3». Если я активно работал, отвечал на вопросы, решил все задачи но допускал ошибки. Если я знаю алфавит различных систем счисления, знаю чему равно основание каждой системы – я получаю оценку «4». . Если я знаю правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, и умею переводить числа и решил все задачи правильно – я получаю оценку «5».

Слайд 47

1 задание. 1100 2 = 1*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =8+4+0+0=12 10 101 2 = 1*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =5 100 2 = 1*2 2 +0*2 1 +0*2 0 =4 10 2 = 1*2 1 +0*2 0 =2 2 задание. 100(2 )=1*2^2+0*2^1+0*2^0=4 1000(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+0*2^0=8 1111(2)=1*2^3+1*2^2+1*2^1+1*2^0=15 1001(2)=1*2^3+0*2^2+0*2^1+1*2^0=9 У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе . 3 задание. 1 101 010 010 =1*2^9+1*2^8+1*2^6+1*2^4+1*2^1 = 512 + 256 + 64 + 16 + 2= 850 4 задание. Юноше 17 лет 5 задание. Переведите свой возраст в 2,8,и,16 систему. 6 задание. Умные люди используют компьютер, чтобы сэкономить время, а дураки чтобы его потратить. 7 задание. Компьютер это черная дыра в которой сначала пропадает деньги потом время а затем и сам пользователь. 8 задание. 101(2)= 5 20(5 )= 10 31(6 )= 19 1100 (2) = 12 121(3 )= 16 11(2 )= 3 10000(2 )= 16 12(3 )= 5 дисковод. 9 задание. Рисуем по точкам дом 10 задание. Восьмеричная система. 23, 24,21, 30, 27. 11 задание (Ответ : 285 10 = 285 10 )

Слайд 48

Повторение Сегодня я познакомился с понятием….. Система счисления – это…… Я знаю системы счисления……. В жизни с системы счисления встречаются, … Основание системы счисления это ….. Чтобы перевести число из нашей системы надо…. Чтобы перевести число в нашу систему надо……

Слайд 49

Рефлексия Что узнали нового? Что понравилось? Что запомнили? В чем затруднение? Что не поняли? Какое задание было самым интересным? Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Слайд 50

Домашнее задание Уровень 1 Переведите возраст родителей и свой вес в 2, 8, и 16 системы счисления. Придумать ситуацию в жизни где могут встречаться системы счисления. Заполни таблицу. Система Основание Алфавит Двоичная Троичная Пятеричная Семеричная Двенадцатеричная Шестидесятеричная

Слайд 51

Домашнее задание уровень 2 Докажите тождества. 22533 8 = 10010101011011 2 1001010111100 2 = 12BC 16 Решение неравенств . Поставьте вместо знака ? знак <, > или =. 285 10 ? 11D 16 111111 2 ? 1111 8 Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания: 35 10 , 36 8 , 3А 16 , 100101 2 , 130 4 111001 2 , 64 8 , 9Е 16 , 25 10 , 210 3

Слайд 52

Домашнее задание Уровень 3 Рисуем по точкам № точки Координаты точки X Y 1 100 2 10 2 2 101 2 101 2 3 1 2 101 2 4 11 2 1010 2 5 100 2 1010 2 6 11 2 110 2 7 101 2 110 2 8 110 2 101 2 + 100 2 9 111 2 1001 2 10 110 2 110 2 11 100 2 * 10 2 110 2 12 1000 2 101 2 13 110 2 101 2 14 101 2 10 2



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Председатель ПЦК «ООД»                                                       Зам. НМР

 _________И. Л. Островская                                       ________ Е. Д. Цыренова

«_____»__________   2017 г.                                   «_____»__________   2017 г.                                                                                                                                                                                                               

План открытого урока

Название  учебной дисциплины: Информатика и ИКТ

Дата проведения: 31.10.2017

Группа: ТЭ - 17

Тема программы: Кодирование информации.

Тема урока:  Системы счисления.  

Цель: - Выделить системы счисления из окружающего информационного пространства.

Задачи урока:

Обучающие (предметные)  

  1. Изучить понятие системы счисления.
  2. Рассмотреть применение  систем счисления в жизненных ситуациях.
  3. Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую.
  4. Применять системы счисления при изучении информатики.

Развивающие (метапредметные):

  1. Развить навыки перевода чисел в системах счисления том числе и в  профессиональной деятельности;
  2. Развить навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  3. Развить мышление учащихся при решении логических задач;

Способствовать формированию общих компетенций:

  1. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  2. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  3. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

      Воспитательные (личностные):

  1. Развить способность увязать учебное содержание с жизненным опытом и своей будущей профессией.
  2. Повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  3. Сформировать творческий подход к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  4. Формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Способствовать формированию общих компетенций:

  1. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  2. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Тип урока: Урок (открытия) нового знания.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде.

Общее время: 90 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.

План урока

1.        Этап мотивации – 5 мин.

2.        Этап актуализации и пробного учебного действия –

3.        Этап выявления места и причины затруднения –

4.        Этап построения проекта выхода из затруднения –

5.        Этап реализации построенного проекта –  

6.        Этап первичного закрепления   – 20 мин.

7.        Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 30 мин.

8.          Этап включения в систему  знаний и повторения 5 мин

9.          Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 2 мин

             Домашнее задание                                                               3 мин

Этапы

Действия

  1. Этап мотивации – 5 мин

Занятие начинаем занимательным  стихотворением  «Необыкновенная девочка».

2.  Этап актуализации и пробного учебного действия –

3.        Этап выявления места и причины затруднения –

4.        Этап построения проекта выхода из затруднения –

5.        Этап реализации построенного проекта – 30 мин.

Затем на примере исторических событий рассмотрим  появление десятеричной и восьмеричной систем счисления. Тем самым плавно подойдем к теме урока. Приведем примеры систем счисления в окружаемом жизненном пространстве ( Лунный цикл, месяца, время, дни недели, система координат, система инь янь,). Рассмотрим как применяются системы счисления для кодирования информации.

  1. Этап первичного закрепления  

Закрепим все рассмотренные системы счисления. Заполним таблицу. Дадим определения, что такое системы счисления. Выполним задание: продолжи ряд. Рассмотрим правило перевода чисел.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задание 1. Необыкновенная девочка.

 Задание 2. Братья.

Задание 3. Машины.

Задание 4. Юноша.

Задание 5. Возраст.  

Убери лишнее.

Соедини стрелками.

Задание 6, Задание 7.  – Пословица.

Задание 8. Лабиринт   (Ответ:  ДИСКОВОД)  

Задание 9. Рисунок   дом.  

Задание 10. Автобиография  чудака.  

Задание 11. Решение неравенств.

В конце работы самооценивание. 

  1. Этап включения в систему  знаний и повторения

Повторение:  продолжи фразу или вставь пропущенное слово.

  • Сегодня я познакомился с понятием…..
  • Система счисления – это……
  • Я знаю системы счисления…….
  • В жизни с системы счисления  встречаются,   …
  • Основание системы счисления это …..
  • Чтобы перевести число из нашей системы надо….
  • Чтобы перевести число в нашу систему надо……

Д/З

Задания делятся на 3 уровня из каждого уровня сделать любое на выбор.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Что узнали нового? Что понравилось?  Что запомнили? В чем затруднение? Что не поняли?

Какое задание было самым интересным? 

Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?  С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирующая работа по информатике для учащихся 10 класса по теме Системы счисления

Тестовая работа с ответами и подробным решением заданий.Работу можно провести при изучении темы «Системы счисления» в 10 классе, а также при повторении и подготовке к итоговой аттестации.Время н...

система счисленя

лекции и практические задания по системе счисления...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»

Маетриал содержит задания по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую». Представлены 10 вариантов заданий. Для удобства проверки преподавателю прикрепляю на последних ...

Открытый урок "Системы счисления"

Задачи урока:I. Формирование предметной компетенции: Познавательные - повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные СС»; повторить правила пер...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...