Открытый урок по химии «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения».
план-конспект урока по теме

Царёва Алена Васильевна

урок  обобщения и систематизации полученных знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_me.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии

в 9 классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Металлы и их соединения».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах,  способах получения.________________________________________________

                          2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и  расчетных задач различного типа._________

                         3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах  «зачет по теме»._____________________________________

Тип урока:     урок  обобщения и систематизации полученных знаний.__________

Методы:         урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Сундук с загадками», три мини лаборатории, три пронумерованные пробирки, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария.____________________________________

Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

    Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды.
  2. Деление класса на две команды.
  3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

III. Конкурс «Домашнее задание»

    1.Каждая команда в течение одной, двух минут сообщит интересную информацию о любом металле используя литературный жанр.

IV. Игра «Брейн-ринг»

Сегодня мы  будем зарабатывать баллы которые потом переведем на оценки

Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).
  2. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).
  3. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).
  4. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
  5. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
  6. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).
  7. Назовите фамилию химика впервые получивший натрий , калий? (Английский химик Деви).
  8. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий )
  9. Самый используемый металл в мире? (Железо)
  10. Самый легкий металл? (Литий)
  11. Какой самый тяжелый металл? (Осмий)
  12.  Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
  13. Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах ? (можно)
  14. Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль , желтая кровяная соль, роданид калия и аммония).
  15. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
  16. Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет)

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 баллов(за каждое уравнение по 1 баллу).

1)Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

            Для 1 указать переход электронов

Для 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.

               2) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → CaCl2

                     Для 1 указать переход электронов

Для 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов.  ( 3 балла).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

1) Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг

                 16 кг     х кг

                 Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

                1 к/моль  2к/моль

                160 кг  -  2*27=54кг       х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

        Ответ: 5,4 кг.

2)Какая масса железа образуется в процессе алюмотермии из 8,42 кг руды содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe2O3) =8,42*0,95= 8 кг

                 8кг                               х

                Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

                160кг                           2*56      х=8*2*56/160=5,6кг

Ответ: 5,6 кг.

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные баллы в свою копилку.

«Сундук с загадками»

  1. Я – металл серебристый и легкий 
    Я зовусь “ самолетный металл” 
    И покрыт я оксидною пленкой, 
    Чтоб меня кислород не достал. 
    ( Алюминий
    )
  2. Среди металлов самый славный,
    Важнейший древний элемент,
    В тяжелой индустрии главный,
    Знаком с ним школьник и студент.
    Родился в огненной стихии,
    А сплав его течет рекой 
    Важнее нет его в металлургии,
    Он нужен всей стране родной.
    ( Железо)
  3. Живет обычно в керосине
    И бегает он по воде,
    В природе, в комнате – отныне
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть его возможно:
    Желтеет пламя от него.
    И получить из соли можно, 
    Как Дэви получил его.
    (Натрий)
  4. Если его соединения
    В воде бывают иногда,
    Не вызывает то сомненья,
    Что это жесткая вода.
    В Финляндии и на Урале
    Цветные карбонаты есть
    И белоснежные в кристалле.
    Таким в дворцах почет и честь.
    (Кальций)
  5. Прославлен всеми письменами
    Металл, испытанный огнем.
    Манил к себе людей веками.
    Алхимик жил мечтой о нём.
    Но как кумир отвергнут нами,
    И блеск его нас не манит.
    Ведь хорошо мы знаем с вами:
    Не все то ценно, что блестит.
    (Золото)
  6. Металл в солях – опора многих,
    А нас без него не носили бы ноги.
    (Кальций)
  7. Ослепительным пламенем ярким,
    Как звездочка, вспыхнув, горит.
    Металл тот и белый, и легкий 
    В двенадцатой клетке стоит.
    (Магний

  1. Давно известно человеку:
    Она тягуча и красна,
    Ещё по бронзовому веку
    Знакома в сплавах всем она
    С горячей серной кислотой
    Дает нам синий купорос.
    (Медь)

 Проверка решений задачи на доске капитанов.

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде. (в  №1 – хлорид бария, в  №2 – гидроксид натрия, в  №3 – хлорид калия ).

IV. Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок.

V.  Домашнее задание:

   Повторить §§ 4-14 к контрольной работе.

   

2 мин.

1-2 мин.

4 мин.

30 мин.

Устно с места команды отвечают на вопросы

Выбирают карточки с заданием.

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

Капитаны решают задачу на доске.

(Выбирают карточку)

Команды угадывают металл

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

3 мин.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суд над Ядерной энергией» Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Ядерная физика»

Данный урок является завершающим, обобщающим  этапом всего раздела ядерной физики.  На этом уроке я применила коллективную форму обучения, в виде ролевой игры, организовала театр на ур...

Открытый урок по химии "Энергия и пища"

Данный урок проводится при изучении темы:"Тепловой эффект химической реакции". Цели урока: сформировать понятие энергетической ценности пищи, рассмотреть энергетический баланс организма, показать необ...

Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию

В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...

план открытого урока ро химии

план открытого урока по химии для технического профиля...

Открытый урок повторения и обобщения пройденного материала “Своя игра по физике”

“Я мыслю, следовательно, существую!” (Декарт) Урок-игра (повторения и обобщения материала) проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядн...

Открытый урок по химии по теме "Спирты"

План открытого урока содержит требования к знаниям, умениям. На уроке показывается вред этанола и метанола. Используются интерактивное обучение: функции "Шторка", "Галерея", "...