Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования
рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на 36 часов. Дисциплина изучается в 3 семестре, специальность Механизация сельского хозяйства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум
сельскохозяйственного и строительного транспорта»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ ДИРЕКТОРА ПО ТМР ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»
__________И.В. ПОЛОВИНКИНА __________А.Н.ЗЫБИНСКИЙ
«_____»_________________2020 «_____»_________________2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальностей среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Базовая подготовка
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно – цикловой комиссии
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2020г., протокол № _______
Председатель ПЦК____________В.Н.Липницкая
пос. Молодежный, 2020г.
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Разработчики:
Курко Наталья Николаевна, преподаватель
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 8 |
| 14 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
название дисциплины
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся должен
уметь:
У.1- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
У.2- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
знать:
З.1- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
З.2- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
З.3 - принципы и методы рационального природопользования;
З.4- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
З.5- принципы размещения производств различного типа;
З.6- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
З.7- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
З.8- методы экологического регулирования;
З.9- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
З.10- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
З.11- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
З.12- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
З.13- охраняемые природные территории;
З.14- принципы производственного экологического контроля;
З.15- условия устойчивого состояния экосистем.
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В части профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические работы | 6 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
Подготовка сообщений Создание презентаций Проработка тем и составление конспекта Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам. | 2 2 5 9 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Введение | Содержание учебного материала. Понятие природопользования, Экологии, виды природопользования, стадии процесса природопользования. | ||
1 | Введение в предмет Экологические основы природопользования. | 1 | |
Раздел 1. Основы экологии | |||
Тема 1.1 Экологическая система. | Содержание учебного материала. Понятие среды обитания, типы биоценоза, цепи питания, экологические факторы влияющие на организм, устойчивость экосистем. Агроэкосистемы и их значение. | ||
2 | Экологическая система. | 1 | |
3 | Закономерности воздействия факторов среды на живые организмы. | 1 | |
4 | Развитие и эволюция экосистем. | 1 | |
5 | Агроэкосистемы. | 1 | |
самостоятельная работа СР№1 1)Создание презентаций «Особо охраняемые территории России».-2 часа 2)Подготовка домашнего задания.-1 час | 3 | ||
Раздел 2. Взаимодействие природы и общества. | |||
Тема 2.1 Концепция устойчивого развития общества. | Содержание учебного материала. Факторы взаимодействия общества и природы. Классификация природных ресурсов, Полезные ископаемые, их распределение и рациональное использование. Загрязнение атмосферы, гидросферы, Биологические ресурсы. | ||
6 | Концепция устойчивого развития общества. | 1 | |
Тема 2.2 Природные ресурсы и их рациональное использование. | 7 | Классификация природных ресурсов | 1 |
8 | Недра. | 1 | |
9 | Атмосфера | 1 | |
10 | Практическое занятие №1 «Механизм образования кислотных дождей» | 1 | |
11 | Практическое занятие №2 «Охрана атмосферного воздуха» | 1 | |
12 | Гидросфера | 1 | |
13 | Практическое занятие №3 «Определение качества воды.» | 1 | |
14 | Биологические ресурсы. | 1 | |
самостоятельная работа СР№2 1)Подготовка сообщений на темы: « Альтернативные источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность.»-1 час 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам.-2 часа | 3 | ||
Тема 2.3 Деградация почв и мелиоративные мероприятия | Содержание учебного материала. Борьба с деградацией почв. Эрозия почв, её виды и противоэрозионные мероприятия. Засоление, заболачивание, уплотнение и загрязнение почв. | ||
15 | Деградационные процессы. Борьба с деградацией почв. | 1 | |
16 | Засоление почв. Заболачивание почв. | 1 | |
17 | Уплотнение почв. Загрязнение почв. | 1 | |
18 | Практическое занятие №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» | 1 | |
19 | Гидропоника. | 1 | |
20 | Земледелие по Миттлайдеру. | 1 | |
21 | Современное состояние плодородия почв России. | 1 | |
самостоятельная работа СР№3 1)Подготовить сообщения на тему: «Классификация отходов по формам и видам».-1 час 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам.-2 часа | 3 | ||
Тема 2.4 Экологический мониторинг | Содержание учебного материала. Экологический мониторинг. Методы мониторинга. Мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг почв. | ||
22 | Виды и методы экологического мониторинга. Мониторинг атмосферного воздуха. | 1 | |
23 | Мониторинг поверхностных вод суши. Мониторинг почв. | 1 | |
самостоятельная работа СР№4 1)Составить конспект по теме: « Виды загрязнений».-1 час 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практическим работам.-2 часа | 3 | ||
Раздел 3 Правовые и социальные вопросы природопользования. | |||
Тема 3.1 Функции и методы государственного экологического управления | Содержание учебного материала. Функции государственного экологического управления. Экологическое законодательство России. Органы государственного управления. Агропромышленный комплекс. | ||
24 | Функции и методы государственного экологического управления. | 1 | |
25 | Экологическое законодательство России. | 1 | |
26 | Органы государственного управления природопользования. | 1 | |
27 | Государственное управление сельскохозяйственным природопользованием | 1 | |
Тема 3.2 Экологический контроль. | 28 | Экологический контроль. Практическое занятие №5 «Нормирование качества окружающей среды». | 1 |
29 | Государственный экологический контроль загрязнения атмосферы хозяйствующими субъектами. | 1 | |
30 | Государственный экологический контроль использования водных ресурсов. Государственный экологический контроль в области обращения с отходами. | 1 | |
31 | Плата за пользование природными ресурсами. Плата за негативное воздействие хозяйствующего субъекта на окружающую среду. | 1 | |
самостоятельная работа СР№5 1)Составить конспекты по темам: «Нормирование химического загрязнения почвы», « Мусоросжигание», « Биотермическое компостирование»-2 часа. 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практической работе.-1 час | 3 | ||
Раздел 4. Состояние природных ресурсов и окружающей среды в России. | |||
Тема 4.1 Современные проблемы состояния природных ресурсов и окружающей среды. | Содержание учебного материала. Экологическая деградация хозяйственной структуры. Использование минеральных ресурсов. Сельскохозяйственное природопользование. | ||
32 | Современные проблемы состояния природных ресурсов и окружающей среды | 1 | |
33 | Атмосферный воздух. Водные ресурсы. | 1 | |
34 | Биоразнообразие. | 1 | |
35 | Загрязнение окружающей среды. Практическое занятие №6 «Международное сотрудничество в решении проблем природопользования». | 1 | |
36 | Дифференцированный зачет | 1 | |
самостоятельная работа СР№6 1) Составить конспекты по темам: «Охота», «Водная фауна»-2 часа 2) Подготовка домашнего задания, подготовка к практической работе.-1 час | 3 | ||
Всего | 36 | 54 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническоме обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
Технические средства обучения: Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. О. М. Манько, А. В. Мешалкин, С. И. Кривов учебник Экологические основы природопользования. Москва, Издательский центр «Академия», 2019г.
2. Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва, Издательский центр «Академия»,2012г
Дополнительные источники:
1. А. Н. Голицын Основы промышленной экологии. Москва, Издательский центр «Академия», 2006г.
2. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2008.
3. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. «Экология производства» – журнал. Форма доступа: www.ecoindustry
СанПиН 3183-84 Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсических промышленных отходов
- СанПиН 3209-85 Предельные количества накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)
- СанПиН 3897-85 Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (нормативный документ)
- СанПиН 1746-77 Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов
https://www.litres.ru/olga-saenko/ekologicheskie-osnovy-prirodopolzovaniya-22857040/?
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
У.1- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; | опрос, 1)защита сообщений на темы: « Альтернативные источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность.» 2)защита презентаций «Особо охраняемые территории России». |
У.2- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности; | опрос, отчет по практическим занятиям №1 «Механизм образования кислотных дождей», №2 «Охрана атмосферного воздуха» №3 «Определение качества воды.» контрольное тестирование |
Знать: | |
З.1- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.2- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; | Опрос, защита конспекта по темам: «Нормирование химического загрязнения почвы», |
З.3 - принципы и методы рационального природопользования; | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
З.4- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | Опрос, отчет по практическим занятиям №1 «Механизм образования кислотных дождей», №2 «Охрана атмосферного воздуха» №3 «Определение качества воды.» контрольное тестирование |
З.5- принципы размещения производств различного типа; | Опрос. Отчет по практическому занятию №6 «Международное сотрудничество в решении проблем природопользования». |
З.6- основные группы отходов, их источники и масштабы образования; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.7- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.8- методы экологического регулирования; | Опрос, защита конспектов, контрольное тестирование. |
З.9- понятие и принципы мониторинга окружающей среды; | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
З.10- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.11- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
З.12- природоресурсный потенциал Российской Федерации; | Защита конспектов по темам: «Охота», «Водная фауна», опрос. |
З.13- охраняемые природные территории; | Защита сообщений на темы: « Альтернативные источники энергии», «Растительные ресурсы. Факторы воздействия человека на растительность.» Защита презентаций «Особо охраняемые территории России». |
З.14- принципы производственного экологического контроля; | Опрос, отчет по практическим занятиям №4 «Расчет полигона твёрдых бытовых отходов (ТБХ)» №5 «Нормирование качества окружающей среды». контрольное тестирование. |
З.15- условия устойчивого состояния экосистем. | Опрос, контрольное тестирование. Защита сообщений. |
Промежуточная аттестация. | Дифференцированный зачет |
Разработчики:
ГБПОУ ВО «РТСиСТ» преподаватель Н.Н. Курко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13914.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13914.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-849073-1478959712.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/06/picture-1009732-1523012376.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-1074611-1540565717.jpg)
Разработка актуализированных рабочей программы по дисциплине «Экологические основы природопользования».Специальность 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...