Мастер - класс "ДЕКОРАТИВНОЕ МОЗАИЧНОЕ ПАННО" уроки ИЗО
план-конспект урока по теме

Рогулькина Наталья Дмитриевна

 

 

МАСТЕР - КЛАСС

ДЕКОРАТИВНОЕ МОЗАИЧНОЕ ПАННО  «ЦВЕТЫ»

Цель:учить выполнять эскиз к декоративному панно, выполнить эскиз декоративного мозаичного  панно по собственному эскизу, творчески используя цвет.

Задачи:

образовательные:Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о мозаике, как о виде монументального искусства; закрепить знания воспитанниц по цветоведению.

развивающие:расширить художественный кругозор воспитанниц; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности; развить творческие способности, креативное мышление, моторику рук, развить навыки работы с бумагой в технике аппликации.

воспитательные: воспитание любви к искусству; формирование коммуникативной культуры и умения работать в команде, воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

 

Материалы и оснащение:   бумага, карандаши, ластик, краски (гуашь, акварель),

баночки с водой, клей, бумажные салфетки

Наглядные пособия:

Компьютерная презентация по теме урока

Учебные таблицы и плакаты

Карточки для составления алгоритма задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta_mozaika_5.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Рогулькина Наталья Дмитриевна,

преподаватель ИЗО МКК «Пансион воспитанниц МО РФ»

    ------------------------------------------------------------------------------------------

МАСТЕР - КЛАСС

ДЕКОРАТИВНОЕ МОЗАИЧНОЕ ПАННО  «ЦВЕТЫ»

Цель: учить выполнять эскиз к декоративному панно, выполнить эскиз декоративного мозаичного  панно по собственному эскизу, творчески используя цвет.

Задачи:

образовательные: Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о мозаике, как о виде монументального искусства; закрепить знания воспитанниц по цветоведению.

развивающие: расширить художественный кругозор воспитанниц; совершенствовать навыки анализа художественного произведения; способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности; развить творческие способности, креативное мышление, моторику рук, развить навыки работы с бумагой в технике аппликации.

воспитательные: воспитание любви к искусству; формирование коммуникативной культуры и умения работать в команде, воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

 

Материалы и оснащение:   бумага, карандаши, ластик, краски (гуашь, акварель),

баночки с водой, клей, бумажные салфетки

Наглядные пособия:

Компьютерная презентация по теме урока

Учебные таблицы и плакаты

Карточки для составления алгоритма задания.

Форма организации учебной деятельности: коллективная.

План мастер - класса:

Введение

1. История возникновения мозаики.

2. Приемы и способы выполнения мозаики, способом аппликации из бумаги.

Шаги:

Шаг 1. Перенесите контурный рисунок  на картон.

Шаг 2. Повторение знаний воспитанниц по цветоведению.

Шаг 2. Начало работы с цветков.

Шаг 3. Обводка для цветков.

Шаг 4. Выкладывание второго и третьего цветков.

Шаг 5. Обводка светлым контуром.

Шаг 6. Обводка вокруг фрагмента родственно - контрастным цветом.

Шаг 7. Стебли и листья.

Шаг 8. Бордюр.

Шаг 9. Если вы дошли до этого этапа, примите самые искренние поздравления

Шаг10. Фон.

Шаг11. Коррекция соединения фрагментов единое целое.

3. Заключение.

4. Показ выполненных работ учащихся.

5. Выступление рабочих групп с рассказом о проделанной работе.

Обмен мнениями.

Педагогические технологии

  1. традиционная педагогическая технология
  2. технология педагогической мастерской.
  3. личностно – ориентированные технологии.
  4. технологии развивающего обучения.
  5. интерактивный подход.
  6. технология разноуровнего (дифференцированного) обучения.
  7. метод проектов.

ВВЕДЕНИЕ

Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского  musivum  и переводится как «посвященная музам». По  другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых нынче делают мозаику.

Среди всего разнообразия облицовочных и декоративных материалов вряд ли найдется более демократичный и художественный, чем мозаика. Маленькие грациозные кусочки способны создать как прочную, устойчивую к влиянию температур и влаги поверхность, так и весьма замысловатый узор. Будучи плодотворным грунтом для полета фантазии, мозаика выдвигает не так много требований. Немудрено, ведь искусство мозаики, вышедшее из глубины веков, - не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Мозаика не просто внешне эстетична, но и надежна. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах, и при экстерьерных работах. Мозаика мозаике - рознь и бывает разной...

Современные производители выпускают различные мозаичные наборы для ручного труда школьников и не только.  Рассчитывают как на творческий подход клиентов, которым, возможно, захочется повторить орнаменты древних мастеров - первых специалистов по мозаике, так и на любителей лаконичности, для которых монтаж материала облегчен изначальным нанесением мозаики на специальные листы размером 30х30 см.

1.ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  МОЗАИКИ

Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки. Самыми выдающимися творениями, античной эпохи были - сохранившее мозаики с изображением в Помпеи, Битва при Иссе. Последняя вообще выложена из полутора миллионов кусочков, особым способом – «opus vermiculatum» (это когда кусочки собираются один к одному по извилистым линям).

Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи, Византийская мозаика утонченная, кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белые тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения.

На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхом монастыре.

В российской истории наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связаны он с деятельностью М.В. Ломоносова. Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская битва». В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику.

1.1.МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ  МОЗАИКИ

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор). Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде квадратных пластинок, так и, например, в виде прозрачных или матовых капель.

Смальта. Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок. Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая - гладкая или текстурированная, углы слегка скошены.

К основным преимуществам стеклянной мозаики можно отнести ее яркость, разнообразие цветов и оттенков, широкий выбор текстур и декоративных вкраплений. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.

Камень. Травертин, гранит, оникс, мрамор... Натуральный камень с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры, даже целые ковры. Разнообразие цветов и оттенков позволит создать как несложный узор, так и детальный портрет. На фабриках, под индивидуальный заказ, воплощают самые необычные фантазии. Чтобы такого вида мозаика не оказалась прихотливой в эксплуатации, готовую выложенную поверхность необходимо покрыть специальным составом, призванным защищать камень от внешнего воздействия.

Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Отдельной темой «каменной» мозаики можно считать мозаику из керамогранита - высокопрочного износостойкого материала, используемого в экстерьерах. Отделка беседок, барбекю и прочее, прочее, прочее...

Керамическая мозаика представляет собой квадратные керамические плитки сравнительно небольшого цветового разнообразия. Это непрозрачный материал и по сравнению со смальтой, менее износоустойчивый. Как правило, керамические плитки имеют ровную глазурованную поверхность и шероховатую обратную сторону. Разновидностью глазурованной керамики является кафельная плитка.

Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры. Преимуществом работы с кафельной плиткой является то, что при ее помощи можно создавать крупные цельные детали композиции. Кафельные плитки легкодоступны и сравнительно недороги, их можно приобрести в любом магазине или на строительном рынке. Интересные эффекты можно получить, используя осколки старых плиток, которые часто остаются в хозяйстве.

Металл. Предыдущие три позиции - стекло, камень и керамическая плитка - являются традиционным сырьем для производства мозаики. Но некоторые производители идут дальше в своих поисках - и находят. Так, итальянская фабрика SICIS выпускает мозаику из настоящего металла, а не просто имитирует его. На каучуковую основу – и, заметьте, не обязательно стандартно квадратную, это вполне может быть и другая фигура – как-то ромб, при производстве «надевают» металлический колпачок. Просто, красиво и надежно. Правда, любителям металлической мозаики не стоит злоупотреблять бытовой химией, чтобы не испортить ухоженный вид своего интерьера.

Драгоценные изделия. Мы уже упоминали о «золотой» стекломозаике, в каждой кусочек которой вложена настоящая золотая (99 пробы) фольга. Еще одна изощренная мозаика - мозаика с добавлением искусственного аквамарина, процесс изготовления которой очень сложен и кропотлив. Добавление оксида меди позволяет добиться неповторимости оттенков каждого кусочка. Радует глаз и «мерцающий» эффект поверхности мозаики. Эксперименты и продолжаются, так что эти воплощения не являются исчерпывающими. Так, скажем, эксклюзивную дорогую мозаику делают также из натурального перламутра.

3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТ                                                        

4. ПРИЕМЫ  И  СПОСОБЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ МОЗАИКИ

Шаг 1. Перенесите контурный рисунок  на картон (помня о зеркальном отражении). Расположите картон с контурным рисунком на столе. Приготовьте  кисти, клей, мешочки с разноцветными квадратиками выкрашенной бумаги.

Шаг 2. Начинать выполнение композиции нужно с его, в нашем случае - с цветов. Начните выкладывать самый крупный цветок с его середины, подкалывая каждый квадратик бумаги к (чип) до нужной формы. Вы можете выкладывать мозаику, не оставляя зазоров между кусочками, а можете оставлять небольшие швы толщиной около 1 мм. Главное, чтобы единый стиль швов был соблюден во всей работе.  Выложив серединку бутона из мозаики необходимого цвета, убедитесь, что этот вариант выразителен. Клеить кусочки бумаги лучше в той же последовательности, соблюдая выбранный ритм просветов.  Продолжая делать цветок, для придания глубины цветку, добавьте в обводку элементы более темного оттенка основного цвета.

Шаг 3. По тому же принципу выложите лепестки и обведите их светлой  обводкой. Таким образом, усилится выразительность данного фрагмента.

Шаг 4. Завершите работу над цветком, «нарисовав» его контур из тонких элементов родственно – контрастного цвета.

Шаг 5. По той же схеме выполните укладку второго цветка и маленького бутона.

Шаг 6. Вокруг бутона также нужно выполнить обводку, которая плавно вольется в цвет фона.

Шаги 7. Следующий этап работы – исполнение стеблей и листьев. Этот этап более простой, т.к. все стебли и прожилки листьев состоят из близких по форме тонких полосок черного цвета, а наполнение листьев – из элементов достаточно простой и свободной формы. Начинать работу над каждым листком нужно с прожилок листьев, после чего вам останется только заполнить площадь каждого листика зеленой или бирюзовой мозаикой. Сочетания этих двух цветов на листьях вы можете варьировать по своему желанию. Мы придерживались принципа светотени, поэтому для верхних (как бы освещенных) половинок листьев использовали более теплый зеленый тон, а для затененных половинок – более холодный бирюзовый.

Шаг 8. Чтобы немного разнообразить работу над листьями, на данном этапе можно прерваться и выполнить контурную обводку всего панно (бордюр). Бордюр выполняется из половинок чипа, начинать выкладывать которые нужно от углов, постепенно приближаясь к середине каждой из сторон. Движение от углов позволит сделать края работы предельно аккуратными. По окончании выкладывания бордюра можно продолжить работу над стеблями и листьями.  

Шаг 9. Если вы дошли до этого этапа, примите самые искренние поздравления, т.к. вы проделали большую и трудоемкую работу и научились делать эскиз художественной мозаики. Все что вам осталось – это выложить фон. Этот завершающий этап принесет вам большое удовольствие, т.к. техника укладки фона, которую мы выбрали, -  одновременно простая и увлекательная. А самое главное, - на ваших глазах отдельные разрозненные элементы вашей работы будут очень быстро превращаться в произведение искусства.

Шаг 10. Фон выкладывается горизонтальными линиями, при этом работа ведется параллельно от верхнего и нижнего краев бордюра, соединяясь в середине панно. Первую линию начините выкладывать от левого верхнего угла, используя целые чипы и повторяя линию контура. Через 5-6 чипов толщина линии начинает уменьшаться, а сама линия как бы уходит вверх и завершается. Следующий ряд повторяет движение предыдущего, образую легкую волну. Третий ряд фона может быть начат справа налево, или опускаться вниз, или начинаться с небольшим отступом от края.  С какой частотой делать «волны» - дело вашего вкуса, главное, чтобы в чередовании линий присутствовало некоторое разнообразие, оживляющее всю картину.

Шаг 10.        По мере приближения к соединению верхней и нижней части фона постарайтесь спланировать, сколько рядов может уместиться на оставшемся пространстве и, при необходимости, скорректировать рисунок линий и ширину швов, а так же используйте половинки квадратиков для мягкого соединения фрагментов «цветов» и «бордюр».  

5.Заключение.

Знания воспитанниц по цветоведению, основам композиции нашли практическое применение  в выполнении эскиза  декоративного мозаичного панно. Они позволяют им создавать выразительные работы.  Выполненные в технике аппликации композиции называют эскизом живописного монументального панно, который может быть самостоятельным произведением автора.

6. Показ выполненных работ учащихся (приложение1).

7. Выступление рабочих групп с рассказом о проделанной работе. Обмен мнениями.

Использованная литература.

Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова.  Волгоград: Учитель, 2006.

Прекрасное – своими руками/Сост. С.С. Газарян. .- М.: Дет. лит., 1989.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5 – 8 класс. – Обнинск: Титул, 1996.

Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца: – М.: Просвещение, 1981.

Приложение1.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Самопрезентация мастера производственного обучения на конкурс "Мастер года"

Самопрезентация мастера производственного обучения по профессии "Повар, кондитер" на конкурс "Мастер года - 2013"...

Проект дизайнерского творчества "Настенное панно из мозаичных узоров"

Целью данного проекта является изучение особенностей техники создания мозаичных узоров на протяжении многих столетий с целью её применения в современном интерьере. Наше настенное панно изготовлено на ...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

Исследовательская работа «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»

Тема: «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»Мозаика – это традиционный способ украшения древних дворцов, ворот и мечетей. Именно для этих целей материал применялся в...