Исследовательская работа «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»
методическая разработка на тему

Ларина Любовь Александровна

Тема: «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»

Мозаика – это традиционный способ украшения древних дворцов, ворот и мечетей. Именно для этих целей материал применялся в Древнем Египте. В Древней Греции мозаика создавалась на основе цветной глины, а само слово появилось еще позже – уже в Древнем Риме.

 В наши дни мало кто задумывается о том, с чего, а вернее, с кого, всё началось. Не будь школы Ломоносова, неизвестно, какой бы была сегодня мозаика. Конечно, в том, что она существовала бы, сомневаться не приходится, так как мозаика уходит корнями в далеко прошлое, и ее возрождение было бы неизбежным. Основы, заложенные М. В. Ломоносовым, стали путеводной звездой мозаичного искусства.

       Изобретателем мозаики в России Современники нередко называют Ломоносова. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины. Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Кстати, ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии.

Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи. Если картины, написанные масляными красками, сохраняются несколько сот лет, то картины из мозаики сохраняются тысячелетиями. И Ломоносов решил возродить мозаичное дело, которое в X—XII веках стояло в России так высоко.

Современная мозаика – это интересный материал, который создается на основе выкрашенных и отполированных кусочков вулканической лавы, натурального камня, стекла и смальты. Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НПК "Ломоносовские чтения"23.52 КБ
Файл презентация2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Ломоносов – основоположник мозаичного искусства»

Россия славится многими выдающимися людьми.

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. 

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины. Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Кстати, ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Познакомиться с историей мозаики и проанализировать наследие великого ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова в области художественного мозаичного творчества.

ГИПОТЕЗА: Мозаичные картины, выполненные М.В.Ломоносовым и другими художниками в его мастерской под его руководством, стали яркой страницей в истории русского искусства.

ЗАДАЧИ:

1.Познакомиться с историей стекла, мозаики, мозаичных смальт.

2.Составить представление о вкладе М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства, познакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова.

3.Познакомться с применением мозаичного искусства в современном мире.

Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.

Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна считается смальта - непрозрачное и очень плотное стекло разнообразных цветов и оттенков. Именно с появлением смальты мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые ранние мозаики датируются началом V века н.э. Ее уникальные свойства - загадочное мерцание и блеск, насыщенность и неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это ощущение.

М.В.Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

Ломоносов обратил внимание на мозаику - древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую "палитру" до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его новым, совершенным материалом.

Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

С 1749 года он систематически проводил опыты по производству красителей. В конце концов он создал рецептуру, которая позволяла производить смальту - цветное стекло, из мельчайших кубиков которого создается мозаика. Четыре тысячи сложнейших опытов привели к тому, что была получена смальта самых разнообразных оттенков - пурпурных, зеленых, коричневых, бирюзовых, черных, синих

В январе 1750г. он продемонстрировал изготовленные им цветные стёкла в Академическом собрании.

В начале 50-х годов Ломоносов разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные картины, а также нашёл состав мастики, с помощью которой смальта скреплялась с медным подносом.

В сентябре 1752г. Ломоносов закончил первую художественную мозаичную работу - образ Богоматери, сравнительно небольшая по размерам мозаика оказалась чрезвычайно трудоёмкой в изготовлении.

Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинами смальты, Ломоносов разработал методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками различного сечения.

К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.

Мозаичный портрет Петра I в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Проект Ломоносова предполагал украшение стен Петропавловского собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.

Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло».

Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна.  

До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:

Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)

Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)

Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)

Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)

Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)

Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)

Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)

Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)

   Итак, Ломоносов ценил в своём материале - в цветном стекле - именно прочность, чистоту и светосилу красок и как художник, одарённый от природы острым чувством цвета, и как ученый, долгие годы работавший над "новой теорией цветов", проделавший многие тысячи опытов для получения красителей нужных оттенков и сам создавший изумительную палитру смальт, непревзойдённую до сих пор.

 Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был портрет. Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике.

.         Современная мозаика изготавливается в очень удобном для отделочных работ виде: небольшими бумажными квадратами, на которых объединены мелкие фрагменты окрашенного стекла. Эти квадраты и наносятся на стены, полы, потолки и в конечном итоге составляют законченную композицию. Стеклянная мозаика именно то изделие, которое обладает высокой прочностью, долговечностью и способностью выдерживать любые внешние воздействия.

Мозаичные картины и панно в современных жилых и офисных пространствах играют очень важную роль. Они представляют собой декоративный элемент, неизменно привлекающий к себе внимание, служащий визуальным центром комнаты, яркой и эффектной ее составляющей. 

Современная мозаика – это интересный материал, который создается на основе выкрашенных и отполированных кусочков вулканической лавы, натурального камня, стекла и смальты. Такое сочетание способствует надежности материала и его декоративности. По своему составу он напоминает керамическую плитку: может иметь разные фактуры, узоры с гладкой или блестящей поверхностью. Рельефная поверхность хороша тем, что на ней можно сделать разводы или нанести вкрапления других цветов и оттенков. Керамическая мозаика – хорошее решение для облицовки помещений изнутри и снаружи.

Заключение

Сегодня, мы рассказали вам о Михаиле Васильевиче Ломоносове. О
человеке, который посвятил свою жизнь науке и литературе. О человеке,
который старался не для себя, а для России. И Россия всегда будет помнить и
гордиться этим человеком.

Итак, современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Михаил Васильевич Ломоносов ценил в своем материале именно прочность, чистоту и светосилу красок, а великолепные картины это всего лишь дело рук мастера. Действительно, в русской мозаике XVIII в. всё было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, творческим, безошибочным художественным чутьём. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

Во главу угла в своей работе он ставил условие декоративного и монументального украшения «больших публичных строений», рассчитанной на обозрение издалека, что в России на тот момент было новым.

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до где достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.

      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ломоносов – основоположник мозаичного искусства Подготовил студент группы С12сэ Смирнов Кирилл ГБПОУ НСО «БПК»

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765

Слайд 3

Работы М.В. Ломоносова в области производства стекла Приготовление смальт хранилось в тайне итальянскими мастерами. М.В. Ломоносов поставил себе задачу раскрыть этот секрет и самостоятельно получить рецептуру изготовления смальт .

Слайд 4

Постройка в 1748г. химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов. Химическая лаборатория Ломоносов в хим. лаборатории

Слайд 5

Создание Ломоносовым цветного стекла

Слайд 6

Первая мозаичная работа М. В. Ломоносова – образ Богоматери

Слайд 9

Использование мозаики в современном мире

Слайд 10

Фасады жилых домов г. Бердска

Слайд 11

Интерьер ванной комнаты в моей квартире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа по теме "чувашское народное искусство"

Введение.   Художественное наследие чувашского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Предки современных чувашей - болгары и сувары (сувазы) появились в Восточной Европе по II ве...

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Исследовательская работа. "Ламинирование волос в парикмахерской и дома". Презентация к исследовательской работе.

Здоровые и красивые волосы говорят об успехе и благополучии. Прическа - одна из главных составляющих в имидже человека. Волосы нуждаются в постоянном уходе. Чтобы Ваши волосы были здоровыми и красивым...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»

Исследовательская проект в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «SCIENTIFIC DISCOVERIES AND INNOVATIONS»...