"Пленеры в школе искусств"
статья по теме

Зинченко Любовь Владимировна

Эта статья будет интересна художникам работающим в школах искусств на отделениях изобразительное искусство.Где работа на пленере введена не в полном обьёме . Статья поможет определиться с направлением деятельности на пленере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пленеры в школе искусств 40 КБ
Файл фотографии268.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение.

Тема: «ПЛЕНЕРЫ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

 Зинченко Л. В.

Преподаватель МАУДОД «ДШИ №23 им В. В. Ковалева»

Г Саратов. Саратовской области.

Многие школы пытаются работать с пленером.

Всем нам хорошо известно, что такое пленер.

И какие трудности подстерегают нас тут.

я расскажу  что же такое пленер в нашей школе.

-Что же такое пленэр!

             Пленэр – буквально (франц . plein air, букв. - открытый воздух),

в живописи - воспроизведение изменений воздушной среды,

вызванных солнечным светом и состоянием атмосферы.

Пленер - это особый вид искусства, работы, на пленере быстрые и

эмоциональные.

Ведь необходимо уловить состояние и таинство природы.

Основной задачей художника на пленэре является передача состояния природы.

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЛЕНЕРА

.Основная цель пленера состоит в углублении и закреплении

знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе

обучения.

2.ЗАДАЧИ ПЛЕНЕРА ВКЛЮЧАЮТ:

выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафта, растительных форм, фигуры человека, живой и неживой природы.

3.ОРГАНИЗАЦИИ ПЛЕНЕРА

Учебная практика (пленэр) является частью учебного процесса по подготовке будущих художников к самостоятельной деятельности.

Содержание заданий на пленэре направлено на развитие у учеников самостоятельного творческого решения поставленных задач.

Выполняя на пленэре зарисовки с натуры, развиваются и закрепляются навыки – композиционного решения, уже полученные на аудиторных занятиях.

Педагог на пленере должен оказывать в основном организационную помощь, направляя течение работы и не вмешиваясь в процесс.

По окончании работы он дает оценку о выполнении поставленных задач пленера.

По окончании пленэра организуется итоговый просмотр или выставка.

4.ЗАНЯТИЯ НА ПЛЕНЕРЕ НАПРАВЛЕНЫ.

На развитие пространственной ориентации. Ребята должны уметь отображать в своих работах целостное восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния.

Умение сравнивать цвета натуры по цветовому тону и насыщенности.

Как пленер происходит у нас.

Пленэр – пленер для нашей школы это творческое единение ученика и учителя. Учитель у нас работает вместе с учениками.  

Все знания, приобретённые в прошедшем году, на пленэре проверяются как на лакмусовой бумаге.

Это уже не работа в классе, где постановка стабильна, на воздухе всё меняется каждую минуту. Дети собираются на пленер как на праздник.

Случайное отставание или отсутствие на уроке воспринимаются ими как тяжёлое наказание.

У нас был случай, когда ребёнок ушел из класса в слезах узнав, что мы решили продлить пленэры. А слезы и рыдания были оттого, что родители уже купили билеты на море, и надо было утром уезжать, а душа рвалась остаться. Мы собирались в музей Чернышевского, там цвел просто великолепный шиповник…

Сама атмосфера занятия на природе уже вдохновляет.

Ну, а если эта природа находится на территории музея!

Вы не представляете, с каким удовольствием  ученики приступают к работе после посещения выставки в Доме музее усадьбы Борисова-Мусатова , или в доме  Павла Кузнецова.

Мы стараемся не загружать в этот день детей лекциями, так как они ходят на лекции в течение года. Но обязательно посещаем новые выставки.

Вдохновленные запахом картин, роскошью природы дети творят!

С каким неподдельным интересом дети посещают выставки мастеров и мечтают о своих выставках.

- Пленэр появился в начале XIX в.

в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону.

Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых

свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает, растворяется.

Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов - (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление).

Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан- Франсуа Милле,

Камиль Писсарро, Пьер- Огюст Ренуар, Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов.

Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

Все работы на пленэре выполняются

разнообразными материалами (карандаш, фломастер, уголь, сангина, соус, тушь) с использованием белой или тонированной бумаги различных видов. акварельными, темперными или гуашевыми красками.

Для выполнения краткосрочных живописных этюдов в технике акварели или гуаши можно использовать как лучшие сорта бумаги, приготовленные из

льняного волокна (ватман), так и более тонкую бумагу с фактурной  поверхностью (полуватман), а также рисовальную или чертежную бумагу для

живописи гуашью или работы тушью.

Тонированную бумагу для зарисовок в технике пастели можно купить или

приготовить самостоятельно.

Тонкая эскизная, писчая бумага пригодится, чтобы осваивать технику наброска.

Графические материалы, использующиеся на пленэре, могут быть самые

 разнообразные. Графитные карандаши различной мягкости (В,В2,В4,В6 и т. Д.) Пастель, уголь, соус…

1.Самый мягкий карандаш с толстым грифелем предпочтителен для набросков, где требуется живая пространственная линия, а также для рисунков с тоновой разработкой. Цветные карандаши могут использоваться для зарисовок растений, пейзажа, живой натуры.

2.Черный и коричневый карандаши обладают большим диапазоном тона и пригодны для линейных и тоновых зарисовок.

3. Фломастеры употребляются для линейных зарисовок, где нужен сильный ровный контур.

4.Техника рисунка углем является одной из самых распространенных на

 пленэрной практике, однако к недостаткам угля относится слабое сцепление с поверхностью бумаги, требующее использования специальных фиксативов.

Простейший закрепитель – лак для волос .

5.Соус и сангина лучше сцепляются с поверхностью

шероховатой бумаги. Рисунок может быть штриховым или растушеванным. 6.Техника "мокрого соуса" напоминает акварель – работа ведется смоченными водой щетинными кистями и завершается проработкой деталей колонковой кистью.

7.Пастель сочетает возможности графического и живописного материалов,

применяется для выполнения эскизов и зарисовок на цветной и тонированной

бумаге. Лучше всего пастель ложится на умеренно зернистой , ворсистой

поверхности.

8.Акварельные краски компактны, быстро сохнут, экономичны в работе. Это делает акварельную технику наиболее подходящей для работы на открытом воздухе как в быстрых зарисовках и набросках, так и в более длительных этюдах.

9.Гуашевые краски обладают сильно кроющими свойствами, отличаются плотностью красочного слоя. Применение белил в смесях красок дает эффект сильного высветления при высыхании. Техника гуаши позволяет вносить поправки и исправления в работу, допускается многослойность письма.

Гуашь, как и темперу, применяют при выполнении быстрых набросков и  композиционных вариантов, цель которых – поиски яркого декоративного образа натуры.

Что нас огорчает:

1.чаше всего  нет финансирования ( поездки ,экскурсии собирает родительский комитет.)

А давайте помечтаем: все учащиеся школ проходят на выставки бесплатные и экскурсии …

Помечтали! Вывод значит, без родителей не обойтись

или сидеть в школе, а ведь это не дело.

Взяли мы родителей и что же?

Теперь и родитель хочет рисовать, всё хорошо 1,2, а дальше новый класс набирать - родительский, а с ними морока –то на учебе то на  работе -то не работаю, а официально их оформлять как?

Ладно, посмеялись, я рада, что смогла развеселить вас, а теперь о серьёзном.

Работая на пленере, ребёнок получает такой заряд бодрости, что его хватает на год.

На пленере мы работаем: и дома на участке у школы и на территориях музеев На планерах ученики пишут: акварелью, гуашью, делают зарисовки соусом или пастелью, работают тушью.

Выполняют плановые зарисовки групп деревьев , людей природы.

Натюрморты, выполненные на природе, всегда полны воздуха.

А еще у нас есть такое правило ученик пишет вместе с учителем , и нам полезно и детям посмотреть приятно.

Что интересно- пленэр

Также данный термин имеет отношение к музыке, когда концерты проводятся на

открытом воздухе.

Нужно предложить, нашим музыкантам – мы рисуем, они играют, все вместе работаем на пленере.

 И совершенно не надо бояться выходить на пленер , в этом нет ничего сложного.



Предварительный просмотр:

Наши походы…….идем на пленер  с нами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)

Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...

Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "Прекрасная красотами Атона" предмет(история изобразительного искусства)

Культ солнца всегда занимал важное место в религии древних египтян. Солнцу строили храмы, слагали гимны, приносили жертвы, но никогда культ солнца не достигал такого размаха, как в начале XIV века до ...

художественное отделение школы искусств, программа предмета "История искусств"

программа по курсу История искусств для 1-4 классов детской художественной школы и детской школы искусств...

Реферат-доклад на педагогический совет школы искусств "О лютня, плату все тебе несут..." (предмет: история изобразительного искусства).

Знаменитый "Лютнист" -- единственное произведение Микеланджело Меризи да Караваджо в советских собраниях Эрмитажа.Картина его, как и всё творчество Караваджо давно является предметом восхище...