АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
рабочая программа по теме

Седова Ольга Викторовна

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАМА ПО РИТМИКЕ И ТАНЦУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika.doc29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

Расмотрено методическим советом         УТВЕРЖДАЮ

образовательного учреждения                                             «___»_____________20__г                                           Директор МБОУДОД ДШИ №2

Протокол №________                                                              им.И.Я.Паницкого

                                                                              Г.М.Васильев_______________

                                                                                 «___»_______________20__г.

                                                                          Приказ №________от_____20__г.

Ритмика и танец

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ

ХОРЕОРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Срок реализации – 2 года

Возраст учащихся – 6 -8 лет

СОСТАВИТЕЛЬ: О.В. Седова

Преподаватель хореографического искусства

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого»

2013 г.

г. Балаково

Саратовской области

Пояснительная записка

Музыкально ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно- эстетического образования.

Дисциплина «Ритмика и танец» является первой ступенью  хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, развитию индивидуальности. Предмет «Ритмика  танец» является базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Бальный танец», «Современный танец».

Хореографические школы, хореографические отделения в школах искусств не ставят своей целью подготовку профессиональных артистов балета. Их основная задача – эстетическое воспитание учащихся средствами хореографического искусства. При этом наиболее одаренные дети должен получить возможность продолжить хореографическое образование в хореографических училищах.

Цели  задачи адаптированной программы:

- социальная адаптация детей;

- эстетическое развитие детей;

- формирование духовно-нравственных ценностей;

- воспитание трудолюбия;

- укрепление здоровья.

Задачи адаптированной программы:

- развитие музыкальных способностей;

- формирование двигательных навыков и умений;

- развитие физических данных, координация движений, пластичность, хореографической памяти, выносливости;

- формирование умений соотносить движение с музыкой

- овладение свободой движений

- активизация творческих способностей

- воспитание любви и интереса к искусству хореографии;

- психологическое раскрепощение учащихся;

-приобщение к хореографическому искусству.

Программа состоит из 3-х разделов

1.Основы хореографии

2.Ритмика, музыка и танец

3.Танцевальные композиции

Первый раздел предусматривает  приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объемом новых движений, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий хореографией.

Второй раздел  предусматривает  овладение и умение воспользоваться уже имеющимся объемом движений, разучивание дополнительного объема движений, приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, изучении средств музыкальной выразительности на основе танцевальных движений, воспитание чувства ритма, музыкального слуха.

Третий раздел  предполагает изучению разноплановых танцев: образных, классических, бальных, народных танцев в современных ритмах  массовых композиций, которые могут стать основой репертуара.

Изложенное в программе курс ориентирован на учащихся 7-9 лет, рассчитан на 2 года обучения  изучается параллельно с курсом музыкальная грамота.

Формы и методы работы

Основной формой учебной работы является урок  (состав группы в среднем 15 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав ученых групп для мальчиков допускается до 5 человек).

Во время урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся. Важно значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению.

Основные формы работы:

.Наглядный – практический качественный показ;

. Словесный – объяснение, желательно образное;

. Игровой – учебный материал в игровой форме;

. Творческий – самостоятельное создание учащимися музыкальных линий.

Качество знаний, умений практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и дифференцированном зачете по окончанию курса.

Тематический план

Первый год обучения

(1 класс)

4 часа в неделю, 48 недели обучения, 192 часа в год

Наименование разделов

Максимальная нагрузка

Количество часов

Практические       Теоретические

1

Упражнения у станка

40

30

10

2

Экзерсис на середине зала

65

40

25

3

Движения по диагонали

50

35

15

4

Этюдные формы

25

15

10

5

Контрольные уроки по четвертям

12

8

4

6

Итого

192

128

64

Второй год обучения

(2 класс)

4 часа в неделю,48 недель обучения, 192часа в год

Наименование разделов

Максимальная нагрузка

   Количество часов

Практические        Теоретические

1

Экзерсис у станка

40

30

10

2

Экзерсис на середине зала

65

40

25

3

Движения по диагонали

50

35

15

4

Этюдные формы

25

15

10

5

Контрольные уроки по четвертям

12

8

4

6

Итого

192

128

64

Содержание курса

Представление о хореографии ее многообразии. Цели и задачи курса. Систематичность занятий, дисциплинированность на уроке. Значение специальной одежды для занятий хореографией. Развитие музыкальности, координации и свободы движения, ловкости, выносливости и физической силы.

Раздел 1. Основы хореографии

Программа обучения

1 класс

Тема 1.1. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов

Развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений способствует разогреву мышц, развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнения должна соответствовать музыкальному материалу.

Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:

- наклоны головы вперед, назад и в стороны;

- повороты вправо и влево;

- круговые движения головы по полукругу и по целому;

- вытягивания шеи вперед, назад и в стороны;

- подъем плеч вверх и  вниз, поочередно и вместе;

- вращение плечами вперед и назад.

Упражнения для рук:

- подъем и опускание вверх и вниз;

- разведение в стороны;

- сгибание рук в локтях и их вращение;

- круговые движения» «мельница»

- круговые махи одной и двумя руками;

Упражнения для кистей:

- сгибание кистей вверх и вниз;

- сгибание кистей наружу, внутрь;

- вращение кистей наружу, внутрь.

Упражнение для корпуса:

- наклоны вперед, назад и в стороны;

- повороты корпуса вправо и влево;

- круговые движения в поясе;

- упражнение «мельница»

Тема 1.2. Фигурная маршировка

 Различные построения рисунков и фигур с использованием танцевальных упражнений. В 1 классе используются такие виды рисунков как: круг, колонна и диагональ. С их помощью можно развить ориентировку в пространстве. С помощью упражнений по диагонали каждый ребенок может выразить свою индивидуальность.

Упражнения по кругу:

- танцевальный шаг;

- шаг на полупальцах;

- шаг на пятках;

- шаг с подниманием ноги до колена работающей, с вытягиванием носка к полу «цапля»;

- подскоки;

- танцевальный бег;

- бег «лошадки»;

- галоп лицом в круг и из круга;

- маршевый шаг.

Упражнения по диагонали:

- танцевальный шаг по не выворотной позиции;

- шаги на полупальцах с вытянутыми коленями;

- подскоки;

- подскоки в парах;

- галоп правым и левым боком;

- галоп «лодочка»;

Со второго полугодия упражнения по диагонали усложняются, путем их сочетания друг с другом и добавлением новых упражнений.

- полька;

- полька в парах;

- полька  и подскоки;

- поскоки и галоп;

- «колесо» на правую ногу и на левую;

- прыжки с поднятой вверх прямой ногой «пистолетик»;

-  прыжки «ножницы».

Тема 1.3. Элементы классического танца

Изучаются лицом к станку при неполной вывортности ног.

- постановка корпуса, рук, ног и головы;

-  позиции ног I

- постановка стоп;

- поднимание на полупальцы по  I позиции

- упражнение на разработку стопы и подъема  (сгибание и разгибание пальцев в подъемной части стопы

 - трамплинные прыжки

 - прыжки разножка

Позиции рук изучаются на середине зала. В 1 классе изучает подготовительное положение, I, II и III позиция начинается со 2 класса музыкальный размер  3/4  - 4 такта.

Раздел 2. Ритмика, музыка и танец

Программа обучения

2 класс

 Тема 2.1. Метроритм, специальные упражнения

Понятие о ритме, ритмическом рисунке. Воспроизведение разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши, притопов ног, сочетание с простыми танцевальными движениями.

Понятие сильных и слабых долей. Знакомство с музыкальными размерами: 2/4, 3/4, 4/4;

Упражнения на акцентирование сильной и слабой доли такта: притопом ноги, хлопок в ладоши, прыжком, взмахом платка и т.д. На слабые доли исполнение движений менее сильных. Понятия о длительностях. Воспроизведение длительностей нот движениями:

- целая нота – полное приседание, круговое движение в поясе и др;

- половинная нота – полуприседание, круговое движение головой по полукругу и др;

- четвертная нота – шаг, подскок прыжок;

- восьмая нота – различные виды беговых шагов и т.д.

Тема 2.2. Фигурная маршировка.

Повторение  движений изученных в первом году обучения с добавлением новых по усмотрению педагога.

Упражнения по диагонали:

- танцевальный шаг по I выворотной позиции;

- шаги на полупальцах  свободными коленями;

- подскоки в парах;

- подскоки в повороте;

- галоп правым и левым боком;

- галоп в повороте на 180;

- галоп «лодочка»;

- полька  и подскоки в повороте;

- подскоки и галоп в повороте;

- «колесо» на правую ногу и на левую;

- прыжки с поднятой вверх прямой ногой «пистолетик» в повороте вокруг себя;

-  прыжки «ножницы»

- прыжки «ножницы» в сочетании с танцевальным бегом

Виды рисунков танца:                                   Виды фигур:

- круг;                                                           - круг в круге;

- змейка;                                                       - «Звездочка»

- цепочка;                                                     - «Воротца»

- квадрат;                                                          - сужение и расширение круга.

- колонна;

- шеренга;

- диагональ;

- зигзаг.

 

Тема 2.3. Элементы классического танца

Изучение у станка и середине зала при неполной  вывортности ног:

- позиции ног I, II, III,VI;

- позиции рук: подготовительное, I, II,III, музыкальный размер остается тот же;

- перегибы корпуса в сторону и назад

- растяжка у станка

- простые махи ногой в сторону, назад и вперед

- I,II пордебра рук

- developе в сторону стоя лицом к станку

- developе в сторону стоя на середине зала

- упражнение на середине зала «пистолетик» без прыжка на равновесие

      - «соте» по VI позиции;

      - «разножка»  по VI позиции;

      -«поджатые» по VI позиции;

Тема 2.4. Элементы народного танца

- положение рук на поясе;

- положение рук в паре;

- положения корпуса, рук, ног и головы;

- шаг с приставкой;

- шаг с подскоком;

- повороты на носках;

-  повороты на пятках;

- притоп одинарный, двойной и тройной;

- «кавырялочка»;

- «гармошка»;

- «елочка»;

- «маталочка» по VI позиции

- присядка «мячик»;

- хлопки в ладоши;

- перескоки с одной ноги на другую;

- перескоки с одной ноги на другую с выносом ноги на каблук

- прыжки с подниманием обеих ног назад – «поджатые».

Тема 2.5. Связь музыки и движения. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. 

 

Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о построении музыкальной и танцевальной речи. Понятие о музыкальном вступлении исходном положении танцующего. Понятие о трех музыкальных жанрах: марш, танец, песня.

Определение на слух динамических оттенков музыки. Выполнение движений с различной амплитудой и напряжения в зависимости от динамических оттенков.

Использование образных упражнений: «Ветер и ветерок», «волны большие и маленькие» и др. Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др). Ладовая окраска музыкального произведения (мажор и минор).

Этюды – импровизация на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.

Раздел 3. Танцевальные композиции

Тема 3.1. Парные композиции

      Знакомство с основными правилами поведения в парном танце:

- приглашение на танец;

- постановка исполнителей в паре;

- положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца, лицом против линии танца, в повороте парой и др.

- положение рук: взявшись за одну руку, за две руки, крест – накрест, «воротца», под руки и др.

- ведущая роль партнера.

Воспитание уважительного отношения партнеров друг к другу. Развитие навыков исполнения парного танца.

Изучение образных танцев: Котята, два веселых гуся, лесная сказка и т.п. (по выбору преподавателя).

Изучение классических бальных танцев: вальсы, польки, марши (по выбору преподавателя).

Изучение танцев в современных ритмах: роке -н- ролл, чарльстон, непоседы и т..(по выбору преподавателя)

Тема 3.2. Массовые композиции.

Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства. Обогащение исполнительской  выразительности. Понятие об ансамбле, как согласованном действии исполнителя.

Изучение массовых композиций: Переменка, пляски, малыши-коротыши, птичий двор и т.п. (по выбору преподавателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет...

Работа с хореографическим коллективом в детской школе искусств.

Учебный процесс на хореографическом отделении Старокулаткинской детской школы искусств осуществляется согласно учебным программам и учебным планам Министерства культуры РФ. На отделении хореографии де...

Принципы подбора учебного материала в скрипичном классе детской школы искусств школы

Трудно переоценить значение правильного выбора учебного ре­пертуара для успешной педагогической практики. С первых занятий когда, только начинается обучение ребенка игре на скрипке, актуаль­ными стано...

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся подготовительного отделения Детской школы искусств с.Култаево

Зиму провожаем,Масленицу встречаем.Масленица-кривошейка.Встретим тебя хорошенько!...

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...