Упражнения для начинающих пианистов
материал по теме

Гончаренко Елена Дмитриевна

методические комментарии к сборнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_kommentarii_k_sborniku.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ   АВТОРА

       «Упражнения для начинающих пианистов» представляют собой комплекс постановочных упражнений, предполагающий постепенное включение в работу всех пальцев, начиная с третьего. Кроме того, на материале данных упражнений происходит знакомство с основными штрихами и могут быть получены первые технические навыки фортепианной игры.

       Создание сборника не является претензией на открытие. Это – один из способов выполнения общепринятых в музыкальной педагогике задач, найденный в процессе многолетней педагогической работы.

       Как и многие учебные пособия для детей, настоящий сборник ярко иллюстрирован. Но особенность его заключается в том, что смысловая нагрузка нотного текста и рисунков несколько необычна.

       Каждое представленное упражнение наделено конкретным названием и соответствующей картинкой. Именно в них определено задание и способ исполнения. То есть, предлагаемый образ или действие становятся источником, стимулом необходимых ассоциативных движений рук и пальцев. Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для него путём – через игру, через собственную фантазию и воображение. Нотный текст при этом является лишь графическим отображением, иллюстрацией исполняемого. Его роль второстепенна.

       Целесообразность такого подхода определена возможностью

  1. реализовать ребёнку свою творческую инициативу;
  2. максимально сконцентрировать внимание на работе рук;
  3. использовать упражнения с самых первых занятий, в донотном периоде обучения, одновременно постигая правила нотного письма;
  4. выполнять упражнения даже в отсутствии инструмента.

       «Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни».

                                                                                                   ( А.Артоболевская )

       «Ребёнок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Необходимо оживить звуки. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение».

                                                                                                   ( Т.Смирнова )

        Эти высказывания известных педагогов-музыкантов подтверждают значимость затронутой проблемы и оправдывают поиски способов её решения.  

                                                                                                     Е.Гончаренко

КРАТКИЕ  МЕТОДИЧЕСКИЕ  КОММЕНТАРИИ

       Упражнения №№1-5 – это первый опыт ребёнка извлечь звуки на фортепиано профессионально. Упражнения нацелены на то, чтобы он сделал это естественно, свободными руками, глубоко и мягко погружаясь в клавиши и ощущая при этом твёрдую опору всей кисти на 3-ий палец. Вместе с тем он должен услышать, что различные прикосновения рождают различные по характеру и окраске звуки.

       Упражнение №1 «Капельки». Поначалу, исполняя упражнение отдельными руками, ребёнок как бы имитирует размеренное падение тяжёлой капли с тающей сосульки. Позже, более подвижно извлекая звуки поочерёдно разными руками, он может изобразить весёлый летний дождь и т.п.

       Упражнение №2 «Радуга». Основа упражнения – начерченная рукой в воздухе дуга. От семи разных клавиш ребёнок это делает семь раз, словно рисуя радугу, любуясь каждой новой краской-звуком.

       Упражнение №3 «Птицы». Как и в предыдущем упражнении, основа – это октавные переносы руки, но более широкие и выполненные симметрично двумя руками одновременно (взмахи крыльев больших красивых птиц). Упражнение учит ребёнка ориентироваться на клавиатуре и, как правило, прельщает его тем, что, исполняя это упражнение, он, как взрослый опытный пианист, уже может охватить очень большой диапазон.

       Упражнения №№1-3 могут исполняться не только 3-им пальцем, но и двойными нотами (2-4, 2-3, 1-5 пальцами), кластерами (2-3-4, 1-2-3-4-5 пальцами), позже трезвучиями (1-3-5 пальцами) и т.д.

       Упражнение №4 «Бусинка». Широкий свободный взмах рукой от плеча, из корпуса роднит это упражнение с предыдущими. Но прикосновение к клавише абсолютно иное. Если ранее это было погружение в клавишу (non legato), то теперь это полёт от клавиши (staccato). Кисть, словно упавшая маленькая сверкающая бусинка, легко отскакивает вверх.

       Упражнение №5 «Гусеничка» - ещё один способ звукоизвлечения (legato). Подменяя 3-ий палец 1-ым, ученик освобождает его и плавно, без толчка перекладывает на следующую клавишу. Совмещение 3-его пальца с 1-ым на одной клавише позволяет легко округлить кисть, наглядно (в сравнении с 3-им пальцем) показать особую постановку 1-ого пальца и даёт возможность поработать над кистевыми движениями, поочерёдно группируя и раскрывая кисть (по типу передвижения гусенички, которая, чтобы продвинуться вперёд, каждый раз собирает, а затем распрямляет своё тельце).

       При выполнении этого упражнения необходимо следить за положением запястья.  

       Упражнение №6 «Шагающий человечек». 2-ой и 3-ий пальцы делают крепкие, энергичные удары, словно ножки весёлого человечка. Важно, чтобы извлекаемые звуки были ровными, и чтобы не было чрезмерных движений кисти.

       В этом упражнении будет кстати познакомить ребёнка с двудольным размером.

       Упражнение №7 «Медведица и медвежонок» – это тоже шаги, но шаги вразвалочку (2-4 и 1-5 пальцы). И чем шире шаг, тем тяжелее поступь (Медведица).

       При боковом движении кисти с опорой на крайние звуки исполняются также упражнения №№8,11-15.

       Упражнение №8 «Качели» - плавный, ровный бег трёх пальцев (2-3-4) на одном движении руки с опорой на первый звук и последующий взлёт. Все исполняемые звуки как бы собираются в кулачок и переносятся на следующую клавишу. При этом необходимо следить, чтобы перенос выполнялся всей рукой, по дуге, без взмахов кисти.

       Если в упражнениях №№2,3 отрабатываются выпуклые дуговые движения, то здесь – вогнутые, уводящие руку в клавиатуру.

       Упражнение №9 «Пчёлка» - это продолжение работы над вторым вариантом упражнения №8 и подготовка к исполнению хроматического звукоряда. Упражнение помогает усвоению аппликатуры гаммы и вырабатывает ровное legato, подобное монотонному жужжанию пчёлки.

       Упражнение №10 «Змейка» - это собственно хроматическая гамма. Объединив навыки, полученные в упражнениях №№5,8,9, пальцы, подражая змейке, плавно «переползают» от одного звука к другому, изящно извиваясь между белыми и чёрными клавишами.

       Упражнение №11 «Игра в мяч». Поочерёдно отталкиваясь подушечками 2-ого,

3-его, 4-ого, 5-ого пальцев, рука легко, как мяч, взлетает вверх и мягко падает на 1-ый палец. Упражнение исполняется без усилий, без резких движений. Оно развивает независимость и силу пальцев. Опираясь на повторяющийся звук (1-ый палец), ладонь как бы «открывается» и «захлопывается» при ударе 2-ым, 3-им, 4-ым, 5-ым пальцами. Этому «захлопывающемуся» движению нужно помогать небольшими боковыми движениями руки (как в упражнении №7).

       Упражнение №12 «Крабик» основано на боковых движениях. Рука, перемещаясь по клавиатуре, напоминает передвижение крабика.

       Упражнение №13 «Паучок». Чередование пальцев (1-3-5) имитирует чередование лапок паучка. Движения пальцев скупые, округлые, «окутывающие» средние звуки. В этом упражнении сочетается опора на 3-ий палец и боковые движения.

       Упражнение №14 «Волна». Навыкам, полученным в упражнении №13, даётся иная смысловая нагрузка. Ровное, монотонное звучание заменяется постепенным усилением и ослаблением звука.

       Своевременно познакомить учащегося с динамическими оттенками.

       Упражнения №№13,14 являются подготовкой к исполнению арпеджио.

       Упражнение №15 «Догонялки» - это гаммовое упражнение. Цель его – при участии всех пяти пальцев добиться плавного, непрерывного исполнения без толчков, ровного по звучанию и времени.

       Основными «действующими лицами» являются 1-ый и 5-ый пальцы. Они словно играют в догонялки. Кисть при этом поочерёдно поворачивается то к 1-ому, то к 5-ому пальцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Технические навыки начинающих пианистов"

Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующих педагогов-музыкантов, - это вопрос о воспитании технических навыков учащихся. Он в равной степени актуален на разных стадиях обучения буду...

Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"

"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чу...

"Развитие технических способностей пианиста"

Знакомство с биографией и творчеством Великого пианиста и педагога Карла Черни....

Методическая работа на тему "Роль позиционной игры в техническом развитии начинающих пианистов"

В методической работе отражена проблема: техническое развитие начинающих пианистов. Большое внимание уделяется конкретному применению позиционной игры в изучении гамм, затрагиваются разные вопросы пиа...

Методическая разработка "Комплекс упражнений на укрепление мышц ног для начинающих"

В презентации представлены простые виды упражнений на укрепление мышц ног с картинками, с описанием правильтного выполнения. Можно использовать для первого года обучения учащихся в обьединениях физкул...

«Развитие техники в классе фортепиано на гаммах, упражнениях и этюдах у пианистов эстрадного отделения».

Задача данной работы:Показать перспективу изучения гамм и этюдов для решения сложных задач пианизма; чтобы решение вопросов техники игры неразрывно шло с музыкальным развитием студента. Цел...