Открытый урок по фортепиано.
учебно-методический материал по теме

Сыч Ольга Алексеевна

Урок фортепианоможно использовать для работы с начинающими пианистами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской фестиваль

«Использование информационных технологий в образовательном процессе УДОД»

Номинация

«Использование информационных технологий в учебном процессе»

Материалы

Сыч  Ольги  Алексеевны,

педагога дополнительного образования

ГОУ ДОД ДДТ "На реке Сестре"  Курортного района

Санкт- Петербург

2010

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ФЕСТИВАЛЯ


Ф. И.О.


Сыч Ольга Алексеевна


Должность


Педагог дополнительного образования


Название образовательного учреждения, Район

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Курортного района Санкт- Петербурга

«На реке Сестре»


Педагогический стаж


31 год

Квалификационная категория, ученая степень

(если есть)


Высшая


Номинация

«Использование информационных технологий в учебном процессе»


Полное название работы

Конспект занятия  по программе «Обучение игре на фортепиано» в музыкально- хоровой студии «Солнышко»

На тему « Чтение нотных знаков. Графическое восприятие нотной записи»


Опыт работы с  электронными ресурсами

2 года


Телефон, е-mail

437-15-74,

Olga_sych59@mail.ru

Описание разработки занятия и  электронного образовательного ресурса.

Название образовательной программы

- «Обучение игре на фортепиано в музыкально- хоровой студии «Солнышко»

Направленность – художественно- эстетическая.

Краткая характеристика образовательной программы:

Цель: получение  начального музыкального образования, приобщение к искусству посредством игры на фортепиано.

Ожидаемый результат: в результате обучения учащиеся:

Овладеют основами игры на фортепиано;

Получат умения и навыки помогающие организации  музыкальной  деятельности, раскрытию творческого  потенциала;

Получат опыт концертных  выступлений;

Расширится  общекультурный кругозор учащихся, сформируется эстетический вкус;

Получат начальное  музыкальное образование.

Категория  обучающихся: 7-15 лет. Срок обучения-7 лет.

Занятия проводятся индивидуально.

Режим занятий – по 1 часу в неделю (1-й - 7-й год), в год-36  учебных часов в год.

Форма итоговой аттестации: классные и академические концерты, дифференцированный зачет.

Тема занятия «Чтение нотных знаков. Графическое восприятие нотной записи»

Разработка ориентирована на детей 6-7 лет. Отдельное занятие. Пятое занятие в начале учебного года.

Форма проведения- индивидуальное занятие.

Вид ЭОР – мультимедиа: 1)иллюстративного характера,  2)тренажер .

Методический комментарий:

  1. Иллюстративные ЭОР (функциональная музыка и изображения) помогают создать атмосферу для восприятия материала.
  2. ЭОР как тренажер способствует развитию конкретных  навыков и умений, обеспечивает диагностику ошибок по результатам выполнения задания, что позволяет  выполнить анализ и коррекцию знаний и умений. С использованием ЭОР достигается индивидуализация  обучения за счет учета индивидуальных особенностей ребенка, способствует расширению спектра  видов деятельности на занятии.

Конспект занятия по фортепиано

педагога  ДДТ "На реке Сестре" Сыч Ольги Алексеевны

Объединение:  фортепиано

Направление : Художественное

Дата проведения:  октябрь

Год обучения: первый

Возраст учащегося 6-7 лет

Педагог:  Сыч Ольга Алексеевна

Тема занятия:

Чтение нотных знаков. Графическое восприятие нотной записи.  

Цель занятия: обучение свободному чтению нотного текста.

Задачи:

Обучающие:

Изучение нотной грамоты.  Отработка умений, учебных навыков работы с нотным текстом.

Развивающие: 

пробуждение интереса к музыке в игровой форме;

развитие внимания, слуха, мышления;

развитие  умений в работе с компьютером.

Воспитательные:

формирование  коммуникативной активности личности;

воспитание волевых качеств, целеустремленности и настойчивости.

Оснащение занятия:

условия проведения: кабинет,

оборудование: фортепиано;

технические средства обучения: компьютер;

Формы организации учебно-познавательной деятельности детей: индивидуальная.

Форма проведения занятия: интегрированное занятие с использованием компьютера

 


«Игра на фортепиано содержит те же элементы,

что и всякая другая игра»

Г. Нейгауз 

План занятия

  1. Организационный момент. Приветствие.(2 минуты)
  2. Введение в тему.  Создание игровой ситуации (10 минут)
  3. Практическая работа. Игра с рук (5 минут)
  4. Проверка домашнего задания (10 минут)
  5. Работа  с тренажером на компьютере. Выполнение теста.(10 минут).
  6. Рекомендации по разбору домашнего задания (5 минут).
  7. Рефлексивный этап: самооценка ребенком занятия (3 минуты).

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуй мой маленький друг.

Сегодня мы с тобой продолжим наши занятия.

В этот прекрасный осенний день мы с тобой окунёмся в мир звуков и ты услышишь, как  такой же прекрасный  день представлял себе композитор Г. Свиридов  (на компьютере ребёнок видит мультимедиа презентацию «Осень», в которой использована музыка Г.Свиридова).

Основная часть:

 -Упражнения для правильной постановки рук:

мы будем играть в различные игры:

первая игра называется « Кукла»

(Упражнения на освобождение различных групп мышц)

-изобрази куклу, сидящую на стуле, (руки перед собой, согнутые в локтях)

-а теперь эта кукла сломалась, (руки упали на колени)

Следующая игра называется «Мельница»  (вращательные движения рук вперёд- назад от плеча)

Ты почувствовал, какие у тебя тяжёлые и длинные ручки?  

Посмотрим, какие гибкие кисти рук, какая совершенная у них форма, какие они гибкие, изящные.

«Прощание» (ребёнок имитирует жест прощания мягкими свободными пальчиками, при этом локти свободны)

 Сейчас мы поработаем каждым пальчиком, каждый из них должен быть самостоятельным и очень активным.

 «Лошадка» (постукивание по крышке фортепиано кончиком согнутого пальчика.)

А теперь наши ручки будут летать над клавиатурой как «бабочки» и опускаться на самый длинный пальчик - третий

 «Бабочка» -    На заданной ноте переносить руку через октаву

Практическая работа:  Игра песенки с рук

Послушай новую песенку, спой её вместе со мной и обрати внимание - сколько раз я играю каждую нотку

«Наконец настали стужи»

Проверка домашнего задания:

А теперь я бы хотела услышать твое домашнее задание. Ребенок играет на фоно.

 «Василёк», «Петушок», «Дед Андрей»

Молодец, ты сегодня очень хорошо подготовился, но обрати внимание на ручки, локти надо держать на уровне  клавиатуры.

Работа с тренажером.

Проведение компьютерного теста

А теперь мы с тобой потренируемся, быстро отгадывать ноты, но упражняться в этом нам поможет компьютер.  Надо будет отгадать, какие нотки пропущены. Если ответ будет верным, то мы переходим к следующему заданию. Проверять твои знания мы будем сначала в скрипичном, а затем в басовом ключе.

Электронная викторина «Какой нотки не хватает на скрипичном ключе?»

Молодец ты здорово справился с этим заданием, а теперь мы проверим твои знания в басовом ключе.

И с этим заданием ты тоже справился прекрасно.

Рекомендации по выполнению домашнего задания.

Посмотри, какое будет новое задание.

( Разбор нового: «По грибы», «Во саду ли, в огороде», « Прозвенел звонок»)

Во время  выполнения  домашнего задания обрати внимание на ручки, на то, как ты свободно сидишь за инструментом.

Сегодня у нас был необычный урок. Тебе пришлось проверять свои знания не только за фортепиано, но и за компьютером. Понравилось ли это тебе?

Легко ли тебе было отвечать на вопросы?   Хочется ли тебе, чтобы подобные занятия с работой на компьютере проводились далее?

Используемая литература:

О.Геталова И. Визная  «В музыку с радостью» изд. «Композитор» СПб 2002г.

О.Геталова « Секреты Дилидона» изд. «Композитор» СПб 2000г.

Используемая  методическая литература:

Т.Б.Юдовина – Гальперина «За роялем без слёз» изд. Союза художников 1996г. СПб

Т.И.Смирнова Интенсивный курс по фортепиано (Методические рекомендации) Москва 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Открытый урок. Специальность Фортепиано. Преподаватель Доржинова Светлана Юрьевна. Ученица 1 класса Мантыева Деля.

Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения....

Открытый урок : "Работа над разнохарактерными пьесами в классе фортепиано"

Вид урока: урок – концерт с элементами доклада и музыкальными иллюстрациями.Цель открытого урока – формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выра...