«Интервалы – это просто!» Конспект урока.
план-конспект урока по теме

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В.А.

Детей невольно тянет к знаниям, если они слышат от учителя сказку. Музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания, не говоря уже об отношении к «скучному» уроку сольфеджио.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД  «Пикалёвская  детская школа искусств»

Конспект открытого урока-занятия

по теме «Интервалы – это просто!»

Преподаватель: Никитина Е. Ф.

Учащиеся: 1 класс фортепиано, скрипка

2012-2013 учебный год

Урок с учащимися 1 класса (струнного, фортепианного отделений) по предмету «Сольфеджио».

Преподаватель: Никитина Е.Ф.

Дата проведения урока: 16 апреля 2013 года.

Тема в образовательной программе – «Интервалы»

Цель изучения темы: Развитие гармонического слуха учащихся.

Задачи изучения темы:

  • познакомить с простыми интервалами;
  • научить отличать звучание различных интервалов;
  • научить интонировать простые интервалы;
  • научить определять интервалы в  нотном тексте;
  • научить играть интервалы на фортепиано;
  • научить записывать интервалы нотами.

Место учебного занятия в системе занятий: занятие проводится по разделу  образовательной программы «Сольфеджио 1 класс». Это первое занятие тематического блока «Интервалы».

Тема урока:  «Интервалы – это  просто!»

Цель урока:

Основная – знакомство с интервалом в музыке,  его образно – эмоциональное восприятие.

Сопутствующая -  развитие  творческих  способностей,  музыкального кругозора  детей  посредством  усвоения  музыкальной грамоты.

Задачи:

Образовательные:

  • изучение и первичное закрепление нового учебного материала;
  • введение новой терминологии;

Развивающие:

  • развитие музыкального мышления;
  • развитие познавательного интереса и творческих способностей;
  • развитие памяти, дикции, эмоционального состояния, импровизации  в движениях;
  • умение применять знания на практике;

Воспитательные:

  • воспитание творческой активности;
  • воспитание волевых качеств;
  • воспитание умения работать в группе.

Обучающиеся должны:

знать:

  • что такое интервал;
  • название интервалов;
  • обозначения интервалов;

уметь:

  • анализировать интервалы в гармоническом и мелодическом звучании;
  • строить интервалы  вверх и вниз;
  • определять интервалы в нотном тексте;

иметь представление:

  • о ширине простых интервалов;
  • о консонансах и диссонансах (как фонических характеристиках созвучий);
  • о тритонах.

Методический материал:

  1. Учебная программа «Сольфеджио. Срок обучения 7-8 лет», реализуемая в МБОУ ДОД «ПДШИ»;
  2. Давыдова Е.В.  Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие  - М.: Музыка, 1986 – 160 стр.
  3. Зебряк Т.А. Играем на уроках сольфеджио.
  4. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории! – издание 5-е, стереотипное. Серия «Учебные пособия для ДМШ»-Ростов-на-Дону: Феникс,2013-91с.

Вид урока: изучение и закрепление нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Степень сложности: средняя.

Форма урока: групповая.

Продолжительность урока:  1час 10минут.

Структура урока:

  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Вхождение в тему — 3 мин.
  3. Основная часть — 40 мин.
  4. Закрепление знаний и способов действий  — 20мин.
  5. Подведение  итогов, домашнее задание — 5 мин.

Педагогические технологии:

  • обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного диалога;
  • личностно-ориентированная технология.

Методы реализации поставленных задач:

  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • наглядно-зрительный;
  • эвристический (частично-поисковый);
  • практический;
  • творческий.

Прогнозируемый результат:

знания:   обучающиеся будут знать качественные и количественные характеристики простых интервалов;

умения:   обучающиеся будут уметь строить и определять в нотном тексте простые интервалы;

навыки:   обучающиеся  будут обладать навыками восприятия интервалов на слух, их пения и игры на фортепиано.

Оборудование:

  • учебный класс (фортепиано,  доска с нотными линейками);
  • учебный комплекс:
  • дидактические средства – таблицы, ноты, раздаточный материал;
  • технические средства – музыкальный центр, CD-диски.

Учебные пособия:

  1. 1.Баева Н.- Зебряк Т. Сольфеджио 1-2 класс.- М.: «Кифара»,2010.–80с.
  2. Калинина Г.В. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: изд-во «Издатель Калинин В.В.», 2008.- 32с.
  3. Металлиди Ж.Л.,  Перцовская А.И. Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поём: для 1-ого класса детской музыкальной школы: учебное пособие. – СПб.: изд-во « Композитор-Санкт-Петербург», 2011.- 99с.

Предварительная работа:

  1. заранее были разложены пособия на партах;

обучающиеся были уведомлены о проведении фото - съёмки занятия.

План урока

Организационный момент:  приветствие учителя – 2 минуты.

Задача – эмоциональный настрой учащихся.

Вхождение в тему:  объявление темы урока – 3 минуты.

Задачи: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Методы: беседа, наглядно-зрительный.

Критерии усвоения:  высокая степень сосредоточенности при подготовке к  уроку.

Основная часть: сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала – 40 минут.

Задачи: обеспечение восприятия, осознания, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений к объекту  изучения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, репродуктивный.

Критерии усвоения: показателями эффективности усвоения учащимися нового материала будут правильные ответы на конкретные вопросы, активность и увлечённость всего класса.

Заключительная часть:

  1. первичная проверка понимания темы урока — 5 минут;
  2. закрепление знаний и способов действий — 7 минут;
  3. обобщение и систематизация знаний — 3 минуты;
  4. контроль и самопроверка знаний — 5минут;
  5. подведение итогов урока — 3 минуты;
  6. домашнее задание — 2 минуты.

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Методы; беседа, объяснение, слуховые упражнения, выполнение задания за фортепиано.

Критерии усвоения:1.Минимальное количество неверных ответов всех учащихся.

2. Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии.

3. Самостоятельность выполнения заданий в знакомой и изменённой ситуации.

4. Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания.

Конспект:

Преподаватель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую  и  очень важную для  всех  музыкантов тему — интервалы.   Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут». Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут.  Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу. А какие примеры можете привести вы, ребята?

Учащиеся: - перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.

Преподаватель: - Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то  интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал - это одновременное или последовательное сочетание двух звуков.                         Вот,  кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше. Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь   восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы. Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. 

В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз.

Учащиеся:  поют гамму  До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.

Преподаватель:  Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т.д.

 Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э».

 

Учащиеся:  под аккомпанемент педагога  поют интервалы  по-порядку  вверх и вниз.

Преподаватель:  Теперь поговорим о том  как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.

Сказка про интервалы.  ( см. Приложение 1.)

Во время рассказа осуществляется  следующая работа по формированию умений и навыков учащихся:

— развитие интонационной точности (спеть  интервал чисто и выразительно);

— воспитание слухового самоконтроля;

— развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т.д.);

— чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как  тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув.4)  и т. п.).

Преподаватель:  Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами. Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том:

— близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок);

— как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима);

— какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания.

Учащиеся: — определяют интервалы устно коллективно и индивидуально;      — записывают интервалы в тетрадь (5 тактов, только цифру);

— проверяют и оценивают работу соседа по парте;

— играют интервалы на фортепиано.

Преподаватель:  - Замечательно! Молодцы!

А теперь подведём итог. Понравился вам урок?

Что понравилось больше всего?

Всё ли было понятно?

- Послушайте домашнее задание:

— раскрасить предложенные мной пособия или нарисовать свои;

— играть интервалы вверх и вниз от ноты До и произносить вслух их названия.

Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

 

Приложение 1.

Сказка про интервалы.

Ранним-ранним утром, когда капельки росы (Прима)  на листочках ещё не высохли, две девочки, две подружки по имени Терции  взяли в руки корзиночки и пошли в лес по цветы, по ягоды. За ними побежали собачки. Их звали Секунды.

Ягодка за ягодкой,  цветочек за цветочком и не заметили они, что зашли далеко. Вдруг из лесной чащи выскочила злая ведьма Септима.

Огромная, 3-х метрового роста, семь зубов во рту, семь косичек на голове, семь пальцев на руках-ветках. Каждый день она бродила по лесу и ворчала своим скрипучим голосом. Увидела подружек Терций, схватила их и потащила в своё жилище, которое охраняли два Тритона, сидевшие на цепи. Один Тритон был добрым (ув.4 - тритон «возьми»), а второй Тритон жадным (ум.5 - «не дам»).

А собачки Секундочки прибежали в родную деревню и разбудили бравого солдата по имени Кварта. Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку.  Но куда?  Может быть Фея Квинта знает? Скорее к ней! А Квинта жила неподалёку от страшного леса, на берегу красивого озера в доме-теремке. Красивая, добрая, ласковая всем помогала, выручала из беды. И на этот раз она не отказала в помощи, только для этого позвала своих друзей, лесных жителей — благородных оленей по кличке Сексты. Сексты проводили Кварту с Секундами к избушке Септимы. Когда подошли ближе, то услышали звуки, похожие на скрежет куска старого метала – это Большая Септима стаскивала сухие деревья, ветки, сучья для  костра посреди поляны и пела.

Олени-Сексты встали на двух тропинках, собачки-Секундочки подбежали ближе к избушке, а прямо на Большую Септиму из-за кустов вышел солдат-Кварта. Стой! Большая Септима заметалась, кинулась к избушке – там Секундочки. Караул! – на одной тропинке Олень (б.6). Убивают! – на другой тропинке Олень (м.6). Тогда большая Септима сникла, съёжилась, стала Малой Септимой, жалобно хныкала: - « Пожалейте меня, старую бабушку! Зачем брала девочек?

Скучно одной в лесу.., поговорить не с кем..,чаю выпить не с кем..,

песен попеть не с кем».

«Ладно» - сказал Солдат – Пойдёшь с нами к доброй Фее Квинте и будешь у неё экономкой служить. И будешь ты теперь Малая Септима, и будешь во всём помогать доброй Квинте».

И шествие двинулось по тропинке. Тритоны подумали, что это им снится.  Когда все поравнялись с ними, Тритоны взмолились: - «Снимите цепь, возьмите с собой!» Они были рады своему освобождению  и кувыркались на поляне.

Фея  Квинта ласково встретила девочек, солдата и собачек, накормила их и показала тропинку к дому. Квинта, Олени-Сексты  и Малая Септима долго смотрели им в след, а Септима даже помахала им на прощание рукой. И стала у неё вместо сухого сучка обычная рука.

Всё затихло вокруг…  Это наступила ночь (октава).

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Конспект урока "Методика работы над простыми задачами в первом классе"

Методическая разработка урока по методике преподавания начального курса математики, проведенного в педагогическом колледже со студентами специальности 050146 "Преподавание в начальных классах"...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Конспект урока на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"

Конспект урока на тему "Решение простейших тригонометрических уравнений"...

Конспект урока для 5 класса ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предоставление краткий конспект по русскому языку...