"В мире музыкальных инструментов"
методическая разработка по теме

Хисамова Резеда Мансуровна

беседа-лекция о музыкальных инструментах( для учащихся музыкальных отделений ДМШ иДШИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz_instrumenty.dlya_publikatsii.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хисамова Резеда Мансуровна

МБУ ДОД «Кайбицкая детская школа искусств»

Беседы по музыке предназначены  для учащихся общеобразовательных школ или учащихся младших классов школ искусств

Цели вечера:

-привитие учащимися интереса к урокам музыки;

-развитие мыслительной деятельности, творческих способностей детей;

-расширение рамок школьной предметной программы.

Оборудование:

Компьютер, mp3проигрыватель.

Предварительная подготовка к вечеру:

1) Подготовка учащихся для музыкальных иллюстраций (пианист, Баянист)

2) подбор музыкального материала

3) для наглядности и показа собрать музыкальные инструменты:

-пианино, скрипка, курай, баян, гитара, бубны, трещетки, треугольники, ксилофон,маракасы

Беседа №1

В мире музыкальных инструментов

Музыку любят все… В наше время любить музыку стало слишком легко. А легкая любовь - еще не любовь. Любители театра вынуждены заранее позаботиться о билетах, потом собираться и идти в театр. Любитель живописи, чтобы посмотреть картины, отправляется в музей или художественный салон. А музыка - вот она, рядом, достаточно включить приемник или телевизор. Театр по телевизору, даже по цветному, не театр, и живопись не живопись, а музыка и так хороша, тут главное звук, а не изображение. Есть еще проигрыватели, магнитофоны - вон сколько возможностей.

Некоторые из вас утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными обертками, не кашляет, не скрипит креслами. И если у нас вдобавок современная стереофоническая аппаратура.

Да, это так. Радиотехника открыла нам новые пути к музыкальному искусству, позволила слушать музыку хоть каждый день. Но вот что кажется странным: теперь мы гораздо чаще говорим об аппаратах, которые воспроизводят записанный звук, чем об инструментах, которые в руках человека этот звук создают.

Мы лучше разбираемся в разных MP3 проигрывателях, аудиоплеерах, мини-музыкальных системах, чем достоинствах и недостатках музыкальных инструментов. Да что там достоинства и недостатки - мы не всегда отличаем один инструмент от другого. Исполнение музыки отдалилось от нас во времени и пространстве, а на расстоянии не мудрено спутать флейту с кларнетом или гобой с английским рожком.

Я предлагаю вам хоть ненадолго преодолеть это расстояние.

Знаю, у каждого из вас свои музыкальные привязанности то, что нравиться одному, не очень нравиться другому. Но все вместе вы любите всю музыку: симфоническую, народную, камерную, джазовую, вокально-инструментальную, танцевальную. Иногда спорят о том, какой вид музыки лучше, а какой хуже. Наверняка такие споры вспыхивали и среди вас… Например, причисляли Гитару к символам мещанства, а сегодня классы гитары есть в музыкальных училищах и даже консерваториях.

Слушание (муз фрагмент «Испанская гитара»)

                         Музыкальный звук

Что это такое?

Какими  бы ни были музыкальные инструменты разными по форме, устройству, размерам, все они придумывались и делались для одного и того же - чтобы из них можно было извлекать музыкальные звуки. Вообще-то мир полон звуков и без музыки. Шумит улица, шумит заводской цех, а вдали от города шумит природа ветром в листве деревьев, дождем в траве, морским прибоем. Человек так привык к шуму, что полная тишина для него - нелегкое испытание. С утра до вечера объятые шумом, иногда сверх всякой меры, мы все же в любое мгновение можем выделить из этого шума музыкальный звук. Даже не ансамбль и не мелодию, а просто один- единственный звук. Маленький мальчик пиликнул на скрипке, горнист дунул в трубку, кто-то нечаянно задел струну гитары - и мы уже отмечаем про себя: звучит музыкальный инструмент. Мы можем и не видеть инструмента. Звук для нашего уха- это всего лишь колебания воздуха. Значит, в этих колебаниях содержится все, что отделяет музыкальный звук от шума

           Между контрфаготом и флейтой

Нажав крайнюю левую клавишу рояля. Мы услышим очень низкий звук, крайнюю правую - очень высокий.

Если вдуматься в определения «низкий» и «высокий», они вроде бы должны озадачить нас. Клавиатура расположена по горизонтали, струны внутри рояля тоже в горизонтальной плоскости, а мы говорим о высоте звука.

С некоторыми другими инструментами получается и вовсе странно. Например, если попросить баяниста взять мелодию повыше, он опустит правую руку к нижним кнопкам. Попросить взять пониже - потянется к  верхним.

Практическое задание. Просмотр инструмента баяна и фортепиано, курая, ксилофона  (Устройство и извлечение звука)

Звучит произведение в исполнении баяниста  «Ай былбылым» т.н.п.

На фортепиано «Зима» Рустем Яхин

Рояль. Называют королем музыкальных инструментов. К его несомненным достоинствам относится то, что рояль простирает свое влияние почти до границ музыкального диапазона. Если пока брать во внимание только высоту звука, то в музыкальное пространство рояля может уложиться большой симфонический оркестр со всем многообразием его инструментов. И только два инструмента составляют исключение. Один из них - контрфагот. Его самые низкие звуки ниже, чем тот, что  извлекается крайней левой клавишей рояля. Второй инструмент    

Флейта – пикколо. Она не останавливается там, где пролегает верхняя граница рояля, а забирается еще выше. Обе границы музыкального пространства - нижнюю верхнюю – прочно удерживает орган, и тут у него никаких конкурентов нет. Самая большая труба органа вытянулась на 9 метров. Она деревянная, квадратная в сечении, со стороной в пол метра, так что если попытаться обхватить ее, это удастся сделать только вдвоем. Она – то и издает самый низкий звук.

Слушание И.С.Бах. «Органная токката и фуга ре минор».

                             Длительность.

Третья характеристика звука. Нельзя поручить ксилофону звук, протяженностью не то что в четыре, а даже в два удара метронома. Ксилофон способен издавать лишь короткий щелчок, длящийся мгновение. А вот органу под силу звук любой длительности. Звуки рояля, арфы, -  гитары быстро затухают. Коротки звуки барабана, тарелок, литавр.

Что такое барабанная дробь, вы прекрасно знаете. Быстро чередующиеся одиночные удары сливаются в единый звук, который может быть достаточно долгим.  Примерно, то же самое происходит при использовании тремоло на других инструментах. Домрист часто-часто защипывает струну  медиатром и короткие звуки объединяются в один долгий. Этот же прием использует балалаечник.

Практическое задание.

Извлечь звук на рояле, курае, треугольнике, барабане, баяне, ксилофоне. Чей дольше?

                             Сила звука.  

Четвертая и последняя его характеристика.

Если исполнить музыкальное произведение от начала до конца на одном уровне громкости, Оно много потеряет в своей выразительности. Сила звука меняется даже в одной музыкальной фразе, хотя в нотах и не всегда бывают по этому поводу какие – либо пометки. Ведь и в разговоре мы никогда не произносим фразу ровным голосом, если только не стараемся сделать это нарочно. С точки зрения музыканта, сила звука, как  и его длительность тоже относительна. Переходы от «очень тихо» до «очень громко» обозначаются только словами, буквами и разными музыкальными знаками, а не физическими величинами.

Практическое задание. Расставить динамические оттенки в порядке увеличения силы звука

f

p

ff

pp

mf

mp

Относительность силы музыкального звука видна еще отчетливее,  если представить себе отдельные инструменты. Скажем в нотном тексте для арфы представлено «Громко», а в нотах трубача «тихо». Но труба и в этом случае будет звучать никак не тише арфы. На большинстве инструментов сила звука изменяется просто. По клавише рояля можно ударить слабо и сильно. Струну гитары можно защипнуть слегка или с силой. Но не все инструменты способны широко варьировать силу звука. Некоторые духовые, например. Могут брать высокие звуки только громко, если попытаться взять тише, звук попросту сорвется.

Гитара.

Слушание Дидюля «Легенда»  

Происхождение гитары теряется во тьме веков. Мы, действительно не знаем, когда появилась на свет гитара. Знаем только, что уже в 13 веке она была широко известна в Испании.

К началу 19 века уже вполне оформилась современная шестиструнная гитара- та, которую мы сейчас называем классической. Специально для гитары стали писать музыку крупные композиторы того времени. А знаменитый скрипач и композитор Николо Паганини не только сочинял пьесы для гитары. Он Блестяще играл на ней и даже давал концерты.

И в России гитара имела своих выдающихся исполнителей _ Андрея Сихру, Михаила Высоцкого.

Музыкальный фрагмент.

Трубы.

Если на минуту представить себе, что из мира музыкальных инструментов вдруг исчезли трубы, картина получится мрачная. На целую треть поредеет симфонический оркестр. Заглохнет джаз. Перестанет существовать духовой оркестр.

Почему труба звучит? Как, почему? Потому что в нее дуют.

Вопрос

Почему трубы и духовые инструменты сделаны из железа?

Звучит В. Моцарт. «Турецкий марш» (труба).

Музыкальная  угадай-ка по знанию тембров

1. Арфа «Ноктюрн» Глинка

2. Труба Моцарт «Турецкий марш»

3 Скрипка Вивальди « Времена года»

4.Фортепиано Бетховен. «Лунная соната»

5 Флейта Бах «Шутка»

6.  Мандолина т.н.п. «Сунмэс дэрт»

Возьмем в руки музыкальные инструменты и сыграем вместе мелодию «Апипа». Звучит мелодия одновременно на курае, фортепиано, барабане, треугольнике, ложках.

Что у нас получилось?

Ответы учащихся

 большая   группа музыкантов, исполняющих на разных музыкальных инструментах, называется оркестром. Об оркестрах поговорим на следующих лекциях.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (аккордеон) для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: аккордеон» составлена в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 марта 2012 г. N 166 «Об утверждении федеральных  государственных т...

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра

laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыкальный фольклор» Предмет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» ФОРТЕПИАНО

Программа предмета «Музыкальный инструмент» на фольклорном отделении ДШИ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию, структуре и условиям реализац...