Лекции по предмету "Современная музыка"
материал на тему

Евлампьева Светлана Анатолиевна

Курс лекций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Шлягер50 КБ
Microsoft Office document icon Французский шансон30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шлягер. Общее представление.

 Основные принципы функционирования.

Урок 6.

Понятие шлягер в пер. с нем. – производящий удар, «гвоздь сезона».  Это модная, популярная песня с запоминающейся мелодией, а так же вообще любое музыкальное произведение или произведение др.жанров, пользующихся особой популярностью. Шлягер – органичный компонент массовой культуры, инструмент манипуляции общественным сознанием. «Шлягер» сформировался в условиях массовых коммуникаций, общества массового потребления, он связан с эстетикой массовой культуры. Впрочем, об эстетике здесь можно говорить лишь условно, ведь эстетическое в шлягере заслоняется обиходным, художественное – прикладным, а личностное – массовым. Шлягер порожден стихией рынка, шоу-бизнеса, проникает в самые потаенные уголки человеческого быта и социума.

 Шлягер – исторически первая форма собственно коммерческой музыки, зародившаяся в конце 19века в немецкоязычных странах, но в полной мере осознанная лишь в 20 веке, когда выяснилась большая прибыльность музыкально-развлекательного бизнеса. Исторически термин «шлягер» происходит из обихода языка австрийских торговцев конца 19 века, которые называли так особенно успешно продаваемый товар. Истоки шлягера: опереточные арии, водевильные куплеты, танцевальная музыка. Тиражированию и массовой популяризации шлягера способствовало развитие нотоиздательской, а затем и фонографической индустрии.

        Стадии бытования шлягера: 1) рождение свежей мелодической идеи, которая пока еще не обращает на себя внимания широкого слушателя, 2) стадия распространения, мелодия привлекает к себе большую аудиторию, ее с удовольствием слушают и распевают, тираж ее растет, 3) стадия стабилизации, максимального распространения, это предел, за которым привлекательная мелодия перерождается в назойливый мотив, 4) шлягер «остывает», его интонации и ритмы полностью утрачивают свежесть, оставляя после себя лишь «шлаки» (пользуемся удачным словом А.Ивашкина).

        После I Мировой войны центры музыкально-развлекательной промышленности перемещаются в Англию и Америку. На основе этого происходит формирование мировой системы музыкально-развлекательных монополий. Индустриальная основа создания песни такова: «конвейерную» деятельность мелодиста, текстовика, аранжировщика координирует издатель (или фирма грамзаписи), оперирующий критериями покупательского спроса. Наличие звукозаписей все больше становится показателем популярности исполнителя. «Оригинальность усредненного», поданная броско и эффектно – основа стратегии шлягерного «производства». Огромную роль в порождении и функционировании шлягеров сыграла киноиндустрия, открывшая и способствовавшая популяризации творчества таких звезд Мирового масштаба как Марлен Дитрих, Джуди Гарленд, Мэрилин Монро и др.

        Очередная волна распространения шлягера приходится на середину 1950-х гг. Среди истоков «нового» шлягера этого времени: коммерциализованный джаз, ритм-энд-блюз, кантри, рок-н-ролл. Новый шлягер был направлен на молодежную аудиторию и стандартизированный досуг масс, превращенный рынок сбыта поп-музыки. Шлягер все больше становится зависим от аппаратуры – не только звукозаписывающей, но  и получающей распространение в концертах (электроинструменты, микрофоны, усилители и т.д.).

           Несомненно, шлягер есть торжество массового вкуса, на определенной стадии – его отстоя, но многие шлягеры изначально обнаруживают творческий импульс, свежую интонационную находку. Без этой находки шлягер не может увлечь, вызвать массовый спрос. При этом - и мы подходим к самому главному - он черпает материал в разных областях музыки, в том числе и в классике, а это мелодические и гармонические обороты, инструментарий, формы. Мы уже не удивляемся, когда в песенных или танцевальных мелодиях встречаются вивальдиевские «золотые секвенции», баховские контрапункты или шопеновские сексты. Все это уже давно стало общим местом в легкожанровых шлягерах и достаточно глубоко ассимилировалось массовым слухом.

Феномен советской массовой песни

Урок 7.

        1920-е годы в СССР – время формирования советской массовой песни. Целенаправленную деятельность в этой сфере осуществляла творческая организация «Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории» или «Прокол» (Александр Давиденко, Виктор Белый, Марианн Коваль, Борис Шехтер, Николай Чемберджи, Зара Левина и др.), в 1928 году вошедшая в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1930-е годы было выдвинуто требование демократизации искусства и определение роли массовой песни как центрального жанра советской музыки. Появление кино стало своеобразным новым каналом в бытовании песни, оно сделало слушательскую аудиторию многомиллионной.  Широкую популярность в это время приобретают кинопесни Исаака Дунаевского. Расцвет жанра песни повлек за собой также интенсивное развитие хорового исполнительства (народный хор им. Пятницкого, Краснознаменный ансамбль песни и пляски под управлением Алексндра Александрова и др.). Важную роль советская песня сыграла в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Она поднимала патриотизм русского человека, вселяла веру в победу, прекрасное будущее.

        Массовая песня получила значение идеологического средства, знака идейной монолитности русского народа. «Сегодня песня перестала быть только стихами, положенными на музыку. Песня по своему значению – Дело Государственное», - Роберт Рождественский.

        Массовая песня существовала и как вид социального заказа. В связи с этим – характерными особенностями массовой песни становятся:

  1. приоритет темы над художественной стороной ее воплощения;
  2. стандартизация оценок истории(прошлое, исполненное героической борьбы и лишений и настоящее, отмеченное историческим оптимизмом);
  3. закрепление определенного набора храрктерных эмоциональных модусов;
  4. тенденция к стилистической унифицированности поэтического и музыкального языка.

Но, тем не менее, необходимо отметить появление целого рада ярких самобытных и талантливых образцов на протяжении всей истории советской песни, которые по масштабам известности в народе являются поистине массовыми. И, безусловно, неоспоримым является их вклад в «интонационный словарь» отечественной музыкальной культуры.

Ведущими стилевыми ориентирами и истоками советской массовой песни являются крестьянская протяжная и городская бытовая песни, пролетарские революционные песни (как русские, так и зарубежные), песня-марш времен гражданской войны. В дальнейшем советская песня оказала влияние на другие жанровые виды массовой музыки – песенный джаз, филармонические ВИА 1950-60-х гг., в академическом искусстве – песенная опера, песенная симфония. Выдающиеся советские композиторы-песенники: Василий Соловьев-Седой, Матвей Блантер, Александр Новиков, Серафим Туликов, Ян Френкель, Алексндра Пахмутова и многие др. Вклад в развитие советской песни оказали и «композиторы-академисты»: Д.Шостакович, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Родион Щедрин, Андрей Петров и др.

Вследствие изменения социального контекста бытования жанра, отсутствия активных форм собственно бытового музицирования (пения) людей перед «пассивными» формами потребления музыкальной «продукции», а также ввиду распространения других отраслей массовой музыки (рока, авторской и эстрадной песни, мюзикла, рок-оперы и т.д., в последней трети ХХ века происходит постепенное сужение жизненного пространства массовой песни. Преемницей советской массовой песни становится эстрадная песня 1960-70-х гг. В ней массовая песня постепенно и растворяется.

        



Предварительный просмотр:

Французский шансон и искусство шансонье.

(урок 4)

Понятие «французский шансон» сложен своей неоднозначностью. В широком смысле – это любая французская песня, но в узком – особый жанр французского вокального многоголосия XV - XVI вв.

Истоки шансон восходят к старинным эпическим песням, шансон де жест («песнь о деяниях»), к музыкально-поэтическому творчеству трубадуров и труверов. В эпоху Ренессанса огромное влияние на шансон оказала нидерландская полифоническая школа. Благодаря изобретению нотопечатания (в1501 г.), шансон распространяется по Европе. В то время во Франции сосуществовали ученая полифоническая шансон и простая одноголосная песня с аккомпанементом, глубоко коренящаяся в повседневной жизни (мелодии таких песен нередко становились cantus firmus не только светских полифонических шансон, но даже церковных жанров мессы и мотета). К 16 веку относится упоминание и образцы таких ставших популярными городских разновидностей песенного жанра как «куплеты», «шансонет», «водевиль» (водевиль – в пер. – «голос из города»). В Париже возникают первые кабаре, где собираются поэты и музыканты (старейшее из них – «Сосновая шишка» на острове Сите).

17 век ознаменовался появлением профессиональных музыкантов, специализирующихся на сочинении и исполнении городских, уличных песен. Среди них: Жан Соломон (Табарэн), Анри ле Гран (Тюрлюпен или Бельвилль), Гро Гийом, Сент Амур и др. Они проводят свои состязания с элементами театролизации. Необходимо отметить обширность и «оперативность» песенного репертуара, а так же разнообразие тематики. Неизменно выделялась сатирическая ветвь шансон, идущая от сирвенты (сатирическое или политическое стихотворение) времен Средневековья и «мазаринад» 17 века. Безусловно такое распространение шансон захватывает все социальные сферы.

В 18 веке огромное значение преобретает деятельность артистичеких кабаре (например, «Подвал» первое общество шансонье «Водевильные обеды»), в 19 веке -  «песенных обществ», клубов, «гогетт» («Новый подвал», «Дети подвала» и др.). Кабаре превращаются в своеобразные «театры шансонье». Песни начинают публиковаться в различных сборниках, альманахах, газетах, летучих листках. Знаменитые исполнители конца 18 – нач.19 в.: Пьер-Жан Гара, Жан Жозеф Ваде.

Демократические традиции шансон в 19 веке получают развитие в творчестве поэтов-песенников – Пьера Жана де Беранже, Марка-Антуана Дезожье, Эжена Потье, Жана Батиста Клемана и др.  Во второй половине 19 – нач. 20 века широкое распространение получают кабаре и кафе-шантан (кафе, где демонстрировалась эстрадная программа развлекательного характера). Песня становится зрелищем: масштабная эволюция от инсценированной песенки и «песни в картинках» до ревю (представление из отдельных сцен, эпизодов и номеров). Тем не менее национальная специфика шансон сохраняется: не только в языке и интонационном строе, но и, прежде всего, в удивительном сочетании искренности, глубины и некоторой фривольности (от ее грубоватых до утонченных форм) – одного из характерных проявлений «типичной парижской жизнерадостности». Лучшие образцы шансон продолжали сверкать остроумием, фантазией и подлинной поэзией.

Под влиянием коммерциализации, развития фонозаписи и англо-американским влиянием на рубеже 19-20 вв. происходит модификация эстрадной шансон. Шансон обогащается разнообразием стилистических масок: «солдатский стиль» Полена, «щеголь» Либера, «пьянчужка» Бурже, «реалист» Брюана, «парень из предместья» Шевалье. Наряду с сентиментальным романсом, огромную популярность обретают патриотическая и сатирическая тематики. Стилевой диапозон простирается от фольклора до религиозных песен, от злободневных куплетов до песенного репертуара Средневековья.

Как обобщил М.Донне, в кабаре Парижа пели тогда песни «во всех жанрах, кроме скучного:шуточном, любовном, ироническом, натуралистическом, республиканском, реакционном». Характерной чертой искусства шансон в это время становится превращение песни в маленький спектакль.  Звезды шансон этого периода: Тереза, Паулюс, Иветт Гильбер, Майоль, позднее Морис Шевалье и многие другие.

        Перед Второй Мировой войной в эстрадной шансон на ряду с уже утвердившимся «стилем ревю» укрепляется направление, связанное с творчеством Эдит Пиаф (трагической актрисой, давшей голос «душе улицы») и Берты Сильвы (исполнительницы бытовой песни, обращенной не только к публике «кафе-концерта», но и к обитателям бедных кварталов). Третье направление – так назвываемой «поэтической песни» в лице Шарля Трене – направление, непривычное для своего времени и подхваченное послевоенным «стилем  Сен-Жермен-де-Пре» молодых фрондирующих интеллектуалов (Жюльетт Греко, братья Прево, Мишель Арно и др.).

        Радио и грамзапись стали факторами стандартизации музыкального потребления и вкуса, но также, до определенной степени, песенной стилистики и эстетики. Объем пластинки оказал влияние на размеры и формы песен: максимальная длительность в 2,5-3 минуты положила конец многокуплетным песням, создала довольно жесткие временные рамки. Микрофон (ставший символом средств записи и распространения музыки) изменил критерии ремесла и  искусства шансон. С одной стороны, он исказил восприятие голоса, создавая акустические иллюзии и специфические микрофонные карьеры. Но с другой стороны, способствовал более широкому распространению интимной, доверительной манеры, при которой на первый план выходит интерпретация песни, заставляющая говорить скорее о ее исполнителе, чем об авторе. Наблюдается также тенденция к расширению состава аккомпанирующих инструментов – вплоть до симфонического оркестра, тогда как традиционная шансон с ее безусловным приоритетом поющего голоса и слова довольствовалась поддержкой гитары, аккордеона или фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...

План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."...

Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...

Реферат- лекция (на педагогический совет школы) Музыка и живопись (предмет история искусств) Д.Г.Левицкий "Сюита смольнянок"

Реферат "Д.Г.Левицкий" начинается своеобразным экскурсом в историю Смольного института, неразрывно связанную с желанием Екатерины II сделать Россию доступной для европейской культуры того времени. Смо...

Реферат- лекция (на педагогический совет школы) Музыка и живопись (предмет история искусств) "Гармония света и цвета"

В реферате "Гармония света и цвета" продолжаю рассказ о фактах культуры России: подробно рассказываю о картинах В.А.Серова, написанных в жанре "портрет" плавно связывая рассказ о портретируемых с их с...

Реферат-лекция о живописи и музыке "Мир у рояля" на педагогический совет школы искусств (предмет - история изобразительного искусства 4 класс)

Европейская живопись XIX столетия. Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог."Музыка была вдохновляющим импульсом, когда создавались картины, проникнутые искренней любовью к жизни и искусст...

Тексты лекций по дисциплине ОП.06. Народное музыкальное творчество для специальности 53.02.07 Теория музыки углубленной подготовки

Тексты лекций  по Народному музыкальному творчеству созданы для студентов  Минусинского колледжа культуры  специальности 53.02.07. Теория музыки с целью более качественного освоения лек...