Художественное вырезание из бумаги
учебно-методический материал по теме

Пуяндаева Татьяна Павловна

Вырезанка - это вид народного, декоративно-прикладного искусства,  вырезание узоров из черной, белой или цветной бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_dokla1.docx46.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

г. Пыть-Ях

Методический доклад:

Художественное вырезание из бумаги.

Преподаватель отделения изобразительного искусства:

Пуяндаева Т.П.

2015г.

Художественное творчество постепенно привело к возникновению особого художественного, эстетического сознания. Термин «эстетика» происходит от древнегреческого «aisthetikos» («эйсетикос» - «чувствующий, чувственный»). В современном значении он вводится в научный обиход немецким философом Александром Г. Баумгартеном (1714-1762) как «наука об объектах чувственного восприятия». Эстетика по Баумгартену связана с суждениями вкуса и представляет собой познание прекрасного. В современном научном представлении – эта наука о художественном восприятии и художественной деятельности. Искусство, то есть художественное творчество, есть высшее возбуждение жизненной энергии. Эстетическое восприятие, как и художественная деятельность, есть высшее возбуждение духовных сил, и требует внутренней духовной работы.

Наше внимание сосредоточено на не «прекрасном» вообще, не «художественном творчестве» вообще, а на Прекрасном или Художественном в вырезании из бумаги. Выбираются только те темы и моменты, которые каким-либо образом могут прояснить ход развития представлений о красивом или прекрасном в этом виде творчества и пытаемся выявить особые эстетические свойства и принципы, характерные именно для него.

Из истории искусства вырезания.

Это довольно старое искусство, которое не выделялось исследователями, как самостоятельное, и не попадало в поле серьёзного научного анализа.

Техника и технология вырезания возникли ещё в древности, задолго до изобретения бумаги. Вырезали из кожи животных и рыб, из бересты. Об этом свидетельствуют не только находки в курганах, но и современные бытовые предметы народов Севера и Востока страны.

Бумага, как ещё один новый материал, годный для этой техники, появилась в Китае, в начале первого тысячелетия. Темы вырезок китайских художников были связаны с мифологией, их работы настолько искусны, что сложные композиции порой напоминают рисунки пером. В Японии вырезали пейзажи, растения или изображения животных. В Индии и Турции - фигуры людей для театров теней. С развитием производства бумаги и ее быстрым распространением стала «странствовать» и бумажная вырезка. Так, покорив многие страны, она прижилась настолько, что её считают своим исконным ремеслом многие народы.

У разных народов эти изделия известны под разными названиями: «вырезанка» или «вырезка» в России, «вытинанка» или «выцинанка» в Белоруссии, «витинанка» или «вытынанка» в Украине. Встречается термин «выстреганка», «выбиванка" и «выклеянка», цзянь чжи в Китае. Также вырезки из бумаги встречаются в Мексике, Польше, Литве, Швейцарии и многих других. Но везде имеется в виду одно и тоже: разнообразные узоры, портреты, орнаменты и сюжетные миниатюры вырезанные ножницами или резцами из листа бумаги.

С XVIII века в среде знати стал распространяться «силуэт», по имени Этьена де Силуэта – королевского контролёра над финансами при французском дворе (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен). В некоторой недосказанности и заключается большая притягательная сила силуэта.

В конце XIX века и, особенно в первой половине XX века, ажурные узоры из бумаги прочно вошли в интерьер крестьянского жилища Восточной Европпы, их можно было увидеть практически в любом доме. В крестьянском интерьере они были связаны с жизнью народа, его верованиями, представлениями о мире и являлись наиболее доступными формами художественного творчества.

Народные мастера не могли не оценить по-своему интересный, легкий в обработке, со своими характерными особенностями, материал, тем более, когда он стал доступным. Ею украшали стены в доме, окна, мебель, иконы и др. Вырезали занавески, салфетки, цветы, ленточные кружева, головные уборы, рождественские звезды, абажуры для лампы. Образы для вырезанок часто брались из ткачества, вышивки, керамики, резьбы и несли символический смысл. Рушниками, вырезанными из бумаги, украшали образа. В бедной крестьянской хате тканый или вышитый рушник висел только на праздник, а когда праздничные дни проходили, его заменяли бумажным. «Фиранки» (занавески) на окна крепились сверху. Беленькими бумажными салфетками украшали полки для посуды, этажерки. 

В тоже время непрочный материал и легкость изготовления вырезок обусловили особенное отношение к ним. Бумажные кружева не берегли как, например, полотенца с богатым орнаментом, которые передавали из поколения в поколение. Перед праздниками, обычно к Пасхе, когда мыли, чистили, белили жилье, старые вырезанки меняли на новые, потому что за год бумага желтела, пылилась и успевала приобрести непривлекательный вид, а, следовательно, хранить ее не имело смысла.

Важно отметить, что в каждой местности складывались свои художественные особенности этого вида народного творчества. Они могли быть и веселые, пестрые, излишне яркие, и строгие, сдержанные, часто встречались натуралистические композиции.

Мотивы декора вырезанки разнообразны: в одном случае - это переработка того, что давно используется в других видах народного творчества (ткачество, вышивка, роспись и т.д.), в другом - вольная трактовка сюжета («как рука поведёт»). Узоры вырезанок подразделяются на геометрические, растительные, зооморфные и представляют собой синтез символов, образов и понятий далёкого прошлого, выраженных в условных и обобщённых формах.

В истории нашей культуры достаточно много видов народного декоративно-прикладного творчества, в свое время достаточно популярных, а сегодня на новом уровне приобщенных в современные культурные процессы.         Как оказалось, традиционные художественные ремёсла – совсем не «архаика» или музейное достояние, а очень современное явление, которое при умелом, бережном, кропотливом подходе органично и естественно включается в наш современный быт.

Сегодня мы наблюдаем стремительный взлёт вырезанки, который буквально за десятилетие вывел её в ряд наиболее популярных видов современного народного искусства. При этом заметно изменился характер вырезанки – от достаточно простых, скромных в художественных отношений изделий, к высоко декоративным произведениям станкового характера.

Нельзя не отметить при этом, что отношения к вырезанке как виду народного искусства не совсем однозначные. Когда литовские, украинские, польские, словацкие исследователи давно определили надлежащее место вырезанки в культуре своих народов, то исследователи русского народного искусства относятся к ней достаточно скептически. По-видимому, это можно пояснить, как слабой распространенностью вырезанки в русской народной культуре, да и не особо выгодным сравнением ее с глубоко традиционными видами народного искусства (роспись, ткачество, резьба по дереву…).

В итоге сегодня вырезанку можно считать популярным видом современного народного художественного творчества. Вырезанка - экспонат разнообразных выставок современного народного искусства, в этом направлении проводятся разнообразные конкурсы, устраиваются семинары-практикумы и мастер-классы.

О симметрии

Красота в архитектуре и музыке сказывается по Платону в симметрии и мере. Аристотель высказывал мысль, где требовал, чтобы произведение прекрасного было так составлено, что если уничтожить часть, то нарушится и целое; целостность же или единство есть основное свойство всего красивого. В отношении симметричных композиций и построений этот тезис Аристотеля кажется особенно убедительным.

Народное искусство всех регионов мира тяготеет к симметричным трансляционным и центрическим схемам, которые выработались художественным сознанием гораздо раньше, но которые были так решительно осмысленны греческими философами. Сами эти системы демонстрируют первичность, устойчивость и общность представлений о красоте и гармонии у всех народов мира.

В зависимости от особенностей складывания бумаги и получаемого узора вырезанки можно разделить на три группы:

- с зеркальной осью симметрии – узор зеркально повторяется слева и справа относительно оси симметрии;

- с использованием переносной симметрии, т.е. вырезанный узор повторяется через определённое расстояние вдоль оси переноса, иногда такие узоры называют ленточными или раппортными;

- с центральной осью симметрии, для которых характерно совмещение узора при повороте его вокруг центра.

Бумага сама обладает уникальными свойствами: быть гибкой, податливой, что позволяет получать идеальную симметрию при складывании, и, в то же время, упругой и достаточно жёсткой, чтоб не сминаться при разрезании. Отсюда первая особенность вырезки: чёткие, ровные линии среза – контуров или любых прорезей. Отсутствие размытости, полутонов, игры света и тени позволяют охватить взглядом всю картину целиком, независимо от сложности сюжета. В ней все детали равнозначны, поэтому в достижении красоты важнейшую роль играет соблюдение ритма и гармонии в соотношениях плоскости бумаги и прорезей. Другая, очень важная сторона своеобразия художественных вырезок заключается в их двойственности: с одной стороны – это плоское изображение, без глубины и перспективы, а с другой – оторванность, отдалённость от фона придают вырезке некоторую объемность, скульптурную независимость. Вырезанку можно назвать «двухмерной скульптурой», поскольку даже будучи наклеенной на подложку, вырезка всё же визуально приподнимается над поверхностью, хоть и не набольшую.

Вырезанка в художественном образовании детей.

Вырезание в обязательном порядке входит в процесс художественного образования детей. Педагоги и преподаватели оценили образовательные и воспитательные возможности этой техники для детского творчества. Процесс вырезания воспитывает у детей художественный вкус.

Основная задача при знакомстве учащихся с этим видом декоративно-прикладного искусства, научить, используя разнообразные вариативные способы вырезания, создавать из простого листа бумаги выразительные творческие композиции.

Сегодня, когда в обществе заметно растёт интерес к традиционной художественной культуре, очень важно закладывать фундамент этого интереса у детей – потенциальных преемников давних традиций. Даже если они не все станут мастерами, уроки прекрасного, полученные благодаря наследию народа, никогда не забудутся. Богатые достижения современных мастеров вырезанки, – неисчерпаемый источник, который питает искусство ажурной вырезки из бумаги.

Как же через вырезанку можно повлиять на художественное и эстетическое развитие детей.

Благодаря своей выразительности, доступности материала и простоте изготовления художественное вырезание из бумаги служит важным фактором художественно-эстетического воспитания учащихся.

То, что было заложено в детстве, даёт свои ростки и спустя много-много лет. Поэтому обратим внимание на использование вырезанки, как средства воспитания учащихся.

Ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста видит смысл не в конечном результате, а в самом процессе, и для него более важным является не то, как изображается, а то, что изображается. Он не может заранее продумать и предусмотреть ход прорезей и складываний, чтобы получить определенный рисунок. Ребенка завораживает сам акт сотворения из каких-то простых прорезанных дырочек волшебного и неповторимого узора. И весь процесс превращается в ожидание чуда.

Рисунок вырезанки образуется из простых по форме вырезок – этого требуют особенности используемого материала (бумаги), инструмента (ножниц) и специфическая традиция. Ребенок же сам по себе избегает сложного изображения. Форма упрощается, обобщается и изображение превращается в характерный символический знак. Именно в этом большая субъективная ценность детской вырезанки.

Помимо этого ребёнку недостаточно качеств одного материала. Как и в жизни ничего не встречается в чистом виде, так и в детском творчестве возможно сочетание различных изобразительных средств и материалов. Эклектика в детской изобразительной деятельности явление необходимое и полностью положительное. Именно через употребление разнообразных материалов идёт отбор и вырабатывается вкус. К тому же кропотливостью и усидчивостью отличается редкий ребенок. И поэтому для изображения задуманного просыпается фантазия и в ход идут разные материалы, которые помогают при минимальном напряжении достигнуть максимальной выразительности. Здесь вырезанка становиться изобразительным средством.

Поэтому можно и дорисовать карандашом, можно подставить кусочек цветной бумаги снизу. Можно наклеить вырезанку на бумагу, можно на ткань, можно на окно или на стеклянную баночку (а потом налить в баночку воды, насыпать мелких обрезков фольги, закрыть плотно крышкой и посмотреть, что получится?... красота!!!). Всё можно. Попробовал, ощутил и тут начинается творчество, разыгрывается фантазия. В рамках того, что можно реализовать, ей всё разрешено. И это придает работам детей еще большую эмоциональную и индивидуальную выразительность.

В случае работы с детьми вырезанку можно разделить на два типа (по характеру её использования на занятиях): изобразительную и прикладную.

Изобразительная может быть самостоятельной работой, отображать конкретный предмет, человека, архитектуру, животное.

Прикладная вырезанка используется как часть поделки, украшения предмета, оформления рисунка или другой детской работы. Так, например, узкой полоской бумажных кружев можно оформить батик, или превратить бумагу в морозный рисунок на окне. При этом между двумя типами необязательно проводить грань. Они могут дополнять один другого, а в каждом из них может находиться другой.

Так или иначе, но ребенок наполняет смыслом свою работу Технология, последовательность действий превращаются в сюжет сказки или рассказ. И, когда изменяется действие в сказке, может и измениться и композиция, а другой раз и само произведение.

Доступность и лёгкость в исполнении делают вырезанку удобной в использовании при работе с детьми. Она расширяет и углубляет соприкосновения и взаимоотношения ребенка с миром. Именно вырезанка является одним из первых видов искусства, через который можно привить ребенку уважение к традициям. Посредством её знакомить с культурой и другими видами ремесла: росписью, ткачеством, вышивкой, народными костюмами, гончарством, резьбой по дереву. На уроке композиция прикладная учащиеся развивают свои художественные возможности и эстетический вкус. При изучении вырезанки отрабатывается владение основными художественными приёмами и принципами – композицией, стилизацией, колористикой и др. Обучение ведётся «от простого к сложному». Младшие школьники осваивают разные виды вырезок, способы вырезания, стилизацию изображений и одновременно знакомятся с древней символикой, могут вырезать фиранки, салфетки, силуэты животных, птиц и цветов, композиции на сказочную тему. Старшие, имея опыт в мастерстве, лучше владея карандашом и ножницами, изучая литературу (народные песни, сказки, предания), вырезают тематические, орнаментальные композиции в которых каждая вырезка, силуэт, имеет символическое значение («Дерево Жизни», «Рушник», праздники, обряды, архитектура).

Этапы работы над разработкой тематической композиции:

- сбор иллюстративного материала, изучение литературы по теме, творческая переработка соответственно выбранной теме;

- практическая работа над иллюстративным материалом (зарисовки изображений, их стилизация, работа над эскизами композиции;

- выполнение композиции в технике вырезанка.

В коллективной работе очень интересно получается работа по созданию тканого покрывала: каждый ребенок создаёт отдельный рапорт из вырезанки и цветного фона, потом все детали складываются в одно большое покрывало. Салфетки и снежинки, разноцветные розетки на стены, вырезанные занавески на окна, сделанные собственными руками помогают ребенку почувствовать личную ценность. Ребенок видит, как он создаёт красоту.

Так через приобщение к народному искусству, а в данном случае к одному из его видов – вырезанке – мы знакомим ребенка с символическим опытом человечества. И вырезанка помогает ребенку почувствовать действие одного из главных законов бытия, по которому происходит слияние идеи, материи и красоты.

В каждой местности бумажная вырезка приобрела стилистические и местные особенности, характерные мировосприятию людей, которые там жили. Самые распространённые свойства:

- принцип многоразового складывания (это значит, что лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);

- создание изображения из прорезей простых геометрических форм (т.е. даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);

- относительная монохромность (используется обычно, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);

- симметричность изображения (как следствие многоразовых складываний); виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;

- декоративность (что обусловлено стилизацией, необходимой при обобщении формы (см. второй принцип) и симметричностью (предыдущий принцип)).

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную вырезанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.

За последнее время все культурные и духовные ценности, которые годами поднимались на пьедестал эпохи, свергнуты, обесценены. Все жизненные принципы пошатнулись. А человек стремится к чему-то действительно устойчивому, нерушимому временем.

Нам необходимо вернуться к земле наших предков (не повернув прогресс вспять и не сдвигая государственные границы, а возрождая утраченное), дотронуться до их духовного наследия, сделать первый и самый главный шаг к самому себе.

Мастера вырезания больше внимания стали уделять тематическим композициям. Это декоративные панно, посвященные народным праздникам, художественным ремеслам, архитектурным памятникам старины и многое другое. Уникальную, даже экстравагантную «жизнь» нашла вырезанка в декорациях театральных постановок.

Искусство бумажных вырезок совершенствуются, становятся богаче и разнообразнее, в них широко используются богатое наследие народного изобразительного искусства, его символы служат для отображения современных реалий, обретают новую ценность. За последнее время заново сформировалось искусство бумажных вырезок, близкое к графике, отвечающее новым условиям жизни. Это картины и открытки, экслибрисы и книжные иллюстрации.

Орнамент - значительная и своеобразная область художественной культуры. Мы видим орнамент на стенах зданий, на различных бытовых предметах, тканях и т. д. Он почти никогда не существует самостоятельно, в виде отдельных произведений искусства, поскольку составляет неотъемлемую и нередко важнейшую часть декоративных композиций в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Но орнамент остается самостоятельным видом художественного творчества со своими законами, своими принципами композиции.

Орнамент и композиция вырезок совершенствуются, становятся богаче и разнообразнее. В них, как и в природных песнях, воссоздается поэзия природы, звучит настоящая музыка орнамента, ощущается чистота, неиссякаемая игривость декоративных форм, вызывающие в человеке врожденное чувство эстетического наслаждения.

Таким образом, следует отметить, что вырезанка находится на новом витке своего развития, становясь не менее популярной, чем вышивка, ткачество, керамика и другие виды декоративно-прикладного искусства.

Бумага обладает особой магией. Это очень просто и интересный материал. Из бумаги действительно можно творить чудеса. Это такой благодатный материал для творчества. И один из способов творить из бумаги - это художественное вырезание из бумаги. По большому счету это целое искусство со своими законами.

Таким образом, вырезка может найти применении в оформлении интерьера и любого декора и просто быть творческой работой. Простые по форме, лаконичные по содержанию, локальные и контрастные по цвету художественные формы, выходящие из-под ножниц и ножей современных художников – вырезальщиков, обращены не на поиски какой-то новой эпатажной красоты, но более – в глубь – к основам этнического «искусства», его корням. Современные эксперименты в области орнаментов, символов, различных систем симметрии, объёмов и обобщённых пятен возвращают нас в детство человечества, в эпоху формирования образов мира и всей знаковой системы.

Примерные темы для занятий с детьми на уроке композиция прикладная:

  1. Закладки.
  2. «Сосульки».
  3. «Птички из ладошки».
  4. «Курочка Ряба».
  5. «Котик».
  6. «Лошадка».
  7. Сказка «Заюшкина избушка».
  8. Украшения на окно.
  9. «Пасхальные яйца».
  10.  «Петушки».
  11.  «Собачки».
  12.  «Бабочки».
  13.  Новогодняя открытка.
  14.  Цветок в вазе.
  15.  Салфетка (круглая и квадратная).
  16.  Занавеска на окно.
  17. Дерево жизни.
  18. Архитектура.
  19. Национальный костюм.
  20. Праздники и обряды.
  21.  Рушник.

Список литературы:

  1. Бабурина В.В., Н.А. Сухая. Моя выцинанка. – Минск: «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки», 2014.
  2. Коваленко В.И. Искусство вытинанки. – Минск: «Беларусь», 2007.
  3. Калмыкова С. Вырезаем из бумаги. Практическое пособие. – СПб: «КОРОНА принт», 1999.
  4. Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. Москва «Наука», 1970.
  5. Русакова М. А. Аппликация. Москва. Просвещение, 1982.
  6. Кузнецова Э. В. Искусство силуэта. Ленинград, 1970.
  7. Коваленко В. И. Ажурные узоры из бумаги. Витебск, 1996.
  8. Сахута Е. М. Народные художественные ремёсла Белоруссии. Минск, 1996.
  9. Сахута Е. М. Народное искусство Белоруссии. Минск, 1997.
  10. Сахута Е. М. Белорусская вытинанка. Минск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи

Картотека игр на вырезание и карточки для развития речи....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентов по теме: «Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» Курс 2

Методическая разработкаПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля студентовпо теме:«Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» содержит теоритеческий материал и практические алгоритмы....

Методическая разработка. Практико- ориентированные задания по ПМ.01 и МДК.01 "Композиция изделий из ткани с художественной росписью" по профессии "Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью"

Методическая разработка "Практико-ориентированные задания по ПМ.01"Создание простой и средней сложности композиции изделия из ткани с художественной росписью по образцам и мотивам авторских работ". МД...

2 занятие Основные операции построения 3D-моделей. Выдавливание и вырезание при построении трёхмерного объекта

2 занятие  у нас практическое.Пошаговая инструкция схемы-алгоритма даст возможность закрепить навыки в Операциях Выдавливания и вырезания в САПР Компас-3D LT V12Построение 3D-модели Детской спорт...

Ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»

Тема: «ласточка из бумаги в технике «моделирование из бумаги»»Цель: научить учащихся делать ласточку из бумаги, раскрыть творческий потенциал у учащихсяЗадачи: закрепить умения...

Вырезание цветка из редиса

В методической разработке пошагово рассказывается, как вырезать цветок из редиса....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в средней группе комбинированной направленности. Тема: Предметная композиция из бумаги «Разноцветные фиалки» (аппликация)

Тема: Предметная композиция из бумаги «Разноцветные фиалки» (аппликация) Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цель: Форми...