Гризайль как упражнение по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры
методическая разработка на тему
Практико-значимая работа на тему «Гризайль как упражнение по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры» включает в себя технологическую карту занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryzhkova_t.a._ai_14_16_itogovaya.docx | 449.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Итоговая практико-значимая работа
на тему:
«Гризайль как упражнение по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры».
Группа: АИ 14-16
Выполнил (а):
Рыжкова Татьяна Анатольевна
Преподаватель:
к.п.н., доцент Мухорина Наталья Борисовна
Коломна, 2016 г.
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Основная часть 4
- Заключение 12
- Список литературы 15
- Приложение 17
Пояснительная записка
Формирование профессиональных компетенций для будущего учителя изобразительного искусства является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку связано со спецификой художественной деятельности. В процессе обучения и воспитания главное значение, на мой взгляд, приобретают задачи формирования таких личностных качеств студента, как инициативность, умение планировать свою деятельность, стремление к творческому поиску, развитие творческих способностей в различных видах деятельности. Данный конспект может представлять практический интерес для художников-педагогов, так как проект разрабатывался с учетом формирования профессиональных компетенций будущих учителей изобразительного искусства.
Целью работы является создание конспекта занятия по программе «Акварельная живопись» для студентов 1 курса.
Задачи:
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Создание проекта в виде технологической карты.
3. Проанализировать
4. Подвести итоги проделанной работы.
Конспект занятия составлен по программе «Акварельная живопись» для 1 курса. Необходимо на занятиях по живописи научить студентов разбираться с тоном, что легко позволяет метод гризайль. Гризайль помогает начинающим художникам видеть соотношения тона предметов, не отвлекаясь на подбор цветового тона. Это хороший способ понять тон в живописи. Практика гризайли помогает осмысленно подойти к работе, кроме того этот метод в дальнейшем применим для создания эскизов барельефов по программе «Скульптура».
Основная часть
Тема урока: «Гризайль как упражнение по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры»
Учебная дисциплина: Акварельная живопись
Группа 12
Специальность: учитель изобразительного искусства и черчения
Тип урока: урок по первоначальному формированию умений и навыков
Вид урока: практическая работа
Форма организации учебного занятия: групповая.
Методическая цель урока: выполнить этюд простого натюрморта из 2-3 предметов в технике гризайль.
Цели образования (обучения, воспитания, развития):
- Научить ставить задачу по изучению закономерностей светотени в натюрморте.
- Воспитывать бережное отношение к предметам быта.
- Развивать умения выполнять живописные работы с натуры в технике гризайль.
Материально-техническое обеспечение урока: экран, компьютер, магнитная доска; таблицы по цветоведению, перспективе; схемы по правилам рисования предметов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; муляжи фруктов и овощей, предметы быта для постановки.
Стандарт образования (студент должен уметь, студент должен знать):
уметь:
- выполнять живописные и графические изображения объектов реальной действительности (натюрморт из предметов быта) с натуры;
- изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом закономерностей светотени;
- выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды), применять в работах изобразительный метод живописи -гризайль;
знать:
- особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;
- основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу, тон;
- последовательность выполнения рисунка;
- теоретические основы живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;
- основы цветоведения (тон, закономерности передачи световоздушной среды, свойства акварельных красок).
Связи с профессией (компетенции):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки изобразительного искусства.
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 1.4. Анализировать уроки изобразительного искусства.
ПК 3.2. Выполнять живописные работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
Технологической карта занятия
№ п/п | Этапы урока | Дидактическая цель | Метод обучения | Методическое обеспечение | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организация начала занятия. | Подготовка обучающихся к работе на занятии. | Словесный Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности | Организация местоположения каждого студента. Мотивирует обучающихся на начало урока, высказывает добрые пожелания. | Занимают свои места за мольбертами, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок | |
2 | Подготовка к основному этапу занятия. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный | таблицы по цветоведению, перспективе; | Преподаватель организует работу для определения темы урока: | Вступают в диалог с преподавателем. Формулируют тему урока. |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий. | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | экран, компьютер, таблицы по цветоведению, перспективе; альбомы с демонстрационным материалом. | Объяснение метода гризайль в акварельной живописи. Рис.1. Дать понятие гризайль как метода по изучению закономерностей светотени и общего тона предметов натуры. Презентация. Выполнение упражнения на тоновую растяжку черным цветом, как показано на таблице. Рис.3. (Подвести итог самостоятельной работы). | Воспринимают новый материал, выполняют упражнение на листе формата а4 черной акварелью. |
4 | Творческая практичес кая деятельность | Приобретение учащимися знаний о закономерности светотени и общего тона предметов натуры. | наглядный, практический | схемы по правилам рисования предметов; альбомы с демонстрационным материалом; муляжи фруктов и овощей, предметы быта для постановки. Мольберты. | Выполнение подготовительного рисунка под акварельную живопись. Работа ведется на бумаге формата А2. Предварительный рисунок делается поэтапно: компановка на листе, построение формы предметов, уточнение деталей. Преподаватель объясняет законы светотени по таблице «Светотень». Работа в тоне: написание фона, предметов с учетом тоновой разницы меду предметами и объектами. Работа ведется от общего к частному. | Студенты выполняют этюд натюрморта из 2-3 и драпировки предметов различных по тону. Координируют свою работу с преподавателем. |
5 | Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Словесный, метод контроля | Таблицы по цветоведению | Проверка овладения метода гризайль в акварельной живописи. Беседа-опрос по таблице «Светотень» | Вступают в диалог с преподавателем. |
Контроль и проверка знаний. | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Метод контроля | Преподаватель проводит опрос по теме. Дайте определение метода гризайль? Что такое цветовой тон в живописи? В чем отличие цветового тона от тона в рисунке? Опишите последовательность выполнения этюда методом гризайль. | Вступают в диалог с преподавателем. | ||
6 | Подведение итогов занятий. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Просмотр живописных этюдов. Их общая оценка. Выявление наиболее удачных работ. | Студенты выставляют на предварительный просмотр этюды. Вступают в диалог с преподавателем. | ||
7 | Рефлексия. | Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Интерактивный метод | Организация рефлексии. Закончите фразу: – Сегодня я выступил (а) в роли… | Сотрудничают с преподавателем и однокурсниками, строят речевое высказывание. Делают сообщения. |
Заключение
Работа над живописными натюрмортами является очень важным разделом в дисциплине акварельная живопись. Процесс создания живописного натюрморта сложен, поэтому необходимо научить студентов вести поэтапную работу над натюрмортом. Выполнение акварельных этюдов занимает особое место в процессе формирования и развития умений и навыков: выполнять живописные и графические изображения объектов реальной действительности (натюрморт из предметов быта) с натуры; изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом закономерностей светотени; выполнять основные виды живописных работ (наброски, этюды). К разработке методик проведения занятий предъявляются высокие требования, так как написание живописного натюрморта предполагает знание композиции, основ рисунка, различных графических, живописных и декоративных приемов. Поэтому на занятиях по живописи преподаватель обязан заложить в своих студентов все те знания и умения, которые в последующем помогут им в будущей профессии. Прочность усвоения знаний и овладения техникой живописи зависит от последовательности выполнения задач и заданий. Содержание занятий живописью предусматривает: постепенное усложнение задач, где каждое последующее задание вытекает из предыдущего и предусматривает усвоение студентами определенного объема теоретических знаний, новых способов изобразительной, мыслительной и творческой деятельности оптимальной трудности; чередование краткосрочных заданий-упражнений и длительных работ; постепенное повышение доли самостоятельности и творческой активности при направляющей и регулирующей роли педагога. Каждому курсу обучения соответствуют свои цели и задачи, которые ясно выражаются в постановке.
Методические рекомендации преподавателям: обучение акварельной живописи предусматривает постепенное освоение различных живописных методов (гризайль, а-ля прима, лессирока). Выбор метода зависит от характера задания и заранее оговаривается преподавателем. Подбор формата листа диктуется конкретным композиционным решением, к которому студент приходит в результате предварительного выполнения клаузуры и этюдов на небольших форматах. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов из методического фонда, также просмотром картин мастеров живописи в репродукциях или слайдах. Каждое задание предполагает решение определенных художественных задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому законченность работы будет определяться степенью решения поставленных задач.
Ход работы над аудиторным заданием сопровождается просмотром, на котором преподаватель анализирует живописные работы, выявляет ошибки. Для их определения желательно привлекать самих студентов, чтобы формировать в них эстетические оценки и суждения, развивать аналитические способности и критическое мышление.
Список литературы
Основная литература
- Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования [Электронный ресурс]: концепция // Федеральный государственный образовательный стандарт: сайт. – 2008. – 2 дек. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261. - 15.08.2013.
- Кузин, В.С. Изобразительное искусство в 5-9кл.[Текст]: Учеб. пособ. для общеобр. заведений. В 2-х ч. Ч.1: "Учись рисовать" / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 1997. - 97 с. с ил.
- Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 5-9 классах. - М.: Просвещение, 1983. - 144 c.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2000 г. N 751 // Российская газета: сайт. 2000 г.- 11 октября.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. - 15.08.2013. - Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 2000. - 256 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народ.образование, 1998. -256 с.
Дополнительная литература
- Дружилов, С.А.Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст]: статья / Дружилов. С.А.// Сибирь. Философия. Образование. - научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. – 2005.- №8 - С.26-44.
- Хуторской, А. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст]: статья /А. Хуторской // Народное образование. – М.: «Чеховский полигр. комбинат», 2003. – № 5. – С. 55-61.
- Шадриков, В. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности / В. Д. Шадриков // Сибирский учитель. - 2007. - N 6. - С. 5-15.
Интернет-ресурсы:
Материалы сайтов: http://www.good-style.info/blog/video-uroki-risovaniya-v-tehnike-grizayl/ Гризайль; http://www.osinka.ru/Moda/Colour/09_07/ понятие о теплой и холодной цветовой гамме; http://www.osinka.ru/Moda/Colour/09_07/ понятие о теплой и холодной цветовой гамме.
Приложение
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
Работы студентов 1 курс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по экологии "Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организмы. Популяция. Экосистема. Биосфера".
Подробная разработка урока экологии, где учащиеся закрепляют понятия об экологических факторах и их классификацию. Изучается влияние этих факторов на живые организмы; дается понятие ...
"Общие и специфические закономерности психического развития"
Запросы практики специального обучения детей с разными нарушениями развития с момента создания соответствующих образовательных учреждений стимулировали в первую очередь пси-хологическое изучение позна...
Презентация "Общие закономерности развития человека"
Дорогие друзья, предоставляю вашему вниманию презентацию к лекции "Общие закономерности развития человека". Надеюсь, она обдегчит вам освоение данной темы....
Лекция Общие закономерности фармакокинетики
Конспект теоретического занятия по теме "Общие закономерности фармакокинетики"...
Лекция Общие закономерности фармакодинамики
Лекция Общие закономерности фармакодинамики...
Открытый урок по предмету Живопись "Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль"
Тема: « Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.» Для учащихся 1 класса ДПП "Живопись" Цель: Знакомство детей с техникой «гризайль» и применение её на практике. Обучение выполнению то...
Формирование общих профессиональных компетенций при изучении дисциплин (предметов) общеобразовательного цикла
В статье рассматривается вопрос о возможности формирования общих профессиональных компетенций при изучении предметов (дисциплин) общеобразовательного цикла, приведены конкретные примеры заданий профес...