Открытый урок "Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах"
план-конспект урока на тему

Алова Надежда Александровна

Открытый урок проведен в 4 классе МБУ ДО "Кузьмоловская школа искусств, в классе ударных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.plan-konspekt_uroka.docx40.27 КБ
Файл alova_prezentatsiya.pptx612.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по классу ударные инструменты преподавателя

Аловой  Надежды Александровны

ТЕМА УРОКА:

 «Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)»

 проведённого в 4 классе

с учеником Пылиным Степаном в 2013 году.

 МОБУДОД «Кузьмоловская школа искусств»

 

Концертмейстер Плигина Александра Евгеньевна


Тема урока: «Воплощение музыкального образа (на примере  произведений на клавишных ударных инструментах)»

Цель урока: Осмыслить значение и содержание музыкальных образов в произведениях звучащих на уроке.

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять слуховые представления ребенка о выразительных средствах музыки;
  • формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов;
  • сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке.

Развивающие:

  • добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа в произведении «Элегия» Ю. Должикова;
  • развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух;
  • актуализировать знания ребенка о выразительных средствах музыки в процессе анализа «Арии Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок»;

Воспитательные

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
  • воспитывать музыкальный вкус;
  • содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • метод сравнения;
  • наглядно-слуховой метод;
  • метод наблюдения за музыкой.
  • метод размышления о музыке
  • метод эмоциональной драматургии;
  • словесные методы: беседа (герменевтическая, эвристическая), диалог, объяснение, разъяснение;
  • метод музыкального обобщения;
  • метод пластического моделирования;

Основные понятия и термины: «Элегия», мелодия, музыкальный образ, интонация, характер, Хота, Мадейра, Качуча, испанские танцы, ария.

Задания для ученика на уроке:

  • охарактеризовать музыкальный образ;
  • сравнить музыкальные интонации;
  • назвать средства музыкальной выразительности, которые доминируют в процессе раскрытия музыкального образа;
  • проследить за развитием музыкального образа в жанре «Элегия различных композиторов;
  • сформулировать выводы урока;
  • исполнить пьесу «Элегия» Ю. Должикова вдумываясь в смысл музыкальных интонаций.
  • исполнить фрагмент (первый период) «Испанского танца» М. Мошковского

Изучаемые на уроке произведения:

  • Должиков Ю. «Элегия»;
  • Г. Форе «Элегия»;
  • Ж. Массне «Элегия»;
  • С.Рахманинов «Элегия»;
  • Мошковский М. «Испанский танец»;
  • Римский-Корсаков Н. «Ария Шемаханской царицы» из оперы «Золотой петушок»;

Оборудование урока:

Музыкальные инструменты: колокольчики, ксилофон, вибрафон, фортепиано; компьютер с колонками.

Структурный план урока:

  1. Вступление – введение в тему урока – 3 мин.
  2. Работа над «Арией» Ю.Должикова – 15 мин.
  3. Разбор и анализ «Испанского танца» М. Мошковского – 10 мин.
  4. Слушание и анализ «Арии Шемаханскогй царицы» из оперы Н. Римского-Корсакова – 12 мин.
  5. Вывод урока – 5 мин.

Используемые сокращения: П – педагог, У – ученик.

Содержание урока

П: Здравствуй Степан. Сегодня мы наполним наш урок разными музыкальными образами. Знаешь ли ты, что такое музыкальный образ?

У: Такое явление, мысль или содержание, которое мы воплощаем в звуках.

П: Да, ты верно перечислил несколько вариантов. Все они направлены на создание содержания музыкального произведения. Что входит в понятие «содержание музыкального произведения». Посмотри в ноты, например, произведения Ю. Должикова «Элегия».

У: Ноты, динамика, темп.

П: Да, ты подчеркнул как бы «видимую» часть произведения. Но сегодня мы «приоткроем невидимый занавес» музыкального произведения и попадем в волшебный мир твоих эмоций, твоего настроения, твоего отношения к музыкальному произведению. А ключом для понимания и осмысления этой тайны для нас будут: музыкальный текст – видимая часть произведения – все, что ты увидел и перечислил.

А, что такое невидимая часть как ты думаешь?

У: То, чего нет в нотах, то, как исполняет ноты исполнитель.

П:Замечательно, значит это сторона, связанная и слышимая только в непосредственном исполнении. Что ты чувствуешь когда исполняешь какое-нибудь произведение?

У:Зависит от характера произведения. Я слушаю музыку и как бы иду за ней.

П: Давай я помогу тебе определиться – это эмоции, чувства, переживания. Верно?

У: Да. Если произведение грустное – я не чувствую грусть, но на меня находят определенные воспоминания и я пытаюсь передать в звуках то, какое настроение у меня от этих воспоминаний.

П: Я предлагаю тебе заполнить небольшую табличку, после заполнения которой мы сразу увидим: где видимая и невидимая часть произведения.

Педагог достает заранее подготовленную табличку и заполняет ее вместе с ребенком, подводя итог вводной части урока.

Музыкальный текст

Видимая часть

Невидимая часть

Нотный текст

Интонация

Динамика

Сила звука

Темп

Эмоции

Ритм

Чувства

Мелодия

Характер

Название произведения

Композитор – его творчество и эпоха

П: Отлично. Эту табличка останется с тобой, и когда ты почувствуешь, что освоил всю «видимую сторону», попытайся задуматься о каждой «невидимой стороне!», потому что она намного сложнее, но и интереснее.

Вернемся к «Элегии» Ю. Должикова, произведение, которое мы выучили, уже услышали его вместе с концертмейстерской партией. Расскажи мне о его характере?

У: Оно печальное, неторопливое, задумчивое, проникновенное.

П: О какой видимой стороне ты думал, когда вспоминал о характере?

У: О мелодии, темпе, ритме.

П: Сейчас я хочу чтобы ты исполнил произведение «Элегия» Ю. Должикова.

Ребенок исполняет на колокольчиках произведение «Элегия» Ю. Должикова с концертмейстером.

П:Молодец. Ты хорошо чувствуешь эту музыку, но чтобы твое исполнение было более проникновенным я предлагаю обратиться к названию этого произведения – «Элегия».

«Элегия – жанр древнегреческой поэзии. Когда композиторы обратились к этому жанру, они оставили его первоначальный смысл – произведение с характером задумчивости, которое содержит черты: несчастной любви, мотива разочарования, одиночества, бренности земного бытия.

Я подобрала для тебя произведения композиторов, которые обратились к этому жанру. Их будет три. Первым произведением к которому мы обратимся это «Элегия» французского композитора Габриэля Форе. Мы прослушаем фрагмент.

При прослушивании сравни пожалуйста мелодию с «Элегией» которую исполняешь ты. (Задание к слушанию)

 Слушаем фрагмент (2 мин.) Г. Форе «Элегия».

П: Какая была мелодия?

У: Она похожа по характеру на мелодию «Элегии Ю. Должикова. Задумчивая, обреченная.

П: А может ты услышал какие-то различия?

У: Да, отличия есть – мелодия, которую исполняю я делиться как бы на волны, или на ступеньки, которые приводят к вершине – кульминации – главной фразе произведения. А мелодия, которую мы прослушали неделима, она движется как бы одним потоком, она как бы «дышит».

П: Твоя невероятно тонкие замечания относятся к строению фраз мелодии. Выделив общее и различное, мы можем сделать вывод, что характер произведения созвучен жанру «Элегия» и исполнителю необходимо находится в одном эмоциональном состоянии чтобы его передать, но как способ, которым композиторы добились этого состояния разный. Прослушаем следующий фрагмент «Элегия» тоже французского композитора Жюля Массе. Слушая обрати внимание на мелодию и найди сходство и различие (Задание к слушанию).

Слушаем фрагмент (1 мин.) Ж. Массне «Элегия».

П: Обратимся к мелодии. Какая она в этой «Элегии»

У: Она также созвучна образу «Элегии» - слышна та же обреченность. Здесь композитор сделал мелодию запоминающееся, также были волны – но они были не главные, главным было то, что эту мелодию хотелось петь.

П: Да, верно. Эта мелодия легко ложится под вокальную строчку.

И последний фрагмент «Элегия» русского композитора Сергея Рахманинова. И вслушиваемся в особенности мелодии (Задание к слушанию).

Слушаем фрагмент (1:40 .) С. Рахманинов «Элегия».

П: Расскажи об особенностях мелодии в этой «Элегии»

У: Здесь у мелодии два голоса, они также созвучны музыкальному образу и жанру. В этой «Элегии» мелодия очень зависима от  сопровождения. Если его не играть, то мелодия будет пустой, ненаполненной.

П: Верно. Смотри какой «калейдоскоп» мелодий мы послушали, но все они наводят нас на одно и тоже состояние. Это и есть содержательная, невидимая сторона музыки.

Давай обратимся к новому для тебя произведению, которое мы только начали учить – М. Мошковский «Испанский танец».

Он совсем иной по образному содержанию и характеру.

Предлагаю вспомнить мелодию.

Ученик играет мелодию, в медленном темпе. Педагог останавливает его после первого периода.

П: Ты уже хорошо играешь мелодию, выучил ноты, но я не слышу характера этой музыки. Это испанская музыка. посмотри на экран я подготовила тебе несколько картинок связанных с этой страной. Посмотри и скажи что характерно для этой страны (Задание к слайдам)?

Показ слайдов

У: Там жаркая погода, преобладает красный, агрессивный цвет. Мне кажется люди там обладают волей, упорством и целеустремленностью.

П: Да, это так. И чтобы воплотить испанский характер в музыке – необходимо подчеркивать первую долю в такте и вторую третью играть легче, но с развитием опять к первой. Давай попробуем.

Играем два раза и со второго раза получается поставленная задача.

П: Теперь обратимся к слову «танец». Танцы бывают очень разные. Но нас интересуют Испанские танцы. Я подготовила для тебя таблицу с существующими в Испании танцами. И нам необходимо определить какой из этих танцев похож на тот, который ты исполняешь. Пока ты будешь знакомиться с табличкой прозвучат фрагменты Хоты, Мунейры и Качучи.

Ученик читает табличку, слушает и находит, что

наш танец похож по признакам на «Качучу».

П: Теперь зная особенности испанской культуры, при разучивании «Испанского танца» М. Мошковского ты сможешь уже осмысленно интонируя мелодию входить в образ произведения.

Сегодня я бы хотела исполнить для тебя «Арию Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок». Картинку Шемаханской царицы ты видишь на экране. Возьми ноты и картинку Шемаханской царицы. Внимательно следи за мелодией, и охарактеризую мне музыкальный образ (Задание к слушанию).

Исполнение «Арии Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок» на вибрафоне, в сопровождении фортепиано.

П: Какой музыкальный образ в этом произведении?

У: Своенравный, восточный, богатый, пышный.

верно тебе подсказали. Если ты обратил внимание, то «Ария» звучит в опере – вокально-инструментальном жанре. Значит у арии есть слова. Прочти слова первого куплета и послушай еще раз  фрагмент арии.

И скажи слова помогают нам в осмыслении музыкального образа или нет?

Исполнение «Арии Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок» на вибрафоне первого куплета, в сопровождении фортепиано.

У: Да они как раз рисуют картину востока.

П: Подводя итог нашему уроку, я бы хотела чтобы ты рассказал как музыка раскрывает нам музыкальный образ?

У: Всегда по-разному. иногда необходимо посмотреть на название, иногда обратиться к стране оттуда пришла к нам эта музыка, а иногда, в вокальной музыке, надо внимательно вдуматься в из содержание и музыкальный образ придет сам.

П: Все верно, Степан. Каждый раз обращаясь к тому или иному произведению необходимо, чтобы оно «обросло» как бы невидимым содержанием, но именно оно подскажет тебе каким звуком нужно сыграть, какой характер у произведения, какие эмоции и воспоминания помогут тебе в воплощении музыкального образа. Все материалы урока ты забираешь с собой, вложи их в папку с нотами. Спасибо за урок.

Преподаватель пишет домашнее задание и заканчивает урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)» Открытый урок Преподаватель Алова Н.А.

Слайд 2

Видимая и невидимая сторона музыки МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМАЯ ЧАСТЬ

Слайд 3

Испания

Слайд 4

Испанские костюмы

Слайд 5

Коррида

Слайд 6

Фламенко

Слайд 7

Танцы Испании № Название Признаки 1. Хота Быстрый темп, парный танец с кастаньетами 2. Сардана Танец по кругу, парный танец 3. Мунейра Парный и одиночный танец под сопровождение волынки, музыкальный размер 6/8 4. Замбра Медленный танец под сопровождение гитары, для большого количества человек 5. Болеро Быстрый испанский танец, имеющий внезапные паузы. 6. Качуча Сольный танец в размере 3/8, в сопровождении гитары и кастатьет

Слайд 8

Шемаханская царица Художник И.Я.Билибин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5 лет обучения

       Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игр...

Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»

Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...

Образовательные программы "Ударные инструменты", методическая работа

Образовательные программы "Ударные инструменты" по общеразвивающей направленности и предпрофессиональной, методические сообщения, открытые уроки., самоанализ педагогической деятельности...

Рабочая программа "Рисунок, живопись, композиция" в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...

Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестр...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство&quo...

Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования"Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"Особенности педагогической работы концертмейстера в...