Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)
методическая разработка

Акимова Наталья Сергеевна

Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

 «СУРГУТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК 01.02 «АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО"

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3-4 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

53.02.03 "ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО"

(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)

ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Выполнила:

преподаватель Акимова Н.С.

Сургут, 2019

Руководство к выполнению самостоятельной работы по дисциплине

МДК 01.02 «Ансамблевое исполнительство" отражает основные виды  внеаудиторных заданий и требования к организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (по видам инструментов) по виду  Оркестровые духовые и ударные инструменты.

Пояснительная записка

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую обучающимся вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

 Специфика игры в ансамбле требует от исполнителя чистоты и художественной точности исполнения в условиях коллективной игры (вместе, стройно, выразительно, интонация, штрихи, динамика, баланс голосоведение и т.д.), мобильности в работе, скорости освоения трудного нотного текста. Таким образом, самостоятельные занятия должны включать в себя: разучивание технически трудных мест, партий исполняемых произведений, работу над звуком, интонацией, игру унисонов и специальных упражнений,  наиболее трудных мест; овладение основными способами и приемами ансамблевого исполнительства, чтение  нот с листа; по желанию, работу над переложением наиболее интересных произведений для определенного состава инструментов. На IV курсе – работу над чистотой интонирования, темповой устойчивостью, динамикой, разучивание технически трудных мест, развитие полученных  технических и художественных навыков игры в ансамбле, подготовку к концертным выступлениям и государственному экзамену.

Самостоятельная работа может реализовываться:

-непосредственно в процессе аудиторных занятий;

-в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

Таким образом, в учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная – самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
  • внеаудиторная – самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется в соответствии с рекомендуемыми видами учебных заданий, представленными в рабочей программе учебной дисциплины.

Цель самостоятельной работы студента – закрепить изученный материал, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.

При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента.

Среди основных видов самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК 01.02 «Ансамблевое исполнительство"традиционно выделяют:

  • подготовку к практическим занятиям,
  • подготовку к контрольным урокам, зачетам, экзаменам (слушание музыки того или иного композитора, анализ произведений, разучивание партий).

Данные виды внеаудиторной работы нацелены на формирование общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в  условиях концертной организации,  в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.                                      

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  1. чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
  2. репетиционно-концертной работы в качестве солиста, концертмейстера в составе ансамбля, оркестра;
  3. исполнения партий в различных камерно-инструментальных составах, в оркестре;

уметь:

  1. читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;
  2. использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
  3. психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
  4. использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
  5. применять теоретические знания в исполнительской практике;
  6. пользоваться специальной литературой;
  7. слышать все партии в ансамблях различных составов;
  8. согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле;
  9. работать в составе различных видов  оркестров: симфонического оркестра, духового оркестра;
  10. использовать практические навыки дирижирования в работе с творческим коллективом;

знать:

1.сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

     2. ансамблевый репертуар для различных камерных составов;

3.оркестровые сложности для данного инструмента;                                                        

художественно-исполнительские возможности инструмента;

4.основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

5.закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

6.базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

профессиональную терминологию;

    7.особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику           репетиционной работы по группам и общих репетиций.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов. Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине и проходит в виде исполнения программы.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

По результатам  самостоятельной работы обучающихся возможны следующие формы контроля:

1. Проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания участниками ансамбля.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

4. Организация творческих конкурсов.

5. Организация концертов.

Формой контроля освоения объема знаний и умений в 5,6 семестре является контрольный урок, 7 семестре - зачет, в 8 семестре – экзамен.

Методические рекомендации по самостоятельной работе

Деревянные духовые инструменты

Наименование и номер раздела

Тематика

 самостоятельной работы

Количество часов

Форма контроля

Тема 1.Психофизиологические аспекты ансамблевого музицирования

1.

Сочетание индивидуальности каждого исполнителя

1

Беседа, обсуждение, дискуссия

2.

Исполнительские функции участников ансамбля

1

3.

Психологическая совместимость участников ансамбля

1

Тема 2.  Атака и штрихи

Исполнение произведения 

1.

Идентичность атаки, однородность штрихов

7

2.

Идентичность штрихов по вертикали и в поочередных вступлениях

3

3.

Артикуляция

3

4.

Произнесение мелодии с той или иной степенью атаки

Тема 3. Интонация и работа над ней

Исполнение произведения

1.

Создание внутреннего слухового представления об интонационных особенностях музыкальной фразы

3

2.

Непрерывность интонирования в процессе исполнения

4

3.

Интонационное согласование в аккордовой фактуре

3

4.

Интонационные соотношения мелодических линий друг с другом и с гармоническими вертикалями

3

Тема 4.  Работа над динамическими оттенками

1.

Развитие  слухового контроля  в звучании ансамбля  (tutti)

3

Исполнение произведения

2.

Распределение динамики между партиями

3

3.

Контрастные динамические градации

3

4.

Связь динамики с художественно-образным содержанием

3

Тема 5. Метро-ритм

Исполнение произведения

1.

Метро-ритмическая согласованность партий

4

2.

Установление ритмической дисциплины

3

Тема 6. Исполнение мелодии в ансамбле

Исполнение произведения

1.

Соотношение градации звучности между мелодией и аккомпанирующими голосами

3

2.

Умение передавать мелодию от инструмента к инструменту

3

3.

Достижение единства интерпретации мелодии всеми исполнителями

3

Тема 7.  Подготовка к концертному исполнению

 

Исполнение произведения,транспонирование, подбор по слуху

1.

Ауфтакт

2

2.

Игра по слуху

2

3.

Транспонирование

3

Всего: 63 часа

 

Тема 1. Психофизиологические аспекты ансамблевого  музицирования

Обучающийся должен знать специфику ансамблевого музицирования, влияние психологических факторов на атмосферу внутри коллектива. Сочетание индивидуальности каждого исполнителя, которое в процессе игры способствует наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей участников ансамбля.

Переменчивость исполнительских функций в ансамбле связана с музыкальным материалом и местом, которое занимает в данный момент тот или иной голос в общем звучании ансамбля. Поэтому обучающийся должен самостоятельно проанализировать и знать исполнительские функции своего голоса, а также и других голосов в ансамбле, который он разучивает.

С первых шагов начинающим ансамблистам приходится сталкиваться со многими творческими, психологическими и организационными проблемами. Благоприятный моральный климат всегда способствует успешной работе ансамбля. Проявление морального долга  друг перед другом, ответственное отношение к подготовке к репетициям, дисциплина – залог создания нормальной, творчески полноценной деятельности ансамбля.

Тема 2. Атака и штрихи

Большое значение в ансамбле духовых инструментов приобретают вопросы атаки и штрихов, их синхронность и качество. Обучающийся при работе над своей партией должен следить за идентичностью атаки, отрабатывать однородность штрихов с другими участниками ансамбля. Первое и важнейшее требование к атаке и штрихам – их ясность и определенность.

Идентичность штрихов по вертикали и в поочередных вступлениях имеет большое значение. Каждое последующее проведение одинаковых или сходных фраз должно повторять штрихи предыдущего исполнителя. Такие места отмечаются в тексте, разбираются на репетициях и закрепляются самостоятельно. Необходимо настойчиво добиваться правильного и точного выполнения атаки и штрихов.

Большое внимание при самостоятельной работе на ансамблевой литературой следует уделять артикуляции, которая должна совпадать с манерой исполнения других участников ансамбля.

Тема 3. Интонация и работа над ней

 В ансамбле вопросы интонирования приобретают новый аспект, где важнейшее значение приобретает умение интонировать «по вертикали». Занимаясь самостоятельно, обучающийся должен развивать непрерывный слуховой контроль  строя своего инструмента.  Обучающийся должен знать и самостоятельно осваивать следующие правила интонирования в ансамбле:

-в произведениях гомофонного склада необходимо выстраивать звучание своих инструментов, прежде всего по вертикали. Ориентиром должен быть солирующий голос или бас, под который подстраиваются остальные участники ансамбля;

-в полифонической музыке определяющим качество строя является умение интонировать по горизонтали, точная интонационная имитация здесь приобретает большое значение;

-при исполнении аккордовых звуков необходимо учитывать ладовые тяготения ступеней.

Для выработки чистой интонации в ансамбле используется практика игры гамм в унисон или октаву в восходящем и нисходящем движениях. Эти упражнения способствуют сближению интонационных ощущений у членов ансамбля, развитию навыка быстрого «подстраивания» друг к другу, являются слуховым тренажером перед репетицией.

Рекомендуется самостоятельно играть следующие упражнения для работы над интонацией:

-проигрывание тетрахордов в восходящем и нисходящем движении с переходом через октаву;

-последовательное исполнение одного и того же звука поочередно включающимися инструментами;

-исполнение и выстраивание совершенных консонансов (кварт и квинт) в параллельном движении.

Тема 4.  Работа над динамическими оттенками

Развитие  слухового контроля  в звучании ансамбля  (tutti) имеет большое значение.

Для этого необходима тщательная самостоятельная работа над развитием навыка контролировать общее звучание всего ансамбля. Обучающийся должен хорошо знать партитуру, свободно ориентироваться в монолитном звуковом полотне и активно его строить.

В гомофонном изложении ведущий голос должен прозвучать более рельефно и выпукло, чем остальные сопровождающие его голоса.

При постоянно изменяющейся динамике определяющая роль также остается за ведущим голосом; сопровождающие его голоса не должны начинать изменения силы звука раньше, чем это начнет делать ведущий голос.

Контрастные динамические градации имеют большое значение для убедительности и выразительности звучания ансамбля. Самостоятельная работа над динамикой должна стать неотъемлемой частью репетиционного процесса.

 Соблюдение последовательности в развитии динамики, ее органическая связь с художественно-образным содержанием музыкального произведения представляет одну из важных задач для исполнителя и требует большого внимания и отдельной работы.

Тема 5. Метро-ритм

Самостоятельная работа над ритмом в ансамбле очень многообразна, но, в сущности, должна преследовать одну цель – выработку внутреннего ощущения ритма, основанного на точном представлении о ритме в его художественном музыкальном значении.

Обучающийся должен знать, что специфика ансамбля выдвигает требование постоянного согласования, приравнивания своей игры к игре партнеров. Установление ритмической дисциплины в ансамбле вызывает необходимость отказа от отстаивания «своего» ритма. Процесс согласования ритмического движения разных голосов требует точного определения, по каким голосам нужно равняться. Необходимо самостоятельно проанализировать партитуру ансамбля и определить, где проходят ритмы главные, а где подчиненные.

Тема 6. Исполнение мелодии в ансамбле

Главная задача ансамбля - найти верное соотношение градации звучности между мелодией и аккомпанирующими голосами. часто одну и ту же мелодию играют разные голоса. В этих случаях нужно обращать внимание на точность "передачи" мелодии от инструмента к инструменту. При этом, необходимо самостоятельно проанализировать каков общий характер трактовки мелодии. Необходимо ставить задачи общности интерпретации мелодии, работать над достижением слитности мелодической линии и общности ее характера. Каждому исполнителю, продолжающему мелодию, начатую другим голосом, следует быть заранее подготовленным к вступлению.

В репетиционном процессе и самостоятельно бывает полезно тщательное изучение и отработка отдельных взаимодействующих голосов, чтобы каждый исполнитель не только располагал определенным представлением о соотношении голосов, о тематических и второстепенных элементах, но и усвоил известные ориентиры, которые способствовали бы верной интерпретации музыкального произведения.

Тема 7.  Подготовка к концертному исполнению

Если программа хорошо проработана самостоятельно и предконцертные репетиции закрепили основные детали концертного выступления и поведения, то исполнение будет успешным. Большую роль играют правильные самостоятельные занятия, с учетом рекомендаций педагога.

Обучающийся должен внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало произведения. Эти моменты рекомендуется воспроизводить на предварительных репетициях к концерту. При необходимости вместе начать произведение один из партнеров должен дать ауфтакт, то есть четко, но едва заметно приподнять и опустить голову точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса.

Большое значение имеют самостоятельные занятия транспонированием. Транспонирование требует обучающегося достаточной профессиональной подготовки всео игрового аппарата, хорошо развитого слуха, памяти, внимания, натренированного чтения нот с листа. Настоящее транспонирование предполагает сознательную ориентацию обучающегося в новой тональности, внутреннее предслышание мелодической линии, гармонии, фактуры.

Критерии оценки

Оценка «отлично»:  уверенное, музыкальное исполнение произведения; техническая чистота и художественная точность в условиях коллективного «рубато» (вместе, стройно, выразительно, тон, штрихи, динамика, баланс, голосоведение)

Оценка «хорошо»: уверенное, музыкальное исполнение произведения, интонационная точность всех голосов, единство динамики и штрихов. Небольшие помарки в тексте, несоблюдение баланса звучания по вертикали и горизонтали.

Оценка «удовлетворительно»: Неуверенное ориентирование в ансамбле, плохое знание партии, несоблюдение баланса звучания по вертикали и горизонтали, фальшивая интонация, ритмические ошибки.

Оценка «неудовлетворительно»:  Ошибки в исполнении нотного текста, отсутствие понимания функции своего голоса в ансамбле, несоответствие атаки звука исполнителей, динамики, фальшивая интонация.

  Список литературы:

  1. Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции, посвященной 100-летию Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова (25 марта –25 апреля [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. — Электрон. дан. — Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2013. — 88 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72054.
  2. Бах, И.С. Konzert a-Moll fur Flote, Violine, Klavier und Orchester [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Материалы предоставлены Центральной городской библиотекой им. В.В.Маяковского, 2015. — 50 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/67751
  3. Бетховен, Л.в. Trio fur Pianoforte, Clarinette oder Violine und Violoncell in Es dur (Mi b. majeur) [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Материалы предоставлены Центральной городской библиотекой им. В.В.Маяковского, 2015. — 403 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/67547

  4. Леонов, В.А. Школа игры в ансамбле духовых инструментов: учебное пособие. Выпуск I: Дуэты. Часть I [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Ростов-на-Дону : РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. — 64 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/66264

  5. Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения. Пьесы, ансамбли. Сост. Шапошникова М. 2019 г.