Статья "Зарождение альтового исполнительства в России" 2013г.
статья на тему

Гуляева Т.В.

Опубликована в сборнике: "Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство" материалы научно-методической конференции 27 марта 2013г.  (иллюстрации к статье можно посмотреть в альбоме "Иллюстрации")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulyaeva_t.v.docx221.71 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Гуляева

Зарождение альтового исполнительства в России

Среди смычковых инструментов видное место занимает альт. Альт незаменим в симфоническом оркестре, откуда ведётся его история и где он, в процессе развития и совершенствования оркестра, стал равноправным участником смычковой группы. В камерно-ансамблевой музыке альт стал постоянным участником различных составов (дуэтов, трио, квартетов и др.). Особенно важен голос альта в струнном квартете.

В развитии и совершенствовании альтового исполнительства большая заслуга принадлежит советской альтовой школе. В наше время русская альтовая школа имеет международное признание и авторитет. И сейчас, когда альт приобрел статус сольного концертного инструмента  в среде исполнителей, композиторов и слушателей,  нас побуждает внимательнее присмотреться к его истории.

Альт прошёл долгий и трудный путь развития: изменения в конструкции и размере, занимаемого места в исполнительском искусстве, внимание к нему композиторов.

Выдающийся альтист и педагог XX столетия В.В. Борисовский писал: «В наше время, когда альт, как сольный инструмент вышел на широкую дорогу……. становится очевидным, что для изучающих альт как сольный инструмент, необходимо совершенно знать историю его возникновения, развития исполнительского мастерства на нем и его литературу» /9, с.12/.

Очень важно дать возможность студентам осмыслить историю русского альтового искусства в основных формах его проявления, а именно, период зарождения и становления альтового исполнительства в России. Таким образом, необходимо проследить процесс возникновения альта на территории России, его функционирование и развитие.

Каковы же истоки русского струнно-смычкового искусства?

Скрипичное семейство, к которому относится альт в своем нынешнем облике, появилось к XVI веку. Этому предшествовал долгий, многовековой путь развития.

Струнно-смычковые инструменты зародились в Средней Азии и пришли в западные страны через Византию. Предшественниками семейства скрипок являются такие инструменты как фидели, ребеки, смычковые лиры. Их широко использовали музыканты на территориях славянских государств: Болгарии, Сербии, а также в некоторых областях настоящей России.

Достоверные сведения о бытовании струнно-смычковых инструментах в Древней Руси относятся к XI веку, однако, вполне вероятно, что их появление относится к более раннему периоду. Первое упоминание об инструменте смычкового типа под названием «смык» встречается в Патриаршей книге или Никоновой летописи (1068 г.). Также об этих инструментах упоминается в  «Кормчих книгах» XII века. Одно из первых названий смычка «Лучец» встречается в «Кормчей книге» XIII века.

До нас также дошли и два изображения, на которых изображены музыканты, играющие на струнно-смычковых инструментах. Один находится в Софийском Соборе в г.Киеве и относится к XI веку. На этой фреске изображен многострунный инструмент, который держится музыкантом на верхней части груди в горизонтальном положении.

                                                                     г. Киев

                                                                           Собор Святой Софии

                                                                         XI век

                                                                           фреска «Музыкант»

Другая фреска XV века находится в церкви в селе Мелётове под Псковом. На ней изображен сидящий скоморох, играющий прямым смычком на трехструнном инструменте, зажатом между колен.

Огромную важность для науки сыграли  раскопки в Великом Новгороде, в ходе которых были найдены два смычковых инструмента XIII и XV века и детали от таких же  инструментов. Струнно-смычковые, такие как гудок, свирель,   гдулка широко использовались скоморохами и гудочниками во многих областях современной России. Таким образом, русское смычковое искусство в своих истоках тесно связано с народным музицированием.

Первые предклассические скрипки появились на территории современной Польши.  В начале XVI века слава о польских скрипках,   оказавшиеся более развитым типом   инструментов, распространилась по Европе.    Как видно по ранним нотным материалам, относящихся к XVI столетию, на первых ступенях развития скрипичных инструментов, особенно у альта, в названиях не всегда была определенность. Например, в партиях, помеченных viola da braccio, понимается исключительно альт, (то есть учитывается его тесситура и строй). Это название viola, а на немецком языке da braccio, применяется к альту и по сей день.

До XVIII столетия Русское инструментальное искусство, как самостоятельный вид, не существовал, а лишь служил атрибутом театральных представлений.  До Руси доходили готовые европейские достижения в области инструментария и музыкального искусства. Так, например, при дворе царя Ивана Грозного и при дворе царя Алексея Михайловича находились виолисты – исполнители, а у дипломата и культурного деятеля боярина Артамона Матвеева даже существовал свой оркестр, состоящий из виол, скрипок и других инструментов. Это говорит о том, что уже в XVII веке в России начинает зарождаться интерес к профессиональному струнно-смычковому исполнительству.

В начале XVIII века в России, под воздействием реформ Петра I, музыкальная жизнь претерпела существенные изменения. В воинских частях учреждались духовые оркестры, к которым позднее добавились и смычковые инструменты. Музыканты в этих оркестрах часто владели несколькими инструментами. Историк русского искусства XVIII века Я.Штелин  писал,  что  на балах, устраиваемых Петром I, «играли гобоисты из его гвардейских полков, которые наряду с гобоем обучались игре на скрипке и  басовых скрипках» /6, с.178/. Первыми учителями являлись капельмейстеры, а первыми образовательными центрами служили военные оркестры.

Музыканты из европейских стран стали часто приезжать с концертами, знакомя русского слушателя с западной музыкальной культурой.

За несколько лет до смерти  Петра I  ко  двору прибыл камерный состав из Германии. Это была небольшая капелла герцога Карла Ульриха Голштин-Готторского, состоявшая из двенадцати музыкантов. В инструментальный состав входили виольд,амур и альт. Репертуар капеллы составляли неизвестные до этого в России сонаты и концерты Телемана, Кайзера, Гассе, Корелли и др. Из этого следует, что в этот период в России альт применялся только как аккомпанирующий инструмент в придворной музыке.

После отъезда герцога К. Голштинского все музыканты капеллы были взяты на службу при русском дворе. Таким образом, «голштинская» капелла является первым русским профессиональным придворным оркестром.

В 1731 году был утвержден штат придворной труппы. На базе голштинской капеллы во главе с Иоганом Гюрнером был сформирован оркестр. Деятельность придворного оркестра оказала огромное влияние на развитие струнно-смычкового исполнительства в России.

В январе 1740 года возникает первая школа, которая начала готовить специалистов, и связано это событие с именем И.Гюбнера. По указу Анны Иоановны «музыканты, находящиеся в старости нуждаются иногда в замене, в связи с этим содержать при капелле двенадцать человек малолетнего малорусского народа» /6, с. 179 /. И.Гюбнер обучал игре на инструментах, в том числе и на альте. К сожалению, дальнейшая судьба этого инструментального класса неизвестна.

Во второй половине XVIII века в музыкальной жизни России происходят значительные перемены. Существующий придворный оркестр разделяется на два состава: оперно-симфонический оркестр и бальный оркестр. Оба оркестра по количеству состава и качеству не уступали лучшим европейским оркестрам. Оперно-симфонический –  47 музыкантов (из них 5 альтистов). Бальный оркестр –43 музыканта ( из них 3 альтиста).

Нам известны имена первых русских альтистов: Василий Вялых, Константин Блинов, Тимофей Глаголев, которые числились в составе бального оркестра. В истории упоминаются также имена альтистов Ивана Иванова, Тимофея Нилова, некто Максимченко, Михайло Фатуев, Александр Гуляев.

Помимо придворного оркестра, в России стали формироваться частные крепостные оркестры в усадьбах. Происходит бурный рост любителей музыки. Музыка становится неотъемлемой частью жизни дворян. Наиболее профессиональными считались оркестры графа Н.П. Шереметьева и помещика Н.А. Шепелёва.

С середины XVIII века стали появляться первые отечественные педагоги. Одним из первых русских учителей инструментальной музыки является Клим Яновский, преподававший с 1757 года в разночинской гимназии при Московском университете. Естественно допустить, что он обучал не только игре на скрипке, но и на альте.

Наряду с преподаванием игры на альте в учебных заведениях, начинает широко распространяться и частная педагогическая практика.  Это подтверждается рядом объявлений в газетах того времени. В «Московских ведомостях» печатают объявления о частных уроках музыки: 1776 год «русский цеховой мастер Василий Иванов – Щербаков обучает игре на скрипке, виолончели и альте», 1798 год «музыкант Синицин почтеннейшей публике сообщает, что он желает обучать детей на скрипке и альте помесячно и поурочно» /6, стр.181/. Факт интереса к исполнительстве на альте к концу XVIII века подтверждается и тем, что в каталоге нотного магазина (каталог Коха 1784 год) числится концерт К. Стамица для альта в сопровождении струнного квартета.

Начинают появляться первые музыкальные школы. Об этом свидетельствует появление сообщений в «Московских ведомостях». Например, сообщение 1783 года о том, что господа Михайл Керцелли и Антон Диль открывают музыкальную школу, в которой обучают игре на «разных инструментах: скрипке, альте, виолончели, …… под их присмотром…..» /1, с. 27/.

В 1779 году на основе существовавшей с 1738 года танцевальной школы, создается Петербургская театральная школа, которая имела особое значение в подготовке музыкантов – профессионалов. Именно в театральной школе у знаменитого педагога Гольснера обучались альтисты К. Блинов, В. Малых, И. Иванов и Т. Глаголев.

С 70-х годов XVIII века в России зародилось квартетное исполнительство, существовавший только в виде домашнего и  любительского музицирования. Исполнителями были крепостные музыканты,  иногда сами дворяне могли за квартетом проводить свое свободное время. До нас дошли отзывы о крепостном квартете графа П. Зуева и квартете графа Н. Шереметьева, созданный на базе оркестра, в котором партию альта исполнял крепостной альтист М. Фатуев.

Придворный профессиональный квартет был сформирован лишь в 90-х годах XVIII века. В его состав входили: Тиц, Роббе, Штокфиш и Дельфино.

Во второй половине XVIII века появляются и первые русские композиторы. Главное место в их творчестве занимала опера. Именно в первых русских операх В. Пашкевича, Д. Бортнянского, Е. Фомина начинает складываться русский оркестровый стиль. Роль альта в оркестровке их произведений была не меньше, чем в западноевропейской музыке, но благодаря характерному русскому приему подголосочной полифонии, альт получил большую свободу, его партию чаще отделяют от партии басов.

К концу века появляются сочинения, открывающие русскую альтовую литературу. Первым таким сочинением должен быть признан дует И.Е.Хандошкина  для скрипки и альта, который представляет собой вариации на тему русской народной песни «Ах, по мосту, мосточку», из сборника «Русские песни с вариациями». Дует написан приблизительно в 1783 году. Все выразительные возможности альта в дуете использованы не полно, но его роль уже самостоятельна, хотя сводится к функции сопровождения, что характерно для того времени.

Дует И.Е.Хандошкина не единственный образец альтовых сочинений. К началу XIX века в России появились струнно-смычковые и фортепианные квартеты Танеева и Бортнянского, к сожалению, не сохранившиеся. Известным скрипачом Тицем было написано трио для необычного состава: виоль д,амур, альта и виолончели.

XVIII век положил начало русскому альтовому искусству. Наряду с  именами выдающихся музыкантов, заложивших фундамент отечественного исполнительского искусства, стоит примечательная по своеобразию и силе таланта фигура «славного российского музыканта», «первого сочинителя и игрока русских песен» - Ивана Евстафьевича Хандошкина. Его имя среди немногих музыкантов, известных в XVIII веке за пределами России.

Популярный исполнитель своего времени поражал современников и заезжих иностранцев виртуозной игрой и неподражаемым исполнением русских народных песен, которые он  «разыгрывал в чертогах Екатерины, в палатах бояр и на площадях»/10, стр. 86/.

Значительность И.Е. Хандошкина вырисовывается, прежде всего из того, что он единственный русский композитор XVIII века, посвятивший себя исключительно инструментальной музыке.

Хандошкин прекрасно владел скрипкой, альтом, балалайкой и семиструнной гитарой. Его сочинения печатались в главном для того времени центре нотопечатания — Амстердаме. Его талант высоко ценили современники, называвшие гениального скрипача «наш Орфей».

О творческой активности Хандошкина свидетельствуют обнаруженные рукописные его сочинения: «Чувствительная ария» для скрипки-соло и концерт для альта, датированные 1801 годом, в которых ярко выявляются новые черты его композиторского стиля. Об этом говорит и сборник лирических стихов С.Н. Глинки «Славному Хандошкину или торжество дарований и чувства».

Изучение творчества Хандошкина затрудняется тем, что большинство его произведений сохранились в рукописях и в настоящее время остаются неразысканными. Лишь дошедшие до нас из числа изданных при жизни композитора скрипичные и альтовые сочинения позволяют более полно выявить значение его композиторской деятельности.

Хандошкиным создано около пятидесяти вариационных циклов на русские темы. Среди них вариации для скрипки и альто-виоло.

Завершая эпоху XVIII века, И.Е.Хандошкин создает значительное произведение, предвосхищающее новое явление начала XIX века -  концерт для альта соло в сопровождении струнного оркестра До – мажор. Согласно данным, концерт был написан в 1801 году и без особых натяжек может быть отнесен к XVIII веку, как завершающий эпоху зарождения альтового исполнительства в России.

XVIII век положил лишь начало развития русского альтового искусства. Последующий  XIX век закрепил и приумножил достигнутое. Новый век обогатился как развитием исполнительства на альте, так и созданием новой камерно ансамблевой и сольной альтовой литературой.

Список литературы

  1. Благовещенский, И.И. Зарождение профессионального скрипичного исполнительства и педагогики в России/ И.И.Благовещенский и др.// Вопросы скрипичной истории и педагогики. –    Минск: Белконсерватория, 1991. – С.3-17.
  2. Гинзбург, Л.В. История скрипичного искусства т.1./ Л.В.Гинсбург, В.Ю. Григорьев. –  М.: Музыка, 1990. –  285 с.
  3. Гинзбург, Л.В. История виолончельного искусства кн.1. –  М.–Л.: Музгиз, 1950. – 615 с.
  4. Гринберг, М.С. Русская альтовая литература. –  М.: Музыка, 1967. – 195 с.
  5. Древнерусская монументальная живопись (XI-XIVвв.): альбом репродукций. –  М.-Л.: Советский художник, 1964.
  6. Понятовский, С.П. История альтового искусства. –  М.: Музыка 2007. – 335с.
  7. Раабен, Л.Н. История русского и советского скрипичного искусства. –  Л.: Музыка, 1978. – 198 с.
  8. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях  её творцов / Серебрякова Л.  – Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001. – С.31-35.
  9. Стоклицкая, Е.Ю. Альтовая педагогика В.В. Борисовского. – М.: Музыка, 2007. – 69 с.
  10. Ямпольский, И.М. Скрипичное творчество И.Е. Хандошкина /И.М. Ямпольский // Избранные исследования и статьи. –  М.: Советский композитор, 1985. – С. 86-96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".

Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Оркестровый инструмент » (ознакомление с инструментами домра, балалайка) для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

     Рабочая программа предмета «Оркестровый инструмент» (ознакомление с инструментами народного оркестра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коллективное музицирование» Ансамбль русских народных инструментов для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

      Рабочая  программа  дисциплины  «Музыкальный  инструмент»   Ансамбль русских  народных инструментов    составлена  с ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа учебного предмета УП.02. ФОРТЕПИАНО

Данная программа учебного предмета Фортепиано разработана на основе федеральных государственных требоний к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального иск...

Теоретическое осмысление и практическая реализация образовательной программы УУД в классе ансамблевого исполнительства

Статья направлена на формирование у детей социальных качеств, умение работать в творческом коллективе, слушать и слышать друг друга, находитьи преодолевать разногласия и т.д....

План урока на тему "Особенности альтового исполнительства" 02.04.2014 г.

План - конспект разработан для работы со студентами 2 курса  музыкально училища по дисциплине "Изучение репертуара родственного инструмента"...

Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)

Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестр...