План урока «Работа над целостностью исполнения произведения малой формы в концертмейстерском классе». 19.05.2017г
план-конспект урока по теме

Гуляева Т.В.

План открытого урока концертмейстера со студенткой 3 курса. Данный этап работы является завершающим, самостоятельным (без преподавателя), решающий творческие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА  19 мая 2017 г. /ПТ 09.10-09.55/

концертмейстера

Гуляевой Татьяны Владимировны

по дисциплине «Концертмейстерский класс»

со студенткой 3 курса Ю.Кравченко

(преподаватель И.И. Вожлакова)

Тема урока: «Работа над целостностью исполнения произведения малой формы в концертмейстерском классе».

Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе;

Цель урока:  Освоение студентом навыка целостно и грамотно исполнять музыкальное произведение в ансамбле с солистом.

Обоснование цели: подготовка пианиста-концертмейстера лежит в основе профессиональной подготовки студента; умение совместно работать с солистом, не прибегая к помощи преподавателя, особенно  на завершающем этапе изучения произведения является одной из главных задач данной дисциплины.

Задачи:

1. Прочувствовать форму произведения, продумать градации динамики, наработать совместные агогические приемы в местах соединений разделов;

2. Продумать и реализовать различными исполнительскими приемами характер произведение, действия в произведении;

3. Психологическая подготовка студента  к публичному исполнению произведения целиком.

Используемые педагогические технологии:

- здоровьесберегающие;

- проблемного обучения;

- игровые;

- обучение с помощью ТСО;

- коллективные;

- профессиональные;

- развивающие.

Методическое обеспечение /оборудование/:

Рояль, альт, ноты, нотный пульт, видеокамера, ноутбук.

Содержание:

1.Проигрывание пьесы целиком и анализ исполнения;

2. Работа над отдельными частями и эпизодами;

3. Проигрывание отдельных разделов пьесы с видеозаписью и их исполнительский анализ;

4. Проигрывание пьесы целиком на запись и анализ исполнения «взглядом со стороны»;

5. Итоговое исполнение произведения.

Ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач:

  1. Подготовка к уроку: подготовить сцену и оборудование – до урока;
  2. Настройка альта под рояль – 1-2-мин;
  3. Проигрывание пьесы В.Борисовского «Тарантеллы «Вулкан»» - 5 мин.;
  4. Проанализировать исполнение и выявить наиболее проблемные места:

вступление в аккомпанементе, переход в средний раздел, переход на репризу и переход на коду                                                            - 5 мин.;

Пьеса Борисовского Тарантелла – Вулкан написана в трехчастной форме со вступлением и кодой. Пьеса написана в романтическом стиле, что предусматривает гибкость мелодики, яркость контрастов и разнообразие динамических оттенков.  Танцевальный ритм, полный разнообразием ритмических приемов (синкопы, акценты на слабых долях, совмещение дуолей и триолей в размере 6/8), и задорный характер обязывает исполнителей держать энергетический настрой на протяжении всего произведения.

Не смотря на то, что пьеса написана для альта с аккомпанементом, партия фортепиано очень развернута, а в среднем разделе она ведет главную тему, в то время как альт исполняет квартольные фигурации арпеджато.

В коде партия альта и фортепиано находятся в диалоге, что тоже определяет роль аккомпанемента, как равноправного ансамблиста.

Отработка вступления и момента вступления альта: взятие необходимого темпа, точность ритма, четкая пульсация, яркое начало и спад динамики перед вступлением темы альта;

Работа над контрастной динамикой. В первом проведении  умеренно, второе проведение на октаву выше и ярче.

Средний раздел сложен в ритмическом отношении. Однако полиритмия придает своеобразный колорит танцевальному характеру, создавая художественный эффект массовости танца.

Необходимо отработать переход от первого раздела к среднему, определить силу динамики, чтоб оставался разбег для дальнейшего развития.

Реприза после среднего раздела представлена в зеркальном изложении. Очень важно репризу несколько изменить в изложении и передачи образности. Если первый раздел – путь развития к свету вверх, то реприза наоборот – уход в нижний регистр, спад динамики                    - 20 мин.;

  1. Каждый раздел, после его прохождения, исполнить «начисто» с записью  на видео. Проанализировать и исправить то, что не понравилось……..5 мин.;
  2. Проиграть пьесу от начала до конца с записью, послушать баланс между солистом и аккомпанементом, уточнить степень выпуклость и развитости динамики, продумать, какими приемами можно исправить и охватить форму. Проиграть эти места отдельно                          -7-8 мин.;
  3. Итоговое исполнение пьесы без записи, стараясь выполнить выученные за урок,  приемы во время исполнения                                           - 5 мин.;

                                                                                                       45 минут.

Результат: по итогам урока студент должен исполнить пьесу В.Борисовского «Тарантелла «Вулкан»» в концертном варианте, с выявленной формой, с пониманием содержания, стиля и характера, выполняя правильно и грамотно исполнительские технические требования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока на тему "Основные направления работы при разборе камерного произведения" 21.03.2014г.

План открытого урока по дисциплине "Изучение репертуара камерного ансамбля". По учебному плану на данную дисциплину отводится 1 час в неделю на 4 курсе. В соответствии с рабочей программой в...

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

План открытого урока по концертмейстерскому классу

Работа над художественным образом романсов С. Рахманинова "Здесь хорошо", "Сирень" со студенткой 3 курса специальности Инструментальное исполнительство по виду фортепиано Кожекиной...

План урока Работа с электронной почтой

ПрЦели урока: обучающая: формировать  у обучающихся профессиональные компетенции (ПК) по работе с электронной почтой, в сети Интернет. Развивающая: развивать у обучающихся алгоритмическое мы...

Конспект урока "Эмоциональность и выразительность исполнения произведения"

Конспект урока "Эмоциональность и выразительность исполнения произведения"...

Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе «Фортепиано»

методическая разработка "Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе "Фортепиано". Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором ст...

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»

       Рабочая программа учебного предмета Концертмейстерский класс является частью дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программы в области музыкал...