План урока «Работа над целостностью исполнения произведения малой формы в концертмейстерском классе». 19.05.2017г
план-конспект урока по теме
План открытого урока концертмейстера со студенткой 3 курса. Данный этап работы является завершающим, самостоятельным (без преподавателя), решающий творческие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА 19 мая 2017 г. /ПТ 09.10-09.55/
концертмейстера
Гуляевой Татьяны Владимировны
по дисциплине «Концертмейстерский класс»
со студенткой 3 курса Ю.Кравченко
(преподаватель И.И. Вожлакова)
Тема урока: «Работа над целостностью исполнения произведения малой формы в концертмейстерском классе».
Вид урока: Индивидуальное занятие в исполнительском классе;
Цель урока: Освоение студентом навыка целостно и грамотно исполнять музыкальное произведение в ансамбле с солистом.
Обоснование цели: подготовка пианиста-концертмейстера лежит в основе профессиональной подготовки студента; умение совместно работать с солистом, не прибегая к помощи преподавателя, особенно на завершающем этапе изучения произведения является одной из главных задач данной дисциплины.
Задачи:
1. Прочувствовать форму произведения, продумать градации динамики, наработать совместные агогические приемы в местах соединений разделов;
2. Продумать и реализовать различными исполнительскими приемами характер произведение, действия в произведении;
3. Психологическая подготовка студента к публичному исполнению произведения целиком.
Используемые педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- проблемного обучения;
- игровые;
- обучение с помощью ТСО;
- коллективные;
- профессиональные;
- развивающие.
Методическое обеспечение /оборудование/:
Рояль, альт, ноты, нотный пульт, видеокамера, ноутбук.
Содержание:
1.Проигрывание пьесы целиком и анализ исполнения;
2. Работа над отдельными частями и эпизодами;
3. Проигрывание отдельных разделов пьесы с видеозаписью и их исполнительский анализ;
4. Проигрывание пьесы целиком на запись и анализ исполнения «взглядом со стороны»;
5. Итоговое исполнение произведения.
Ход урока, методы и приемы реализации поставленных задач:
- Подготовка к уроку: подготовить сцену и оборудование – до урока;
- Настройка альта под рояль – 1-2-мин;
- Проигрывание пьесы В.Борисовского «Тарантеллы «Вулкан»» - 5 мин.;
- Проанализировать исполнение и выявить наиболее проблемные места:
вступление в аккомпанементе, переход в средний раздел, переход на репризу и переход на коду - 5 мин.;
Пьеса Борисовского Тарантелла – Вулкан написана в трехчастной форме со вступлением и кодой. Пьеса написана в романтическом стиле, что предусматривает гибкость мелодики, яркость контрастов и разнообразие динамических оттенков. Танцевальный ритм, полный разнообразием ритмических приемов (синкопы, акценты на слабых долях, совмещение дуолей и триолей в размере 6/8), и задорный характер обязывает исполнителей держать энергетический настрой на протяжении всего произведения.
Не смотря на то, что пьеса написана для альта с аккомпанементом, партия фортепиано очень развернута, а в среднем разделе она ведет главную тему, в то время как альт исполняет квартольные фигурации арпеджато.
В коде партия альта и фортепиано находятся в диалоге, что тоже определяет роль аккомпанемента, как равноправного ансамблиста.
Отработка вступления и момента вступления альта: взятие необходимого темпа, точность ритма, четкая пульсация, яркое начало и спад динамики перед вступлением темы альта;
Работа над контрастной динамикой. В первом проведении умеренно, второе проведение на октаву выше и ярче.
Средний раздел сложен в ритмическом отношении. Однако полиритмия придает своеобразный колорит танцевальному характеру, создавая художественный эффект массовости танца.
Необходимо отработать переход от первого раздела к среднему, определить силу динамики, чтоб оставался разбег для дальнейшего развития.
Реприза после среднего раздела представлена в зеркальном изложении. Очень важно репризу несколько изменить в изложении и передачи образности. Если первый раздел – путь развития к свету вверх, то реприза наоборот – уход в нижний регистр, спад динамики - 20 мин.;
- Каждый раздел, после его прохождения, исполнить «начисто» с записью на видео. Проанализировать и исправить то, что не понравилось……..5 мин.;
- Проиграть пьесу от начала до конца с записью, послушать баланс между солистом и аккомпанементом, уточнить степень выпуклость и развитости динамики, продумать, какими приемами можно исправить и охватить форму. Проиграть эти места отдельно -7-8 мин.;
- Итоговое исполнение пьесы без записи, стараясь выполнить выученные за урок, приемы во время исполнения - 5 мин.;
45 минут.
Результат: по итогам урока студент должен исполнить пьесу В.Борисовского «Тарантелла «Вулкан»» в концертном варианте, с выявленной формой, с пониманием содержания, стиля и характера, выполняя правильно и грамотно исполнительские технические требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903355-1489216995.jpg)
План урока на тему "Основные направления работы при разборе камерного произведения" 21.03.2014г.
План открытого урока по дисциплине "Изучение репертуара камерного ансамбля". По учебному плану на данную дисциплину отводится 1 час в неделю на 4 курсе. В соответствии с рабочей программой в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/15/picture-939312-1502797823.jpg)
Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском классе предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/15/picture-939312-1502797823.jpg)
План открытого урока по концертмейстерскому классу
Работа над художественным образом романсов С. Рахманинова "Здесь хорошо", "Сирень" со студенткой 3 курса специальности Инструментальное исполнительство по виду фортепиано Кожекиной...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/14/picture-1028472-1620978630.jpg)
План урока Работа с электронной почтой
ПрЦели урока: обучающая: формировать у обучающихся профессиональные компетенции (ПК) по работе с электронной почтой, в сети Интернет. Развивающая: развивать у обучающихся алгоритмическое мы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1119559-1550657657.jpg)
Конспект урока "Эмоциональность и выразительность исполнения произведения"
Конспект урока "Эмоциональность и выразительность исполнения произведения"...
Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе «Фортепиано»
методическая разработка "Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе "Фортепиано". Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором ст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192232-1574680065.jpg)
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»
Рабочая программа учебного предмета Концертмейстерский класс является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкал...