Доклад на тему «Эстетическое воспитание на уроках музыки»
статья на тему

« Музыка одна может перенести

трепет одной души в другую»,

A.Герцен

 

В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_muzykoy.docx17.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа №9"

Доклад на тему «Эстетическое воспитание

на уроках музыки»



Подготовила:

Учитель музыки

Куракина Т.И.




2017


 « Музыка одна может перенести

трепет одной души в другую»,

A.Герцен

        В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знакомство с классической музыкой.

Главные задачи:

- развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.

- поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развиваются, обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

- привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.

- познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.

Моя задача - научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве.

Фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры - все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания.

Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на музыкальных занятиях практически во всех видах деятельности.

Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии.

Я практикую слушание классической музыки, начиная с начальных классов, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки ( как фон) и дети эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка - очень сильный способ воздействия на ребёнка и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.

Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. На слушание надо настроиться. Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются.

На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано и конечно записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития. Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей.

Я убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств - это путь к развитию человечности.

Так же знакомлю детей со структурой музыкального произведения (песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша). Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Благодаря этому дети знают такие понятия как: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор, а также элементарную музыкальную грамоту.

Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы), поделиться своими впечатлениями, пофантазировать. Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок ( то что он представил). Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.

К сожалению, у нас в районе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку», но к счастью есть музыкальная школа, куда наши учащиеся могут приходить, хотя не так часто, как хотелось бы, и слушать живую музыку.

Обучая на образцах прекрасного, мы взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Я хочу заложить частицу, доброго, светлого и чистого в сердца детей. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.

Я верю, что мои уроки смогут затронуть струны детской души и сделать наших детей добрее. Именно от того, какими были первые музыкальные впечатления, во многом зависит мировосприятие человека в целом.

Классическая музыка играет важную роль в моей работе по музыкальному воспитанию детей. Музыкально-развитые дети проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

В своих уроках музыки стараюсь развить, а также раскрыть творческие способности учащихся.

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

В своих уроках музыки вношу игру на музыкально – шумовых инструментах, тем самым развиваю слуховые и ритмические навыки у учащихся.

Так же с помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Моя задача научить детей понимать музыку, а для этого прежде всего необходимо развивать музыкальный слух.

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение музыкальных шумовых инструментов обогащает музыкальные впечатления и развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности».

Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес к занятиям музыкой.

Продолжением творческой работы на уроке, активизации познавательной деятельности является кружковая и внеклассная работа в школе . Кружок «Вдохновение».

Особое внимание уделяется работе с музыкально - одарёнными детьми. Использование на уроках музыки нестандартных ситуаций, разнообразных творческих заданий, моделирование художественно – творческого процесса помогает детям максимально самореализоваться. Считаю, что в работе с одарёнными детьми учителю необходимо «выращивать» способности каждого конкретного ребёнка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий; через подготовку к участию в классных, школьных, городских и районных концертах; привлекать к проведению предметных недель, внеклассных мероприятий.

Формами работы с одаренными детьми в нашей школе являются индивидуальные занятия, накопления записей учащихся индивидуальных номеров и выступлений в концертах. Эти записи накапливаются из года в год, а в последующем служат материалом для подготовки к сольным концертам.

Проблема овладения искусством ведения уроков остаётся одной из самых важных в работе учителя. Эффективность урока музыки определяется степенью достижения поставленной цели, реализации художественная – педагогическая идея, в силе и долговременности впечатлений, полученных на уроке от общения с музыкой и друг другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание на уроках математики

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым...

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Эстетическое воспитание на уроках художественной обработки швейных изделий в коррекционной школе VIII вида

 Уроки художественной обработки швейных изделий удовлетворяют не только образовательной потребности, но и решению задач духовного, в частности, эстетического становления личности....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПРОФОРЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»...

Эстетическое воспитание на уроках Производственного обучения профессии «Повар, кондитер»

В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс воспитания, почетное место занимает воспитание эстетическое, сфера которого все больше и больше расширяется и которое одновременно с углубление...

Этнокультурное обучение и воспитание через уроки музыки и внеурочную деятельность

При знакомстве с этнокультурой, обычаями, традициями, фольклором, профессиональным музыкальным искусством не только расширяется музыкальный кругозор учащихся, но и происходит осознание вклада своего н...