ДОКЛАД НА ТЕМУ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПРОФОРЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
материал на тему

Никитина Надежда Анатольевна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПРОФОРЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Социальный педагог

Никитина Н.А.

 

 

 

 

 

 

г.Братск 2017

 

 «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский 

Дети с ограниченными возможностями  здоровья в детском доме-интернате  отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения с взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

Воспитанники с ОВЗ характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями нарушения дисциплины, различными формами девиантного поведения. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

У воспитанников детских домов-интернатов с ОВЗ отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, упрощенное содержание образа самого себя, сниженная самооценка по  отношению к себе, импульсивность поведения, ситуативность поведения.

В Братском детском доме - интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по четырем направлениям:

1.                     Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.).

В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети - сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

2. Хозяйственно-бытовой труд. В режим дня воспитанников включен хозяйственно бытовой труд, что подразумевает:  уборку комнат, дежурство по этажу, уборка игровой комнаты, уход за комнатными растениями, ремонт книг.

Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное,  привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться, не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.

3.                Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта.

Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста. Воспитанники убирают снег,  листву, мусор, получая тем самым элементарные профессиональные навыки профессии дворника.

В летнее время дети трудятся на территории: подметают улицу, работают на клумбах (за каждой группой закреплён определённый участок территории).

Также воспитанники получают элементарные навыки работы с сельскохозяйственными инструментами: лопатой, граблями и т.д. Летом наши воспитанники привлекаются  к работе с сенокосилкой (под контролем взрослого).

        4.  Работа в трудовых мастерских. В учреждении проводится работа по формированию у воспитанников трудовых умений и навыков в трудовых мастерских (швейная, столярные, керамическая, СБО). В настоящее время в БДДИ работает 5 инструкторов по труду, а также педагоги  дополнительного образования. Педагоги осуществляют профориентационную  работу с  воспитанниками, с целью подготовки овладения доступными профессиями (дворник, швея, грузчик, уборщик помещений, официантка, столяр и т.п.);

В столярной мастерской подростки учатся столярному делу, производят простейший ремонт мебели, изготовляют рамки для картин, ящики для рассады, снегоуборочные лопаты, занимаются ремонтом и подготовкой к работе хозяйственного инвентаря.

Занимаясь в швейной мастерской, воспитанники получают навыки и умения, необходимые в повседневной жизни: кроить, шить, осуществлять мелкий ремонт одежды, штопать, вязать, вышивать.

Педагоги дополнительного образования работают по своим авторским программам, занятия проходят в системе, по заранее составленному плану. Дети овладевают навыками ручного труда, элементарными навыками работы со столярными инструментами, со швейными инструментами. Во время этих занятий воспитанники имеют возможность самовыражения, проявления некоторого творчества (поделки, изготовленные совместно с педагогами, принимают участие в конкурсах, выставках, занимая призовые места). В связи с этим педагоги используют профессиональное просвещение воспитанников,  развивают творческий  и художественно-эстетический потенциал, используя разнообразные формы и методы работы, организуют профессиональные пробы, которые заключаются в выполнении воспитанниками конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией, формируют потребность в труде, любовь к труду.

Социальный педагог формирует социально-необходимые знания и навыки для правильного профессионального выбора воспитанников, налаживает и поддерживает сотрудничество с предприятиями города и района, центром занятости.

Педагог-психолог знакомит воспитанников с основами психологических знаний по профориентации, развивает мотивацию самопознания, побуждает воспитанников к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение  с требованиями, предъявляемыми профессией, оказывает содействие социальному становлению, проводит коррекцию некоторых личностных особенностей.

Большинство воспитанников достигшие 18-летнего возраста определяются в  психоневрологические интернаты (п.Тулюшка, п.Водопадный, п.Бильчир), но тем неимения некоторые дети обучаются в школе №33, где получают аттестаты об окончании коррекционной школы. Таких детей отправляем в профессиональные училища г. Иркутска, г. Балаганска, п. Хазан, Зиминского      р-на. Где воспитанники   получают профессиональное образование по специальностям швея, штукатур - маляр, овощевод, мастер по ремонту обуви.

Таким образом, для успешной профориентации воспитанников задействован ряд специалистов БДДИ - воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, инструктора по труду. Их совместная деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Деятельность педагогов  БДДИ  по трудовому воспитанию показывает, что привлечение воспитанников к различным видам трудовой деятельности является эффективным средством для их профориентации. Воспитанники  имеют представления о разнообразных рабочих профессиях, владеют элементарными профессиональными навыками.

Представляем Вашему вниманию посмотреть ролик, с участием наших воспитанников, о трудовых буднях нашего детского дома!!!

Спасибо за внимание!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

       

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК БАЗОВАЯ ОСНОВА ПРОФОРЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Подготовила:

Социальный педагог

Никитина Н.А.

г.Братск 2017

 «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский  

Дети с ограниченными возможностями  здоровья в детском доме-интернате  отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения с взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

Воспитанники с ОВЗ характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями нарушения дисциплины, различными формами девиантного поведения. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

У воспитанников детских домов-интернатов с ОВЗ отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, упрощенное содержание образа самого себя, сниженная самооценка по  отношению к себе, импульсивность поведения, ситуативность поведения.

В Братском детском доме - интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было выделено трудовое воспитание, которое проводится по четырем направлениям:

  1. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.).

В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети - сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

2. Хозяйственно-бытовой труд. В режим дня воспитанников включен хозяйственно бытовой труд, что подразумевает:  уборку комнат, дежурство по этажу, уборка игровой комнаты, уход за комнатными растениями, ремонт книг.

Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное,  привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться, не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.

  1. Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта.

Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста. Воспитанники убирают снег,  листву, мусор, получая тем самым элементарные профессиональные навыки профессии дворника.

В летнее время дети трудятся на территории: подметают улицу, работают на клумбах (за каждой группой закреплён определённый участок территории).

Также воспитанники получают элементарные навыки работы с сельскохозяйственными инструментами: лопатой, граблями и т.д. Летом наши воспитанники привлекаются  к работе с сенокосилкой (под контролем взрослого).

        4.  Работа в трудовых мастерских. В учреждении проводится работа по формированию у воспитанников трудовых умений и навыков в трудовых мастерских (швейная, столярные, керамическая, СБО). В настоящее время в БДДИ работает 5 инструкторов по труду, а также педагоги  дополнительного образования. Педагоги осуществляют профориентационную  работу с  воспитанниками, с целью подготовки овладения доступными профессиями (дворник, швея, грузчик, уборщик помещений, официантка, столяр и т.п.);

В столярной мастерской подростки учатся столярному делу, производят простейший ремонт мебели, изготовляют рамки для картин, ящики для рассады, снегоуборочные лопаты, занимаются ремонтом и подготовкой к работе хозяйственного инвентаря.

Занимаясь в швейной мастерской, воспитанники получают навыки и умения, необходимые в повседневной жизни: кроить, шить, осуществлять мелкий ремонт одежды, штопать, вязать, вышивать.

Педагоги дополнительного образования работают по своим авторским программам, занятия проходят в системе, по заранее составленному плану. Дети овладевают навыками ручного труда, элементарными навыками работы со столярными инструментами, со швейными инструментами. Во время этих занятий воспитанники имеют возможность самовыражения, проявления некоторого творчества (поделки, изготовленные совместно с педагогами, принимают участие в конкурсах, выставках, занимая призовые места). В связи с этим педагоги используют профессиональное просвещение воспитанников,  развивают творческий  и художественно-эстетический потенциал, используя разнообразные формы и методы работы, организуют профессиональные пробы, которые заключаются в выполнении воспитанниками конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией, формируют потребность в труде, любовь к труду.

Социальный педагог формирует социально-необходимые знания и навыки для правильного профессионального выбора воспитанников, налаживает и поддерживает сотрудничество с предприятиями города и района, центром занятости.

Педагог-психолог знакомит воспитанников с основами психологических знаний по профориентации, развивает мотивацию самопознания, побуждает воспитанников к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение  с требованиями, предъявляемыми профессией, оказывает содействие социальному становлению, проводит коррекцию некоторых личностных особенностей.

Большинство воспитанников достигшие 18-летнего возраста определяются в  психоневрологические интернаты (п.Тулюшка, п.Водопадный, п.Бильчир), но тем неимения некоторые дети обучаются в школе №33, где получают аттестаты об окончании коррекционной школы. Таких детей отправляем в профессиональные училища г. Иркутска, г. Балаганска, п. Хазан, Зиминского      р-на. Где воспитанники   получают профессиональное образование по специальностям швея, штукатур - маляр, овощевод, мастер по ремонту обуви.

Таким образом, для успешной профориентации воспитанников задействован ряд специалистов БДДИ - воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, инструктора по труду. Их совместная деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Деятельность педагогов  БДДИ  по трудовому воспитанию показывает, что привлечение воспитанников к различным видам трудовой деятельности является эффективным средством для их профориентации. Воспитанники  имеют представления о разнообразных рабочих профессиях, владеют элементарными профессиональными навыками.

Представляем Вашему вниманию посмотреть ролик, с участием наших воспитанников, о трудовых буднях нашего детского дома!!!

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Эстетическое воспитание на уроках музыки»

laquo; Музыка одна может перенеститрепет одной души в другую»,A.Герцен В своих уроках музыки стараюсь дать детям младшего и старшего школьного возраста эстетическое воспитание через знаком...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТеЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

B статье рассматривается вопрос восприятия информации у детей с умственной отсталостью, благодаря которому создает определенный базис для знакомства с окружающим миром, формируется мышление и создаютс...

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ А. С. МАКАРЕНКО

В статье рассматривается взгляд автора на профессиональное трудовое воспитание студентов на основе государственных стандартов. В ФГОС СПО определено одно из направлений духовно-нравственного развития ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения) на 2023-2024 уч. год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвоспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуального нарушения)на 2023-2024 уч. год1-3, 2 «А» класс (1 группа)...