Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Необходимые навыки концертмейстера для чтения с листа нотного текста

    Боберский Александр Николаевич

    Необходимые навыки концертмейстера

    для чтения с листа нотного текста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

    ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МЕГИОН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

     

    «Необходимые навыки концертмейстера

    для чтения с листа нотного текста»

    Выполнил:

    Боберский А.Н.

    ЧТЕНИЕ АККОМПАНЕМЕНТА С ЛИСТА

            Приобрести навык свободного чтения нот можно лишь при систематической работе. Когда знаменитого пианиста Иосифа Гофмана спросили, как легче всего научиться читать с листа, он ответил: «Нужно много играть с листа, причем как можно быстрее, хотя бы на первых порах и вкрадывались кое-какие мелкие неточности. При быстром чтении вы разовьете способность глаза, как говориться, «схватывать», а это в свою очередь облегчит вам чтение деталей».

            Если обратиться с аналогичным вопросом ко всем пианистам-практикам или концертмейстерам, владеющим навыком чтения с листа, они ответят нечто подобное: «Чтобы научиться читать с листа, нужно много читать с листа».

           Итак, без постоянной, систематической практики этот навык выработать невозможно. Однако чтение с листа представляет собой не просто «проглатывание» текста; оно предполагает и логический анализ того, что вы читаете.    Необходимо не только без остановок, в подвижном темпе исполнить то или иное произведение, но и воспроизвести его образно-эмоциональный строй, характерные стилистические особенности - это очень важно.

            Прежде, чем начать аккомпанировать с листа, концертмейстер должен:

    • мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и настроение музыкального произведения.
    • определить основную тональность и темп.
    • обратить внимание на изменение темпа, размера, тональности.
    • уяснить динамические градации, указанные автором как в фортепианной партии,  гак и в партии солиста.

            Нужно учитывать, что некоторые указания (например, tenuto) даются иной раз только в партии солиста и не отражаются в фортепианной партии.

            Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Научиться, зрительно, охватывать музыкальный текст, не разбирая его подробно ноту за нотой, - вот каково одно из главных условий чтения с листа. Умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение, - в этом и есть цель данного навыка.

            Если музыкант умеет охватывать такого рода «партитуру» (а у концертмейстера она трехстрочная), то он сможет развить в себе остальные качества, в частности овладеть транспонированием.

           Впрочем, надо сказать, что момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе самого аккомпанемента, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению. Фактически воплощение только что прочитанного нотного текста происходит как бы по памяти, ибо внимание все время должно быть сосредоточено на дальнейшем. Не случайно опытный аккомпаниатор переворачивает страницу за один, а то и за два такта до того, как она им доиграна до конца.

           Другими словами, видение текста концертмейстером должно несколько опережать исполнительский момент (хотя бы на такт вперед), чтобы быть в состоянии улавливать и отражать в аккомпанементе ритмические, темповые и динамические нюансы сольной партии. Б.В.Асафьев вспоминает о том, как читал с листа оперные клавиры Ф. М. Блуменфельд, который, играя, видел «внутренним взором партитуру,-и начиналось волшебство: он ежемгновенно импровизировал переложение, свою транскрипцию». Следовательно, концертмейстер, владеющий навыком чтения с листа, будет предвидеть исполнительские намерения партнера и станет соответственно строить свой аккомпанемент. В дальнейшем можно научиться вычленять наиболее важные компоненты текста, а в некоторых местах импровизационно изменять фактуру фортепианной партии.

            При чтении аккомпанемента с листа концертмейстер должен настолько хорошо ориентироваться на клавиатуре, чтобы ему не нужно было слишком часто на нее поглядывать, и он бы мог мобилизовать все свое зрительное внимание на непрерывном осознании нотного текста. Особо должно учитываться при этом значение точного охвата басовой линии, ибо неправильно взятый бас, искажая основу звучания и, разрушая тональность, может дезориентировать и попросту сбить солиста.

            Особо следует остановиться на основном условии чтения аккомпанемента с листа - ни в коем случае нельзя останавливаться. Если вы останавливаетесь - это уже не чтение с листа, а просто разбор нот.

         Любой концертмейстер-практик подтвердит этот вывод. Вот что пишет Л. М. Живов: «При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле с певцом категорически запрещаются всякие остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает певца остановиться».

         Поскольку пианист, читающий с листа трехстрочную партитуру, находится несколько в ином положении, чем читающий привычную двухстрочную фортепианную фактуру, следует методику овладения чтением с листа в концертмейстерском классе построить несколько иначе. Навык чтения с листа трехстрочной партитуры формируется из нескольких стадий.

    1.Способ постепенного охвата трехстрочной партитуры (играются только сольная партия и басовая линия).

    2.Постепенный охват и исполнение всей фактуры, и умение сделать двухручное переложение трехстрочной партитуры. Фактура воспроизводится не буквально так, как она написана (поскольку это часто не представляется возможным), а расположение аккордов приспосабливается к возможностям своих рук, иногда меняя последовательность звуков, снимая удвоения. При этом сохраняется звуковой состав аккордов и, собственно, гармоническое развитие в целом.

        Таким образом, постигаются особенности соотношения горизонтальных линий, мелодии и баса, модуляционное движение и направленность гармонического развития.

           Умея «схватывать» - быстро анализировать музыкальный текст, концертмейстер начинает видеть всю музыкальную фактуру, а не только свою партию. Кстати, если при чтении с листа следить лишь за своей партией, можно разойтись с партнером.

          За годы обучения и работы у концертмейстера обычно вырабатывается система мышечных рефлексов, которые приносят особую пользу при чтении с листа, так как помогают моментально ориентироваться на клавиатуре. Пианист привыкает к расположению на нотном стане и рефлекторно ощущает их на клавиатуре.

        Объяснение. Внешняя форма аккордов, фигурации и других структур, часто повторяющихся в фортепианной литературе, вырабатывает моментальную реакцию мышечного аппарата - руки пианиста рефлекторно принимают форму, соответствующую фактуре данного музыкального отрывка. Можно вспомнить, что Ф. Бузони, составляя свои упражнения для фортепиано, отмечал, что в фортепианной литературе почти все пассажи могут быть приведены к нескольким стереотипам. С. И. Савшинский утверждает - необходимо «... находить форму руки, соответственно слуховому представлению аккорда или пассажа».

          Но мышечные рефлексы могут рассматриваться шире, чем в применении только к какому-то определенному аккорду или к группе нот. Быстрота и плавность чтения нот с листа в немалой степени зависят от способности ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур. Схватывая с одного взгляда рисунок и

    общее направление движения мелодии, узнавая наиболее распространенные стереотипы по присущему им внешнему облику, можно достаточно быстро воспринимать единую и цельную «нотную картину».

           В итоге будет получен ощутимый выигрыш в скорости прочитывания, поскольку отпадает нужда в трудоемкой и кропотливой процедуре «опознавания» каждой отдельной ноты.

          При работе над чтением с листа одним из самых необходимых факторов является умение расчленить фактуру сочинения на составные гармонические, мелодические комплексы, ощутить характерность присущую различным композиторским стилям. Естественно, каждый композитор записывает свои произведения нотами, но у каждого из них есть свой внешний музыкальный рисунок, идущий от звучания произведения. Сочетание этих двух обстоятельств и составляет специфику стиля композитора.

            Так, например, характерной особенностью мелодики П. И. Чайковского является поступенное гаммообразное движение при минимальных скачках, подавляющее большинство плавных ходов, плавных гаммообразных построений. Моцарта отличает кристальная простота: его полифония прозрачна, фактура ясна, ритм определенен, стабилен. Для Рахманинова характерна густая фактура, обилие подголосков, сочетание двух восьмых с триолями, выражающее состояние эмоционального напряжения. Контрастность подобного сопоставления помогает ощутить стиль композитора. Подобные приемы нотного письма и подводят нас постепенно к пониманию композиторского стиля.

          Читая с листа незнакомое и достаточно трудное произведение (причем это необходимо делать в темпе), вряд ли возможно, да и необходимо, с пунктуальной точностью воспроизводить на инструменте каждый знак нотного текста. Не случайно, знающий свое дело концертмейстер зачастую придерживается следующего «кредо»: минимум нот - максимум музыки. Разумеется, чем квалифицированнее в чтении музыкант, тем меньше допускается им текстовых сокращений, однако в сложных по пианистической структуре сочинениях к ним прибегает практически каждый. Суть в том, где и что можно сокращать.

         В заключение хочется еще раз отметить, что упражнения в чтении с листа должны проводиться концертмейстером регулярно и систематически. Это очень существенно, поскольку регулярность и систематичность занятий и предопределяют, в конце концов, успех. Кратковременные, эпизодические занятия, как правило, бесплодны. Ибо умения и навыки, не успев сформироваться, быстро стираются.

           Таким образом, одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в обороте в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в

    нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Асафьев Б. Памятка //Сов. Музыка. 19бЗ.№ 4.
    2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. -М..1961.
    3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. - М., 1996.
    4. Концертмейстерский класс и концертмейстерская практика: Примерная программа по дисциплине для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 0501 «Инстру ментальное исполнительство» / Министерство культуры Российской федерации: Научно-методический центр по художественному образованию. - М., 2002.
    5. Крюкова И.А. Методы формирования импровизационных умений студентов в процессе концертмейстерской подготовки // Вопросы фортепианной педагогики. - М., 1980.
    6. Крючков НА. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л., 1961.
    7. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов детских музыкальных школ.-М.: Престо, 1994.
    8. Савшинский С. Пианист и его работа. - Л.: Композитор. 1961.
    9. Цыпин. Г.М. Обучение игре на фортепиано.-М.:Музыка,1974
    10. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа" (ДПОП "Фортепиано)

    Рабочая программа, составленная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Ф...

    ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

    В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в п...

    Рабочая программа учебной дисциплины "Чтение с листа" по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство,, специализация "Фортепиано"

    Данный предмет предусматривает развитие навыка чтения нотного текста с листа в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего специалиста....

    Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

    Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

    "Элементы импровизация и умение строить простейшие музыкальные формы - необходимые навыки концертмейстера хореографии"

    Обучение навыкам импровизации обогащает пианиста-исполнителя и концертмейстера, развивает слух, расширяет кругозор, позволяет ему приблизиться к тайнам композиторского ремесла....

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

    Практика доказала, что одним из важных качеств музыканта является умение читать с листа, исполнять произведения в различных тональностях (быстро транспонировать нотный текст). Этот вид музыкального ис...

    Рабочая программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа"

    Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Фортепиано".  Рабочая программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа".Срок реализа...