Методическое сообщение на тему: "Музыкальное оформление урока народно-сценического танца"
методическая разработка на тему

Материал может быть полезен для концертмейстеров, работающих на хореографическом отделении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

концертмейстера хореографического отделения

МБУ ДО «Школа искусств №1» Труниной Елены Владимировны

«Музыкальное оформление урока народно-сценического танца».

На любом этапе обучения хореографии на занятиях с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Это обусловлено тем, что искусство танца неразрывно связано с музыкой. К сожалению, в СУЗах и ВУЗах не ведется целенаправленная подготовка концертмейстеров хореографических классов. А чтобы успешно работать в хореографическом классе, недостаточно быть хорошим музыкантом, пусть даже в совершенстве владеющим искусством игры на своем инструменте. Поэтому музыканты, впервые сталкиваясь с работой на уроках хореографии, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно. На изучение различных сторон концертмейстерской деятельности в хореографическом классе музыкант затрачивает несколько лет серьезной работы. Практический опыт, приобретаемый концертмейстером за долгие годы работы, ничем нельзя заменить. Но даже опытные, концертмейстеры зачастую не могут с уверенностью утверждать, что полностью овладели искусством хореографического аккомпанемента. Поскольку работа музыканта в хореографическом классе – это сфера музыкального творчества, требующая не только длительного обучения, но и предполагающая процесс практически бесконечного совершенствования.

От концертмейстера не зависит построение урока, это решает преподаватель-хореограф. А вот на каком эмоциональном уровне пройдет урок, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки. На уроке народно-сценического танца перед концертмейстером стоит широкий по диапазону комплекс исполнительских задач, связанных с применением средств музыкальной выразительности. Реализация этих задач способствует не только раскрытию содержания исполняемого произведения, но и яркому проявлению стилистических особенностей и характера танцевальной музыки разных народов. В отличие от сценических форм танца, где музыка служит источником хореографического решения, к учебному хореографическому материалу (комбинациям) музыкальное сопровождение специально подбирается концертмейстером. Источником материала может быть не только народная музыка, но и композиторская музыка разной национальной принадлежности. Например, сегодня в качестве музыкального сопровождения plie я исполню «Украинский танец» советского композитора Константина Мяскова, который является автором многочисленных обработок народных песен и танцев. Как правило, исполняемый на уроке музыкальный материал, должен соответствовать определенным требованиям. В основном требования предъявляются к характеру, темпу, метроритму и форме музыкального произведения. Целесообразнее использовать гомофонногармонический тип фактуры, поскольку он в целом характерен для танцевальной музыки. Подобранное музыкальное сопровождение должно отличаться метрической однородностью, а также интонационно-ритмической ясностью и простотой. В структурном отношении для музыкальных фрагментов желательна квадратность в пределах восьми или шестнадцатитактового периода повторного строения. Большое значение повторности и квадратности в музыкальном материале обусловлено структурными особенностями танцевальных движений и состоящих из них комбинаций. Технология подбора музыкальных произведений базируется в первую очередь на знаниях концертмейстером техники исполнения танцевальных движений. Кроме того, существуют определенные представления о соответствии выразительных особенностей двудольного и трехдольного метра различным видам движений. Известно, что двудольные метры обладают свойствами, характеризующимися четкостью, ритмичностью. Поэтому они более всего подходят для сопровождения таких движений как battements tendus, флик-фляк. Трехдольные же метры воспринимаются как более пластичные и мягкие. Подобные особенности музыкального метра должны быть соотнесены с характером движений, используемых в комбинациях. Еще один немаловажный момент – это наличие затакта. При выборе музыкального сопровождения к таким движениям как battements tendus и подготовка к «веревочке» необходимо учитывать, что наличие затакта является непременным условием с начального момента изучения данных движений. Построение комбинаций в экзерсисе у станка на уроке народно-сценического танца осуществляются с учетом характера и манеры различных народных танцев. И здесь одним из важнейших аспектов в выборе музыкального сопровождения к комбинациям является темп. Например, молдавская хора не может сопровождать исполнение battements tendus jetes или каблучных движений, но очень гармонична и естественна во время исполнения такого движения как rond de jambe par terre. Таким движениям как plie или adagio в большей степени соответствует характер украинской и русской лирической музыки. Т.о. концертмейстер в своей работе ориентируется в первую очередь на содержание хореографических композиций. Поэтому очень важным для концертмейстера является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала. Этот навык воспитывается исключительно в процессе практики и владение этим навыком позволяет концертмейстеру во время исполнения произведения по нотам с помощью бокового зрения наблюдать за выполнением танцевальных движений учащимися. Знание последовательности движений в комбинациях необходимо в ходе репетиционной работы, чтобы при остановках, связанных с повторением определенной части, не возникала проблема «с какого места начать».

Обучение народно-сценическому танцу дает возможность учащимся овладеть манерой исполнения танцев различных народов, разнообразием и сложностью их темпов и ритмов. А мастерство и профессионализм концертмейстера заключается в том, чтобы грамотно подобранный и художественно исполненный музыкальный материал, способствовал развитию у учащихся умения согласовывать характер движения с характером музыки и умения передавать настроение музыки посредством выразительности хореографических движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по народно - сценическому танцу

Краткий обзор про народно - сценический танец...

Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет...

Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".

В помощь преподавателям хореографических дисциплин....

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются все нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом.....

Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...

Методические рекомендации к изучению темы «Вращения» на уроках народно - сценического танца 4 класс

Тема, требующая кропотливой подготовительной работы с первых уроков изучения дисциплины....

Методическая разработка «Развитие координации движений» на уроке классического танца

Данная методическая разработка подготовлена для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Маленькая балерина». В ней подробно описывается методика проведения занятий по допо...