Философский пароход. Русская интеллигенция в эмиграции.
статья по теме

Саламатникова Нэля Владимировна

Выступление студентки Музлановой А. (научный руководитель - Саламатникова Н.В.), на Областной научной студенческой конференции " Октябрьская революция в России 1917 года: анализ прошлого через настоящее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emigratsiya.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Философский пароход.  Русская интеллигенция в эмиграции.

Так сложилось, что в феврале 1917 года история России и всего мира изменилась, свобода так дурманила разум и кружила голову, что казалось, наступило долгожданное освобождение России и она шагнет навстречу светлому будущему, так же как и Европа  когда-то. Но Россия не Европа: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить» [2, с. 202]. И вместо буржуазного чуда и промышленной революции наступил холодный октябрь. А вместе с ним и Октябрьская революция, затем были гражданская война и интервенция; белый террор, красный террор. И последние пароходы, которые брали штурмом обезумевшие от отчаяния люди. Мало кто из тех, что вершили эту историю, ведали, к чему она приведет. …

Тот, кто был умней и дальновидней и вовремя избавился от дурмана в голове, тот вывел свои капиталы заграницу и уехал туда сам.  Но таковых были единицы и в основном это были не представители русской интеллигенции, а промышленники и купцы средней руки.

И теперь они, те, кто мечтал о революции, вынуждены покинуть свою Родину. Как же трудно им было,  эмигрантам, потерявшим все... кто-то сумел преодолеть все невзгоды, не сломился, а кто-то просто потерял себя…

Вот, что пишет о русской эмиграции 1917 -1920 гг. князь Юсупов: «В эмиграции оказались представители самых разных слоев общества: великие князья, знать, помещики, промышленники, духовенство, интеллигенция, мелкие торговцы, евреи. То есть не только люди богатые, но и лишенные имущества. Тут была сама Россия. Почти все потеряли всё» [1, с.279].1  Юсупов Ф.Ф. Мемуары в двух книгах. М., Захаров, 1998

«Первая волна» эмиграции была самой массовой в истории страны (тогда, по разным оценкам, ее покинуло от 1,5 до 2,5 миллиона человек) и стала одной из национальных трагедий России.

В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

Лето 1922 года. Органами ГПУ составлены три списка: московский — 67 человек , петроградский — 51 человек, украинский — 77 человек ; итого 195 человек. За многих учёных ходатайствовали различные ведомства и люди. В конечном счёте изгнанию подлежало примерно 160 человек.

31 августа 1922 года. В «Правде» опубликовано сообщение о высылке, в котором указывалось, что «наиболее активные контрреволюционные элементы высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу, <…> Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов.

Сегодня известно множество причин высылки русской интеллигенции из страны: это и выход русского варианта книги О. Шпенглера "Закат Европы", изданной философами Н. А. Бердяевым, Ф. А. Степуном и С. Л. Франком, и критические отзывы о советской власти и экономической модели в журнале "Экономист", издававшемся в Петрограде, и выступления профессуры против большевистских реформ высшей школы в 1921 г., и много другое. Однако настоящей причиной, как писал И.А. Бунин в "Окаянных днях", были не события, а время... По мере перехода к НЭПу В. И. Ленин и его окружение оказались на перепутье : сопроводить определенную свободу в сфере экономики политической либерализацией, определенным ограничением своей власти или для ее сохранения в будущем пойти по пути высылок, репрессий по отношению к политическим оппонентам и потенциальным конкурентам. Большевистским правительством был выбран второй вариант. В 1921 - 1922 гг. обычным делом стали аресты, высылки, расстрелы.

Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты . Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу»

[1].  Примечания-----( Письмо В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинскому. Высылка интеллигенции. Фонд Александра Яковлева (19 мая 1922). Архивировано из первоисточника 31 марта 2012. Проверено 27 января 2010.)

Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»

[2].  «Тройка» в составе Льва Каменева, наркомюста Дмитрия Курского и заместителя Дзержинского Иосифа Уншлихта подготовила список интеллигентов, подлежащих высылке за границу. (2.  М. А. Осоргин. «Как нас уехали» (фрагмент воспоминаний)

«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Обербургомистер Хакен(29—30 сентября) и Пруссия (16—17 ноября)[3], доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.  (2.  М. А. Осоргин. «Как нас уехали» (фрагмент воспоминаний)

(3.  Макаров В. Г., Христофоров В. С. Пассажиры «философского парохода» (судьбы интеллигенции, репрессированной летом — осенью 1922 г.) // Вопросы философии. — 2003. — № 7. — С. 113—137.)

Их вызывали на допрос и предлагали расстрел или высылку без ничего. Высылаемым разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм и по две штуки всякого белья. Вот и все. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. [5, с.420-421]. 5  Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк,Издательство имени Чехова, Том 2, 1956.

Основную массу изгнанников составляли философы, в связи с чем пароход, увозивший их в Европу, получил название «философского». Вместе с ними отправлялись в изгнание «выброшенные с территории РСФСР» крупнейшие экономисты, психологи, юристы... Вот лишь те, кто уже имел или вскоре получил мировую известность: Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин, Лев Шестов, Николай Лосский, Фёдор Степун, Василий Зенковский, Иван Лапшин, Борис Вышеславский, Александр Изгоев и другиеИсточник: http://vikent.ru/enc/1749/

Акция принудительной высылки лучшей части отечественной интеллигенции ознаменовала не столько начало политических репрессий, сколько раскол внутри русской культуры. С момента, как пароход «Пруссия» отправился в свой исторический рейс, русская мысль перестала быть единым феноменом, культурным событием, - она трагически разделилась на Русское Зарубежье и Россию Советскую. Поразительно точно описал ситуацию Н. О. Лосский: "...Германия - все же не Сибирь, но как же чудовищно трудно было оторваться от корней, от самой своей сути, которая умещалась в одном коротком слове - Россия". Те же, кто остался, кто не был предан своей страной, предвидели ужасные последствия высылки: "Страна, лишившись своей интеллигенции, двигается вспять", - писал Максим Горький, - "без творцов русской науки и культуры нельзя жить, как нельзя жить без души".

Париж стал сердцем русской эмиграции. Конечно, эмигранты были разбросаны по всем европейским странам и даже за океаном, но большинство обосновались во Франции.

Послевоенная Европа - голод, разруха, толпы своих бездомных и безработных, а тут еще и эта напасть в виде сотен тысяч представителей русской интеллигенции. Врачи, художники, профессора, философы, просто богема - они были кем-то в России и стали никем в Европе. Да, правительства этих стран помогали беженцам, но не всем и в крайне малом количестве. А еще и тоска по Родине, злоба и обиды, ссоры и политические разногласия.

Что же поэтому поводу писали сами эмигранты? Вот, что, писал Марк Вишняк, российский юрист, публицист, известный деятель культуры русского зарубежья: «Все эмигранты утратили свои очаги и заработки, былое социальное положение, часто и «профессию». Выход из положения искали в разных направлениях»[3, с. 34-35]. Вот так оно и выходило -были всем, стали никем. И став никем, достигнув дна, они вытаскивали из чуланов памяти свои давно позабытые умения, открывали в себе новые возможности и таланты. Да, таланты. Ведь даже чтобы стать чистильщиком обуви надо было выдержать большую конкуренцию.  [1, с. 279].

Они достигли высот, получили признания, дали толчок развитию европейской культуры и науки. Написали много трудов, создали много нового[3, с. 35].

Неоценимый вклад в развитие мировой науки и искусства внесли следующие видные представители эмиграции:

Философы: Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Николай Лосский, Федор Степун и другие.

Нобелевские лауреаты: Иван Бунин (Лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года), В.Леонтьев, Илья Пригожин.

Писатели: Зинаида Гиппиус, Александр Куприн, Владимир Набоков , Иван Шмелев и другие.

Ученые: Социолог Питирим Сорокин («отец северо-американской   социологии»), Татьяна Проскурякова, расшифровавшая письмена майя, отец аэродинамики Р.Рябушинский, изобретатель геликоптера (вертолета) и авиоконструктор Игорь Сикорский, изобретатель телевидения В.Зворыкин, и другие.

Композиторы: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Александр Глазунов и Сергей Рахманинов.

Оперные певцы: Федор Шаляпин.

Хореографы: Сергей Дягилев (знаменитые Русские сезоны Дягилева всегда собирали полные аншлаги), Матильда Кшесинская, Анна Павлова.

В Париже и пригородах строились православные храмы со своими школами, комитетами вспомоществования и богадельнями» [1, с. 279].

Таким образом, жизнь русской эмиграции постепенно вошла в колею и наладилась, благодаря усилиям и стараниям русской интеллигенции.

Начало ХХ века - время революций, смен режимов, мыслей жизней, время двух мировых войн. И где-то между ними затянутые вихрем перемен миллионы человеческих судеб Они наладили быт и культуру эмигрантов, читали лекции в университетах, открывали издательства, защищали права. Они подарили Европе новую жизнь, были той искрой, из которой разгорелось пламя обновленной культуры европейского общества. И мечтали они о том, чтобы вновь, пусть не они сами, но хотя бы их дети и внуки вернулись в Россию.

В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак.  Надпись на гранитном обелиске гласит: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки .

В 2007 году учрежден ежегодный Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», символом и главным призом которого стало скульптурное изображение «Философского парохода», работы Галины Шилиной.

Продюсер Александр Цекало готовит к выпуску многосерийный художественный фильм «Философский корабль».

Обращаясь к событиям 100 -летней давности, мы задаемся вопросом – насколько их уроки могут быть востребованы нами, живущими здесь и сейчас, в XXI веке. Осмысление этого события необходимо в связи с современным этапом становления новой российской государственности, с выбором приоритетов новой России в XXI в.

Один из их уроков событий 1922 года видится в том, что диалог власти и интеллигенции не состоялся по причине отсутствия общего подхода в выборе социальных ориентиров. Ни та, ни другая сторона не были готовы к конструктивному сотрудничеству. Надеюсь, что сегодня, уроки прошлого будут учтены.

Литература

1  Юсупов Ф.Ф. Мемуары в двух книгах. М., Захаров, 1998

2  Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Под ред. П.В.Быкова. С-Петербург, Издание т-ваА.Ф.Маркс, 1913.

3  Вишняк М.Годы эмиграции 1919-1969. Париж-Нью Йорк. (Воспоминания), 1970.

4  Ленин В.И. Письмо Ф.Э.Дзержинскому. 19 мая 1922/РГАСПИ. Ф.2. Оп.1. Д.23211.Л.2-2об. Автограф./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/deport/lenin22.htm

5  Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк,Издательство имени Чехова, Том 2, 1956.

6  Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. Москва, "Русский путь", 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.lib.ru/MEMUARY/KRIWOSHErNA/deparis.txt 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева. Урок-исследование с элементами мастерской

Урок-исследование с элементами мастерскойТема: «Не то, что мните вы, природа…» (Аналитическое чтение философской лирики Ф.И.Тютчева)...

Г. Исхакый һәм XX гасырның 60-80 нче еллар прозасында милли интеллигенция мәсьәләсе.

Статьяда Г.Исхакыйның   әсәрләренә анализ,  төрле  елларда иҗат ителгән  әсәрләрдә милли интеллигенция проблемалары ачыла. Бу статьяны  студентлар,  укытучылар үз эшләрен...

Рабочая тетрадь по обществознанию для студентов 1 курса " Начало философских знаний о человеке и обществе (1 семестр)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮдля студентов I курса:     "Начало философских знаний о человеке и обществе"(1 семестр)для специальностей:080114 Экономика и бухгалтерский учёт140...

Презентация по теме "Человек как главная философская проблема"

В презентации рассматриваются источники к формированию интереса к человеку, раскрываются содержание понятий индивид, индивидуальность, личность, свобода, ответственность, поиск смысла жизни....

Философские проблемы техники в курсе «Основы философии»

Материал представляет собой разработку-конспект того, что, по моему мнению, следует знать студентам колледжей о философии техники. Что такое техника и технологии, в чём положительное и отрицательное з...

А.И. Герцен и политическая эмиграция

Презентация на тему А.И. Герцен и политическая эмиграция...