Творческая деятельность педагогического фортепианного ансамбля «Диалог»
методическая разработка

Ковальчук Татьяна Викторовна

Изменения, происходящие в современном обществе, придают особую остроту проблеме профессионального развития педагога-музыканта. В настоящее время музыкальная школа  нуждается в преподавателях, владеющих всем арсеналом теоретических и практических знаний, умений, навыков, ориентированных на развитие собственной творческой активности, способности к самореализации и нестандартному решению музыкально-педагогических задач. На наш взгляд, творческая активность и потребность в самовыражении наиболее ярко проявляются в исполнительстве как специфическом виде деятельности педагога-музыканта. Именно исполнительская деятельность в единстве с педагогикой помогает преподавателю выполнить музыкально-воспитательную и музыкально-образовательные задачи,  связанные с  уроками музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  «Детская  школа искусств» Усть - Кутского муниципального образования

Обобщение опыта работы

Творческая деятельность  педагогического фортепианного ансамбля «Диалог»

подготовила

преподаватель по классу фортепиано,

концертмейстер

Ковальчук Татьяна Викторовна

Усть-Кут 2018

Звучат Паганини, Франц Шуберт и Брамс.

Пленён зал игрой виртуозной:

То колокол плачет из серебра,

То шепчутся чайные розы.

Преград для аккордов чарующих нет -

В них радость свидания, муки.

Четыре руки - фортепианный дуэт -

Лавиной летящие звуки!

С. А. Белов

Вступление

Изменения, происходящие в современном обществе, придают особую остроту проблеме профессионального развития педагога-музыканта. В настоящее время музыкальная школа  нуждается в преподавателях, владеющих всем арсеналом теоретических и практических знаний, умений, навыков, ориентированных на развитие собственной творческой активности, способности к самореализации и нестандартному решению музыкально-педагогических задач. На наш взгляд, творческая активность и потребность в самовыражении наиболее ярко проявляются в исполнительстве как специфическом виде деятельности педагога-музыканта. Именно исполнительская деятельность в единстве с педагогикой помогает преподавателю выполнить музыкально-воспитательную и музыкально-образовательные задачи,  связанные с  уроками музыки.

Фортепианный ансамбль как «один из самых парадных жанров музыки» в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида совместного музицированияобусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых лет; обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII-XX веков, не иссякающий интерес к сочинениям современных композиторов. При этом отмечается, что наряду с коммуникативной функцией фортепианного ансамбля, чрезвычайно востребована его педагогическая составляющая. Во-первых, фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, не только оказывает благотворное влияние на педагогов-музыкантов в профессиональном плане, но и формирует такие человеческие качества как: чувство взаимного уважения, такт, партнерство. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность, как для творческого, так и дружеского общения преподавателей, поскольку творческий контакт с партнером, ясно изложенные мысли позволят ансамблистам найти верное прочтение сочинения при создании художественного образа исполняемого музыкального произведения.Кроме того, ансамблевая игра, открывает благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Ансамблист находится в особо выгодных условиях, ведь наряду с репертуаром, адресованным непосредственно фортепиано, он может использовать, также, оперные клавиры, аранжировки симфонических и камерно-инструментальных произведений. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, ансамблевое исполнительство способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, накоплению запаса многочисленных ярких слуховых представлений, стимулирует развитие творческого потенциала личности  педагога-музыканта.

В 2013-2014 учебном году преподавателями  Детской школы искусств г. Усть-Кута Тютриной Р. Г. и Ковальчук Т. В. был создан фортепианный ансамбль, первоначальной  целью которого было участие в школьном концерте ансамблевой музыки.

Удачный тандем дополняющих друг друга индивидуальностей довольно скоро перерос в стабильную творческую единицу, по сути, новый художественный коллектив школы. Немного позднее появилось и  название «Диалог», что отражает суть данного вида музицирования. Умение выстраивать творческие партнерские отношения, вести диалог – несомненно, одно из важнейших профессиональных качеств музыканта. Как правило, в фортепианном ансамбле встречаются два музыканта, порой различные по своим творческим индивидуальностям, разные по человеческим характерам, но это не должно стать помехой, если оба партнера едины в желании осуществить общий замысел. А что может лучше научить слушать и понимать партнера, чем ансамблевое музицирование, тем более, если его участники – представители одной специальности?

ТютринаРаиса Геннадьевна – преподаватель по классу фортепиано высшей квалификационной категории, окончила Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. И. Чайковского. Работает в ДШИ Усть-Кута с 2009 года.  Педагогический стаж составляет 39 лет.

Ковальчук Татьяна Викторовна -  преподаватель по классу фортепиано высшей квалификационной категории, окончила Братское музыкальное училище и Могилевский государственный педагогический университет. Стаж работы в ДШИ Усть-Кута 22 года.

Из опыта работы

Первый  и ответственный шаг в деятельности ансамбля - подбор репертуара, отвечающего как индивидуальным исполнительским возможностям каждого из музыкантов, так и требованиям предполагаемых концертных или конкурсных мероприятий. Поиск нотного материала порой превращается в настоящее исследование. Искать нужно везде: от школьной библиотеки до различных интернет - ресурсов.

  1. Интернет – магазин учебной литературы по искусству «Арт – транзит». Издательский дом «Классика- XXI».  В интересующих нас разделах интернет - магазина «Фортепианные ансамбли» и «Концерты для 2 фортепиано» мы часто покупаем музыкальные новинки. Здесь мы приобрели, к примеру, оба сборника попурри композитора Н. Капитановой,  джазовые ансамбли  В. Галимова и др.
  2. Сайт композитора Павла Захарова.

На просторах интернета мы открыли для себя творчество современного одесского композитора Павла Захарова. Его музыка обладает высокими художественными характеристиками, яркими образами и прекрасно развивает технические навыки пианиста. На сайте П. Захарова можно найти его сборники «Фортепианная музыка для детей и юношества» в 7 выпусках (в конце каждого выпуска 2-3 ансамбля). Есть возможность послушать произведения в mp3-формате, а также посмотреть исполнение  на канале Ютуб.  В течении нескольких минут можно купить ноты и получить их по e-mailc мгновенной доставкой товара "ExpressAccessService". В гостевой книге можно разместить свой отзыв о музыке композитора и о качестве нот.

  1. Специализированная ветка форума Классика "Ансамбли и ансамблики для ДМШ"  нам также помогают решить проблему  репертуара.

В репертуаре ансамбля «Диалог» музыка различных жанров и направлений: Г.Свиридов «Время, вперед!»;Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»; Р.Эйленберг. Галоп; Н. КапитановаПопурри «Волшебная страна»,Попурри «по следам бременских музыкантов";  И.С. Бах. Хоральная прелюдия фа минор,  Шутка из оркестровой сюиты си минор;В. А. Моцарт. Турецкое рондо;Д. Мийо. Бразильера;Галимов «Джаз –рокк»;М. Дунаевский  джазовая импровизация «Лев и Брадобрей»;П.Захаров «Бах играет либертанго», «Бэсамэмучо»Пьяццола «Либертанго» и др.

После того, как музыка, обещающая интересную работу, выбрана, начинаются репетиции. Самое первое проигрывание произведения ансамблем представляет собой медленное чтение с листа со счетом вслух и остановками на границах разделов, с тем, чтобы вынести представление о том, какая из партий в данном фрагменте солирующая, какая – аккомпанирующая. Наблюдения, высказываемые каждым исполнителем, обсуждаем и фиксируем в нотах карандашом. Параллельно обсуждаем первые впечатления о стилистике, жанровых особенностях и содержании музыки. Исходя из этих впечатлений, создается некое предварительное представление о будущем результате, руководствоваться которым мыбудем в дальнейшей индивидуальной работе. Высказываются и обсуждаются пожелания по темпам, тембровой дифференциации, выстраиванию формы целого. Для результативной работына первой же репетиции расставляемв нотах метки, позволяющие быстро сориентироваться, если это не сделано заранее. Наиболее удобная система меток – сплошная нумерация тактов.

Главная проблема в любом ансамбле – одновременное вступление, синхронное взятие аккордов, дослушивание пауз и синхронное окончание или снятие звука. В работе фортепианного ансамбля «Диалог» имеется своя система жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющих синхронно начинать произведение, показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п., причем, такие жесты должны быть практически незаметны публике.Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля: единого понимания и ощущения партнерами темпа и ритмического пульса.

Еще одна трудность, которую нам пришлось преодолевать - тенденция к ускорению при нарастании силы звука, когда эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс. Для преодоления этого недостатка мы сравнивали темп коды с темпом начала пьесы, или путем сравнения и сопоставления отдельных эпизодов, а также прибегали к помощи метронома. Хочется обратить внимание на то, что репетировать произведение всегда только ансамблем не всегда полезно, а иногда даже вредно. Поэтому мы чередуем репетиции в ансамбле с индивидуальной работой.

Чтобы услышать ансамбль «со стороны», зачастую мы прибегаем к помощи других преподавателей, которые анализируя звучание, дают  полезные рекомендации. Также хорошим помощником может стать и аудиозапись своего исполнения. Аудиозапись – беспристрастный свидетель -  помогает услышать недочеты штриха, отследить ритмические неточности, выслушать динамический баланс. Запись позволяет найти те проблемы, которые в течении проигрывания мозг исполнителей не успевает зафиксировать. Делать рабочую аудио или видеозапись время от времени (не единожды) – очень полезно.

Известно, что слуховые ощущения исполнителя, полученные в классе и на сцене, весьма сильно разнятся. Случается, первая репетиция в зале приводит к плачевным ощущениям, будто всё, что долгим репетиционным трудом было закреплено в классе, на глазах разрушается. Поэтому перед концертным выступлением мы проводим занятия в зале, начиная от репетиции выхода на сцену и заканчивая поклоном.

Насыщенная и трудоемкая педагогическая работа, кажется, не оставляет времени для репетиций и подготовки  больших программ, но именно педагогические задачи становятся главным импульсом для систематической исполнительской практики.Одна из основных задач музыкальной школы состоит в расширении кругозора подрастающего поколения, воспитании высокообразованных личностей, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, в формировании людей, жизнь которых обогатится великим даром – умением слушать и понимать музыку. С момента создания  ансамбля мы неоднократно принимаем участие в школьных и городских концертах (Концерт ансамблевой музыки, Отчетный концерт школы, Праздник первоклассника, Концерт выпускников, Благотворительный концерт «Спешите делать добро» и др.). Важно то, что  педагогическая концертная деятельность является хорошим примером для учащихся, стимулируя занятия музыкой и вовлекая в творческий процесс, ведь педагог- исполнитель – образец для подражания!

 Нам  потребовалось 3 года интенсивной совместной работы, чтобы принять решение померяться творческими силами с другими фортепианными ансамблями. Первым конкурсом, принесшим нам звание лауреатов III степени, стал международный конкурс-фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах по видеозаписям в г. Красноярске в 2017 году. Через год ансамбль с новой программой участвует в международном интернет-конкурсе «Поклонимся великим тем годам», проводимом при информационной поддержке Министерства культуры Российской федерации  и Международной Академии Информатизации при ООН, где также становится лауреатом III степени. Однако останавливаться на достигнутом мы не намерены. В настоящее время идет подготовка к участию в очном конкурсе среди фортепианных ансамблей.

 Также как подведение творческой работы коллектива за 5 лет планируется провести концерт фортепианного дуэта на сцене Детской школы искусств г. Усть-Кута для учащихся, их родителей и преподавателей.

Заключение

Творческая деятельность педагогов помогает  избавиться от устаревших взглядов и штампов в преподавании, делает педагога более восприимчивым к инновациям, что в конечном итоге повышает его успешность. «Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам» (К.Д. Ушинский). Сколько бы лет ни работал преподаватель, он всегда будет находиться в поиске, пополнять багаж знаний. «Постоянный поиск» – вот девиз, которому педагог следует всю жизнь. «Дерзайте, вы талантливы» - это призыв не только к  нашим ученикам, но и к вам, уважаемые коллеги. Ищите себя, новые формы и методы в своей работе. Воспитывайте и поддерживайте в себе потребность к творчеству, ведь, как известно, «нет предела совершенству»! Желаем удачи в развитии педагогического творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективное музицирование(Фортепианный и камерный ансамбль)

В программе содержится примерное поурочное планирование, а также расширенные методические рекомендации....

Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана

Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...

Открытый урок по фортепианному ансамблю

На уроке  фортепианного ансамбля была представлена работа над произведением Р.Глиэра "Грустный вальс" с учащимися 5 класса. Кроме конкретных задач по выучиванию и исполнению конкретного произведе...

"Некоторые особенности работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ"

В работе раскрываются некоторые особенности и принципы работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИДанная разработка будет полезна начинающим педагогам ДШИ в классе "Фор...

Методическая разработка "Фортепианный ансамбль в восемь рук "от А до Я": от подбора репертуара до концертного выступления" (2018)

Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ и ДШИ. Практические рекомендации по различным аспектам организации ансамблевой деятельности взрослых и детей: подбор репертуара, р...

Методическая разработка открытого урока. ТемаРазвитие творческих способностей и навыков учащихся на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Отделение:ФортепианноеСпециальность:Педагог дополнительного образования высшей категории по классу фортепиано.Преподаватель:Ганоцкая Наталья АндреевнаУчащиеся:Велокожон Анастасия,  Хорунжая ...