Проектирование содержания учебного занятия в области дополнительного обра-зования на примере предмета "Хореография"
статья

Брыкина Жанна Викторовна

Проектирование содержания учебного занятия в области дополнительного образования на примере предмета "Хореография"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра технологий и профессионального образования

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Проектирование содержания учебного занятия в области дополнительного образования на примере предмета "Хореография"

                                                         Выполнила:

Слушатель факультета переподготовки

Брыкина Жанна Викторовна

Руководитель: кпн, доцент, доцент

кафедры технологий профессионального образования

Назаренко-Матвеева Татьяна Михайловна

Москва, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

 Глава 1 Роль хореографического искусства в воспитании культуры подростков………………………………………………………………………5

1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания подростков………………………………………………………………………5

1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе…6

2. Возрастные и индивидуальные особенности обучения подростков искусству хореографии………………………………………………………9

2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей подростков…………..9

2.2. Проектная деятельность в студенческом  хореографическом коллективе...11

Заключение……………………………………………………………………..32

Список использованн6ых источников и литературы………………………..34

ВВЕДЕНИЕ

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией. Отличительными изменениями характера образования является его ориентация на развитие инициативы, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.

Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.

Актуальной задачей является организация изучения особенностей становления и развития задатков и способностей ребенка. В настоящее время преобладает психологический подход при выявлении склонностей отдельных детей. Однако, необходимо также с социальных позиций исследовать процесс постепенного раскрытия природного потенциала личности под влиянием определенных воздействий культуры.

Сфера образования в целом, и дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы образования способствует тому, что в учреждениях СПО уделяется не малое внимание дополнительному  образованию молодежи.

Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководителя учреждения СПО создать базу и условия для дополнительного образования подростков ,провести маркетинг, зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, сохранность, развитие и микроклимат педагогического коллектива. Особое значение приобретает выработка стратегии изменения культурных ценностей и представлений педагогического  коллектива, переориентация межличностных отношений, системы норм и правил поведения .

Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую  и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и  выносливость, гармоничное телосложение.

Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально- организованное движение. Особенность искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки, показывает национальную, стилевую и историческую принадлежность. Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врачи-физиологи утверждают, что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Регулярные занятия способствуют улучшению циркуляции крови и снабжению тканей организма кислородом, повышению мышечного тонуса. С точки зрения медицины танцы – это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца

Хореографические занятия в колледже являются перспективной формой эстетического воспитания подростков. В основе эстетического воспитания лежит хореографическое искусство. Оно предполагает полное развитие индивидуальных способностей подростков. Обучение в хореографических коллективах должно быть доступным для значительно большего круга студентов. Им нравится искусство танца. Обучающиеся охотно  и длительно посещают занятия, проявляют усердие и настойчивость, приобретая танцевальные знания и умения. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность подростков, я как педагог дополнительного образования имею возможность  к проведению большой воспитательной работы.

Актуальность исследования, своей основой педагогические требования к определению методики, содержания и организационных форм занятий с подростками по хореографии имеют принцип воспитывающего обучения. Обучение и воспитание неразрывно связаны. Педагогический процесс построен таким образом, чтобы обучающиеся, приобретали знания, овладевали умениями и навыками. Одновременно должно происходить формирование мировоззрения, должны приобретаться лучшие черты характера и взгляды. Занятия по танцу развивают  эстетическое воспитание подростков, положительно воздействуют на физическое развитие подростков, вызывают рост их общей культуры. Таким образом, хореографическое искусство имеет богатые возможности  к широкому осуществлению воспитательных задач. Поэтому актуальность и востребованность  выбора данной темы очевидна .

Объект исследование - педагогические основы в хореографическом искусстве.

Предмет исследования - проектирование содержания учебного занятия.

Цель. Изучение особенностей проектирования содержания учебного занятия искусством хореографии.

Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры подростков;

- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания подростков;

- определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;

- изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения подростков искусству хореографии

- проанализировать методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности подростков.

Методы исследования - анализ и обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания подростков посредством искусства хореографии.

Аттестационная работа представлена введением, двумя главами, содержащих по два параграфа, заключения и списком использованной литературы.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

1.1 Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания подростков

Большая воспитательная работа возможна при использовании специфических средств искусства танца, заинтересованности подростков.

Хореография является миром красоты движения, световых красок, звуков, костюмов.

           Занятия по хореографии способствуют воспитанию и развитию у студента норм и привычек поведения в соответствии с законами красоты.[8,c.54]

Трудолюбие, дисциплинированность и терпение - необходимы в быту, а не только в хореографическом классе. Эти качества воспитывают педагоги-хореографы.

Чувство ответственности двигает подростков, в ходе занятий хореографией, вперед. Нельзя подводить стоящего в танце партнёра, нельзя опоздать, так как от тебя зависят другие, нельзя не доработать, не выучить, не выполнить.

Аккуратность в хореографии, опрятность формы в хореографическом классе влияет и на внешний вид подростков .

Воспитание этикета является одной из важнейших сторон на занятиях по хореографии. Кавалер ухаживает за дамой, мы постоянно уделяем внимание развитию женственности и мужественности на занятиях. Забота  о других и внимание необходимые качества в характере подростков. Эти задачи можно решить  на занятиях хореографией.

Хореографическое искусство у студента дополняет и продолжает его реальную жизнь, обогащает её. [4,c.331]

Творческая личность представляет собой важнейшую цель как эстетического воспитания, так и всего процесса обучения. Педагог-хореограф должен способствовать формированию, развитию и укреплению у подростков потребности в общении с искусством.

Воспитательную работу необходимо проводить систематически. Сложность воспитательной работы в коллективе определяется тем, что обучающиеся имеют различный уровень воспитания и культуры. Порой непросто сосредоточить их интересы. При этом педагог-руководитель обязан применять индивидуальный подход к детям, проявлять чуткость, такт.

В обращении с подростками необходимо проявлять симпатию, уважительный интерес к их сложностям в жизни, к их огорчениям и радостям.

Не возможны пропуски без уважительных причин. Таким образом, достигается и развивается понятие долга. Все задания и упражнения должны быть выполнены добросовестно и доведены до конца. Все это влияет на нравственный настрой студентов, вызывает у них положительные эмоции и развивают их эстетическую культуру.[6,c.109]

1.2. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.

Формы и методы воспитательной работы различны и зависят от направленности и характера творческой деятельности коллектива.

  1. Приступая к постановочной работе педагог, рассказывает детям об истории постановки, о костюмах, быте, традициях, о характерах и образах.  Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает подростков и педагога. Появляются общие темы для разговора, в котором педагог тактично и умно направляет подростков в правильное русло.
  2. Воспитание дисциплины способствует привитию навыков организации труда, активному отношению к нему.  Воспитывается уважение к общему труду, способность подчинять личное общественному.
  3.  Сознательная дисциплина - это дисциплина целеустремленности и внутренней организованности. Внешняя дисциплина способствует внутренней самодисциплине. Обучающиеся становятся более собранными. Они  быстро и четко выполняют задачи.
  4. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в танцоры, и переход из подготовительной группы студентов первого курса в старшую основной состав коллектива «Талисман», совместные репетиции и постановки и т.д.
  5. Постановки номеров на современные темы, способствуют развитию и поддержанию интереса подростков к занятиям.
  6. Совместный просмотр и последующее обсуждение спектаклей, концертных программ - профессиональных и своих коллективов. Анализ выступлений собственного коллектива.
  7. Большая воспитательная работа достигается путём творческих отчётов, обмена опытом между коллективами и творческой помощью друг другу.[9,c.48]
  8. Встречи с творческими, талантливыми людьми. Их рассказ о своих творчестве и профессии  сильно эмоционально воздействуют  на подростков.
  9. Обучающиеся должны быть полностью заняты в репертуаре коллектива, что является стимулом для занятий.
  10. Изучение танцев других народов принесет большую пользу в художественном воспитании подростков.

Хореографический коллектив в определенных условиях и в определенном смысле разрешают возникающие проблемы у подростков: воспитывает ответственность; снимает отрицательные факторы убирает тенденцию «исключительности» некоторых подростков; оберегает студента от злорадства, нездорового соперничества. В этом  заключается важная задачей  воспитания подростков. [10,c.85]

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.

  1. Большая воспитательная работа возможна при использовании специфических средств искусства танца, заинтересованности подростков.
  2. Трудолюбие, дисциплинированность и терпение - необходимы в быту, а не только в хореографическом классе. Эти качества воспитывают педагоги-хореографы.
  3. Все задания и упражнения должны быть выполнены добросовестно и доведены до конца. Все это влияет на нравственный настрой подростков, вызывает у них положительные эмоции и развивают их эстетическую культуру.
  4. Формы и методы воспитательной работы различны и зависят от направленности и характера творческой деятельности коллектива.

ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ

2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей подростков

Педагог-хореограф занимается эстетическим воспитанием подростков. Его целью является всесторонняя подготовка подростков к созиданию действительности и её художественному восприятию.

Формирование любви к своей национальной культуре лежит в основе этого воспитания. Формируется также любовь к общению, народному творчеству, пониманию и интересу красоты окружающего мира. Физическое совершенство становится  важнейшей частью хореографического воспитания.

Все эти задачи воспитания нельзя отделить от индивидуальных и возрастных особенностей подростков. Возрастные особенности представляют собой психологические и анатомо-физиологические особенности характера определённого возраста.[5,c.298]

 Тесное  взаимодействие с особенностями возраста находятся индивидуальные - устойчивые свойства характера, личности, умственной деятельности,  интересов, присущие ребенку и отличающие его от других [7, с. 37].

Обучающиеся  способны заниматься хореографией к 5-6-летнему возрасту. В этом возрасте уже сформированы структуры и функции мозга студента, которые приближаются к мозгу взрослого человека.

Нужно также учитывать и половые различия. Мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора в физиологическом отношении.

 К 6-7 годам обучающиеся способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Для них характерна непосредственность, устойчивость, жизнерадостность, веселое настроение. Появляется потребность в посещении концертов, театров,  во внешних впечатлениях, слушании музыки. После  этого обучающиеся часто изображают свои впечатления в разных формах.

Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 лет (1-3 класс) - в этом возрасте качественно и структурно изменяется головной мозг.[3,c.112]

По другому протекают основные нервные процессы - торможения и возбуждения. Проявляется самостоятельность, сдержанность, настойчивость и упрямство.

К слабым сторонам в физиологии этого возраста относится быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно. Опорно-двигательный аппарат подростков этого возраста очень гибок.

Развитие мелких мышц происходит медленно, поэтому мелкие и быстрые движения,  для подростков очень сложны. У подростков этого возраста надо формировать осанку, умение ориентироваться в пространстве, развитие музыкальности, ритмичности. Эти обучающиеся особенно чувствительны к эстетическому воспитанию.

11-14 лет - в этот период происходят быстрые количественные и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет. Перестраивается моторный аппарат. Могут  наблюдаться нарушения координации движений. Развитие сердечнососудистой и нервной систем не всегда успевает за ростом.  Это может приводить к головокружению и обморокам.

Растёт возбудимость нервной системы. Часто в этом возрасте ребёнок становится раздражительным, обидчивым, вспыльчивым, резким. Обучающиеся нуждаются в стремлении к самостоятельности, самоутверждении.

Для эмоционального состояния характерна сила чувств и трудность в управлении ими.[11, с. 45]. Эмоциональные переживания устойчивы.

Для этого возраста занятия можно проводить 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Изучаются более сложные движения, комбинации.

15-17 лет - в физиологическом отношении в этот период интенсивно развивается мускулатура, продолжает развиваться мозг. Девушки и юноши готовы к умственной и физической нагрузке. Занятия хореографией строятся с полной нагрузкой.

Педагог-руководитель должен понимать особенности каждого возраста для успешной работы. Согласно возрастным особенностям, умело распределять физическую нагрузку. Формирование репертуара и составление плана воспитательной работы требует учитывать психологические особенности каждого возраста.[1,c.99]

2.2. Проектная деятельность в студенческом хореографическом коллективе.

Хореография представляет собой важный компонент культурно-эстетической среды колледжа, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие студентов.

В то же время исследования ученых показывают, что к подростковому возрасту снижается процент занимающихся хореографией студентов. Причинами такого явления являются слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий, а также - отсутствие свободы выбора видов хореографии. Проблема  заключается в организации хореографической деятельности учащихся в системе дополнительного образования колледжа. Она не должна сводиться только к техническим решениям, а способствовать эстетическому развитию студентов, духовному становлению.

Одним из способов решения может служить использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах студенческом хореографическом коллективе..[12,c.126]

Проектный метод дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают в обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, музыка, мировая художественная культура.

Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микро - исследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.

Формы обучения при этом могут быть разными: групповыми и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий и без них. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.

Вне зависимости от вида проекта структура проектировочной деятельности отражает следующий алгоритм действий:

• целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);[16,c.73]

• моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

• конструирование (определение и обоснование условий и средств достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

• реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

• анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).

На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.[2,c.265]

Пример ученического проекта «Парадоксы судьбы Кармен» (фрагмент)

Вступление.

Кармен…  Каждый человек в своей жизни хоть раз слышал это имя. Когда мы произносим слово «Кармен», сразу возникают ассоциации: сочетание черного с красным, страсть, смешанная с трагизмом, жгучий огонь и яркая роза, хабанера и Испания. «Кармен» - это бесценное произведение, которое написал известный писатель Проспер  Мериме. Кармен» - это опера Бизе. «Кармен» -это многочисленные фильмы режиссеров разных стран.

Определение цели и задач.

Цель работы: исследовать особенности образа Кармен как культурного символа в разных жанрах литературы и искусства

Задачи:

-прочитать новеллу Проспера Мериме «Кармен», выяснить, в чем новаторство произведения, определить, насколько реалистична Кармен.

-выяснить, как менялся образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

-исследовать особенности трактовки характера героини средствами разных видов искусства: оперы, балета, кинематографа.

Основной этап.

 Сравнительный анализ новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе.

В новелле Проспера Мериме "Кармен" много загадочного и странного - такого, о чем опера, в силу особенностей своего жанра, просто не в силах рассказать.

1.Трехмерное изображение Кармен в художественном произведении. Образ Кармен формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Трое повествователей - мужчины, каждый из которых по-своему участвует в описании портрета и характера героини.

2. Символика образа Кармен связана с фольклорно-мифологическим комплексом, причем, не только с испанским.

3.Мериме не идеализирует свою героиню. В отличие от писателя Бизе облагородил Кармен, устранил в ее характере такие черты, как хитрость и воровскую деловитость, но подчеркнул в ней прямоту чувств, независимость, свободолюбие. Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

4. Парадокс художественной судьбы Кармен заключается в том, что оперная героиня в значительной степени заслонила образ, созданный Мериме.

Кармен «поэтическая»

Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Гарсиа Лоркой. Интересно проследить, как преобразовался образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Трансформация образа в балете «Кармен-сюита» в сравнении с оперой Ж.Бизе

«Кармен-сюита» в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась «окраска конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и музыкальных акцентов.

 Изменения эти определены различием жанров оперы и балета. Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее — духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.[12,c.322]

Приключения Кармен в кинематографе. Анализ трактовок образа разными режиссерами (Сессиль де Миль, Карлос Саура, Франческо Росси, Александр Хван, Андрей Жолдак) Заключение

Часто художники, писатели, поэты и композиторы обращаются к вечным образам искусства и литературы. Каждый автор имеет право на изменение уже существующего образа путём внесения в него других черт.

Известны многие вечные образы: Дон Кихот, Дон Жуан, Санчо Пансо, Отелло Ромео и Джульетта, Гамлет. Самым узнаваемым, популярным и, пожалуй, самым любимым можно назвать образ Кармен. Он глубоко укоренился в мировой гуманитарной традиции. Образ Кармен, можно использовать на разных уровнях: поп-арта, высокого искусства и даже поведения в быту.

Работа над проектом является чрезвычайно эффективной. Проект формирует развитие творческих способностей, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, коммуникативных навыков, готовит к обучению в различных образовательных учреждениях хореографической направленности.[20,c.145]

Многочисленные изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в развитии личности. В современных условиях особое внимание должно уделяться гармоничному разностороннему развитию личности, которое дает возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовки ребёнка к жизни, его психологической и социальной адаптации.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества. Все чаще особое внимание в процессе воспитания и образования подростков уделяется хореографии. [14,c.96]

Хореография – это средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческая фантазия личности, которая может находить яркие и образные сравнения. 

Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления — все это дает крылья творческому воображению.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. [17,c.233]

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.

Следует отметить, что хореографическое творчество является синтетической формой современной художественной культуры, способствующей упрощению важнейших для каждого студента процессов социализации и культуре.

Приобщаясь к специализированным языкам музыки, рисунка, танца, кино, литературы, обучающиеся не просто входят в мир традиционных культурных ценностей, но получают возможность универсального общения, получения и передачи информации, обретают базу для анализа и оценки поступков, событий, явлений, многомерного восприятия мира.

В процессе приобщения к культуре ребенок учится выражать не просто действия и намерения, но оттенки смысла, намерений и поступков; получает возможность не только выйти за пределы биологического существования, но осознать себя и свою деятельность в целостности и гармонии с миром и обществом.

В большинстве своем, хореография – это коллективный вид творчества, который способствует не только творческому развитию личности студента, но и социализации внутри конкретной социальной группы, что позволяет перенимать нормы поведения, присущие для нее.

Так, например, хореографический коллектив можно представить в виде некой целостной системы, отдельной группы, обладающей определенным набором элементов, взаимосвязанных между собой: участники коллектива, руководитель, педагоги, репертуар, материально-техническая база.

Как показывает практика, хореографический коллектив является своеобразным институтом, способным компетентно выполнять функции воспитания и образования подростков.[15,c.211]

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникших проблем у подростков: устраняет  отрицательные факторы (закомплексованность в движениях, в походке); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере студента, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); устраняет тенденцию «исключительности» некоторых подростков; бережет студента от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни» ,что является важной задачей в воспитании подростков.

Преподаватель учит подростков способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, и вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения. Отстаивать ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Однако сегодня большинство из участников творческих коллективов не хотят просто научиться танцевать и быть одним из многих. Они хотят иметь возможность проявить свою творческую индивидуальность, используя свои сильные стороны, что невозможно сделать в массовом танце. Это важно не только для развития личности студента во всех отношениях, и в творчестве, и в жизни, но и для развития коллектива.

Основная проблема большинства детских творческих хореографических коллективов в современных условиях, на наш взгляд, заключается в том, что они ориентированы не на развитие личности, а на реализацию практических интересов: либо это зарабатывание денег, либо получение всевозможных титулов и наград и т. д.

В процессе выстраивания коллективных номеров, сопровождающихся стремлением к достижению максимальной синхронности, стирается индивидуальность каждого исполнителя.

Для того чтобы удовлетворять растущие потребности участников коллектива, связанные с развитием личности в процессе инкультурации, сегодня недостаточно предлагать и реализовывать традиционные или современные известные приемы, методы, программы и т.п., необходимо искать и предлагать инновационные решения и проекты.

Одним из таких инновационных подходов явилось решение о реализации на базе хореографического коллектива «Талисман» г. Серпухова.

Цель проекта - создание условий для творческого развития личности студента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • разработать рабочую программу по курсу «Художественный образ в хореографии»;
  • организовать обучение подростков по курсу «Художественный образ в хореографии»;
  • создать портфолио участника проекта;
  • организовать ежегодные отчетные программы для участников проекта, которые будут проводиться по окончании каждого учебного года в форме отчетного концерта, выставки материалов фотосессий, просмотра видеороликов.

Ожидаемые конечные результаты:

  • повышение культурного уровня и расширение общего кругозора участников проекта;
  • повышение уровня социализации участников проекта;
  • установление позитивного эмоционально-психологического контакта между детьми, родителями и педагогами посредством участия их в отчетных концертах;
  • ожидаемая модель участника проекта: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком уровне.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

  «Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности студента посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования студента и совместной его работы с руководителем.

Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-студента, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, его вовлеченность в культуру через хореографическое творчество.

В рамках данной модели необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для студента весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом».

Примерная анкета участника проекта:

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Назови сильные и слабые стороны твоего характера.
  4. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»?
  5. Какую музыку ты предпочитаешь?
  6. Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся?
  7. Какой художественный образ тебе близок?

Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.

В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства развития личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения студента в культуру.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация предлагаемого проекта предполагается посредством рабочей программы по курсу «Художественный образ в хореографии» (см. стр. 11).

Разделы, входящие в рабочую программу курса «Художественный образ в хореографии»:

  1. история танца;
  2. история сценического костюма;
  3. имиджелогия и основы актерского мастерства;
  4. «музыкальная азбука»;
  5. основы визажа.

Формы  работы:

  1. коллективная творческая деятельность;
  2. индивидуальные занятия;
  3. мастер-классы;
  4. тренинги;
  5. беседы.

Целевая группа: участники хореографического коллектива «Планета».

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Игры, конкурсы.
  7. Поклон.

Срок реализации проекта – 3 года. Данная образовательная программа рассчитана на три учебных года, по окончании которых участник проекта получит портфолио.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация образовательной программы проходит ежегодно в три этапа.

Первый этап. Подготовительный:

  • распространение информации о проекте;
  • организация собрания родителей и педагогов;
  • отбор участников проекта;
  • заполнение анкеты на каждого учащегося.

Второй этап. Основной:

  • проведение педагогами творческих занятий;
  • проведение бесед, мастер-классов, тренингов педагогами;
  • проведение фотосессий и создание видеоклипов учащихся;
  • проведение отчетных концертов;
  • освещение хода реализации проекта на сайте Центра;
  • создание портфолио участников проекта.

Третий этап. Заключительный:

  • проведение встречи участников проекта (педагогов, родителей) с целью проведения анализа результатов проекта;
  • внесение изменений в план работы.

        При реализации проекта возможно влияние  следующих негативных факторов:

  • неуверенность учащихся в своих силах;
  • появление скованности и стеснения у студента при создании индивидуального номера;
  •  неадекватное восприятие родителями цели и задач проекта.

        Для того чтобы преодолеть перечисленные проблемы необходима тесная взаимосвязь педагог-родители-ребенок, а также в ходе реализации проекта необходимо постоянно учитывать возрастные, эмоциональные, психологические и прочие особенности каждого ученика.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОЕКТА

В проект «Хореографический портрет» будут приглашены желающие участники хореографического коллектива «Талисман».

Реализация проекта предполагается по специально разработанной авторской рабочей программе. Выдержки из программы:

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Развитие музыкальности и ритмичности

4

12

16

3

Постановка корпуса, рук, ног, головы

2

12

14

4

Партерная  гимнастика

4

16

20

5

Основы акробатики

4

14

18

6

Координация движений (подготовительные и вспомогательные  движения)

4

14

18

7

Уроки  с предметами

2

12

14

8

Игровые танцевальные миниатюры

2

16

18

9

Резерв

0

24

24

Итого

24

120

144

Учебно-тематический план первого года обучения

Содержание программы первого года обучениz

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер   музыки   (спокойная,   энергичная,   торжественная),   темпы музыки.

Практика.  Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение понятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы.  Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 3. Партерная гимнастика.

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы   корпуса  упражнения   на  развитие   гибкости (использование игрового элемента).

Тема 4. Основы акробатики

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика.  Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации

Тема 6. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.  Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Развитие музыкальности и ритмичности

4

16

20

3

Создание художественного образа в истории хореографии

4

16

20

4

Постановка корпуса, рук, ног, головы

2

14

16

5

Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии

4

16

20

6

Партерная  гимнастика

2

14

16

7

Создание художественного образа в истории сценического костюма

4

16

20

8

Основы акробатики

2

14

16

9

Координация движений (подготовительные и вспомогательные  движения)

2

16

18

10

Уроки  с предметами

2

14

16

11

Игровые танцевальные миниатюры

4

20

24

12

Резерв

0

28

28

Итого

32

184

216

Содержание программы второго года обучения

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер   музыки   (спокойная,   энергичная,   торжественная),   темпы музыки.

Практика.  Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Создание художественного образа в истории  хореографии.

Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.

 Практика. Постановочные этюды на заданную тему.

Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение понятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы.           Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии.

Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.

Практика. Музыкально-игровые этюды.

Тема 5. Партерная гимнастика.

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы   корпуса  упражнения   на  развитие   гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма.

Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии

Практика. Моделирование сценического костюма.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика.  Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 9. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 10. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.  Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Развитие музыкальности и ритмичности

2

16

10

3

Создание художественного образа в истории хореографии

4

14

18

4

Постановка корпуса, рук, ног, головы

2

12

20

5

Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии

4

14

18

6

Партерная  гимнастика

2

12

14

7

Создание художественного образа в истории сценического костюма

2

14

16

8

Основы акробатики

2

14

16

9

Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии

2

14

16

10

Координация движений (подготовительные и вспомогательные  движения)

2

14

16

11

Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

2

16

18

12

Уроки  с предметами

2

14

16

13

Игровые танцевальные миниатюры

2

14

16

14

Резерв

0

18

18

Итого

30

186

216

Содержание программы третьего года обучени

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер   музыки   (спокойная,   энергичная,   торжественная),   темпы музыки.

Практика.  Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Создание художественного образа в истории  хореографии.

Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.

 Практика. Постановочные этюды на заданную тему.

Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение понятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы.           Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии.

Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.

Практика. Музыкально-игровые этюды.

Тема 5. Партерная гимнастика.

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы   корпуса  упражнения   на  развитие   гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма.

Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии

Практика. Моделирование сценического костюма.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика.  Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии.

Теория. Сущность и структура имиджелогии. Имиджелогия личности.

Практика.  Актерский тренинг.

Тема 9. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 10. Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Теория. Основные типы и виды грима. Сценический макияж и прическа. Гармония визажа и танца.

Практика. Создание художественного образа средствами визажа..

Тема 11. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 12. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.  Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Дальнейшие перспективы развития проекта

Корректировка программы курса «Художественный образ в хореографии», увеличение числа участников проекта, интеграция проекта в различные творческие коллективы г. Кемерово.

        Таким образом, реализация данного проекта позволит максимально эффективно работать педагогу с участниками хореографического коллектива в направлении развития их творческой индивидуальности и создания законченного художественного образа.

Кроме того, участник проекта «Хореографический портрет», пополнив багаж теоретических знаний и практических навыков в области хореографии и портфолио, значительно повысит свой культурный уровень, а также расширит свой творческий потенциал.

        ВЫВОД: Таким образом, творческое развитие личности студента посредством подобных инструментов, позволяет нам актуализировать процесс инкультурации личности, способствующий развитию культурной компетентности. В свою очередь, специализированные центры помогают грамотно организовать этот процесс, вовлекая в него родителей, сверстников, учителей, тем самым способствуют регуляции процесса получения и передачи культурной информации.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

  1. Педагог-хореограф занимается эстетическим воспитанием подростков. Его целью является всесторонняя подготовка подростков к созиданию действительности и её художественному восприятию. Формирование любви к своей национальной культуре лежит в основе этого воспитания. Формируется также любовь к общению, народному творчеству, пониманию и интересу красоты окружающего мира. Физическое совершенство становится  важнейшей частью хореографического воспитания.
  2. Хореография представляет собой важный компонент культурно-эстетической среды колледжа, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучения подростков необходимо сделать следующие выводы:

Педагог-хореограф, начиная занятия с подростками, прежде всего, стремится заинтересовать подростков, научить их понимать и любить искусство танца. Искусство танца  расширяет сферу интересов подростков, обогащает подростков новыми впечатлениями. [16,c.75]

Участие в исполнении танцев, беседы педагога и подростков, приобретение точных и правильных танцевальных навыков, творческое отношение к созданию в них образа способствует развитию эстетического восприятия, воспитанию эмоционального отношения к произведениям искусства, даёт возможность строить правильные суждения о хореографии.

 Многолетний практический опыт работы с подростками даёт возможность  сделать вывод о важности для подростков грамотной и систематической подготовки в хореографическом классе.

Овладение необходимыми навыками, знаниями и умениями, наука понимания и осмысливания содержания хореографического материала, выразительное его исполнение, позволяет детям сознательно, по-новому, более активно начать относиться к хореографическим занятиям.  Результатом эмоционального активного знакомства с хореографией является формирование художественного вкуса подростков. Обучающиеся начинают подмечать и воспринимать прекрасное в жизни, а не только в искусстве.

Так же можно сделать вывод о том, что занятия в хореографическом классе играют большую роль в физическом развитии подростков.  

У них появляется стройная осанка, появляются легкие, свободные и грациозные движения, исчезают такие физические недостатки, как сутулость, лишний вес и т.д. Улучшается  координация движений. Для занятий в хореографических классах характерно приобретение полезных навыков является естественным. У подростков  появляется способность к восприятию эстетики поведения в быту; подтянутости и вежливости, которые становятся нормой поведения этих подростков. Они тщательно следят за чистотой, за своей внешностью, аккуратностью, изяществом своих прически и костюма.

Важно отметить зависимость успеха подростков в хореографическом классе от преподавателя.  Преподаватель либо имеет профессиональные знания и способен умело применять их в учебно-тренировочной работе, либо делает ошибки, отрицательно влияющих на подростков.

Преподаватели хореографии должны учитывать особенности методики работы с подростками разных возрастов, выявлять причины наиболее распространенных ошибок, встречающихся в хореографической практике.

Нельзя не отметить важную черту педагога в воспитании активности подростков способность к анализу и учёту педагогической ситуации, путей и возможностей исправления допущенных ошибок. Важно уметь чувствовать обстановку, иметь психологическую интуицию.

С помощью этой способности педагог-руководитель имеет огромные возможности к использованию благоприятных ситуаций в воспитательных целях, создание устойчивой положительной атмосферы в классе.

Каждое занятие, каждый прожитый день, концерт или репетиция способны к изменению интересов и возможностей подростков. Необходимо учитывать даже самые незначительные характерные черты, которые проявляются в ходе обучения. Активность подростков в хореографическом коллективе находится в зависимости от творческой активности педагога. Педагог обязан стремиться вести своих учеников к здоровому духовному развитию и совершенствованию исполнительского мастерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдоков, Юрий Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора / Юрий Абдоков. - М.: РАТИ-ГИТИС, МГАХ, 2010. - 272 c.

2. Балет, танец, хореография / ред. Н. Александрова. - М.: СПб: Лань, 2008. - 416 c.

3. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 624 c.

6. Беке, А. Учимся танцам за месяц. Танцкласс от хореографа шоу "Танцы со звездами" на английском канале ВВС (+ DVD-ROM) / А. Беке. - М.: Эксмо, 2008. - 224 c.
7. Бернстайн, С. 20 уроков клавиатурной хореографии / С. Бернстайн. - Москва: 
РГГУ, 2001. - 152 c.

8. Ванслов, В. В. Хореограф Юрий Григорович / В.В. Ванслов. - М.: Театралис, 2009. - 248 c.

9. Вашкевич, Н. Н. История хореографии / Н.Н. Вашкевич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 873 c.

10. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н.Н. Вашкевич. - М.: Лань, Планета музыки, 2009. - 192 c.

11. Дю, Беке Учимся танцам за месяц. Танцкласс от хореографа шоу "Танцы со звездами" на английском канале ВВС (+ DVD-ROM) / Беке Дю , Антон. - М.: Эксмо, 2008. - 224 c.

12. Есаулов, И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник / И.Г. Есаулов. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 256 c.

13. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайфферт. - Москва: РГГУ, 2015. - 128 c.

14. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы / В.М. Красовская. - М.: Лань, Планета музыки, 2009. - 656 c.

15. Красовская, В. Русский балетный театр начала ХХ века. Хореографы / В. Красовская. - Москва: Высшая школа, 2017. - 526 c.

16. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 1984. - 176 c.

17. Мельдаль, Кристине Поэтика и практика хореографии / Кристине Мельдаль. - М.: Кабинетный ученый, 2015. - 106 c.

18. Музыка и хореография современного балета. - М.: Музыка, 1979. - 208 c.

19. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2011. - 472 c.

20. Портнов, Г. Г. Портнов. Ну-ка, обучающиеся, встаньте в круг!.. Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. Портнов. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 110 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебное занятие в системе дополнительного образования для начинающих педагогов.

Основные требования к современному занятию, основные принципы обучения, структура различных типов занятия, общая структура плана занятий, методы организации занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организация занятий по программам дополнительной подготовки в области дошкольного образования разработан на основе Федерального государст...

Разработка учебного занятия по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Тема учебного занятия: ««Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»». Тема занятия по МДК 01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в област...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...