Методические рекомендации для организации самостоятельной работы соматически ослабленных студентов специальности Музыкальное образование по учебной дисциплине "Основы дирижерской техники"
методическая разработка

Слинкина Александра Андреевна

Одной из важных составляющих профессиональной подготовки педагога-музыканта являются дирижерско-хоровые навыки, которые осваиваются в процессе изучения вариативного междисциплинарного курса (далее МДК) «Основы дирижерской техники», входящего в ПМ. 03 (Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность) в течение 8 учебных семестров.

Для студентов с соматически ослабленным здоровьем, освоение этого МДК представляет определенную трудность, так как занятия дирижированием требуют физической выносливости, и мышечной свободы и координации, значительных энергозатрат во время занятий дирижированием, связанных с необходимость формировать и поддерживать определенный психоэмоциональный тонус в соответствии с художественным образом произведения, проявлять волевые усилия, управлять собственным эмоциональным состоянием. Данные рекомендации помогут организавать правильную самостоятельную работу студента по данной дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_slinkina_metodicheskie_rekomendatsii.docx37.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слинкина А.А.

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

соматически ослабленных студентов

специальности 53.02.01 Музыкальное образование

по междисциплинарному курсу

«Основы дирижерской техники»

В настоящее время проблема профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Законодательством Российской Федерации, предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в соответствии с основополагающими международными документами в области образования. [1,2]

Одной из важных составляющих профессиональной подготовки педагога-музыканта являются дирижерско-хоровые навыки, которые осваиваются в процессе изучения вариативного междисциплинарного курса (далее МДК) «Основы дирижерской техники», входящего в ПМ. 03 (Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность) в течение 8 учебных семестров.

Для студентов с соматически ослабленным здоровьем, освоение этого МДК представляет определенную трудность, так как занятия дирижированием требуют физической выносливости, и мышечной свободы и координации, значительных энергозатрат во время занятий дирижированием, связанных с необходимость формировать и поддерживать определенный психоэмоциональный тонус в соответствии с художественным образом произведения, проявлять волевые усилия, управлять собственным эмоциональным состоянием.

Трудность в освоении МДК «Основы дирижерской техники» заключается в особенностях здоровья соматически ослабленных студентов. Как правило, студенты с соматически ослабленным здоровьем (заболевания внутренних органов: дыхательной системы, сердца, почек, печени, эндокринные заболевания и т. д.) – одна из распространенных «групп риска» в профессиональных образовательных учреждениях, что, очевидно, связано с интенсивным воздействием ряда неблагоприятных факторов, прежде всего экологических и социально-экономических.Для таких студентов характерны: астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность; ипохондрические черты характера; страхи, уклонения от ответственности. Повышенная утомляемость и истощаемость, является признаком соматической ослабленности, на фоне которой отмечается раздражительность, пониженное настроение и эмоциональная неустойчивость. Из опыта работы стало очевидно, что для успешного освоения основ дирижерской техники соматически ослабленными студентами, необходимо применить особые подходы к организации учебных занятий, способы и приемы учебной работы, адаптированный репертуар и особым образом алгоритмизированную самостоятельную работу.

Самостоятельная работа студента в системе профессионально подготовки современного специалиста в области музыкального образования – это целенаправленный, внутренне мотивированный, структурированный преподавателем процесс. Важно обучить навыкам самостоятельной работы, эту работу нужно направлять и контролировать.

На современном этапе учитель музыки должен заниматься постоянной профессионально-творческой самообразовательной деятельностью. Следует отметить, что навык постоянной самообразовательной деятельности, должен быть заложен в годы учебы в колледже. В образовательной программе ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» это качество будущего специалиста сформулировано как общая компетенция – ОК 8., включающая способность «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации».

В образовательной сфере в последние десятилетия предлагаются различные технологии и формы обучения, которые позволяют повысить уровень и качество самостоятельной работы студента с соматически ослабленным здоровьем, а следовательно, и эффективность будущей самообразовательной деятельности специалиста. Весьма перспективным направлением для самостоятельной работы, являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые стали частью современного образовательного процесса.

Последовательно рассмотрим основные подходы к организации самостоятельной работы соматически ослабленных студентов по МДК «Основы дирижерской техники».

1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентам в части формирования физической готовности дирижерского аппарата.

Для работы над постановкой дирижерского аппарата необходимы физические упражнения, которые помогают не только раскрепостить мышечные зажимы, но и создать эмоциональное равновесие, проявить волевые усилия для достижения результата. Для усвоения этих упражнений можно использовать музыкальное сопровождение, для передачи характера и точности исполнения движений.

Для самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие упражнения:

– выполнение упражнений по частям, при этом изучая каждую фразу движения, а затем объединяя их в целое;

– выполнение упражнений на «свободу» (например, сидя на стуле; поднимать руки вверх и свободно опускать вниз на мягкую поверхность);

– выполнение упражнений на ощущение плоскости перед собой ( например, сидя на стуле перед столом, поднимать свободно руки и опускать их на стол);

– рекомендуется использовать имитационные упражнения («играем в мяч, красим стены», «рисуем кончиками пальцев круг, знак бесконечности» и т.д.);

– при самостоятельной работе нужно использовать сочетание: движения рук и пением мелодии, либо игрой на инструменте);

Упражнение для освобождения мышц всей руки, помогающее выработке свободного движения цельно-гибкой руки, необходимой при показе legato.

При свободном и непринужденном корпусе медленно и плавно поднимать руку в сторону. Движение начинается с кисти (в кистевом суставе); кисть тянет за собой предплечье (движение в локтевом суставе); плечо плавно и незаметно включается в движение примерно тогда, когда предплечье окажется в нижней позиции (плоскость тазового пояса). С этого момента движение происходит в плечевом суставе. Полезно представить, что руку «кто-то» плавно тянет за кисть (не сопротивляться этому, «отдавать» руку легко).

Когда рука займет почти вертикальное положение, начать обратное движение вниз (предварительно несколько расслабив руку). Опускание руки выполняется в противоположном порядке: сначала опускается плечо (движение в плечевом суставе), потом – предплечье (движение в локтевом суставе), затем – кисть (движение в кистевом суставе). Также медленно, плавно и свободно. Теперь можно вообразить, что рука «кем-то» постепенно «опускается» и идет вниз под действием своей тяжести.

При поднимании руки вверх, можно представить, что тянемся рукой к плоду, растущему на дереве, или указываем на мерцающую в небе звезду, пролетающий самолет. Порядок опускания руки соблюдается прежний.

Движение рук сначала чередовать, затем можно перейти к их одновременному выполнению.

Упражнения на развитие подвижности, гибкости кисти, необходимые при показе staccato:

а) производить мягкие движения кистью вверх и вниз, сгибая полностью лучезапястный сустав;

б) делать вращательные круговые движения по часовой стрелке и против нее, собирая свободные пальцы при движении книзу и раскрывая их при движении кверху;

в) коротко и резко ударять средним пальцем о какую-либо твердую поверхность и моментально отдергивать кисть вверх.

Как один из вариантов выполнения этих упражнений, для того чтобы обеспечить неподвижность предплечья и плеча, локоть нужно ставить на твердую поверхность (стол, крышку рояля).

Упражнение для ощущения «звука» в концах пальцев, мускульной собранности.

Вложить между первым и третьи пальцами какой-либо предмет (отрезок карандаша, палочки и т.п.). Затем, удерживая его концами пальцев, производить движения сверху вниз на плоскость и в стороны по ней. Опустив предмет, пытаться сохранить в концах пальцев ощущение твердости, упругости при освобожденной мягкой руке. Так же это упражнение помогает убрать ощущение того, что пальцы расслаблены и как бы «лишние».

Упражнение для ощущения «звука» в концах пальцев, мускульной собранности.

Вложить между первым и третьи пальцами какой-либо предмет (отрезок карандаша, палочки и т.п.). Затем, удерживая его концами пальцев, производить движения сверху вниз на плоскость и в стороны по ней. Опустив предмет, пытаться сохранить в концах пальцев ощущение твердости, упругости при освобожденной мягкой руке. Так же это упражнение помогает убрать ощущение того, что пальцы расслаблены и как бы «лишние».

Упражнения на выработку ощущения «звука» в руке.

Для убедительного показа штрихов очень важно выработать ощущение «звука в руке». Выразительный дирижерский жест неразрывно связан с этим ощущением. Рука дирижера как будто несет в себе сам звук в соответствии с его характером.

Можно привести ряд сравнений, помогающих  понять это ощущение:

а) Звучание legato можно уподобить ленте разной фактуры, толщины и массы. Иногда звук в legato напоминает тончайшую вот-вот прервущуюся серебряную нить, иногда шелковую или бархатную ленточку. Порой он подобен широкому и тяжелому резиновому шлангу или жгуту. Можно представить, что растягиваем пружину.

«Взяв» ленточку концами пальцев или шланг всей кистью, нужно осторожно или решительно, легко или с напряжением протягивать их, как бы разматывая клубок или же вытягивая с усилием нить из сопротивляющейся массы. Цепко «взяв» звук-ленту нужно дотянуть его до точки, т.е. до начала новой доли и там «прикрепить» его. В зависимости от характера музыки «материал» ленты будет различным, но в процессе «вытягивания» звука нужно всегда заранее представлять, куда и как он будет «прикреплен». «Прикрепив» звук к точке (резко и мягко), дирижер «несет» ленту дальше. Лента эта прерывается лишь в паузах, после которых ее нужно снова цепко взять и нести к новой точке «закрепления».

Необходимое при legato ощущение «тянущегося» звука появляется от преодоления естественного ускорения, когда рука идет вниз, и замедления, когда рука идет вверх.

б) Для штрихов staccato или мarcato есть другое сравнение: жест здесь напоминает движения молоточка, точным рассчитанным ударом прикрепляющего деталь-звук к нужному месту – точке.

Показывается также различная фразировка с использованием нюансов, изменений темпа и штрихов. Таким упражнениям следует придавать образно-жанровый характер: в духе колыбельной, в духе марша и т.д.

в) Для штриха non legato – взмах крыла птицы в стороны (кисть тянет за собой предплечье, плечо; опускаем руку в обратном порядке); другой вариант – взмах руки перед собой в том же порядке. Для ощущения отдачи.

В самостоятельной работе со студентами с соматически ослабленным здоровьем рекомендуется чередовать виды деятельности.

Для таких студентов характерна быстрая утомляемость, поэтому обучающиеся не могут долго отрабатывать какой-то один навык, рекомендуется частое переключение с одного вида деятельности на другой (исполнение партитуры на музыкальном инструменте, дирижирование с концертмейстером, пение с инструментальным сопровождением или музыкально-теоретический анализ и др.).

Одной из первоочередных задач в обучении студента с ОВЗ как для самостоятельных занятий, так и для практических стоит воспитание эмоциональной отзывчивости. От разнообразия взятых в работу хоровых произведений, детских песен, зависит эмоциональность занятий. При самостоятельных занятиях необходимо чтобы студент занимался перед зеркалом над работой с динамикой дирижерского жеста (громко, тихо, мягко, строго) с учетом характера музыкальных произведений, специфических особенностей и т.д.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы студентам в части формирования психоэмоциональной готовности к деятельности дирижера.

Трудности при самостоятельной работе, с которыми обучающийся сталкивается при исполнении хоровой партитуры на фортепиано, может вызвать сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, иногда нервозности и даже агрессивности. Именно поэтому, при обучении таких студентов технике дирижирования, необходимо дозировать поступление новой информации, исходя из состояния здоровья, исходя из возможностей обучающегося и т.д.

Для студентов с соматически ослабленным здоровьем характерна быстрая утомляемость, поэтому обучающиеся не могут долго отрабатывать какой-то один навык, рекомендуется частое переключение с одного вида деятельности на другой (исполнение партитуры на музыкальном инструменте, дирижирование с концертмейстером, пение с инструментальным сопровождением или музыкально-теоретический анализ и др.).

Одной из первоочередных задач в обучении студента с соматически ослабленным здоровьем, как для самостоятельных занятий, так и для практических стоит воспитание эмоциональной отзывчивости. От разнообразия взятых в работу хоровых произведений, детских песен, зависит эмоциональность занятий. При самостоятельных занятиях необходимо чтобы студент занимался перед зеркалом над работой с динамикой дирижерского жеста (громко, тихо, мягко, строго) с учетом характера музыкальных произведений, специфических особенностей и т.д.

Принципы подбора репертуара и работа над хоровым произведением.

Хоровое произведение выбирается в соответствии с общим уровнем музыкального развития и индивидуальными особенностями студента. Нужно быть внимательным при подборе хоровых произведений студенту, не завышать уровень сложности музыкального материала, иначе студент будет чувствовать себя не успевающим. При выборе репертуара, преподаватель ставит перед обучающимся задачи, связанные с разбором хорового произведения. При первом разучивании, преподавателю необходимо продемонстрировать в своем исполнении хоровое произведение с последующим пояснением.

Примерный репертуарный список для студентов с соматически ослабленным здоровьем по МДК 02.01. «Основы дирижерской техники» первого года обучения по трем уровням сложности, где первый уровень – студент без музыкальной подготовки; второй уровень – с не полной музыкальной подготовкой; третий уровень – полная музыкальная подготовка.

  1. Для студентов с пониженным настроением, повышенной утомляемости, рекомендуется произведения с веселым характером.

I уровень сложности:

  • Русская народная песня в обработке В. Попова «Перед весной»
  • Русская народная песня в обработке В. Попова «Пойду ль я, выйду ль я»
  • Русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова «Ходила младешенька по борочку»

II уровень сложности:

  • Русская народная песня в обработке А. Юрлова «Ах, улица, улица широкая»
  • Русская народная песня «А я по лугу гуляла»
  • Русская народная песня «Я посею ли, млада - младенька»

III уровень сложности:

  • Г. Струве «С нами друг»
  • Русская народная песня в обработке А.Гречанинова «Сеяли девушки яровой хмель»
  • Русский текст И. Мазнина «Возвращение птиц»
  1. Для студентов с эмоциональной неустойчивостью, повышенной нервной  возбудимостью, рекомендуются, более лирические, спокойные хоровые произведения:

I уровень сложности:

  • Русская народная песня в обработке А. Свешникова «Грушица»
  •  Ц. Кюи «Осень»
  •  О. Ковалевой «Ой ты, Волга, Волга-реченька»

II уровень сложности:

  •  Р. Бойко «Утро»
  •  В. Иванникова «Осенняя сказка»
  • Ц. Кюи «Заря лениво догорает»

III уровень сложности:

  •  Ю. Чичкова «Осень»
  •  И.С. Баха «Зима» ария из нотной тетради Анны Магдалины Бах
  •  Р. Шумана «Ночь»

  1. Для раздражительных, «закрытых» к внешнему общению (интровертных) студентов, рекомендуются более шутливые произведения:

I уровень сложности:

  • И. Барановой «Скрюченная песенка»
  • Г. Гладкова «Мистер жук»
  • В. Живова «Глупая лошадь»

II уровень сложности:

  • Чешская народная песня «Камышинка» в обработке Н. Можайского
  • В. Шаповаленко «Два веселых маляра»
  • О. Хромушина «Тик и так»

III уровень сложности:

  • Ю. Тугаринова  «Что снится моржу»
  • А. Петрова «Песенка о дружбе»

3.Рекомендации по организации самостоятельной работы студентам в части формирования профессиональных навыков.

Далее приведен пример алгоритма, который предстоит выполнить студенту перед первым показом преподавателю.

Составленный преподавателем алгоритм организует самостоятельную работу студента и подготавливает его к практическому занятию по МДК «Основы дирижерской техники».

Алгоритм самостоятельной работы над хоровым произведением

  1. Предоставить краткие сведения об  авторе песни;
  2. Раскрыть образное содержание песни;
  3. Определить форму хорового произведения;
  4. Определить тональность произведения;
  5. Перечислить средства музыкальной выразительности, используемые в хоровом произведении:
  • Ритм;
  • Лад;
  • Характер произведения;
  • Динамические оттенки;
  • Штрихи;
  1. Определить тип хора (однородный (женский, детский, мужской ) хор или смешанный хор (мужские и женские голоса вместе)
  2. Определить вид хора (одноголосный, двухголосный, трехголосный хор и т.д.)
  3. Перечислить вокально-технические трудности хорового произведения (ритмические, динамические, интонационные, дикционные)
  4. Определить тесситуру хорового произведения;
  5.  Обратиться к электронным образовательным ресурсам, для знакомства с хоровым произведением;
  6.  Исполнить хоровое произведение по партиям отдельными руками на инструменте: 

– со счетом вслух;

– с пением сольфеджио;

– со словами.

Для самостоятельной работы, студенту с соматически ослабленным здоровьем рекомендуется обращаться к электронным образовательным ресурсам.

Список рекомендуемых для использования в самостоятельной работе обучающихся с соматически ослабленным здоровьем

дистанционных уроков, виртуальных мастер-классов

Раздел работы

Тема интернет-урока

Автор/ведущий

Продолжительность

Интернет-ссылка

1.

Дирижерский аппарат и принципы мануальной техники

Уроки дирижирования для начинающих. Постановка корпуса, рук.

Екатерина Заборонок

10.53

https://www.youtube.com/watch?v=P7566F6eqZE

2.

Уроки дирижирования для начинающих

Екатерина Заборонок

2.57

https://www.youtube.com/watch?v=X0Cmz8brUyI

3.

Урок дирижирования для начинающих. Ауфтакт. Снятие.

Екатерина Заборонок

14.31

https://www.youtube.com/watch?v=cNGf0G_tdzU

4.

Знакомство с размером 4/4

Екатерина Заборонок

3.19

https://www.youtube.com/watch?v=zmK6OG-tPzw

5.

Мастер класс-открытый урок

Ходош Эвелина Яковлевна

16.10

https://www.youtube.com/watch?v=LDmc_QADFlY

6.

Урок для начинающих дирижеров. Показ размера 2/4. Начало произведения не с первой доли и т.д.

Екатерина Плетухина

6.48

https://www.youtube.com/watch?v=LLc0U7PZ7_g

Главная задача преподавателя – заинтересовать, вовлечь студента в предмет, но, как правило, обучающиеся с таким заболеванием часто болеют, пропускают занятия, поэтому для них рекомендуются дистанционные уроки, которые восполняют пробелы в знаниях по МДК 02.01 «Основы дирижерской техники».

Именно такая, (конкретизированная, составленная по плану) самостоятельная работа студентов с соматически ослабленным здоровьем способствует формированию его профессиональных навыков по МДК 02.01 «Основы дирижерской техники». Вышеперечисленные рекомендации позволят обеспечить качественную профессиональную подготовку, помогут студентам с соматически ослабленным здоровьем быть конкурентно способными на рынке труда, равноправно участвуя в жизни общества и быть востребованным специалистом.

Список источников:

  1. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 №06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утв. Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830);

http://www.spbkit.edu.ru/docs/2015/pismo-06-443.rtf (Дата обращения 27.09.2018 г.).

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции с изменениями 29 12.2017 года; https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (Дата обращения 27.09.2018г.).
  2. Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm (Дата обращения 01.10.2018г.).
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., Просвещение,1973. – 189 с.
  4. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
  5. Поведение риска: современные направления исследования и профилактики: материалы Международной научно-практической конференции, СПб, 2012 г. / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 262 с.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. – 256 с
  7. Ганим Барбара. Исцеление через искусство. Минск: Попурри, 2005. –352 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование; http://colledg70.ru/oldssait/standart/mus-2014.pdf (Дата обращения 27.09.2018 г.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра

laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Алгоритмы раб

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...