Рабочая программа кружка "Мел Не"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с. АКСАРКА
структурное подразделение-интернат
Утвержден
протокол заседания ШМО
№ _____от «____»__________2017г.
Руководитель____________/_____________/
Рабочая программа кружка дополнительного
образования - «Мел не»-«Мастерица»
Автор работы:
Шарифова Наталья Петровна
п. Аксарка, 2017г.
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. В нашем интернате воспитываются дети коренной национальности, приезжающие из тундры, где их родители работают оленеводами и рыбаками. Необходимость проживания в школьном интернате прерывает целостность процесса формирования семейной преемственности, поэтому особое значение приобретает воспитание и обучение детей традиционным видам национального художественного ремесла в условиях школы-интерната, способствующее вместе с тем развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов. Одной из форм организации деятельности детей в данном направлении являются их групповые занятия по программе дополнительного образования «Мел не»- «Мастерица». Дети занимаются ручным шитьѐм (ткань, сукно, мех, кожа), бисероплетением. Основой для украшения используем орнаментальную основу народов Севера как этнически близкую и доступную детям северных народов. В ходе занятий воспитатель развивает умение видеть, понимать и оценивать красоту произведений декоративного творчества, воспринимать содержание орнамента, особенности его изобразительно-выразительных средств. У детей формируется чувство ритма, симметрии, гармонии, совершенствуется умение передавать соотношения между элементами по форме, цвету, композиции, что является показателем развития способностей каждого ребёнка, посещающего кружок. Воспитанники, знакомясь с изделиями старых мастеров, создают более современные, интересные изделия из бисера, меха, сукна, ткани и кожи. Система заданий для работы по программе «Мастерица» учитывает особенности развития детей, возраст, стартовый уровень сформированных умений и возможностей. Младшие девочки занимаются выполнением работ с использованием несложной техники (например, плетение цветов и цепочек из бисера на проволочной основе). Постепенно усложняя элементы, дети осваивают технику плетения и шитья с использованием орнаментов. Наиболее удачные работы детей будут направляться для участия в конкурсах декоративно - прикладного искусства различного уровня.
Занятия организуются в соответствии со следующими принципами:
∙ создание благоприятного климата, отличающегося психологической безопасностью, принятием других, взаимным доверием;
∙ проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребенка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребенка;
∙ обеспечение возможности генерировать множество решений творческой задачи;
∙ предоставление возможности обмена мнениями, безоценочное обсуждение особенностей процесса решения творческой задачи и его результатов.
Цель программы:
Способствовать развитию творческих способностей детей при помощи занятий шитья из ткани, сукна, меха, бисероплетением, формирование у воспитанников духовно-нравственного отношения к традиционным ремеслам путём приобщения их к истокам национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные: - научить технике шитья, плетения и основным приёмам работы с бисером в соответствии с программой;
- учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу;
- обучить качественно, выполнять работу, рационально используя материал и время;
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память);
- способствовать развитию моторных навыков, глазомера и точности;
- способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные: - содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца; - воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь;
Возраст детей: 8 – 16 лет.
Сроки реализации: 2 года. (За год 68 часов , 2 часа в неделю.)
Количество детей– 12 человек.
Режим работы:
Вторник с 17.00- 18.00, Воскресенье- 15.00-16.00
Формы занятий: - объяснительно-иллюстративный (демонстрация поделок, презентаций, иллюстраций); - репродуктивный (работа по образцам); - частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); - проектный (разработка эскизов, творческих проектов); - выставки, ярмарки детских творческих работ. Формы организации– групповые, индивидуальные. Индивидуальная форма работы предполагает выполнение упражнений по копированию с образцов, разработку эскиза и творческого проекта, плетения изделия, учитывая индивидуальные способности ребенка. Ожидаемые результаты: Воспитанники должны: Знать:
∙ Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями.
- Декоративно-прикладное искусство родного края;
- Раскрой ткани, шитьё, рукоделие.
- Виды и свойства нитей, тканей.
- Виды традиционных народных промыслов.
- Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона, а так же различные художественные материалы и их использование, разнообразие нитей, бисера).
- Название и назначение ручных инструментов (иголки, наперсток, ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.)
- Технику плетения и названия.
- Знать законы композиции.
- Приспособления и инструменты, необходимые для занятия бисером, мехом, кожей, сукном, тканей;
Уметь:
∙ Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
∙ Экономно размечать материал с помощью шаблонов. Уметь правильно подготовить бисер к работе. Уметь экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам. ∙ Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы. Пользоваться крючком для вязания и иглами для шитья. Плести бисером с леской, проволокой.
∙ Уметь выполнять следующие операции: - разметка контура по шаблону; - зарисовывать схему изделия; - разметка по линейке; - умение сравнивать с образцом;
∙ Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий. Схемами для орнаментов, плести полотно с орнаментом по схеме;
∙ Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий из меха, кожи, сукна, ткани (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.
∙ Уметь составить композицию (лист А4).
Выставка детских работ.
Краткое содержание занятий
Первый год обучения
Тема 1. Введение Беседа педагога с девочками. Краткая характеристика, цель и задачи программы (работы в кружке). Техника безопасности в работе. Правила пожарной безопасности. Подготовка к работе в кружке (сбор материалов, подготовка эскизов, рисунков, трафаретов).
Тема 2. Узорная письменность. Беседа. «Применение орнаментов в быту народов Севера».
« Узорная письменность». Разновидность одежды (домашняя, праздничная).
Просмотр презентации - «Ненецкие орнаменты» Техника безопасности при работе с ножницами и иголками.
Практическая работа: - плетение бисерных украшений для ненецкой сумки, пояса, косметички; - шитьё орнаментов на суконной основе для ненецкой сумочки и современных вещей. Материалы и инструменты: мех, сукно, цветной бисер, бусины, стеклярус, ножницы, иголки.
Тема 3. Игры и игрушки девочек. Беседа. «Традиционная ненецкая игрушка», «Нухуко-ненецкая колыбель», Практическая работа: - изготовление «Туци» - мешочек для куклы; - изготовление сувенирной игрушки «Нухуко». Для работы по изготовлению мешочка для куклы необходимо: мех, сукно, бисер. Для работы по созданию сувенирной игрушки «Нухуко» необходимо: - клюв птицы (дети приносят из дома); - изготовление шаблона туловища для куклы из картона и выкраивание из цветной ткани; - оформление выкройки туловища полосками цветной ткани или бисером - изготовление косы; - сборка куклы: пришить платье к основанию клюва, прикрепить косу к внутренней части клюва - оформление головы куклы серьгами.
Подведение итогов. Материалы и инструменты: сукно, бисер (мелкий, крупный), ножницы, иголки.
Тема 4 Детская одежда. (Летняя Ягушка) Организация рабочего места. (материалы и инструменты) Инструктаж по технике безопасности. Работа с сукном. Беседа: «Детская одежда народов Севера».
Практическая работа. Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона.
Вырезание и наложение орнамента из сукна.
Изготовление выкройки на детскую ягушку. Раскрой детской ягушки.
Пошив детской ягушки. (Соединение деталей и обработка низ ягушки)
Материалы и инструменты: сукно цветное, мех, картон, ножницы, иголка, наперсток.
Тема 5. Детская одежда. (Зимняя Ягушка)
Организация рабочего места. (материалы и инструменты) Инструктаж по технике безопасности. Работа с мехом.
Беседа: «Зимняя детская одежда народов Севера».
Практическая работа. Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона.
Вырезание и наложение орнамента из сукна.
Изготовление выкройки на детскую ягушку. Раскрой детской ягушки.
Пошив детской ягушки. (Соединение деталей и обработка низ ягушки)
Материалы и инструменты: мех из оленьей шкуры, сукно цветное, картон, ножницы, иголка, наперсток.
Тема 6. Мужская одежда (Мужской Гусь).
Техника безопасности при работе с ножницами, иголками.
Снятие мерок для построения чертежа.
Подготовки ткани выкроек для раскроя. Раскрой изделия.
Вырезание и наложение орнамента на сукно.
Пошив изделия. «Савак»- мужской гусь.
Материалы и инструменты: сукно цветное, нитки, ножницы, иголка, швейная машинка.
Тема 7. Женская одежда. (Платье)
Техника безопасности при работе со швейной машинкой.
Знакомство со швейной машинкой.
Заправка верхней и нижней ниток.
Технология выполнения машинных швов.
Влажно-тепловая обработка.
Практическая часть:
Подготовка к пошиву изделия. Платья. Снятие мерок. Прибавки. Изготовление выкройки. Моделирование.
Выбор ткани. Отделочные детали, тесьмы к платье.
Раскрой платья. Вырезание деталей. Подготовка платья к примерке.
Примерка и внесение изменения. Пошив платья. (Обработка низа платья. Отделка. Утюжка. Чистка)
Материалы и инструменты: ткань, тесьма, швейная машина, иголка, ножницы, нитки.
Тема 8. Природа тундры, еѐ цвет - основа художественной выразительности.
Беседа. Цвета тундры. Сочетание цветов в природе.
Аппликация. Композиция.
Практическая работа: - творческие работы собственного замысла с применением меха искусственного, бисера, сукна. - изготовление панно из цветной ткани «Я и мой олененок»; - панно «Тундра-мой край»
Ход работы: - композиционное решение сюжета к панно (нарисовать); - изготовление шаблонов и выкраивание из ткани или меха деталей для картины; - сборка по сюжету и оформление панно.
Материалы и инструменты: картон, мех, сукно, цветной бисер, бусины, стеклярус, ножницы, иголки, клей ПВА, краски акварельные. Подведение итогов.
Тема 9. Итоги. Подготовка к выставке работ воспитанников за учебный год.
Календарно-тематический план
Месяц | № | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки |
Сентябрь Вводная часть. | 1. | Вводное занятие: Знакомством с планом работы. Организация рабочего места. (материалы и инструменты) - Инструктаж по технике безопасности. | 2ч. | |
2. | Подготовка: Показ презентации «Одежда и быт народов севера»; Просмотр презентации «Декоративно-прикладное искусство Ямала» | 1ч. 1ч. | ||
3. | Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона. | 2ч. | ||
4. | Аппликация. Выбор эскиза. Основные понятия об аппликации, композиции. | 2ч. | ||
Октябрь Узорная письменность. | 5. | Беседа:
| 1 ч. | |
6. | Просмотр презентации - «Ненецкие орнаменты» | 1ч. | ||
7. | Практическая работа: - вышивание бисером орнамента на суконной основе для ненецкой сумки, косметички; | 2ч. | ||
8. | - шитьё орнаментов на суконной основе для ненецкой сумочки и современных вещей. | 4 ч. | ||
9. | ||||
Ноябрь. Игры и игрушки девочек. Декабрь. Детская одежда. (Летняя ягушка) | 10. | Беседа: Традиционная ненецкая игрушка: - Нухуко - Ненецкая колыбель | 1ч. | |
11. | Практические занятия: - изготовления «Туци»-женская сумочка | 3ч | ||
12 | - изготовление сувенирной игрушки «Нухуко». | 4 ч. | ||
13 | Организация рабочего места. (материалы и инструменты) - Инструктаж по технике безопасности. Работа с сукном. - Беседа: «Летняя детская одежда народов Севера» | 1 ч. | ||
14 | - Изготовление эскизов, шаблонов орнамента из картона. - Вырезание и наложение орнамента из сукна. | 1 ч. | ||
15 | - Изготовление выкройки на детскую ягушку. - Раскрой детской ягушки. | 2ч. | ||
16 | - Шитье орнамента на ягушку. | 2ч. | ||
17 | - Пошив детской ягушки. | 2ч. | ||
Январь. (Зимняя ягушка) | 18. | Организация рабочего места. (материалы и инструменты) - Инструктаж по технике безопасности. Работа с мехом - Беседа: «Зимняя детская одежда народов Севера» | 1ч. | |
19. | - Изготовление выкройки на детскую ягушку. - Раскрой детской ягушки. | 1ч | ||
20. | - Шитье орнамента на ягушку. | 2ч | ||
21 | - Пошив детской ягушки из меха | 3ч. | ||
Февраль Мужская одежда | 22 | - Снятие мерок для построения чертежа. - Подготовки ткани выкроек для раскроя. – Раскрой | 1 ч. | |
23 | - Вырезание и наложение орнамента на сукно. - Шитье орнамента на сукно | 1ч. 2 ч. | ||
24 | Пошив изделия. «Савак»- Мужской Гусь | 4ч. | ||
Март. Женская одежда. | 25 | Знакомство со швейной машинкой. Заправка верхней и нижней ниток. -Технология выполнения машинных швов. | 1 ч. | |
26 | Влажно-тепловая обработка. Практическая часть. -Подготовка к пошиву изделия. Платья. Снятие мерок. Прибавки. | 3 ч. | ||
27 | - Изготовление выкройки. Моделирование. – Выбор ткани. Отделочные детали, тесьмы к платье. - Раскрой платья. Вырезание деталей. - Подготовка платья к примерке. Примерка и внесение изменения. - Пошив платья. (Обработка низа платья. Отделка. Утюжка. Чистка) | 4ч. | ||
Апрель. Природа тундры | 28 | Основа художественной выразительности Беседа: «Цвета тундры. Сочетание цветов в природе»; - Аппликация. Композиция. | 2ч. | |
29 | Практические занятия: - творческие работы собственного замысла с применением меха искусственного, бисера, сукна. - изготовление панно из цветной ткани «Я и мой олененок»; - панно «Тундра-мой край» | 4ч. | ||
Май. Итоги | 30 | Подготовка к выставке работ воспитанников за учебный год. | 2ч. |
Список воспитанников
- Вэненго Марина Олеговна 2 «а»
- Салиндер Нина 7 кл.
- Климова Виталина 4 кл.
- Негачи Соня 3 кл.
- Негачи Юля 4 кл.
- Атаман Наташа 5 кл.
- Ного Галя 8 кл.
- Ного Люба 7 кл.
- Салиндер Юля 4 кл.
- Тайшина Марина 1 кл.
- Климова Зоя 2 кл.
- Тайбери Ксюша 2 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...