Курсовая работа "Развитие коммуникативных УУД посредством гитарной музыки"
методическая разработка

Кощеева Ксения Алексеевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx40.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Кафедра музыкально эстетического образования

Кощеева Ксения Алексеевна

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПОСРЕДСТВОМ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена:

«   » _______________ 2019 года

с оценкой____________________

Специальность: 53. 02.01.

Музыкальное образование

Курс 3, группа 30

Научный руководитель: Валлах С.В.,

преподаватель музыкальных дисциплин  высшей квалификационной категории.

Челябинск 2019

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться.                                  

В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие образовательные результаты:                                                              

личностные (хочу)

предметные (знаю)

метапредметные (могу, хочу)

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».

Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…

Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках…

Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….

Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций…

Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы……

Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно-  исследовательской деятельности……

 Коммуникативные действия обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  •  участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 
  • Напомним, что в контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания
  • межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

С точки зрения развивающего обучения, именно так – и только так – и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы.

На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Виды заданий на развитие коммуникативных УУД:

1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2) инсценирование и драматизация;

3) рисуем музыку;

4) участие в диалоге.

5) Уметь участвовать в хоровом пении

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания “композиций”;
  • метод междисциплинарных взаимодействий;
  • метод проблемного обучения.

Названные методы способствуют решению поставленной задачи – формированию коммуникативных УУД 

Коммуникативные УУД

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
  • знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
  • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

В свете переориентации современной педагогики практической потребностью сегодня становится разработка новых подходов к содержанию обучения, методов активизации учебного процесса и оптимальных приемов практической работы. Одним из актуальных направлений поиска в сфере образования является использование игровой деятельности в педагогическом процессе.

В игровых технологиях дискуссия, практические действия и обучение других выходят на первый план, т.е. в них задействованы самые эффективные методы работы и учитель, если он хочет работать эффективно, должен использовать именно их.

Игру как метод обучения люди использовали с древности. Но в современной школе, делающей ставку на оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность нередко выступает в качестве самостоятельных технологий. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения. Педагогические игровые приёмы надо рассматривать как средство побуждения, стимулирования учащихся к обучению.

В настоящее время в практике общеобразовательной школы на уроках музыки всё чаще появляется деятельность, основанная на создании игровой ситуации. Это происходит на уроках тех учителей, которые хотят уйти от репродуктивных форм работы (я сказал - дети повторили; я спел - дети повторили; я показал – дети повторили).

Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности

Музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.КОРРЕКЦИОННЫЕ:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционного аппарата, свойства голоса, координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов движения.

2.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

  • укрепление сердечно- сосудистой системы;
  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  • развитие способности снимать эмоциональное напряжение;
  • развитие быстроты реакции.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование умственных умений и действий.

4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  • эстетическое отношение к окружающему;
  • развитие чувств, эмоций высшего порядка.

5. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • познавательную активность;
  • устойчивый интерес к действованию;
  • саморегуляцию и самоконтроль;
  • внимание, память, мышление;
  • ориентировку в пространстве.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление,художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Если учителя будут играть с учениками в игры (скандировать, сочинять, петь, хлопать, топать, играть на музыкальных инструментах, разыгрывать целые музыкальные спектакли), то даже не заметят, как при этом учащиеся овладеют многими музыкальными навыками.

Предлагаю некоторые игровые приёмы, которые я использую на своих уроках:

Пение и хлопки

Одна часть класса поёт мелодию песни, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши или на музыкальных инструментах.

Пара за парой

В заданном ритме хлопать по кругу в одном направлении. Каждый ученик выполняет один хлопок, по команде учителя направление меняется.

Лови хлопок

Хором поётся общая песня. На ОДИН хлопок учителя учащиеся продолжают петь мысленно, на ДВА хлопка – снова хором.

(Следить, чтобы при мысленном пении сохранялся ритм).

Живое слово

Участвуют 3 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.

Буквы имеют 3 цвета. Участники сначала должны собраться в команды (каждая команда имеет свой цвет), а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.

Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.

Кто быстрее

С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию.

Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.

Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».

Свой оркестр

Для игры понадобятся записи звучания разных инструментов и открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает приготовленные записи,а дети угадывают на слух инструмент и показывают соответствующую открытку. Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята».

Музыкальное рисование развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Инструментальное музицирование.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицировали связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.

Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.

Гитара на уроках музыки

2Гитара занимает особое место в семействе струнных инструментов. Одна из ее особенностей – это постоянная эволюция, поиск наиболее оптимальной конструкции, не завершившиеся до сих пор. Если скрипка, виолончель и альт в XIX веке по своему внешнему виду практически ничем не отличаются от современных, то так называемая «классико-романтическая» гитара и гитара сегодняшняя отличаются друг от друга существенно.

У гитары особая история и отличная от многих академических инструментов судьба: это один из самых популярных инструментов в быту и на эстраде и, в то же время, один из самых сложных для освоения.

В современном мире найдётся немного музыкальных инструментов, столь распространённых среди людей всех возрастов, независимо от рода их занятий. Несколько простых аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.

Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями — использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения, методы и технологии, анализ которых представляется нам актуальным.

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. Монахов).

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

В самом общем виде технология – это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть, такая система необходима при первоначальном обучении игре на гитаре учащихся.

В гитарном исполнительстве, как и во всех других видах музыкально-исполнительского искусства, нужно, прежде всего, стремиться к созданию музыкального образа, к выявлению художественного содержания исполняемого произведения, качественного звучания посредством свободной, развитой техники, то есть культуре исполнения. Иначе говоря, ко всему тому, из чего складывается цельное музыкально-художественное впечатление, очаровывающее и захватывающее слушателя.

Формирование исполнительской культуры современного гитариста является сложным многогранным процессом. Он включает в себя скрупулёзную работу в различных направлениях на всех этапах обучения и должен носить развивающий характер. Среди основных направлений деятельности по формированию исполнительской культуры учащегося-гитариста можно выделить следующие:

развитие музыкальных способностей;

интеллектуальное развитие;

формирование исполнительских умений.

Вместе с тем для успешного обучения игре на гитаре учителю музыки необходимо определить педагогические условия, которые способствуют успешному обучению детей игре на гитаре.

Педагогическое условие — это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса. Под фактором мы понимаем «момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении».

Целью современной системы музыкального образования является формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры. Исполнительская культура не может быть полноценно сформирована без развития общей культуры личности, а также интеллекта учащегося. Например, работа над исполнительской концепцией музыкального произведения требует от ученика более глубоких знаний по истории и теории музыки, которые тесным образом связаны с мировой художественной культурой, философией, психологией, искусствознанием и т.п.

В процессе создания художественного образа музыкального произведения учащимся необходимо ознакомиться с творчеством композитора, его окружением, временем написания опуса. Если это программное произведение, необходимо найти литературные первоисточники.

Таким образом, обучение игре на гитаре учащегося должно происходить в тесной связи с развитием его личности. Поэтому будущее классической гитары, а также отношение общества к гитарному искусству во многом зависит от решения современными педагогами-гитаристами одной из самой сложной задачи – задачи формирования и развития культуры личности учащихся-гитаристов.

Использование методов развивающего обучения.

Процесс обучения игре на гитаре в обязательном порядке должен иметь развивающий характер и строиться на следующих взаимосвязанных принципах:

а) обучение на высоком уровне трудности;

б) постепенное увеличение объема и темпа изучения материала;

в) целенаправленное развитие теоретического мышления учащихся;

г) систематическая работа, направленная на самопознание, саморазвитие личности учащихся, через обучение их умению учиться самостоятельно;

д) внедрение в учебный процесс современных развивающих технологий обучения.

Соблюдение вышеизложенных принципов развивающего обучения позволяет учащимся-гитаристам более глубоко проникнуть не только в природу гитарного искусства, но и в природу музыкально-художественного творчества в целом, понять его сущность и закономерности, а на выходе получить более высокий художественно-творческий результат.

Развитие мотивации к обучению.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации учащихся. Для того чтобы успешно решить эту проблему, преподавателю следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. Здесь хорошо применить весь спектр известных и адекватных мер. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Задача педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре. В решении данной проблемы следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося.

Индивидуально-дифференцированный подбор учебного репертуара.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Наиболее продуктивно начинать осваивать классическую гитару на примерах музыкальных произведений гитарных классиков, имеющих художественную ценность. При изучении приемов игры на классической гитаре следует опираться на природу инструмента. Во многих хрестоматиях и методических пособиях для начинающих гитаристов в большом количестве дается общепринятый репертуар, состоящий из простых одноголосных мелодий по аналогии с методикой преподавания игры на фортепиано, скрипке и т.д. Опыт показывает, что для гитары это неприемлемо. Одноголосные мелодии содержат элементы пассажной техники, которые мешают приобретению устойчивых статических ощущений. Поэтому начинающим гитаристам следует подбирать репертуар с медленно меняющимися положениями в левой руке и разнообразными видами арпеджио, интервалами и аккордами в правой руке. Только после освоения этого «постановочного» репертуара можно приступать к изучению более сложных элементов гитарной техники. Наиболее оправданный алгоритм подбора пьес на начальном этапе обучения может выглядеть следующим образом: произведения на арпеджио, интервалы, аккорды, с элементами пассажной техники, далее все повторяется с постепенным усложнением. Позже вводятся баррэ, техническое легато, тремоло и другие специфические гитарные приемы.

Системность процесса обучения.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Принцип системности означает, что коммуникативная система обучения строится реверсивным путем: сначала намечается конечный продукт (цель), а затем определяются задания, которые могут привести к данному результату. Это имеет место в пределах всего курса, каждого года, цикла уроков и одного урока и касается всех аспектов. Такой подход обеспечивает обучению системность со всеми присущими ей качествами: целостностью, иерархичностью, целенаправленностью.

Преподаватель должен видеть целостную картину всего процесса обучения игре на гитаре и разбираться во всем многообразии в нем взаимосвязей. Постановка игрового аппарата, дальнейшее развитие техники игры, работа над музыкальным материалом, конечный художественный результат в виде концертного исполнения музыкального произведения – все это тесно взаимосвязанные элементы единого творческого процесса.

Метод освоения музыкального материала предполагает процессуальную целостность в сочетании с эскизным поэтапным и фрагментарным изучением репертуара с применением анализа ошибочных действий.

Подобный комплексный подход в обучении позволит учащемуся развить чувство исполнительской свободы и приобрести дополнительные выразительные возможности, что, без сомнения, позитивно отразится на качестве исполнения музыкального произведения.

Развитие музыкального мышления.

Одной из главных задач любой «школы» является формирование и развитие системы мышления учащихся. Поэтому преподавателям по классу гитары важно научить своих учеников не просто играть на гитаре, а мыслить, постоянно нацеливая их на размышление, на анализ происходящего и точное представление будущего художественного результата.

На начальном этапе обучения в решении постановочных задач педагогу необходимо скрупулезно следить за выполнением важнейшего методического принципа: каждому физическому действию всегда должно предшествовать умственное действие, а не наоборот. Данный принцип позволяет активизировать и совершенствовать способность мышления. Работа с учащимися-гитаристами над логикой и координацией движений, соблюдение принципа приоритета правой руки, постоянное опережение событий в процессе исполнения музыкального произведения также способствует развитию мышления у начинающих исполнителей, например И.С. Бах, полифония.

В общем случае мышление управляет всеми аспектами музыкально-художественного творчества. Поэтому педагог должен учить своих учеников правильно мыслить в каждый момент времени в течение всего творческого процесса, что в свою очередь позволяет заметно увеличить скорость обучения и повысить его качество.

Совместная деятельность педагога и ученика.

Процесс обучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания преподаватель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающихся и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий учащегося по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами коммуникабельности.

Как правило, воспитание высокопрофессионального гитариста-исполнителя является результатом коллективного творчества, а не заслугой только одного педагога. Поэтому в мировой практике в сфере музыкального образования широко используется система мастер-классов. Каждый преподаватель среди гитаристов, имеющий на выходе своей профессиональной деятельности хотя бы какой-то позитивный результат, обладает определенным знанием. В этой связи педагогам-гитаристам следует обмениваться подобными знаниями и внедрять их в работу со своими учениками.

Из вышеизложенного следует, что процесс преподавания игры на классической гитаре с точки зрения педагогической науки является очень сложным и многогранным. Для достижения высокого художественного результата учащегося-гитариста необходим комплексный подход в его обучении. Любому преподавателю по классу гитары необходимо хорошо разбираться в психолого-педагогических аспектах этого процесса. Особенно это касается развития культуры личности, мышления, вопросов мотивации, технологии игры на гитаре и т.д. Кроме того, он обязан  постоянно стремиться повышать свою квалификацию.

Таким образом, если молодому преподавателю по классу гитары удастся успешно применить в процессе своей творческой деятельности все вышеперечисленные аспекты педагогического процесса, то он, без всякого сомнения, состоится как педагог.

Список используемой литературы:

  1. “Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения”, М., 2010.
  2. “Технология урока искусства” А.В. Копылова, М., 2004.
  3. “Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики”  Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
  5. Журнал Управление начальной школой , №12 , 2012 г.
  6. Статья С.А. Федоровой, канд. пед. наук, зав. каф. дисциплин гуманитарного цикла и методик их преподавания КГАОУ ДПО (ПК) С "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"

7. http://multiurok.ru/musikalka/blog/formirovaniie-uud-na-urokakh-muzyki-1.html

8.http://www.sozvezdieoriona.ru/load/proekt_quot_formirovanie_programmy_uud_na_urokakh_muzyki_2_klass_quot_na_primere_programmy_pod_redakciej_e_kritskoj/5-1-0-757

9. http://festival.1september.ru/articles/583771/

10. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2012/10/27/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i-razvitie-na

11. http://sch7.minsk.edu.by/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Статья "Повышение эффективности урока посредством применения информационно-коммуникативных технологий"

Процесс модернизации образования требует формирования у студентов информационной компетентности, что предполагает комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализиров...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»

Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников посредством игровых технологий»

Проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников актуальна тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит развитие личности. Насколько легко ребенок будет уметь общат...

Курсовая работа "Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством включения в музыкальное занятие сказок шумелок"

Курсовая работа "Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством включения в музыкальное занятие сказок шумелок"...