Курсовая работа "Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством включения в музыкальное занятие сказок шумелок"
методическая разработка

Курсовая работа "Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством включения в музыкальное занятие сказок шумелок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurrab_soloninchik_polnostyu.doc404.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Солонинчик Лина Владимировна

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ СКАЗОК-ШУМЕЛОК

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовой проект допущен к

Специальность: 53.02.01

защите

Музыкальное образование

«_____» декабря 2022 г.

Курс: 3, группа: 30

Заместитель директора по НМР

Руководитель:Валах С.В.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 03.03

Музыкально инструментальный

Курсовая работа защищена

класс высшей квалификационной

с оценкой___________________

категории

«_____» декабря 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Общая характеристика понятия «внимание», его виды и свойства в современной психолого-педагогической литературе

6

1.2.Возрастные особенности развития внимания детей дошкольного возраста

11

1.3 Применение элементарных шумовых инструментов на музыкальном занятии

15

Выводы по 1 главе

20

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ  СКАЗОК-ШУМЕЛОК

2.1. Анализ методики раннего музыкального развития Екатерины Железновой «Музыка с мамой»

22

2.2. Сказка-шумелка, как одна из форм развития внимания у детей дошкольного возраста

24

2.3. Содержание, структура сборника сказок-шумелок для детей дошкольного возраста «Внимание! Сказка!»

27

Выводы по 2 главе

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Проблема развития внимания в дошкольном возрасте была и остается актуальной сегодня. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденном 17 октября 2013 года указывается на необходимость познавательного развития, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление внимания. В данном стандарте развитие внимания является одной из важнейших составляющих различных направлений, которые прописаны в ФГОС.

О роли развития внимания в воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Элъконина, Т.В.Пещуковой, А.А.Люблинской и др. Внимание является взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта.

Дошкольное образование призвано создавать условия для развития интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников как никогда вызывают беспокойство у педагогов, родителей, и психологов работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредотачиваться на конкретной задаче.

В настоящее время проблему развития внимания дошкольников  изучают, Л.Б.Черемушкина, Ю.Б.Гиппенрейтер, К.В. Макарова. Эта проблема решается посредством применения инструментов шумового оркестра в форме сказки-шумелки. Этот опыт описан педагогами-музыкантами Е.С.Железновой и С.П.Железновым. Работы этих авторов используются не только на музыкальных занятиях, но и вне дошкольного учреждения.

Эффективным решением этой проблемы являются сказки, рассказы с шумовым оформлением. Эти веселые упражнения способствуют также развитию слухового внимания и восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти, фантазии у детей от 2 до 5 лет, метроритмического чувства. Дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества, совместного музицирования и игровой деятельности.

Мир звуков окружает ребенка с самого рождения. Звуки разные. Одни притягивают внимание ребенка, другие пугают. Но нет звуков, к которым ребенок оставался бы совершенно равнодушным. Именно со звуков и шумов начинается знакомство ребенка с окружающим его миром.

Став чуть старше, ребенок начинает с удовольствием экспериментировать с шумами и звуками. Он усердно стучит ложкой по тарелке или шуршит газеткой. Ему это нравится. Но звуки - это еще и обучающий фактор. Ребенок учится благодаря звукам воспринимать окружающий мир, различать и анализировать происходящее вокруг.

Музыкальные инструменты всегда притягивали внимание малышей, поэтому вовлечь ребенка в игру с шумами и звуками не составляет педагогам труда.Если соединить в одно сказки и звуковое сопровождение, то получится очень эффективное обучающее средство.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста посредством включения в музыкальное занятие сказок-шумелок».

Цель исследования: На основе анализа музыкально-педагогической литературы изучить и разработать методическое обоснование включения сказок-шумелок в музыкальное занятие для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс музыкального образования в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: применение сказок-шумелок для развития внимания у детей дошкольного возраста на музыкальном занятии.

Задачи исследования:

  1. раскрыть понятие «Внимание» и систематизировать возрастные особенности внимания дошкольников;
  2. изучить включение элементарных шумовых инструментов на музыкальном занятии;
  3. проанализировать особенности методики раннего музыкального развития Екатерины Железновой «Музыка с мамой»;
  4. рассмотреть «Сказку-шумелку» как одну из форм развития внимания у детей дошкольного возраста;
  5. разработать основные методические подходы к созданию сборника сказок-шумелок «Внимание! Сказка!».

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Общая характеристика понятия «внимание», его виды и свойства в современной  психолого-педагогической литературе

Процессы внимания играют чрезвычайно важную роль во всей нашей психической жизни. В каждый момент на каждого из нас воздействует множество всяческих раздражений. Когда вы читаете эту книгу, на сетчатку вашего глаза падают изображения и от стола, на котором книга лежит, и от лампы, и от других вещей, стоящих на столе. Кроме того, до вашего слуха, наверно, доносятся какие-нибудь шумы или звуки, идущие от окружающих вас лиц или из соседней комнаты; определенная температура и носящиеся в воздухе запахи, раздражающе действующие на соответствующие органы чувств вашей кожной поверхности и носа, прикосновение одежды к телу и ваших локтей к столу также должны порождать осязательные ощущения.

И тем не менее все это вами не сознается, не вызывает с вашей стороны никаких реакций — словом, все это для вас в данный момент как бы не существует; ваше сознание занято лишь видом строк книги и смыслом читаемого в ней, все ваши реакции в настоящий момент определяются лишь этими впечатлениями.

Этот процесс называется внимание, т.е. характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект [16].

Проблеме изучения внимания, а также его видов и свойств уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И. Гербарт, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев, Дж. Миль, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева.

С.Л. Рубинштейн определял внимание, как избирательную направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [6].

Л.С. Выготский придавал существенное значение речи для внимания, так как посредством слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Ученый проследил историю развития внимания. Он считал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [6].

Т. Рибо подчеркивал, что внимание всегда связано с эмоциями и навязывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он рассматривал особенно тесную зависимость [22].

П.Я. Гальперин считал, что внимание – это идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий[15].

Н.Ф. Добрынина «внимание -  особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Внимание обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления» [5].

В своей работе мы опираемся на понятие А.В.Петровского «внимание –это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции: моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности); вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.

Внимание – это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.

Внимание помогает нацелить на долговременное время сдерживать сосредоточенность сознания на конкретном предмете, явлении или деятельности. Его можно охарактеризовать как особенное положение сознания, помогающее субъекту ориентировать и освещать те из познавательных процессов, которые наилучшим образом отображают изучаемую реальность.

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности.Психологи выделяют три вида внимания, которые мы представили в таблице 1.Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга.

Таблица 1-Виды внимания

Вид

Определение

Непроизвольное внимание

Не требует привлечения усилий, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Поскольку тот предмет, который спровоцировал такой интерес, очень быстро становится обыденным и понятным. Таким образом, непроизвольное внимание пропадает.

Произвольное внимание

Тип внимания, который особо важен, когда малыш занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия либо задания, что необходимо. Зачастую дети отказываются от любимого или просто интересного занятия ради выполнения необходимого задания. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.

Послепроизвольное внимание

Тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Это происходит на этапе, когда дошкольник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.

К главным функциям внимания относят:

  1. возбуждение нужных и замедление ненужных в определенный момент психологических и физических процессов;
  2. целеустремленный упорядоченный выбор информации из информационного потока;
  3. сохранение и поддержание выбранных образов и информации до момента достижения цели деятельности;
  4. длительное удерживание сосредоточенности и интереса на выбранном объекте или явлении;
  5. регулирование и контролирование за осуществлением деятельности.

Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.

Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием.

Переключаемость - свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность.

Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш.

Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.

Распределение внимания - особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами или справляться с несколькими задачами одновременно.

В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки. Важно изучить индивидуальные качества и особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком.

Психологи рекомендуют для сосредоточения внимания  у детей дошкольного возраста применять несколько правил:

  1. концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий объект и не допускать его переключения на другие объекты;
  2. не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
  3. отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.

1.2. Возрастные особенности развития внимания

детей дошкольного возраста

Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. По его мнению, «с возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания» [4].

Младший дошкольный возраст - это хронологический период, в котором происходит процесс активного познавательного развития. Именно в этом возрасте начинают окончательно формировать те психические процессы, которые будут определять ребенка в будущем, как личность и члена общества. В младшем дошкольном возрасте особое внимание ребенка привлекают все яркие предметы и действия, которые выполняются объектами. Внимание в этом возрасте непроизвольное, а потому возникает само собой, без участия ребенка. У ребенка проявляется достаточно хорошее развитие первоначальной формы произвольного внимания. Благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнять простейшие действия (например, брать песочек лопаткой), объектами внимания становятся самые различные предметы, используемые ребенком в его деятельности. Формирование этого вида внимания происходит главным образом под влиянием взрослых, которые начинают предъявлять детям различные требования (соблюдать чистоту, определенным образом пользоваться теми или иными вещами и т. п.). Новый, необычный предмет автоматически переводит внимание дошкольника на себя. В среднем, внимание ребенка на определенном объекте не превышает 15 минут, а также дошкольники не имеют возможности сконцентрироваться на одном объекте. Центр их внимания всё время изменяется и за день ребенком может быть изучено более 150-200 новых предметов, которые по каким-либо причинам могут быть им интересны

Особое внимания у младших дошкольников может акцентироваться на игрушках. Типология игрушек, также отыгрывает свою роль. Они могут быть театральными, дидактическими, моторными, образными и т. д. Любая игрушка для ребенка младшего дошкольного возраста является предметом развлечения, радости и забавы, который позволит детям всесторонне развиваться.

В среднем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за происходящим вокруг. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя.

В возрасте 4-5 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В этом возрасте ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В среднем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

В дошкольном, старшем возрасте происходят существенные изменения в развитии внимания ребенка. На протяжении всего периода дошкольного детства развивается непроизвольное внимание ребенка — повышается его устойчивость, увеличивается объем. В этом возрасте основное достижение в развитии внимания заключается в формировании нового его вида, произвольного внимания. Благодаря развитию данного вида внимания дети приобретают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, фиксировать его в течение некоторого времени. Развитию внимания в старшем дошкольном возрасте способствует возникновение новых интересов, расширение кругозора, овладение новыми видами деятельности. Так, переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к выполнению простейших трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с известными правилами и требованиями взрослых и детского коллектива, содействует развитию произвольного внимания. Взрослые, руководя вниманием ребенка, дают ему те средства, при помощи которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания предусматривает возможность детей принять постепенно усложняющиеся инструкции, удержать их во внимании, а также развитие навыков самоконтроля. Формирование произвольного внимания у ребенка обнаруживается сначала в том случае, когда он подчиняет свое поведение речевой инструкции взрослого. А затем, по мере овладения речью, оно проявляется в подчинении поведения ребенка собственной речевой инструкции. По мере роста ребенка развиваются и свойства внимания. Интеллектуализация, происходящая в процессе умственного развития ребенка, является существенной в развитии его внимания: оно начинает переключаться с чувственного содержания на мыслительные связи. Старшие дошкольники могут с достаточной полнотой и детализацией одновременно воспринимать три-четыре предмета.

В этом возрасте заметно возрастает устойчивость внимания, что проявляется, к примеру, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Наибольшая длительность игр младших дошкольников равна 30 минутам, у шестилетних же детей она возрастает до двух часов. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными к удержанию внимания на действиях, обретающих для них интеллектуально значимый интерес. Старшие дошкольники, в течение длительного времени могут заниматься малоинтересной работой, но и гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты. В дошкольном возрасте концентрация внимания у детей еще невелика, также как переключение и распределение внимания, которые необходимо развивать.

При работе с невнимательными дошкольниками большое значение имеет развитие отдельных свойств внимания.

Маленький объем внимания- это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная избирательность внимания – дошкольник не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания – неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что развитие произвольного внимания у детей происходит в процессе освоения ими разных видов деятельности. Внимательный ребенок более точно и эффективно воспринимает необходимые знания, которые дают ему возможность успешно развиваться в умственном плане.

1.3  Применение элементарных шумовых инструментов на музыкальном занятии

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р. Ремизовской, Т. Э. Тютюнниковой и  др.

Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкально - педагогической работе с дошкольниками.

По мнению Н.А. Метлова, формирование состава оркестра нужно начать с ударных инструментов, с «штабшпилей»: они являются звуковысотными инструментами. К ним относят металлофоны, глокеншпили, («колокольчики»), а также маленькие литавры. Ударно-шумовые инструменты (деревянные, металлические и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, треугольники, деревянные палочки, тарелки, коробочки, трещотки, кастаньеты, румбы и другие).

При изучении методической литературы мы систематизировали и представили перечень детских музыкальных инструментов на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация шумовых инструментов

Чаще всего представления детей о детских музыкальных инструментах ограничены. Дошкольник может различить по тембру звучания 2-3 детских музыкальных инструмента, назвать их, узнает изображения на картинках. В процессе знакомства с ударным инструментом дети узнают об истории его создания; изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе и технические) возможности; выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента; устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу; познают, как образуется звук, от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных и разноименных) или частей инструментов друг о друга; в результате встряхивания, трения (скольжения), и других приемов звукообразования, в том числе смешанны. Дошкольники познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.) и приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов.

Остановимся более подробно на характеристике каждого инструмента, которые мы представили выше, с ними вы можете ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2 — Характеристика инструментов

Определения

Описание

Рубель

Деревянный музыкальный инструмент с поперечными желобками и специальной палочкой.

Колотушка

Деревянный музыкальный инструмент состоящий из бруска, в верхней части которого прикреплена деревянная бусина.

Джембе

Западно-Африканский барабан в форме кубка, на который натянута мембрана.

Бонго

Кубинский деревянный инструмент, состоящий из двух барабанов на которые натянута мембрана

Колокольца малые

Дуга с пятью прикрепленными колокольцами.

Балийский ксилофон

(Большой и малый)

Ударный деревянный инструмент, состоящий из пластин расположенных по периметру восьмиугольника, так же есть специальная палочка.        

Треугольник

Ударный металлический инструмент треугольной формы со специальной палочкой.

Кабасо

Инструмент, состоящий из рельефного барабана, обвитого сеткой с нанизанными на него металлическими шариками.

Клавесы

Две гладко отшлифованные палочки, одна из них с резонатором.

Агого

Несколько колокольчиков конической формы разных размеров соединённых между собой.

Калимба

Тонкие пластинки-язычки, которые закреплены на специальном резонаторе.

Глюкофон

Тональный лепестковый барабан со специальными палочками.

Металафон

Металлический ударный инструмент состоящий из пластин разной высоты.

Шаркунок

Музыкальный инструмент состоящий из берестяной коробочки с семенами на палочке.

Ложки

Ударный музыкальный инструмент в форме ложки.

Трещотка

Музыкальный инструмент состоящий из пластин скрепленных между собой.

Маракасы

Музыкальныйинструментсостоящий из 2 маленьких дощечек скрепленных между собой с одной стороны.

Хлопуша

Народный музыкальный инструмент состоит из двух компонентов: лестницы и специальной деревянной палочки с прорезью.

Фольклорная

Лестница

Парный ударный музыкальный инструмент, каждая часть которого состоит из двух пластинок-ракушек, соединённых шнурком.

Кастаньеты

Музыкальный ударный инструмент в виде ряда деревянных пластинок, по которым ударяют деревянными молоточками.

Со временем музыкальные инструменты видоизменяются, добавляются новые и непривычные не только взрослым, но и детям. Стоит отметить, что каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения.

Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.

Существуют основные правила при включении в занятие музыкальных и шумовых инструментов.

  1. Исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.
  2. Инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними). Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.
  3. Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучанием должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Инструменты, низко звучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

Основные детские шумовые музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей это - всевозможные ударные инструменты: погремушки, ложки, треугольник, трещотки, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее.

Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и, хотя бы ещё один – два полных набора для детей.

Самый распространенный детский шумовой инструмент – шумелки-погремушки. Они изготовлены из контейнеров от детского «киндера» и одноразовых ложек. Наполнителем служат различная крупа, бусинки, пуговки.

Следующие инструменты делаются они из пустых йогуртовых бутылочек - «снеговички» с разными шапочками. Наполнителем служит бисер разного размера, горох, фасоль.

Трещотка из обычных школьных деревянных линеек. Под звук «трещетки» исполняются частушки, распевки, звуки природы (треск деревьев, стрёкот птиц).

Отличный «инструмент» по типу шейкера изготавливают из баночек из-под чипсов и из-под сыра с использованием для декорации самоклейку и наполнитель –горох. Если к нему присоединить «кастаньеты», сделанные из полоски картона и скорлупы грецких орехов, то можно отлично пошуметь. Вместо грецких орехов можно использовать металлические пробки от бутылок, то получится хороший инструмент для подражания цоканью копыт.

Еще один вариант - бубен из полипропиленовых баночек, пяльцев и рыболовных бубенцов.

Обычные одноразовые цветные тарелочки используются как «хрустелки». Еще один инструмент из деревянных палочек и называется «палочки-стучалочки».

Не требует дополнительных затрат изготовление «Музыкального браслета» из резинок для волос и колокольчиков. Нужно пришить к резинкам  рыбные колокольчики.

Существует несколько форм работы на шумовых инструментах:

  1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам, к классическим произведениям. Подобрав фонограмму любой детской песенки можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт», используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.
  2. Импровизация звуковых картин на заданную тему. Предлагается детям для игры выбрать понравившиеся шумовые инструменты и озвучить их, изобразив шум моря, дождя, ветра, вьюги, цоканья лошадей и т. д.Пример: рассмотреть иллюстрацию картины «Черное море» Ивана Константиновича Айвазовского, обсудить характер этой картины, настроение, которое она создает,  передать их с помощью выбранных шумовых инструментов.

3. Звуковая иллюстрация стихов (аналогично импровизации).

4. Сказки-шумелки[6].

Работа при использовании форм и шумовых инструментов ведетсяна усложнение полученных навыков, использование более сложного музыкального материала и шумовых инструментов.

Выводы по 1 главе

В первом параграфе мы подробно остановились на понятии «Внимание» и систематизировали его виды и свойства. Раскрыли связь внимания у детей дошкольного возраста посредством включения в музыкальное занятие сказок-шумелок.

Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Шумовые инструменты – это некий связующий мостик, который объединяет эмоциональную связь между миром дошкольника и миром музыки. Игра на инструментах важна еще и тем, что дошкольники могут применять их как в свободной игре, так и на музыкальном занятии.

Существует множество простейших инструментов, которые педагог, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, может вводить в музыкальное занятие. Все виды приведенного шумового музыкального инструментария могут быть использованы для сказки-шумелки в детском саду.

Музыкальные инструменты вошли в жизнь детей – их игровую деятельность, будни и праздники, отвечают склонностям ребят и создают из музицирующих дошкольников сплоченную групп у детей, объединенных желанием создать некий необычный вид деятельности. Таким образом, включение детей в показ сказкок-шумелок является прямым влиянием не только на развитие внимания, но и на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ  СКАЗОК-ШУМЕЛОК

2.1.Анализ методики раннего музыкального развития Железновых

 «Музыка с мамой»

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

Екатерина Сергеевна в 2003 году закончила музыкальный педагогический колледж №7 «Маросейка», специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист.

С 2008 года – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Проект «Музыка с мамой» Екатерина Железнова воплощала в жизнь вместе с отцом. Методика «Музыка с мамой» начала складываться достаточно давно. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет. С помощью методики родители и музыкальные педагоги подготавливали детей для поступления в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.

Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет. Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, именно это привлекает детей и их родителей.

Предлагаем вам рассмотреть принципы методики, подготовленные Екатериной и Сергеем Железновыми.

 1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицировали и т.п.

3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.

6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

В основе музыкальной деятельности лежит использование шумовых инструментов. Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.  

2.2. Сказка-шумелка, как одна из форм развития внимания

у детей дошкольного возраста

Природащедронаградилачеловека, онадалаему все длятого,чтобы видеть, ощущать, чувствоватьокружающиймир, онапозволила емуслышатьвсемногообразиесуществующих вокругзвуков.Сказки-шумелки скрасивоймузыкой,выразительными детскимиголосамии забавнымшумовымоформлениемобеспечиваютэффективные развивающие занятия с детьми.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка являетсярассказывание сказок-шумелок.В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. 

Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. С помощью занимательных сказок – шумелок малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами как шумовыми, так и звуковысотными, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с малышами устраивать замечательные музыкальные спектакли.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом или шумовым инструментом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Обратимся непосредственно к инструктивным мероприятиям применения шумовых инструментов.

Перед сказкой надо раздать инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения следует использовать жесты и мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживать паузы.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместноемузицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается внимание и слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Играя на шумовых инструментах детисовершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.Посредством музыкального сопровождения или же просто рассказа взрослого ребенок запоминает и внимательно вслушивается в слова рассказчика. С помощью сказки-шумелки дети получают много положительных эмоций, т.к сами участвуют в знакомой сказке.

Элементарноемузицированиеспособствует реализации потребности детей в игре, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков удошкольников.А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается не только внимание, но и любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных итворческих способностей. 

2.3. Содержание, структура сборника сказок-шумелок для детей дошкольного возраста «Внимание! Сказка!»

Описывая актуальность данной работы при изучении возрастных особенностей детей, мы  пришли к выводу что, в дошкольном возрасте дети не умеют сосредотачивать свое внимание на разных видах деятельности.

Идея создания сборника появилась на этапе написания курсового проекта и для развития внимания у детей дошкольного возраста мы решили создать сборник сказок-шумелок «Внимание! Сказка!»,который будет направлен на развитие внимания детей разного дошкольного возраста.

Мы предположили, что этот сборник поможет как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем, или же просто родителям. Кроме того,сказки-шумелки можно применять не только на музыкальном занятии, но и вне дошкольного учреждения.

Цель пособия: развить внимание дошкольников с помощью сказок-шумелок.

Задачи:

  1. Описать методику работы с партитурой и аудио приложением, включенными в пособие.
  2. Разработать партитуры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
  3. Развивать внимание у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

На рисунке 2. представлен титульный лист планируемого сборника сказок.

Внимание! Сказка!

Рисунок 2-Титульный лист.

В процессе изучения темы мы продумали структуру сборника.

Сборник содержит:

  1. Предисловие;
  2. Планируемые результаты;
  3. Инструментарий сказок-шумелкок
  1. название;
  2. обозначение в партитуре;
  3. способ звукоизвлечения).
  1. Партитуры сказок-шумелок (4 раздела), включенные в аудио приложение;
  2. Список используемых источников.
  3. Аудиоприложение (СD- диск) с записями озвученных произведений.

Выводы по 2 главе

Во 2 главе мы остановились на методических аспектах развития внимания у дошкольников. Проанализировали сборник «Музыка с мамой» и пришли к выводу, что характерной методикой Железновых является то, что все музыкальные фрагменты дети воспринимают через игровую деятельность. Так же в работе очень важно участие педагога или родителей. Ведь при игре на шумовых инструментах, особеннов раннем возрасте дети открывают для себя, что то новое, им сложно ориентироваться в музыке самостоятельно.

Через игру на музыкальных инструментах дети лучше запоминают информацию и сосредотачивают свое внимание на конкретной цели. С помощью сказки-шумелки развивается внимание, так как детям нужно внимательно вслушиваться в текст сказки и суметь вступить в подходящий момент. В процессе прослушивания необычного вида деятельности дети получают много положительных эмоций.

Посредством данной проблемы мы решили перейти к содержанию и структуре будущего сборника сказок-шумелок. В нем мы описали, в  чем же заключалась идея создания бедующего сборника. Описали цели, задачи и структуру сборника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первая глава посвящена рассмотрению понятия внимание, которое включает в себя его виды и свойства. Раскрытию понятия различных выдающихся педагогов психологов.

Так же мы выяснили, что игра на шумовых инструментах помогает передавать свои чувства, внутренний мир, обогащает музыкальные впечатления. Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с шумовыми музыкальными инструментами. Дошкольники знакомятся с разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры на них (колокольчики, барабан, погремушки, металлофон). Дети играют на инструментах, получают удовольствие от процесса и привыкают действовать в коллективе согласованно. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним, расширяет их музыкальные впечатления. Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки самых разнообразных по тематике и жанрам.

Сказка-шумелка один из самых полезных видов музыкальной деятельности в ДОУ. Благодаря сказкам с шумовым оформлением развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Во второй главе мы рассмотрели такой вид музыкальной деятельности как сказка-шумелка описали методические основы и начали создавать сборник. С дошкольного возраста мы  создаем  условия для общения детей с музыкой, развиваем их эмоции, внимание, воображение, расширяем кругозор, побуждаем  к творчеству.Исполнение  сказок – шумелок  способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время  выступлений. Звукоподражание  на шумовых инструментах, с различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение детей с педагогами, родителями  более интересными и плодотворными.

Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 96 с.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Алпарова, Н.Н., Николаев, В.А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Весна идет /Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев.–Москва: Владос, 2004.–163с.
  2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев –Ленинград: Музыка, 1999. –117 с.
  3. Венгер, Л.А. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте/ Л.А. Венгер. – Москва: МГИК, 2012.  – 105 с.
  4. Ветлугина,  Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр /Н.А. Ветлугина –Москва: Просвещение, 1958.– 62с.
  5. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина.–Москва: ЁЁ Медиа, 2012.–102 с.
  6. Ветлугина, Н.А. Детский оркестр. С методическими указаниями / Н.А. Ветлугина – Москва: Музыка, 1975. –95с.
  7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина –Москва: Музыка, 1968.–146 с.
  8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– Москва:АСТ 2008.–536 с.
  9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский – Москва: Перспектива, 2020. – 125 с.
  10. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Л.С. Выготский–Москва: Просвещение, 2006.– 186 с.
  11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе – Москва: Издательский центр Академия, 2005. –214с.
  12. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.ГДмитриева –Москва: Академия 2000.–239 с.
  13. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Держинская – Москва: Музыка, 1985.– 169с.
  14. Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание /. Н.Ф. Добрынин –Москва: Просвещение, 2005.– 256 с.
  15. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах./ Н. Г. Кононова – Москва: Просвещение 1990– 195с.
  16. Костина, Э.П. Креативные педагогические технологии музыкального образования дошкольников/ Э.П. Костина – Новгород: НИРО, 2011.–107с.
  17. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо – Санкт-Петербург: Ф. Павленкова, 2000.– 369 с.
  18. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет / Т.А. Рокитянская Москва: Академия развития, Академия Холдинг, 2006–128с
  19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн – Санкт-Петербург: Питер, 2000.– 712 с.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1.   Геллер, Е. Детский  шумовой оркестр / Е. Геллер // Дошкольный возраст 2013. –№6.– 24с.
  2. Шабашов, Л. Оркестр детских музыкальных инструментов/ Л. Шабашов // Музыкальное воспитание в школе. 1970. – №6. –103с.

Интернет – ресурсы

  1. Внимание у детей дошкольного возраста: его виды и свойства// Академия развития: [сайт]. 2020. – URL: https://xn----7sbabkjhsgeao3a2d8azqi.xn--p1ai/vnimanie-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vidy-osobennosti (дата обращения: 21.09.2022).
  2. Борисова Н.Ю.Основные особенности внимания дошкольников

/БорисоваН.Ю//nsportal.ru; [сайт]. 2020. – URL:  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/29/osnovnye-osobennosti-vnimaniya-doshkolnikov(Дата обращения: 03.10.22)

  1. Самошкина Е.Г.Курсовая работа/ Самошкина Е.Г.// nsportal.ru;

[сайт]. 2013. – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/05/26/kursovaya-rabota-po-muzyke

(Датаобращения 13.11.2022)

  1. ЖелезноваЕ.Сказочки-шумелки./Е Железнова //nsportal.ru [сайт].  2014.-URLhttp://yandex.ru/search/?h=20595&text=сказочки%20шумелки%20железновых

(Дата обращения 28.11.2022)

  1. Иванова, М. В. Особенности развития внимания старших дошкольников / М. В. Иванова.// 2021. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83740/ (дата обращения: 14.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы....

"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"

Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....

Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) "Ребёнок с моторчиком"

Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...

Дипломная работа студента по теме "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии". Научный руководитель: Матата Л.В.

Дипломная работа "Развитие связой речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии" опытно -экспериментального характера по специальности 44.02.01 раскрывает методологиче...