Главные вкладки

    «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
    учебно-методический материал по теме

    Разина Елена Александровна

    Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_razinoy_e.a._doshkolnyy_vozrast.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

    Воспитатель МБДОУ детский сад №99

    Разина Елена Александровна

     Дошкольный возраст - это возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитие речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.   Для успешного обогащения и активизации словаря должны  быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

    Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.

                 Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить  его содержание и  эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:

           1.    Повторное чтение всего текста.

           2.    Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.

    Чтение  художественных произведений сопровождается:

    1. Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
    2. Предметной наглядностью:

    - рассматриванием игрушек, муляжей

    -рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек

    -привлечением внимания слушателей к реальным объектам

           3. Словесной помощью:

                 - сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

                   - постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? «Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?»  и т.д.)

                  - подсказыванием при ответах детей слов- эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)

           4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)        

      Для ознакомления детей с художественной литературой

      использую следующие игры и упражнения:

    1. Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
    2. Дидактическая игра  « Сундук со сказками». Выявить знания детей  о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном  герое из прочитанного  произведения.
    3. Видео-салон  «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети  узнают, называют   и рассказывают  отрывок из этого произведения.
    4. «Угадки-Загадки» -ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально-познавательными играм.
    5. «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
    6. «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
    7. «Книга жанров»-  иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.

    Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:

    1. Провожу анкетирование « Компетентность родителей по  вопросу актуальности  литературного чтения»
    2. Провожу  консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», « Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», « Читаем ребенку …»
    3. Размещаю в информационном уголке для родителей, на сайте МБДОУ детский сад №99 памятки « Этапы ознакомления с книгой», « Этапы ознакомления с произведением», «Читаем дома»;  брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
    4. Создание  семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
    5. Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)
    6. Совместно с родителями организую периодический выход с детьми в районную библиотеку им. Ленинского Комсомола

    Таким образом:

    В дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием  и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника,  развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.      

                                                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексный подход как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

    Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течении многих десятилетий, при...

    Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

    Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

    ВКР: Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

    В  ВКР раскрыто содержание опытно – экспериментальной работы по  обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художест...

    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста

    Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...

    Методы обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста

    Методы организаци занятий с детьми для обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста...

    Формы работы по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста

    Формы организации занятий по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста...