Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

    Разина Елена Александровна

    Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_razinoy_e.a._doshkolnyy_vozrast.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

    Воспитатель МБДОУ детский сад №99

    Разина Елена Александровна

     Дошкольный возраст - это возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитие речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.   Для успешного обогащения и активизации словаря должны  быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

    Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.

                 Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить  его содержание и  эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:

           1.    Повторное чтение всего текста.

           2.    Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.

    Чтение  художественных произведений сопровождается:

    1. Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
    2. Предметной наглядностью:

    - рассматриванием игрушек, муляжей

    -рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек

    -привлечением внимания слушателей к реальным объектам

           3. Словесной помощью:

                 - сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

                   - постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? «Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?»  и т.д.)

                  - подсказыванием при ответах детей слов- эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)

           4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)        

      Для ознакомления детей с художественной литературой

      использую следующие игры и упражнения:

    1. Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
    2. Дидактическая игра  « Сундук со сказками». Выявить знания детей  о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном  герое из прочитанного  произведения.
    3. Видео-салон  «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети  узнают, называют   и рассказывают  отрывок из этого произведения.
    4. «Угадки-Загадки» -ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально-познавательными играм.
    5. «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
    6. «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
    7. «Книга жанров»-  иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.

    Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:

    1. Провожу анкетирование « Компетентность родителей по  вопросу актуальности  литературного чтения»
    2. Провожу  консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», « Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», « Читаем ребенку …»
    3. Размещаю в информационном уголке для родителей, на сайте МБДОУ детский сад №99 памятки « Этапы ознакомления с книгой», « Этапы ознакомления с произведением», «Читаем дома»;  брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
    4. Создание  семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
    5. Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)
    6. Совместно с родителями организую периодический выход с детьми в районную библиотеку им. Ленинского Комсомола

    Таким образом:

    В дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием  и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника,  развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.      

                                                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексный подход как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

    Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течении многих десятилетий, при...

    Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

    Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

    ВКР: Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

    В  ВКР раскрыто содержание опытно – экспериментальной работы по  обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художест...

    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста

    Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного ...

    Методы обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста

    Методы организаци занятий с детьми для обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста...

    Формы работы по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста

    Формы организации занятий по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста...