Методы обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

Разина Елена Александровна

Методы организаци занятий с детьми для обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы обогащения и активизации

словаря дошкольников

      Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - это расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим лимон. Какой бывает лимон? Ответ детей 5–6 лет: желтый, кислый, овальный. Добавления воспитательницы: «полезный».

2. Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, – растет у дома кудрявая, стройная, белоствольная. Дети отгадывают – береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

3. а) подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т.п.

    б) подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Высказывания детей 6–7 лет: «Летает самолет, птица, бабочка, летчик на самолете, жук, муха, пчела, стрекоза, воздушный шар, листики желтые летят с дерева и др.»

4. Подбор обстоятельств Учиться можно как?. – хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

5. Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.

6. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитатель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т.д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?), и т.д. Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей.

7. Распространение предложений. Педагог говорит: «Повар готовит… (что? где? когда? зачем?). Дети идут… (куда? зачем?)» и т.д.

8. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Педагог читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.

Предложения детей 5–6 лет: «Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».

9. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: апельсин - дольки, корочка; дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки и т.п.

10. Упражнение на точность номенклатуры. Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т.п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.

11. Составление предложений с предложенным словом (или несколькими словами). Детям дается слово; составить предложение и включить в него это слово.

13. Объяснение слов. Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей? Например: «Собакатакое животное, лает, с людьми живет. Доктор такой дядя, он лечит больных людей. Мышка – такой маленький зверек, мышек кошка ест».

14. Отгадывание и составление загадок. Следует поощрять детей  к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть», – означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку», – означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли

15. Классификация предметов (разнообразные виды лото; соответствующие занятия-беседы).

Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, которые проводятся на занятиях и в повседневной жизни, например:  «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше».

Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течении многих десятилетий, при...

ВКР: Художественная литература как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

В  ВКР раскрыто содержание опытно – экспериментальной работы по  обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художест...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Формы работы по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста

Формы организации занятий по активизации и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Методы и приемы обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....