рабочие программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю рабочие программы для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Великий математик» предназначена для  обучающихся 2 Г класса МБОУ «СШ №21».

     Программа  составлена в соответствии с требованиямиФГОС НОО и направлена на формирование общих учебных умений, они осваивают способы познавательной деятельности.

При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи — с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.

Основные задачи данногокурса:

  1. обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
  2. формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
  3. развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
  4.  формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Результаты  курса внеурочной деятельности.

Личностные

— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

 — основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;

 — интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к предмету математики;

 — стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

 —элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);

 — понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

 —правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;

 — понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.

Учащийся получит возможность для формирования:

 — потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;

— интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;

— умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

 — уважительного отношение к мнению собеседника;

— восприятия особой эстетики моделей, схем, таблиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;

— умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;

— понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.

Предметные

Числа и величины

 Учащийся научится:

— моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;

 — выполнять счёт десятками в пределах 100 как прямой, так и обратный;

 — образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц (67 – это 6 десятков и 7 единиц);

 — сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;

 — читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

 — упорядочивать натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;

 — выполнять измерение длин предметов в метрах;

 — выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;

 — применять изученные соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;

 — сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;

 — заменять крупные единицы длины мелкими (5м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1 дм);

 — сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;

 — использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах;

— использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.

Учащийся получит возможность научиться:

— устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

— составлять числовую последовательность по указанному правилу;

— группировать числа по заданному или самостоятельно выявленному правилу.

Арифметические действия

 Учащийся научится:

 — составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот;

 — понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

 — складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

 — выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

 — устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;

 — выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулем и единицей);

 — выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

 — вычислять значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок;

 — понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно–два действия.

Учащийся получит возможность научиться:

— моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;

— использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

— выполнять проверку действий с помощью вычислений.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

 — выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

 — выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение неизвестного компонента действия;

 — решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.

Учащийся получит возможность научиться:

 — дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;

— выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

 — составлять задачу, обратную данной;

 — составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;

 — выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия);

 — проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;

 — сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия).

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

 Учащийся научится:

 — распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);

 — обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры: луч, угол, ломаная, многоугольник;

 — чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;

 — чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.

Учащийся получит возможность научиться:

— описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

— соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;

— распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;

— находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;

— находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.

Геометрические величины

 Учащийся научится:

 — определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

 — находить длину ломаной;

 — находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;

 — применять единицу измерения длины – метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;

Учащийся получит возможность научиться:

— выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;

— оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).

Работа с информацией

 Учащийся научится:

 — читать несложные готовые таблицы;

 — заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия;

 — составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы;

 — понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

— строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если…, то…», «верно/неверно, что...»;

— составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса к данным;

— находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.

Метапредметные

Регулятивные

Учащийся научится:

 — понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

 — составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

 — соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

 — сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;

 — выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

 — в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Учащийся получит возможность научиться:

— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

— предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

— выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

— осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

— самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке;

— подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

 — контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

— оценивать задания по следующим критериям: «Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении», «Сложное задание».

Познавательные

Учащийся научится:

 — осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;

 — использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);

 — понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;

 — кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;

—моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

 — проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

 — выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

 — выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;

 — проводить аналогию и на её основе строить выводы;

 — проводить классификацию изучаемых объектов;

 — строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;

 — приводить примеры различных объектов, или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

 — пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи); составлять простой план;

 — выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.

Учащийся получит возможность научиться:

— ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

— определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

— находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;

— понимать значимость эвристических приёмов (перебора, подбора, рассуждения по аналогии, классификации, перегруппировки и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.

Коммуникативные

Учащийся научится:

 — использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

 — строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

 — участвовать в диалоге; слушать и понимать других;

 —участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

 —взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;

 — принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

Учащийся получит возможность научиться:

— вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

— корректно формулировать свою точку зрения;

 — строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

— излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых ситуаций;

— контролировать свои действия в коллективной работе;

— наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Геометрические фигуры

Освоение понятия «луч», его направление, имя, алгоритм построения. Освоение понятия «числовой луч», вычисления с помощью числового луча. Освоение понятия «угол», алгоритм построения угла. Освоение понятий «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия», имя ломаной, алгоритм построения ломаной линии. Освоение понятия «многоугольник».

Умножение чисел от 1 до 10

Знакомство с новым арифметическим действием умножения и его конкретным смыслом. Составление таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 в пределах 20. Изучение особых случаев умножения — чисел 0 и 1.

Деление. Задачи на деление

Изучение простых задач на деление. Освоение процедуры деления арифметических выражений, изучение компонентов действия деления: делимое, делитель, частное, частное чисел. Составление таблицы деления на числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Освоение процедуры деления при вычислении арифметических выражений без скобок, содержащих действия первой и второй ступени.

Числа от 21 до 100. Нумерация

Сложение и вычитание круглых чисел, изучение устной и письменной нумерации чисел.

Старинные меры длины. Метр

Изучение старинных мер длины: введение терминов, сравнение, измерение предметов. Изучение современной меры длины — метр: освоение понятия, перевод в другие единицы измерения длины, сравнение, измерение предметов.

Умножение и деление круглых чисел. Переместительное свойство умножения

Изучение действия умножения и действия деления круглых чисел, освоение переместительного свойства умножения, изучение умножения любых чисел в пределах 100 на 0 и на 1.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 20.Изучение письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Изучение письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100 с переходом черезразряд.

Скобки. Числовые выражения

Изучение числовых выражений со скобками и порядок их вычисления.

Измерение геометрических фигур

Освоение понятий: длина ломаной, прямой угол, прямоугольник, квадрат, периметр многоугольника. Измерение геометрических фигур: ломаная, многоугольник.

Час. Минута

Изучение единиц времени: час и минута; сравнение, преобразование и вычисление именованных чисел столбиком без перехода через разряд; определение времени по часам.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Великий математик» 2 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

по плану

по факту

1

05.09

Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 20.

2

12.09

Луч, его направления.

3

19.09

Числовой луч.

4

26.09

Обозначение луча.

5

03.10

Обозначение угла.

6

10.10

Умножение числа 2.

7

17.10

Умножение числа 3.

8

24.10

Умножение числа 4.

9

31.10

Умножение числа 5.

10

14.11

Умножение числа 6.

11

21.11

Умножение чисел 7, 8, 9 и 10.

12

28.11

Задачи на деление.

13

05.12

Пирамида.

14

12.12

Деление на 2 и 3.

15

19.12

Делимое. Делитель. Частное.

16

26.12

Деление на 4 и 5.

17

16.01

Деление на 6,7,8,9 и 10.

18

23.01

Счёт десятками. Круглые числа..

19

30.01

Старинные меры длины.

20

06.02

Умножение круглых чисел.

21

13.02

Деление круглых чисел.

22

20.02

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Вычисления вида 35+2, 60+24,

 56-20, 56-2, 23+15, 69-24.

23

27.02

Сложение с переходом через десяток.

24

06.03

Скобки.

25

13.03

Устные и письменные приёмы вычислений вида 35-15, 30-4.

26

20.03

Числовые выражения.

27

03.04

Устные и письменные приёмы вычислений вида 60-17, 38+14.

28

10.04

Устные и письменные приёмы вычислений вида  32-5,  51-27.

29

17.04

Взаимно-обратные задачи.

30

24.04

Рисуем диаграммы

31

01.05

Периметр многоугольника.

32

08.05

Переместительное свойство умножения.

33

15.05

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

34

22.05

Решение задач. Закрепление



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Программа курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» предназначена для обучающихся 2 Г класса МБОУ «СШ № 21»

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на расширение, углубление и закрепление у обучающихся знаний по русскому языку. 

          Цель курса внеурочной деятельности: 

  • расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку;
  • показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. 

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметными  результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения;

- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или

главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

-различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- распознавать части речи;

-раздельное написание частицы не с глаголами;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки,

-различать изменяемые и не изменяемые слова;

- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками;

-наблюдать над способами образования слов при помощи приставки;

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

        Форма организации

Основные виды деятельности

Волшебная страна фонетика

Беседа, презентации, игры, чтение стихотворений, разгадывание ребусов, кроссвордов, головоломок, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок

Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Выполнение рубрики «Мишуткина академия». Выполнение рубрики «Мишуткина академия».

Волшебная страна грамматики

Разгадывание головоломок, заучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, работа со словарями

Игры с пословицами и поговорками.  Работа с головоломкой «танграм».Выполнение рубрики «Мишуткина академия». Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах» работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Развитие речи  

Беседа, рассказ учителя, разгадывание головоломок, кроссвордов, ребусов. Заучивание загадок. Работа со словарем. Чтение стихотворений, различных произведений.

Понятие «качества характера».  Рассказ учителя о многообразии имен прилагательных, служащих для характеристики человека и животных. Выполнение заданий по теме. Работа с головоломкой «танграм». Выполнение рубрики «Мишуткина академия». Выполнение различных заданий:   разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок на правописание словарных слов, на определение частей речи, употребление фразеологизмов и пословиц в речи.  

                                                                                                                 

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

По плану

Факт

1

03.09

Волшебная страна фонетика

1

2

10.09

Сказочное царство слов

1

3

17.09

В царстве смыслов много дорог

1

4

24.09

Игротека

1

5

01.10

Слова-братья

1

6

08.10

Слова-спорщики.

1

7

15.10

Пословица недаром молвится

1

8

22.10

Игротека

1

9

29.10

Готовимся к «Русскому медвежонку»

1

10

12.11

Готовимся к «Русскому медвежонку»

1

11

19.11

Дельные пословицы

1

12

26.11

Звук под «маской»

1

13

03.12

Анаграммы и метаграммы

1

14

10.12

Игротека

1

15

17.12

Секреты некоторых букв

1

16

24.12

Шарады, анаграммы, метаграммы

1

17

14.01

Слова-антиподы

1

18

21.01

Игротека

1

19

28.01

Путешествие по стране существительных

1

20

04.02

Слова - действия

1

21

11.02

Слова - признаки

1

22

18.02

Игротека

1

23

25.02

Искусство красноречия

1

24

04.03

Заголовок- всему голова.

1

25

11.03

Путешествие в страну фразеологизмов

1

26

18.03

Игротека

1

27

01.04

Школьные пословицы

1

28

08.04

Фразеологизмы в цветах

1

29

15.04

Путешествие в страну загадок

1

30

22.04

Игротека

1

31

29.04

Словарные слова от А до Я

1

32

06.05

Слова, называющие качества характера

1

33

13.05

Игротека

1

34

20.05

КВН

1

                                                                                                  ВСЕГО

34

Литература

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  10. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  11. Синцова А.А. В наш мир народною тропой. М.: АНОО «Ступени знаний», 2006 г.
  12. Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
  13. Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи школьников. М.: Просвещение, 1991 г.
  14. Л.В. Мищенкова Занимательный русский язык Москва РОСТ

     



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа курса внеурочной деятельности «Мои проекты» предназначена для  обучающихся 2 Г класса МБОУ «СШ №21».

     Программа  составлена  в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

        Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

     «Основы проектной деятельности» – это образовательный курс, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса: 

 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

     — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

     — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.

 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

     — воспитание целеустремленности и настойчивости;

     — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

    — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

    — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

 ∙ развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения;

 ∙ системность организации учебно-воспитательного процесса;

 ∙ раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

                          Результаты курса внеурочной деятельности

 Личностные. 

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные.

а) Регулятивные: 

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

б) Познавательные:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

в) Коммуникативные:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества (4 часа)

Беседа, презентация; инсценировки, разыгрывание ситуаций. Оформление рисунков.

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения. Подготовка к проекту: «Я и мои друзья».

Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями  «словарь», «проект», «тема». Проект: «Я и мои друзья. Дерево дружбы».

Основы проектной деятельности (12 часов)

Презентация, беседа. Стихи, загадки. Викторина. Подготовка и оформление выставки рисунков.

Выработка гипотезы – предположения. Подготовка к общешкольному проекту «Перепись населения» Цель проекта. Проект «Перепись населения» Задачи проекта. Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей»

Сбор информации о проекте. Творческая работа. Презентация. Проект  «Права ребенка глазами детей» Отбор информации для мини-сообщения Отбор информации для семиминутного выступления.

Работа над проектом (10 часов)

Беседа, презентация. Стихи, загадки. Практикумы. Просмотры мультфильмов. Обсуждение.

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. Первые шаги составления презентации на компьютере

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. Проект: «Праздники в России» Совмещение текста выступления с показом презентации. Праздники России: 8 Марта! Самоанализ. Подготовка к проекту: «Мой любимый детский журнал». Играем в учёных. Это интересно. Выпуск классного детского журнала.

Итоги работы над проектом (8 часов)

Беседа, презентации, решение ситуативных задач; проектная деятельность.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.«9 мая – День Победы!» - выпуск классной газеты. Самоанализ. Рефлексия после выступления. Подготовка к проекту «Моё любимое занятие» Играем в учёных. Это  интересно. Проект «Моё любимое занятие» Советы на лето от мудрого Дельфина. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.

Календарно – тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Мои проекты »

№ п/п

Дата

Тема проекта

Содержание

план.

факт.

06.09

О чём может рассказать школьная библиотека? -

Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке.

13.09

Родной город  

Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях своего города на уроке окружающего мира

20.09

27.09

Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями

Коллективная творческая работа по созданию коврика

04.10

Путешествие по Зодиаку  

Составление альбома «Путешествие по Зодиаку»

11.10

18.10

 «Филимоновская игрушка»

Мастер-класс по росписи игрушки

25.10

Народные промыслы

Сбор материала и защита творческой работы о разновидностях народных промыслов.

01.11

Математика вокруг нас. Узоры на посуде

Сбор материала, создание своих узоров

15.11

Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом»

     11

22.11

Красная книга или возьмём под защиту

Создание своей книги «Возьмём под защиту»

     12

29.11

Презентация проекта

     13

06.12

И в шутку и в серьёз

Составление занимательных заданий по русскому языку.

     14

13.12

Деревенский двор

Работа в парах по изготовлению деревенской избы из бумаги. Коллективная творческая работа – деревенский двор.

     15

20.12

Пишем письмо

Написание письма Деду Морозу

     16

27.12

Профессии

Мини-сочинение «Кем я хочу стать»

     17

18

     19

17.01

24.01

31.01

Проект «Убранство избы»

Изготовление модели комнаты крестьянина

     20

07.02

Рифма

Словарик собственных рифм

     21

   

14.02

Мой любимый журнал

Презентация любимого детского журнала

     22

21.02

Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата

Изготовление фигурок в технике оригами. Выставка поделок.

     23

28.02

Сувенир в подарок

Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля.

     24

07.03

Изготовление сувениров, посвященных 8 марта.

     25

14.03

Аквариум

Работа в паре. Изготовление изделия «Аквариум» из природного материала

     26

21.03

Родословная

Составление родословной своей семьи.

     27

04.04

Презентация проекта

     28

11.04

Наши земляки

Проект «9 мая - День Победы»

     29

18.04

Города России

Фото рассказ о городах России

     30

25.04

Презентация проекта. Создание альбома «Города России»

     31

02.05

В словари за частями речи

Составление заданий по различным словарям

     32

16.05

Страны мира

Фото рассказ о странах мира

     33

23.05

Презентация проекта. Создание альбома «Страны мира»

     34

30.05

Мой любимый писатель сказочник

Написание отзыва на сказку. Парад героев.

                                                                           Всего

    34 часа



Предварительный просмотр:

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 2Г класса  МБОУ «СШ№21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил  безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта в современном мире породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных. Это обусловлено трагической статистикой: ежегодно в ДТП на территории России тысячи детей погибают, получают травмы различной степени тяжести, многие остаются инвалидами.  Это во многом происходит потому, что школьники не владеют правилами безопасного поведения во  дворе, на улице, или дороге современных городов и, нарушая их, не осознают  возможных опасных последствий своих действий.

Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя. Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях.

Программа курса «Моя безопасность» сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил  безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.

Программа данного курса имеет цель не механическое  заучивание правил безопасности, а формирование и развитие познавательной  деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и  стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Актуальность

При переходе на Федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на формирование у детей культуры личной безопасности.

Цель:

Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов.

Задачи:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению.
  •  Научить основным правилам дорожного движения, правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях, личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения.
  • Помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно.                       

Результаты курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на основы безопасности жизнедеятельности в его органичном единстве и разнообразии;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области основ безопасности жизнедеятельности;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в основах безопасности жизнедеятельности в окружающем мире и социуме;
  • владение основами безопасности жизнедеятельности, элементарными правилами нравственного поведения в мире людей, нормами здоровьесберегающего поведения.

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
  • освоение моральных норм помощи, готовности принять на себя ответственность;

Метапредметные  результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
  • оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
  • моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Ты и твой дом

Беседа, презентация, русские народные сказки, загадки, стихи, кроссворд. изображения бытовых предметов; инсценировки, разыгрывание ситуаций. Оформление рисунков.

Памятка «Шаги принятия решений». Игры «Проверь Знайку», «Найди опасную ситуацию». Игры «Инопланетянин», «Знайка».

Школа светофорных наук

Презентация, беседа. Стихи, загадки. Викторина, ролевая игра. Подготовка и оформление выставки рисунков. Просмотр фильма по ПДД. Анализ ситуаций. Знакомство с историей создания автомобиля.

Игра «Узнай знак». Инсценировки «Про умных зверюшек», «Просто это знак такой…» Проект «Дорожные знаки». Ролевая игра «Водители и пешеходы». Викторина «Знатоки ПДД». Проект «Памятка для пешехода». Викторина-игра по правилам дорожного движения с театрализованными элементами.

Пожарная безопасность

Беседа, презентация. Стихи, загадки. Чтение по ролям и обсуждение рассказа. Разработка памяток. Практикумы, инсценировки ситуаций. Просмотры мультфильмов. Обсуждение.

Рассказ «Петер и маленький Тузик». Викторина. памяток «Как действовать при пожаре», «Порядок вызова пожарной охраны». Практикум. Ролевая игра «Пожарники». Просмотр мультфильма- сказки «Кошкин дом». Анализ ситуаций.

Безопасность на улице

Сказочная викторина. Игра «Разговор по телефону». Стихи, загадки. Сюжетно-ролевые игры.

Мы и природа

Беседа, презентации, решение ситуативных задач; разработка памяток, проектная деятельность.

Проект «Формула безопасности». Практикум «Эвакуация из школы». Выработка правил безопасности при общении с животными (игра-путешествие). Игры «Узнай животное», «Загадочные рисунки». Практикум «Первая помощь при укусах».  «В клубе Почемучек». Разыгрывание ситуаций. Проектная деятельность: составление памятки «Как вести себя во время грозы». Игры «Съедобное - несъедобное», «Узнай по описанию», «Полное лукошко». Тест «Грибы».

        


Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Моя безопасность»

№ п/п

Дата

Тема.

Количество часов.

По плану

Фактически

Ты и твой дом (6 ч)

1

07.09

Опасные и безопасные ситуации.

1

2

14.09

Современное жилище.  Безопасность в доме.

1

3

21.09

Один дома

1

4

28.09

Что делать при запахе газа.

1

5

05.10

Осторожно – электричество!

1

6

12.10

КВН «Мой дом – моя крепость».

1

Школа светофорных наук (10 ч)

7

19.10

Законы улиц и дорог.

1

8

26.10

Наш приятель Светофор.

1

9-10

02.11

Знаки важные, дорожные.

2

16.11

11

23.11

Разрешается – запрещается.

1

12

30.11

Правила перехода улиц и дорог.

1

13

07.12

Почему школьники попадают в дорожные аварии.

1

14

14.12

Мы – пешеходы.

1

15

21.12

Это чудо техники – автомобиль.

1

16

28.12

Викторина  «Вопросы инспектора Мигалочкина».

1

17

18.01

Правильные правила.

1

Пожарная безопасность (5 ч)

18

25.01

Огонь – друг и враг человека.

1

19

01.02

Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы.

1

20

08.02

Твои действия при пожаре.

1

21

15.02

Осторожно - огонь!

1

22

22.02

Сказка «А сам чуть не сгорел…»

1

23

01.03

Пожарным можешь ты не быть…

1

Безопасность на улице (3 ч)

24

08.03

Опасные незнакомцы.

1

25

15.03

Что такое терроризм.

1

26

22.03

Если ты заблудился на улице.

1

Мы и природа (8 ч)

27

05.04

Что такое экстремальная ситуация.

1

28

12.04

Животные вокруг нас.

1

29

19.04

В лес по грибы и ягоды.

1

30

26.04

Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах.

1

31

03.05

Если заблудился в лесу.

1

32

10.05

Безопасность во время грозы.

1

33

17.05

Азбука безопасности.

1

34

24.05

Моя безопасность. (Правила поведения в опасных и экстремальных ситуациях.)

1

Всего:

34 часа



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 2Г класса МБОУ «СШ №21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена  на системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни, формированию познавательных УУД.

Цель курса внеурочной деятельности: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.

Результаты  курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;  объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;  искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
  • Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  
  • Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и  гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
  • Объяснять самому себе «что во мне хорошо,  а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной  деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
  • .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


             Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  •  Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  •  Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
  • Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях .
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


           Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Родной очаг (9 часов)

Беседа, рассказ учителя, чтение произведений по теме, отвечать на вопросы, работа в парах, четверках. Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в паре «Родовое дерево»

Родные просторы (9 часов)

Беседа, рассказ учителя, чтение произведений по теме, отвечать на вопросы, работа в парах, четверках. Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

Работа в паре «Занятия жителей деревни»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Труд земной (8 часов)

Беседа, рассказ учителя, чтение произведений по теме, отвечать на вопросы, работа в парах, четверках. Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

работа в паре «Путь-дорога»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль

Труд души (8 часов)

Беседа, рассказ учителя, чтение произведений по теме, отвечать на вопросы, работа в парах, четверках. Разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

«Мир, в котором мы живем» оценивающий тренинг

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Истоки»

п/п

Дата

Тема

Количество часов

По плану

Факти

чески

Раздел «Родной очаг» 9 ч

  1. 1

07.09

Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

1

  1. 2

14.09

Семья. Семейные традиции. Любовь.  Забота. Согласие.

1

  1. 3

21.09

Семья. Родители. Почитание родителей.Обязанности в семье.

1

  1. 4

28.09

.

Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо

1

  1. 5

05.10

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии.

1

  1. 6

12.10

Праздники дома. Любимый праздник.     Практическая работа

1

  1. 7

19.10

.

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община.

Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка

1

  1. 8

26.10

Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры

1

  1. 9

02.11

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

1

Раздел «Родные просторы» 9 ч

  1. 10

16.11

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная

1

  1. 11

23.11

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1

  1. 12

30.11

Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1

  1. 13

07.12

.

Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода

1

  1. 14

14.12

Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога

1

  1. 15

21.12

 работа в паре «Как море воспитывает человека?»

1

  1. 16

28.12

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

1

  1. 17

18.01

Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки.

1

  1. 18

25.01

Обобщающий урок «Родные просторы»

1

Раздел «Труд земной» 8 ч

  1. 19

01.02

Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1

  1. 20

08.02

Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие.

1

  1. 21

15.02

.

Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка

1

  1. 22

22.02

Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство

1

  1. 23

01.03

Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

1

  1. 24

08.03

Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1

  1. 25

15.03

Ярмарка.

1

  1. 26

22.03

Обобщающий урок «Труд земной»

1

Раздел «Труд души» 8 ч

  1. 27

05.04

Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1

  1. 28

12.04

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.  

1

  1. 29

19.04

Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн.

1

  1. 30

26.04

Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души.

1

  1. 31

03.05

Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб

1

  1. 32

10.05

Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

1

  1. 33

17.05

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1

  1. 34

24.05

Обобщающий урок. «Труд души»

1

Итого

34



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Программа  курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы”  предназначена для обучающихся 2 Г класса МБОУ «СШ №21».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы И.Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции  обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению школьниками целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Предметные результаты

  • освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

 Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

 Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности.

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Краткая история шахмат.

Беседа, презентация, чтение литературы, игра в шахматы

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Шахматная нотация.

Презентация, беседа, парные игры,

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Ценность шахматных фигур.

Беседа, презентация. Практикумы, проигрывание ситуаций. Обсуждение.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Достижение мата без жертвы материала.

Беседа, презентации, решение ситуативных задач;

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема.

Количество часов.

По плану

Фактически

                                       Краткая история шахмат.(6 часов)

1

03.09

Рождение шахмат.

1

2

10.09

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

1

3

17.09

Обозначение вертикалей. П/и: “Назови вертикаль”.

1

4

24.09

Обозначение горизонталей. П/и: “Назови горизонталь”.

1

5

01.10

От чатуранги к шатранджу.

1

6

08.10

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Назови диагональ”.

1

Шахматная нотация(8 часов)

7

15.10

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. П/и: “Диагональ”.

1

8

22.10

Наименование полей. П/и: “Какого цвета поле?”.

1

9

29.10

Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Кто быстрее”.

1

10

12.11

Шахматы проникают в Европу.

1

11

19.11

Наименование полей, шахматных фигур. П/и: “Вижу цель”.

1

12

26.11

Ценность шахматных фигур.

1

13

03.12

Ценность шахматных фигур. П/и: “Кто сильнее?”.

1

14

10.12

Чемпионы мира по шахматам.

1

Ценность шахматных фигур (10 часов)

15

17.12

Сравнительная сила фигур.

1

16

24.12

Сравнительная сила фигур. П/и: “Обе армии равны”.

1

17

14.01

Абсолютная и относительная сила фигур.

1

18

21.01

Сравнительная сила фигур. П/и: “Выигрыш материала”.

1

19

28.01

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

20

04.02

Достижение материального перевеса.

1

21

11.02

Нападение и защита.

1

22

18.02

Способы защиты.

1

23

04.03

П/и: “Защита”.

1

24

11.03

Шахматные правила FIDE.

1

Техника матования одинокого короля (6 часов)

25

18.03

Мат различными фигурами.

1

26

25.03

Ферзь и ладья против короля.

1

27

01.04

Две ладьи против короля.

1

28

08.04

Король и ферзь против короля.

1

29

15.04

Этика шахматной борьбы.

1

30

22.04

Король и ладья против короля.

1

                                         Достижение мата без жертвы материала ( 4 часа)

31

29.04

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).

1

32

06.05

Миттельшпиле (середина игры).

1

33

13.05

Эндшпиле (конец игры).

1

34

20.05

Защита от мата.

1

Всего:

34 часа

Приложение 2.

Дидактические задания.

“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.

“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.

“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.

“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

Используемая литература:

  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеолбразовательных организаций /авторы – составители : Ю,Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодковой и др..М. : Просвещение, 2013. – 96с.;
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М.: Просвещение, 2014.
  3. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ П.В. Степанов, Д.В. Григорьев – М: Просвещение, 2014.
  4. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.Б. Байбородова. – М.: Просвещение,2014.
  5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М: Просвещение, 2011.
  6. Концепция и модель оценки качества воспитания в системе общего образования: научно – методическое пособие / Л.В. Алиев и др.- М: Центр Пед. поиск, 2013.
  7. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов И.В. Степанова – М: Центр Пед. поиск, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...

Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история

Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...