Методическая разработка классного часа на тему: «Память сердца»
классный час

Тема: «Память сердца»

 Цель классного часа: воспитание патриотических чувств у подростков, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса.

Задачи

1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.  

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации.

Участники внеклассного мероприятия: студенты группы 731 и 717.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_krasnodarskogo_kra2.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

классного часа на тему:

«Память сердца»

                                             Разработали преподаватели:

                                                Колколенко Светлана Викторовна

Гиба Татьяна Андреевна

Ст. Брюховецкая 2021г.

Содержание

 

  1. Предисловие                                                                                    
  2. Подготовительная часть
  3. Основная часть
  4. Сценарий
  5. Заключение
  6. Литература

Тема: «Память сердца»

 Цель классного часа: воспитание патриотических чувств у подростков, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины, развитие художественно-эстетического вкуса.

Задачи

1. Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.  

2. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

3. Усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации.

Участники внеклассного мероприятия: студенты группы 731 и 717.

Форма проведения: классный час.

Место проведения:  аудитория №42

Время проведения:  внеурочно.

Норма времени:       1 час.

Оснащение мероприятия: презентация «Память сердца»

  • компьютер
  •  мультимедийная презентация  (показ слайдов)
  • аудиозаписи военных песен

Оформление аудитории: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картины о войне, рисунки подростков, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.

Подготовительная часть.

     Подготовку к проведению мероприятия начинают заранее. Кураторы группы подбирают специальную литературу. Работают по разработке сценария. Продумывают методику проведения классного часа: решают вопрос о формах и методах.

 Студентам выдаются задания по разучиванию текстов, стихов. Изготавливаются плакаты, пишутся приглашения гостям. Назначаются ответственные из числа студентов за оформление аудитории, приготовление выставки, за музыкальное оформление.

     За несколько дней до проведения классного часа  вывешивают объявления, раздаются пригласительные билеты.

Непосредственно перед классным часом аудитория готовится следующим образом: парты со стульями расставляются полукругом; устанавливается мультимедийный проектор, компьютер, экран; развешиваются плакаты на  военную тематику.

Основная часть

Преподаватель ( Колколенко С.В ):

          Я зарастаю памятью,

          Как лесом зарастает пустошь.

          И птицы - память по утрам поют,

          И ветер – память по ночам гудит.

          Деревья – память целый день лепечут.

          Но в памяти моей такая срыта мощь,

          Что возвращает образы и множит...

          Шумит, не умолкая, память – дождь,

          И память – снег летит, и пасть не может.

                                      (Д.Самойлов – «Я зарастаю памятью»)

       Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того  незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто  как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Заварыкина Анастасия : Самый светлый,

           Самый летний день в году,

           Самый длинный день Земли –

           Двадцать второго.

           Спали дети,

           Зрели яблоки в саду.

           Вспоминаем,

           Вспоминаем это снова.

           Вспоминаем эту ночь и в этот час

           Взрыв,

           Что солнце погасил в кромешной гуле,

           Сквозь повязки неумелые сочась,

           Кровь народа заалела в том июне.

           Шаг за шагом вспоминаем,

                                День за днём.

           Взрыв за взрывом,

                                Смерть за смертью,

                                 Боль за болью,

           Год за годом, опалённые огнём,

           Год за годом, истекающие кровью.

                                (М.Луконин «Напоминание»)

Парехина Анастасия:  Обратимся к страницам военного календаря.

1 страница.

Учебные роты, новобранцы, добровольцы.

(Звучит песня «Огонёк»).

Учебная рота курсантов шла на фронт. В ту пору с утра и до ночи с полей не рассеивалась мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь «населённых пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно появились «Юнкерсы». Тогда рота согласно приникла к раздетой ноябрём земле, и все падали лицом вниз, но все–же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно.

     Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – и уже недалеко должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти.

Есипенко Вероника

  Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили,

Живыми вернуться не все.

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

               (Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»)

Халилова Нигина.: 

  Важно с девчонками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних...

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних,

Все они опочили там.

                (А.Ахматова «Важно с девочками простились...»)

  Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата,       где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

2 страница

    ФРОНТ

Звучит песня «В землянке».

Красновская Юлия: 

 Проснёмся, уснём ли – война, война.

Ночью ли, днём ли – война, война.

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

О чём ни подумай – война, война.

Наш спутник угрюмый – она одна.

Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,

Тем горше с ней.

Восходы, закаты, всё ты одна,

Какая тоска ты – война, война!

Мы знаем, что с нами

Рассветное знамя,

Но ты, ты, проклятье – темным – темна.

Где павшие братья – война, война!

В безвестных могилах...

Мы взыщем за милых,

Но крови святой неоплатна цена.

Как солнце багрово! Все ты одна.

Какое ты слово – война, война...

Как будто на слове

Ни пятнышка крови,

А свет все багровей во тьме окна.

Тебе говорит моя страна:

Мне трудно дышать – говорит она-

Но я распрямлюсь и на все времена

Тебя истреблю, война!

                (М.Петровых «Война, война...»)

Преподаватель (Гиба Т.А.):    Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».

К зиме 1941 года захватчики продвинулись в глубь страны на 850 – 1200 км.

В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и сёла.

Велики подвиги тех, кому пришлось защищать Родину.

 Война велика, бесконечны полы,

Дороги, как старые песни длинны,

И ходит беда, и тоскует земля,

И воет волчицей ветер войны.

Преподаватель (Колколенко.С.В.):    Вопрос: как быть с нашим народом был решен с арийской беспощадностью. Было определено: сколько людей, где и как уничтожить, скольким сохранить жизнь, превратив в рабов Рейха.

3 страница.

Лагеря, блокада.

Звуки метронома.

Преподаватель  (Гиба Т.А.):  Нас по ту линию фронта величали даже не народом, а стадом баранов, неспособных творить историю. Нам готовили участь рабов или сырья в производстве мыла и дамских сумочек... А чтобы «третьесортная нация» уже не поднялась с колен, была придумана программа ограничения рождаемости.

Поощрялись алкоголь, табакокурение, сектантство и раскол в вере. Геббельс считал, что в каждом селе должны верить по-своему, поклоняться своему божку, пусть даже лошадиной оглобле... и это будет уже не русский народ, а раболепная толпа без роду-племени.

Бикус Маргарита: 

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домой,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

                   (С.Самушенков «Старый фильм»)

Преподаватель (Колколенко С.В.):     Внедрялись отрасли промышленности, способные перерабатывать «дешёвое сырьё», которого было вволю, человеческую плоть, волосы, кожу... Ставились на поток новые и новые технологии умерщвления военнопленных. Строились концентрационные лагеря. Самые обездоленные – это дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, ласку – у них отняли Родину и свободу. Так работала философия расового превосходства.

Демидова Маргарита.:   

В обители смерти молчат о смерти

И только крик

Парит и кружит над крышею блока,

Бьётся о твёрдые кулаки стен:

Жить!

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Даёт нам силу

Сломить бессилие.

Преподаватель (Гиба Т.А):     В сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам Ленинграда.

Вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Враг был уверен: теперь голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло. Передерутся из-за куска хлеба, из-за охапки дров, бросят работать и сдадутся ... Но враг просчитался.

За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолётов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12000 минометов, 212000 единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин. А ведь город голодал. Блокадный паёк – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки.

Коновалов Егор.:

   Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив ещё! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под тёмным  небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела,

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

« Ну, так и есть – мотор заело».

Ремонт на пять минут – пустяк.

Поломка эта - не угроза.

Да рук не разогнуть никак.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от моторов

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони,

А он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и дымом пополам.

            (О.Бергольц)

Преподаватель (Колколенко С.В.):  Люди выстояли и пережили блокаду

  По семеро впряглись бабы в плуг,

Чтоб хлеб родили минные поля,

Чтоб ровной стала рваная земля.

4 страница.

Трудовой фронт.

Звучит песня «На солнечной поляночке».

Преподаватель (Гиба Т.А.):  Трудовой фронт.

Пятьсот тысяч их, советских женщин, было в 1941-1945 годах в армии, на фронте. Пятьсот тысяч-полмиллиона! И им приходилось очень трудно, многое пришлось им испытать. Ездили грузить кирпич, грузили листы стекла без приспособлений, на руках. Грузили цемент, бумажные кули были непосильны. Ноги тряслись, от тяжести даже глазам больно было, ломило. Возвращались очень усталые. Страшно хотелось есть. «Иногда даже случалось – пишет одна из женщин-фронтовичек – тайком от хозяйки я вынимала от их собаки из банки отходы гнилой или мороженой картошки и ела». Самое удивительное, что эти женщины, несмотря на все тяготы прожитых лет, и сегодня по-настоящему молоды.

 Народная мудрость гласит:

Ой, не все про горе плакать,

И не все о нём тужить.

Дайте времени маленько

Мне в радости пожить.

Ч А С Т У Ш К И

Исполнили: (Филюшина Алена и Чернявская Дарья )

За свою родную землю

Грудью встанем, как один.

Будь уверена, подруга,

Мы фашистов победим.

Коль фашисты нас задели,

Мы им спуску не дадим.

Воевать мы не хотели,

А пошли, так победим.

Дорогие девочки,

Мы осиротели-

Военные пилоточки

Далеко улетели.

Милый мой фашистов бьёт,

И мне тоже хочется.

Дайте, дайте пулемёт,

Буду пулемётчицей.

Мой братишка в Красной Армии

Сражается в бою,

Проливает кровь горячую

За Родину свою.

На зелёной ёлочке

Свежие иголочки.

Храбро держатся в бою

Наши комсомолочки.

Добровольцами ушли

Все наши ребята,

А от них не отстают

Храбрые девчата.

Как на горке, на горе.

На самой вершине

Вот бы Гитлера повесить

На кривой осине.

Наши славные герои

Родину прославили,

Посреди Германии

Кранный флаг поставили.

Все ребята веселятся,

Что отвоевалися,

А девчата тоже рады-

Женихов дождалися.

5 страница

Память.

Макарова Юлия:

   Стоит высоко над рекой

Героям обелиск.

Роняет под ноги легко

Берёза спелый лист.

О, сколько горьких дум и слёз

Оставила война!

На камне – русских мужиков

Простые имена:

Иван Фомин, Макар Петров,

Никифоров Андрей,

Матвей Кузьмин, Илья Фролов,

Ефимов Тимофей...

Пришла победа майским днём

В дома российских вдов –

Сто тяжких бед в селе родном

На пятьдесят дворов.

Преподаватель Гиба Т.А. (читает письма)

1  ПИСЬМО

Если я не вернусь, дорогая,

Нежным письмам твоим не внемля,

Не подумай, что это другая,

Это значит сырая земля.

           (Иосиф Уткин. Погиб в 1944 г., возвращаясь в Москву с фронта.)

2  ПИСЬМО

«Добрый день! Здравствуй, брат Вася, сестра Дуня! Низко кланяюсь вам.

Мама, посылал вам уже несколько писем, но ответа не получил. Почему? Как получишь письмо, сразу напиши ответ. Пиши, как с хлебом, где живёте? Посадили ли сколько картошки? Поклон всем пошли. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Ваш сын Иванов Николай».

         (Письмо адресовано в дер.Смержаха. Николай не вернулся с фронта.)

3  ПИСЬМО

«Добрый день, многоуважаемые Нюся и доченька Люся! Вы пишете, что соскучились обо мне. Я тоже соскучился не меньше вас и не чаю, придется ли свидеться или нет».

           (Письмо Владимира Тимошина в дер.Решетино. Автору письма не довелось вернуться домой, в 1942 году он умер от ран.)

Семенцова Марина:  И если сердце встретит пулю вражью,

И упаду вперёд я, как бежал,

Уж вы меня простите, да, простите,

Что не пришёл и слова не сдержал.

         (М.Геловани)

Преподаватель (Колколенко С.В.):   Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений.

Не сгладит время горя матери, жены, любимой, детей. Для них погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными. Давайте почтим их память минутой молчания.

М И Н У Т А     М О Л Ч А Н И Я .

Рущенко Ангелина:  От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Все то, что вы в окопах защищали

Иль возвращали, кинувшись в порыв,

Беречь и защищать нас завещали,

Единственные жизни положив.

Каких имён нет на могильных плитах,

Их всех племен оставили сыны.

Их миллионы не забытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

                (А.Болдин)

Преподаватель (Гиба Т.А.):   Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость! Это радость народная, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сыновей и дочерей скорбит наш народ в этот день. Светла эта память!

Бессонов Саша.

 Всяко жил – и горестно, и весело,

Ветеран пехотного полка,

Жизнь не очень густо понавесила

Орденов на лацкан пиджака.

Но когда немалый путь итожится,

Я твержу, как заповедь слова:

Русь жива!

Все прочее приложится,

Главное, солдаты, Русь жива!

             (Н.Никишина)

Звучит песня «Дорога на Берлин».

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Тема классного часа «Память сердца» выбрана не случайно. Социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины, не видит смысла в изучении данного предмета.

Актуальность темы неоспорима: Общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.

 Данный классный час призван содействовать формированию этих качеств у обучающихся. В общественном сознании отмечается обострение проблемы формирования духовности и духовной личности нашей молодежи.

Раскрытие и изучение важных исторических событий Великой Отечественной войны дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому. Переживая к Родине чувство любви, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев не будет бездумно ругать прошлое нашей страны, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своего Отечества.

Литература

Калиниченко Н. Великая отечественная всемирная паутина М:2018год

Давыдов В.А. Уроки истории М:2017год

Капинус .М. Военные сайты М:2017год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".

Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....