Планы-конспекты музыкальных занятий
методическая разработка

Анастасия Пашкова

В этом документе пользователям будет предоставлено описание функционирования голосового аппарата во время речи и пения, а также распространенные ошибки певцов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК»)      

Методические рекомендации на тему

«Органы голосового аппарата и их устройство. Функционирование голосового аппарата при пении»    

 Специальность: 44.02.03
Педагогика дополнительного образования
Разработала: студентка группы ПДО 3.2.
Пашкова А.С.
Проверила: преподаватель Гох С. В.      

Волгодонск, 2020

Голосовой аппарат - это совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука. Также в его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный.  

- Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

- Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе.

В состав голосового аппарата входят:

 •        Ротовая и носовая полости с придаточными полостями;

•        Глотка;

 •        Гортань с голосовыми складками;

•         Трахея;

•        Бронхи;

 •        Лёгкие;

•        Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой;

 •        Мышцы брюшной полости;

Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.

Работа дыхательного аппарата тесно связана с работой гортани и артикуляционного аппарата во время певческой и речевой фонации. Певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и скоординировано. В работе голосового аппарата можно различить две функции: образование голоса (гортань – дыхание) и трансформация этого звука (артикуляционный аппарат). Гортань и дыхание образуют звук певческого голоса, звук определенной высоты, силы, тембра, что влияет на отличительные качества голоса. Дыхание – это ведущий фактор процесса звукообразования. С помощью исследований дыхательных движений методом пневмографии Мануэль Гарсиа установил, что расход дыхания при голосообразовании зависит от характера работы голосовых связок.  

Трахея, представляющая собой полую трубку длиной около 15 см, спускается в грудную полость, где делится на правый и левый главные бронхи, которые многократно делясь, составляют бронхиальное дерево. По бронхиальному дереву воздух проводится до легочной ткани, где в легочных пузырьках совершается газообмен. Трахея, как и главные бронхи, построена из хрящевых незамкнутых сзади полуколец, которые не дают спадать стенкам воздухоносных путей. Таким образом, их просвет постоянно поддерживается. Незамкнутые участки полуколец выложены гладкими мышцами, которые расположены так же и в подслизистом слое, то есть глубже слизистой оболочки, выстилающих стенки воздухоносных путей. Чем меньше калибр бронхов, тем меньше остается в них хрящевой ткани. Просвет концевых отделов бронхиального дерева целиком поддерживается тонусом гладких мышц. Гладкие мышечные волокна бронхиальной системы легких регулируются вегетативным отделом нервной системы, то есть волевым усилиям не подчиняются. Легочная ткань воздушна, эластична, напоминает губку.

Важнейшая мышца-вдыхатель – диафрагма. Напоминает она купол, имеет сухожильную середину. При сокращении волокон купол диафрагмы становится площе, оттягивается вниз, а вместе с ним растягиваются вниз и легкие. Когда диафрагма сокращается, мышцы брюшного пресса расслабляются и живот подается вперед. При активном выдохе брюшной пресс сокращается, а диафрагма расслабляется. Дыхание имеет произвольно-непроизвольную систему управления и обладает большой приспособляемостью, в зависимости от ставящихся перед организмом задач. Работа гортани как во время речи, так и во время пения скрыта от наших глаз, мы можем видеть только ее внешние движения.

У высококвалифицированных певцов гортань при пении почти неподвижна. Она устанавливается на определенном, характерном для каждого певца уровне и совершает лишь незначительные, почти невидимые движения. А у начинающих петь довольно часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. 3начительные изменения уровня гортани у необученных певцов происходят от неумелого пользования дыханием, от резкой смены подскладочного давления и от отсутствия координации в работе резонаторов и голосовых складок. До недавнего времени, пока вокальная педагогика не располагала научно-экспериментальными данными, наиболее правильным считалось свободно удерживаемое умеренно-низкое положение гортани при пении. Но практика опровергла это мнение. Уровень гортани во время пения у разных певцов различный. Певческое положение гортани выражается в изменении ее уровня и в особой организации входа в гортань. Певческий уровень гортани может быть высоким, низким или средним, очень редко совпадает с положением гортани при покое и никогда, как правило, не совпадает с речевой установкой гортани. Установка гортани на том или ином уровне является следствием приспособления ротоглоточного резонатора к работе гортани, к работе голосовых складок. Происходит настройка ротоглоточного рупора на воспроизводимые голосовыми складками звуки в зависимости от типа и характера голоса. Это приспособление осуществляется за счет изменения объема глоточного канала. Объем ротоглотки, помимо расширения ее стенок, зависит и от ее длины. Длина надставной трубки, в свою очередь, изменяется в зависимости от положения гортани. Она увеличивается при опускании гортани и уменьшается при ее поднятии.

Как показали лабораторные исследования, для высоких лирических женских голосов характерна наиболее короткая надставная трубка с нейтральным (на уровне покоя) или с повышенным уровнем гортани. У мужчин с низкими голосами (басов и баритонов) наблюдается наиболее низкое положение гортани. У драматических сопрано, меццо-сопрано и теноров такой закономерности не отмечено. У этих голосов гортань может находиться в различных положениях. Исследование детских голосов в этом плане не производилось. Полученные данные показали, что добиваться одинакового уровня установки гортани у всех певцов не следует. Положение гортани при пении зависит от анатомических способностей голосового аппарата певца. Поэтому в каждом отдельном случае о положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. При обучении пению надо создать благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение для звукообразования. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевкa и правильного дыхания.

Наблюдения за голосовыми складками во время пения в лабораторных условиях показали, что в одних случаях звукообразование происходит при плотно сомкнутых голосовых складках и колеблются всей своей массой. При этом преобладает грудное резонирование. В других случаях способ работы голосовых складок изменяется, фонация (голосообразование) происходит при неплотно сомкнутых или только сближенных голосовых складках. Они колеблются не всей своей массой (не во всю свою ширину), а в отдельных случаях только узкими внутренними краями, резонирование голоса – головное. Выяснилось, что такое положение голосовых складок не является причиной их болезненного состояния (несмыкания). При этом было отмечено, что ноты среднего участка диапазона певцы могут воспроизводить как плотно сомкнyтыми, так неплотно сомкнутыми голосовыми складками. Причем, сделать это могут почти всегда только обученные певцы.

Таким образом, стало ясно, что существует два основных типа или способа работы голосовых складок при фонации:

1. Образование звука при плотно сомкнутых по всей длине, колеблющихся во всю ширину голосовых складках с грудным резонированием.

2. Образование голоса при сближенных, а не сомкнутых голосовых складках, колеблющихся только своими внутренними краями, с головным резонированием.

Эти типы работы голосовых складок названы регистрами. Так, по двум основным способам гoлосообразования различают два основных регистра: грудной и головной.

В процессе обучения в обычных условиях голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому о способе их работы мы судим по характеру звучания голоса. При головном звучании мы говорим о грудном регистре, при грудном – о грудном регистре и при смешанном звучании (грудном и головном) – о смешанном (микстовом) регистре. Первые два регистра называют натуральными, так как они встречаются у необученных певцов. Смешанный регистр считается производным от натуральных регистров, но он имеется от природы в женских и детских голосах. В процессе обучения этот регистр создают и у мужчин. В вокально-педагогической практике регистром принято называть ряд последовательных звуков в диапазоне певца, отличающийся однородным характером звучания по резонированию и тембру.

Диапазон – объем певческоrо голоса от самого низкого до самого высокого звука.  Механизм певческого голосообразования определяется взаимодействием двух групп мышц: 1. Мышц, лежащих в толще голосовых складок (голосовых мышц); 2. Мышц, натягивающих эти складки; При грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, натяжение голосовых складок незначительно. При смешанном регистре активны обе группы мышц. При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но увеличивается их натяжение, а при фальцете, как крайней разновидности головного регистра, голосовые мышцы пассивны, работают только внешние мышцы гортани, и голосообразование происходит за счет натяжения голосовых складок.

Каждый из регистров имеет свои положительные и отрицательные стороны. При грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, отчего получается звук, богатый обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие призвуки. Грудной регистр в сравнении с головным отличается большей силой, но меньшей «полетностью». При смешанном регистре в голосообразовании активно участвуют мышцы самих голосовых складок и мышцы, их натягивающие. Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование грудного и головного резонирования сообщает звуку полноту и красоту. Основным требованием, предъявляемым к голосу современного певца, является ровность звучания во всем диапазоне. Голоса же необученных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них ясно заметны регистры. У таких певцов при переходе из одного регистра в другой на двух-трех промежуточных нотах, названных переходными, отмечается ухудшение тембра, напряженность и неудобство воспроизведения звука. Ровность звучания в процессе обучения достигается путем сглаживания регистров. С этой целью прибегают к соединению грудного и голосового звучания, т. е. к созданию смешанного регистра. Чем лучше поставлен голос, тем у него шире диапазон смешанного регистра.

Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов с одинаковым типом голоса бывает различным. Оно изменяется и от характера произведений.  Методическим приемом смешивания регистров является округление и «прикрытие» звука. Под округлением следует понимать некоторое изменение тембра, напоминающее по звучанию гласный звук «о». «Прикрытие» от округления в слуховом ощущении отличается большей степенью «затемнения» тембра (приближения его к гласному звуку «у», оно употребляется при сглаживании регистров в мужских голосах. Округляют звуки при помощи зевка. Создание смешанного голосообразования связано и с высокой позицией звука. Высокий, по позиции, звук характеризуется усилением в голосе высоких обертонов. При его воспроизведении у певца возникает ощущение усиленной вибрации (дрожания) в головных резонаторах, чувство «маски» («маска» – специальный вокальный термин, которым певцы определяют ощущение усиленного сотрясения лицевых костей в области переносья). При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание. В процессе обучения добиваются округленного, высокого, опёртого звучания на середине диапазона и стремятся распространить такое звучание на весь голос. При этом особенно внимательно нужно следить за формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того времени, когда регистры сольются в единое звучание.

7 самых распространенных ошибок при пении:

Ошибка № 1 - Отсутствие опоры (неправильное дыхание)

Опора - это 90 % всего вокала. Но что же будет если петь без опоры? Во-первых, это колоссальная нагрузка на голосовой аппарат, которая в свою очередь травмирует связки и приводит к различным заболеваниям. Среди них: осиплость, охриплость, хронические заболевания верхних дыхательных путей и конечно же самое страшное - потеря голоса. Во-вторых, при безопорном пении Вы никогда не достигнете красивого свободного объемного звучания, будете лишены тембра и индивидуальности.  

Ошибка № 2 – Форсирование  

Форсирование - чрезмерное усиление звука за счет усиленной подачи воздушного потока. Такое пение нарушает естественное звучание голоса, затрудняет его верхний участок, делает его напряженным и нарушает полетность.  

Ошибка № 3 - Искусственное вибрато  

Вибрато - это украшение голоса певца, которое делает звук льющимся. Вибрато бывает естественное и искусственное. Чем более правильно скоординирован аппарат певца - тем более красивым, завораживающим кажется его голос. Качество вибрато говорит о степени свободы голосового аппарата. Вибрато является естественной и неотъемлемой частью правильного пения. НО! Распространена практика, когда педагоги учат делать вибрато искусственно! Искусственное (зажатое) вибрато делается через усилия и нагрузку голосового аппарата, из чего следуют такая проблема как тремоляция голоса (неконтролируемый "кач" голоса), от которой очень сложно избавиться. Искусственное вибрато всегда будет слышно! Теплого и льющегося звучания не получится, и будет казаться что человек вымучивает из себя звуки.

Ошибка № 4 - Неправильно подобранный репертуар  

Слишком сложный репертуар. Нельзя брать произведения очень сложные (не по уровню), особенно на начальном этапе обучения. Это приводит к напряжению голосового аппарата, и заучиванию ошибок и неправильных ощущений при пении. Лучше взять композиции попроще, с небольшим диапазоном и выучить их правильно, чем вы будете пытаться хоть как-нибудь «проорать» сложные произведения. Репертуар подобран не по типу голоса. В начале обучения, вы должны отталкиваться от своего природного голоса. Когда человек не знает вообще, как петь и с чего начать, и берется за произведения не для своего типа голоса, все это приводит к сильной перегрузке голосового аппарата. Такая ошибка может стоить вам голоса. Даже профессиональные певцы стараются исполнять только репертуар, который подходит именно их типу голоса.  

Ошибка № 5 - Самостоятельное пение  

Обучиться вокалу самостоятельно невозможно! Голос один из самых сложных инструментов человека, овладеть им можно только под наблюдением профессионального педагога. Более того, начав обучение самостоятельно, можно заучить ошибки, от которых потом будет очень сложно избавиться. Также, не стоит забывать, что неправильное пение может привести к проблемам с голосовым аппаратом.  

Ошибка № 6 – Подражание  

Не стоит подражать любимым исполнителям! Таким способом вы сразу ставите себе определенные рамки и ограничиваете возможность почувствовать и развить свой истинный голос. Всегда надо помнить, что Ваш голос уникален, и возможно он намного богаче по своей природе, чем у певца, на которого Вы ориентируетесь и стараетесь быть похожим.  

Ошибка № 7 - Нерегулярные занятия  

Регулярность занятий – самый важный аспект. Уроки не должны быть от случая к случаю. Вокал – это серьезный труд. Конечно же, бывают люди с очень красивыми голосами от природы, но понятие «школа» никто не отменял. Есть определенные правила пения, которые необходимо знать вокалисту и уметь применять эти навыки на практике. Заниматься вокалом в среднем нужно 2-3 раза в неделю (в зависимости от поставленной цели), чтобы организм был в вокальном тонусе и мышцы нарабатывали правильные ощущения. В противно случае уроки бесполезны и будут проходить каждый раз как заново.  

Список использованных источников и литературы:

  1. Краснощеков В. Вопросы хороведения.- М.,1969 2.        
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Голосовой аппарат  3.        
  3. https://ovocale.ru/kak-rabotayut-golosovye-svyazki-golos-i-fiziologiya/ 
  4. https://vk.com/topic-149578330_36353423/Кантелина_Студио

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к внеклассному занятию

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс

Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...

План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс

Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия:  создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...