Методическая разработка урока
методическая разработка

Арсен Евгеньевич Коренев

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства. Гамму, как поступенный звукоряд, придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых движений, координацию движений в обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.

Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука.  Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

Необходимо, чтобы ученик осознавал, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, кистевых движений рук. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои исполнительские движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРНАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету Специальность «Ударные инструменты»

с учащимся 2 класса Скрыль Романом,

на тему:

«Работа над гаммой в классе ударных инструментов»

Составитель: А.Е. Коренев,

преподаватель по классу ударных инструментов

г. Воркута

ноябрь 2020 год

Ф.И.О. преподавателя:

Арсен Евгеньевич Коренев

Ф.И. ученика:

Скрыль Роман

Предмет:

Специальный инструмент. Ударные инструменты

Класс, год обучение:

2 класс

Дата проведения:

18.11.2020 г.

Тема урока:

«Работа над гаммой в классе ударных инструментов»

Регламент урока:

40 минут

Тип урока:

комбинированный урок

Форма деятельности:

индивидуальная

Цель урока:

Освоение методики работы над гаммами на начальном этапе обучения на ксилофоне на примере гаммы фа-мажор

Задачи урока:

     образовательная:

  1. познакомить ученика с основными этапами работы над гаммой;
  2. совершенствовать исполнительские навыки игры на ксилофоне;
  3. научить применять полученные знания при исполнении произведений;

     воспитательная:

  1. формирование культуры звукоизвлечения;
  2. вовлечение в активную практическую исполнительскую деятельность;
  3. воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
  4. активизировать интерес к занятиям на инструменте.

     развивающая:

  1. развивать и совершенствовать имеющиеся исполнительские навыки;
  2. способствовать усложнению исполняемых пьес за счет улучшения техники игры.

Планируемые результаты:

     предметные:

  1. возможность исполнять гаммы на ксилофоне правильными штрихами и приемами;
  2. возможность применить новые знания в уже изученных произведениях;
  3. возможность самостоятельно работать над гаммами по полученному образцу;

     личностные:

  1. развитие познавательной деятельности, креативного мышления.

     межпредметные:

  1. формирование у учащегося комплексного подхода к творческой работе.

Методы обучения:

словесный, наглядный, иллюстрационно-наглядный, практический методы, метод проблемного обучения.

Технологии обучения:

ИКТ технология, здоровьесберегающая технология

Используемые ресурсы:

     методическая литература:

Купинский К., Школа игры на ударных инструментах. - Москва «Музыка», 2017 г.

Егорова Т. Школа игры на ударных инструментах. – СПб «Композитор», 2021 г

     вид используемых на уроке средств ИКТ:

презентация, видео с канала YouTube:

https://youtu.be/1uzoyRJCcPI 

     необходимое аппаратное обеспечение:

ноутбук или компьютер, оборудование необходимое для просмотра мультимедийных презентаций и просмотра видеозаписей.

Оснащение урока:

музыкальный инструмент – ксилофон, палочки, пульт для нот, нотный, раздаточный материал, ПК или ноутбук.

Пояснительная записка

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства. Гамму, как поступенный звукоряд, придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых движений, координацию движений в обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.

Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука.  Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

Необходимо, чтобы ученик осознавал, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, кистевых движений рук. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои исполнительские движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Технологическая карта урока

на тему «Работа над гаммой в классе ударных инструментов»

Основные этапы урока, время

Задачи

Методы обучения

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащейся

Музыкальный/ дополнительный материал

1 этап.

Организационный,

1 минута

Создание условий для включения учащегося в активную познавательную деятельность

словесный метод

Готовность учащегося к занятию

Приветствие, поверяет готовность к уроку, постановку за инструментом

Приветствие, правильная постановка за инструмент.

-

2 этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация

4 минуты

Мотивация учащегося к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

наглядный метод

Создание рабочей, творческой атмосферы на уроке. Понимание целей и задач урока

Включает видео с исполнением пьесы на ксилофоне.

Рассказывает тему урока, его цель и практических результат.

Просматривает видео, описывает свои впечатления. Отвечает на вопросы.

видео: Фроссен «Карусель»

3 этап.

Актуализация знаний.

4 минуты

Выяснить что такое гамма, для чего нужно ее исполнять.

словесный, ИКТ

Ученик вспоминает что такое гамма, как она строится и как ее исполнять;

готов к изучению новых приемов.

Педагог спрашивает, что такое гамма, какие они бывают, правило мажорной и минорной гамм. При помощи наводящих вопросов и, исполняя на инструменте, вспоминают вместе с учеником гамму фа-мажор.

Отвечает на вопросы педагога; исполняет гамму фа-мажор в прямом и обратном движении

Презентация

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

10 минут

Исполнение гаммы фа-мажор ритмически и динамически ровно. Учиться слышать в гамме мелодическую линию звучания. Играть выразительным звуком. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.

Иллюстрационно-наглядный метод; метод проблемного обучения, ИКТ.

ученик понимает и может применить на практике алгоритм работы над гаммами.

Помогает исполнить, показывает на инструменте, исправляет ошибки и неточности.

Исполняет гамму фа-мажор ритмически и динамически ровно (отрабатывать отдельно f, p, cresc и dim). Слушает мелодическую линию звучания, исполняет выразительным звуком, дослушивает каждую длительность до конца.

презентация

Физкультминутка

1 минута

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая технология.

Эмоционально- физическая разрядка.

Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся.

Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса)

Ритмичные произведения

5 этап.

Первичное закрепление

10 минут

Возможность применить на практике полученные знания о работе над гаммами.

Практический метод

Ученик знает, как исполнять гамму и может применить эти знания на практике.

Предлагает ученику применить полученные знания на практике и самому исполнить фрагменты произведения: Т. Корганов Гамма-вальс

Находит в нотах Т. Корганов Гамма-вальс гамму. Под контролем педагога пробует исполнить.

ноты произведения Т. Корганов Гамма-вальс

6 этап.

Контроль усвоения.

5 минут

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Развить познавательную деятельность, чётко обозначить этапы самостоятельной работы по разбору новой пьесы с применением новых знаний.

Практический метод

Учится анализировать свою игру и находить методы исправления ошибок.

По ходу исполнения учеником произведения корректирует и исправляет ошибки, объясняет, как правильно.

Слушает и реагирует на замечания и исправления учителя. Демонстрирует понимание как работать над гаммой

ноты произведения Т. Корганов Гамма-вальс

7 этап.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

3 минуты

Оценка работы учащегося на уроке. Создание плана самостоятельной домашней работы.

Систематизирует совместно с учащимся направления домашней работы над гаммой.

Словесный метод

Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащегося по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з.

Преподаватель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. Положительно оценивает деятельность учащегося.

Слушает, дополняет преподавателя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

8 этап.

Рефлексия

2 минуты

Самооценка, осознание учащегося значимости учебной деятельности, ситуация успеха.

Словесный метод

Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение учащимся принципов саморегуляции и самоконтроля.

Педагог проводит беседу с учащимся:

-Чему ты научился?

- что больше всего понравилось делать?

-Легко ли было?

- Доволен ли собой?

Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку ученицей результатов учебного занятия.

Учащийся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку, предварительную оценку.

Показатели эмоциональной оценки результатов учебного занятия (Картинки со смайликами)

Ход урока

1 этап. Организационный. Проверка рабочего места.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Работа над гаммой в классе ударных инструментов».

Проверка постановки и готовности к уроку ученика.

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащегося.

- Сегодня мы будем работать с учеником 2 класса Скрыль Романом. Он увлеченно занимается на ударных инструментах, в том числе и на ксилофоне, ведет активную концертную деятельность в школе, принимает участие в городских конкурсах.

Цель нашего урока: Освоение методики работы над гаммами на начальном этапе обучения на ксилофоне на примере гаммы фа-мажор.

- Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания исполнителя музыканта. Гаммы играются для выработки и накопления мастерства. Гамму, как поступенный звукоряд, придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал и ноты. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечение, силу и выносливость, независимость и самостоятельность кистевых движений, координацию движений в обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки.

Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и ученик должен уметь решать художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука. Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика, которая проявляется в первоначальном внутреннем слуховом представлении звучания, а затем слуховом контроле над качеством своего исполнения.

Необходимо, чтобы ученик осознавал, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, кистевых движений рук. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и движением, то есть сформироваться так называемое мышечное чувство. Добиваясь необходимого звукового результата, ученик будет совершенствовать свои исполнительские движения, физически приспосабливаясь к выполнению постоянной цели. Поэтому, играя гаммы, мы должны стоять перед учащимся конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами, направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Для начала давайте посмотрим на видео исполнение пьесы Фроссен «Карусель».

- Рома, при просмотре постарайся запомнить, какими приемами пользуется исполнитель.

Смотрим видео.

3 этап. Актуализация знаний.

        - Рома, что такое гамма, какие они бывают, расскажи правило мажорной и минорной гаммы.

При помощи наводящих вопросов и, исполняя на инструменте, вспоминают вместе с учеником гамму фа-мажор.

Основные задачи при игре гамм.

Алгоритм работы над гаммами

  1. Начальный период игры гамм, знакомство учащихся с гаммой.
  2. Техническое освоение гамм
  3. Художественные задачи при игре гамм, динамические нюансы

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности исполнительского движений.

Основная задача при работе над гаммами — это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается. Сегодня будем работать исключительно над гаммой, а не всего гаммового комплекса.  

Начальный период игры гамм

- Рома, чем отличается мажорная гамма от минорной? Сегодня будем работать над гаммой фа-мажор, сколько там знаков? Какие?

Когда мы начинаем знакомить учащихся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей, объясняя их художественный смысл. Тональные сегмент мы связываем с разными жизненными переменами: вечер сменяет день, после лета наступает осень. Меняются настроения человека: за весельем может быть грусть.

Все это в музыке передается разными тональностями и ладами. Как различна цветовая гамма у художника, так меняются тональные "краски" в музыке. У некоторых композиторов было даже цветовое видение тональностей (А. Скрябин, Н. Римский - Корсаков). У Римского - Корсакова, например, тональность Ми мажор была "синей" и связывалась с образами синего моря, а у Л.Бетховена и В. Моцарта Си минор ассоциировалась с черным цветом, был символ трагедии, смерти.

В начальный период обучения закладывается фундамент исполнительской техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой исполнительского аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.

Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным. Учиться слышать в гамме мелодическую линию звучания. Играть выразительным звуком. При этом вслушиваться в каждый звук и доводить его слухом до конца длительности.

Техническое освоение гамм

По формуле мажора (чередование тонов и полутонов) строим мажорную гамму. Удобнее начинать изучение мажорной гаммы фа мажор. Хороший и чистый звук извлекается ударом палочек по центру пластины. Следует избегать ударов по краю пластины, так как качество звука будет более не качественным.

Удары производятся движением кисти. Палочки держать одинаково как правой, так и левой рукой, прямо перед собой, и параллельно один другому. Палочка лежит между первым и вторым фалангам указательного пальца, а большой палец слегка поддерживает палочку, кончик палочки от конца примерно 10 см. Для обозначения удара той или иной руки на первом году учебы применяется специальная аппликатура.

При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

  • Палочки не должны «вязнуть» в пластинах.  Удар по пластине должен быть активным и точным. Для этого кисти рук должны быть легкими, свободными.
  • Не «выколачивать» удары по пластине, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.
  • Резкие удары — это зажатость, не чувствует свободы в кистях, в предплечье, плечах, спины, ногах.
  • Утомление, непривычное долгое стояние, руки прижимают, ноги прямые, корпус не ровный. До первых утомлений прекратить играть до полного восстановления.

В этот период продолжается закрепление игровых навыков, идет поиск ощущения удобства в игре, отрабатывается пластика движений. В это время ставим перед учеником уже больше художественных задач: динамические и артикуляционные, а также задачи на координацию движений обеих рук в различных динамических и артикуляционных соотношениях. Играя и выполняя данные задачи, учащиеся, учатся связывать качество звука с определенными движением: продолжает закрепляться звуко-двигательная связь.

Ученик исполняет гамму фа-мажор в прямом и обратном движении.

4 этап. Первичное усвоение новых знаний. Художественные задачи в игре гамм

Динамические задачи

  1. Сыграть гамму форте (f)

Необходимо сразу настроить ученика на правильное звукоизвлечение forte, объявив его техническую сторону. Иначе ученик может применить сам неправильный прием, что приведет к перенапряжению, к зажимам. Играть звуком forte — это не значит стучать, выколачивать, играть грубо, жестко, форсировать звук. Звук должен быть громким, но глубоким, мягким и благородным.

Ученику надо подсказать, как добиться желаемого звучания. В игре должна участвовать вся рука от плеча, свободная во всех сочетаниях. Вся рука — это «шланг», по которому свободно «течет вода» - сила от плеча в кончики пальцев и палочек. Эта упругость смягчает резкость звука. Нужен легкий удар, отскок палочки от пластины ксилофона.

Но кроме объяснения технической стороны извлечения звука f, педагог должен обратиться к музыкально-слуховым представлениям учащихся. Ведь не двигательно-моторный фактор стоит на первом месте в исполнении музыки, а прежде всего мысленное представление звукового образа, осознание художественной цели. А уже слуховые представления помогают ученику найти необходимое движение для воплощения на инструменте своего звукового «прообраза».

Играя гамму f, маленький ученик будет представлять, как "шагает большой, грузный слон", но "надев мягкие тапочки". Звук получится сильным, но не грубым, глубоким, но не резким, а мягким, благородным.

  1. Сыграть гамму пиано (р)

Играя гамму piano. Важно не «шептать», не «прятаться». Звук должен быть свободный, пронизывающий. Чтобы добиться нужного качества звука ученику подсказывается прием: мышцы верхней части руки удерживают ее в подвешенном состоянии, рука легкая, воздушная. Движение руки легкое, отрывистое, прозрачное. Ученики представляют образ «росинок на цветах на утреней заре». Тихое звучание соответствует образу

  1. Играем гамму «звуковысотной динамикой»: вверх, сгеscendo вниз diminuendo.

Ученики сами придумывают и настраиваются на образ: мы забираемся на гору. При походе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем большие силы и энергии, что ведет к большому напряжению и силы удара рук на пластины ксилофона. От вершины спускаемся вниз - опять в темноту, в подземелье, в глубокое и насыщенное звучание.

Физкультминутка. Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся. Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику. Делает упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев.

5 этап. Первичное закрепление

- Молодец, все правильно. А теперь найди гамму в нотах. Педагог показывает ноты Т. Корганов «Гамма-вальс». Ученик внимательно смотрит в ноты и находит гамму.

- Давай попробуем сыграть гамму, а потом соединить всю часть произведения. Работают над каждым фрагментом отдельно и затем соединяют.

6 этап. Контроль усвоения.

- Рома, произведение «Гамма-вальс» мы с тобой будем разучивать. Давай прочитаем его целиком и еще раз проговорим как исполнять гамму, которые в тут встречаются.

Ученик читает произведение целиком. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Преподаватель чётко обозначает этапы самостоятельной работы по разбору новой пьесы.

7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Рома, дома, пожалуйста, отдельно поработай над гаммой фа-мажор, которую мы сегодня прошли и найди более контрастное звучание в их исполнении. А также надо разобрать 1 и 2 цифру в «Гамма-вальс». Будь внимателен, соблюдай правильную аппликатуру, ритмический рисунок. Это домашнее задание я попрошу тебя самостоятельно записать в дневник. Договорились?

Ученик задает уточняющие вопросы, записывает задание в дневник.

8 этап. Рефлексия

- Давай еще раз проговорим, что сегодня ты узнал? Отвечает.

- Сегодня на уроке ты был внимателен, старался выполнять все задания, быстро реагировал на мои замечания. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю на «отлично».

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...