Воспитание и развитие творческих способностей у студентов
учебно-методический материал

ЮЛИЯ ЯНИШЕВСКАЯ 88

Методические разработки. Воспитание и развитие творческих способностей у студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

 Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж

Воспитание и развитие творческих способностей у студентов

Учебно - методическое пособие

 Составила: Бирюкова Ю.В.

2021-2022гг.

Содержание

Введение

1.1.

Мотивация творческой деятельности

1.4.

Коллективное творчество и творчество в коллективе

1.5.

Методы коллективного творчества

2.7. стратегия организации работы с субкультурной

молодежью

2.8. Методы развития творческого потенциала

3. Практический раздел

3.1. Диагностика творческих способностей и креативности

4. Упраженения

Библиография

Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Студенчество – это особая социальная категория. Специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования (Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, П.А.Просецкий, В.А.Сластенин). Обращаясь к возрастной периодизации (А.Валлон, Ж.Пиаже, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Э.Эриксон) как основному фактору дифференциации субъектов учебной деятельности, определим характеристику студенчества в русле понимания отечественной наукой возрастного развития личности как внутренне противоречивого, связанного с возникновением психических и личностных новообразований процесса. Л.С.Выготский вслед за П.П.Блонским рассматривает определенные стадии развития в общей схеме переломов, личностных кризисов, пограничными критериями которых выступают качества, приобретшие актуальность. “Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют ее отношения к среде, ее внутреннюю и внешнюю жизнь…” . Период обучения в вузе для молодых людей является сензитивным в восприятии нового, он является периодом личностного становления и самоопределения. Пластичность психики, ориентация на самопознание данного возраста определяют возможность развития творческих способностей.. Д.Сьюпер полагает, что профессиональное развитие представляет собой длительный, состоящий из серии непрерывных выборов процесс, достигающий стабилизации лишь в зрелые годы. Исходя из этого, период обучения в вузе не может рассматриваться как

окончательный и неизменный в отношении профессиональной ориентации . Следовательно, как отмечает В.Н.Келасьев, в вопросе соответствия человека и профессии акцент должен делаться не столько на профессиональную модель студента – выпускника вуза,

сколько на уровень его социального интеллекта. Высоким развивающим и коррекционным потенциалом обладают такие педагогические условия эффективного формирования творческого потенциала студентов, как создание в процессе обучения атмосферы взаимной доброжелательности с использованием форм групповой работы, основанных на методах стимулирования и мотивации учения (Ю.К.Бабанский) – деловых, имитационных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального воздействия, методов учебно-творческого выражения (Б.Т.Лихачев), направленных на моделирование и анализ реальных ситуаций взаимодействия и самостоятельный поиск их разрешения.

1.2. Мотивация творческой деятельности

Как писал Г. Гутман (Gutman, 1967), для понимания творческой деятельности необходимо принимать во внимание не только мыслительные процессы, но и динамические силы, приводящие эти процессы в действие для производства чего-то нового. А Сантьяго Рамон-и-Кахаль полагал, что исследователя отличают от других людей не особые интеллектуальные способности, а его мотивация, объединяющая две страсти: любовь к истине и жажду славы.

  • отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения.

Сократ первым указал на то, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, но следуя некоторому природному инстинкту. Действительно, многие гении и одаренные люди отмечают, что позыв к творчеству возникал у них инстинктивно. Примеры такого рода приводит Ч. Ломброзо: «Альфиери, называвший себя барометром — до такой степени изменялись его творческие способности в зависимости от времени

года, — с наступлением сентября не мог противиться овладевавшему им невольному побуждению, до того сильному, что он должен был уступить, и написал шесть комедий. На одном из своих сонетов он собственноручно сделал такую надпись: "Случайный. Я не хотел его писать"...»

«Все гениальные произведения, — говорит Вольтер в письме к Дидро, — созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать "Армиды Кино" или же басни "Мор зверей", которую Лафонтен диктовал, даже не зная толком, что из нее выйдет. Корнель написал своих "Горациев" так же инстинктивно, как птица вьет гнездо» (Ломброзо Ч., 2006, с. 26-28).

Французский ученый М. Рорбах (Rocrbach, 1959), основываясь на самонаблюдении, тоже считает, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается.

Моль (Мо1еs,1963), опираясь на идеи 3. Фрейда, К. Юнга, К. Левина и бихевиористов, представляет мотивацию творчества как трехслойную структуру. На низшем уровне находится редуцированный образ человечества в целом, его непрерывный мятеж против законов природы или мифологические образы, грезы человечества, от Прометея и Икара до философского камня и эликсира долголетия (неосознаваемый коллективный опыт человечества). Средний уровень представляет «страсть» (побу-дительная сила мотивации), а верхний уровень — социальные мотивы (например, ориентация на научное признание, славу).

Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, т. е. стремлению к успеху, к достижению цели. Это выявлено Чамберсом (Сhambers, 1967), обследовавшим 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

  • С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассин (1978) рассматривают творческую активность художника как неосознанное стремление к отреагированию фрустраций, а литературное произведение — как продукт изживания конфликтов по механизму проекции и идентификации.

  • Г. Жабицкая (19836) считает такой подход неадекватным. Бессознательное стремление к изживанию фрустрационного напряжения может стать стимулом к созданию литературного продукта, однако такая мотивация является побочной для ли-тературного творчества (даже если она осознается автором в качестве основной). Жабицкая отстаивает точку зрения, что

ведущие мотивы литературно-художественного творчества связаны

  • познавательной потребностью в художественном исследовании действительности и формированием ценностного отношения к миру. Потребность в познании мотивирует творческую деятельность в особой проблемной ситуации при столкновении художника с новыми явлениями общественной и индивидуальной психологии, требующими установления ценностного отношения.

Мотивом творческой деятельности может быть «удовольствие, доставляемое работой мысли», как писал Ч. Дарвин. «Восстанавливая в памяти... черты моего характера в школьные годы, я нахожу, что единственными моими качествами, которые уже в то время подавали надежду на что-либо хорошее в будущем, были сильно выраженные и разнообразные вкусы, большое усердие в осуществлении того, что интересовало меня, и острое чувство удовольствия, которое я испытывал, когда мне становились понятными какие-либо сложные вопросы или предметы» (1957, с. 59).

  • С. Шаров (2000) обращает внимание на стремление творческого человека к значимости собственной личности. «Для творческого человека особенно характерно стремление к эскалации значимости собственной личности и Я. Это стремление не только направляет, но и мобилизует человека в реализации выполняемой им деятельности. Сделать что-то лучше, качественнее, чем другие, не так, как все. Стремление к значимости охватывает всего человека, он ищет место приложения своих сил и способностей, поэтому творческие люди многое пробуют делать, начинают и бросают, пока не найдут то, где они максимально результативны, и это приносит им огромное удовлетворение» (с. 329-330).

  • Дарвин (1957) признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: «На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов», «Успех первого моего литературного труда до сих пор доставляет моему тщеславию большое удовольствие» (с. 124).

Следовательно, причинами, повышающими силу мотива творческой деятельности, может быть соревновательность или элементарная зависть, о которой А. С. Пушкин писал: «Зависть — сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду».

Один из стимулов научного творчества - ореол исключительности, которым окружены ученые.

Интерес, любопытство. Интерес — это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творчество для

  • удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное «стремление к открытию», как творческий импульс, «живое любопытство». Интерес — одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований, ассоциирования. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности, зачарованности.

Смена направления творческой деятельности как способ сохранения мотивации. Смена направлений, характера творческой деятельности происходит у выдающихся деятелей довольно часто и, вероятно, является одним из факторов сохранения мотивации и творческой активности до самой старости. Наиболее свойственно это для деятелей науки, которые на протяжении своей карьеры могут многократно переходить от изучения одной темы к изучению другой.

1.4. Коллективное творчество и творчество в коллективе

Творчество бывает индивидуальным и совместным и каждое из них имеет преимущества и недостатки (табл. 1.1).

Индивидуальное творчество больше присуще деятелям искусства, литературы и науки, хотя во многих случаях оно носит и совместный характер. Научное творчество, наоборот, чаще всего является совместным, хотя и не исключает индивидуального творчества. И это создает ряд проблем. Как пишет польский психолог А. Матейко (1970), «процессы, происходящие внутри творческого коллектива, характеризуются диалектической борьбой двух противоположных тенденций. Одна из них направлена на достижение максимума внутренней спаянности коллектива.

Таблица 1.1. Предпочтительные варианты работы в одиночку и в команде (Файбушевич С. И., 1997)

Предпочтительнее

работа  в

Предпочтительнее работа в

одиночку

командах

для решения простых задач

Для решения сложных задач

и «головоломок»

или «проблем»

когда

кооперация

Когда для решения необходим

удовлетворительна

консенсус

когда

разнообразие  мнений

Когда

присутствует

ограниченно

неопределенность

и

множественность

вариантов

решения

когда

задачу

необходимо

Когда

необходима

высокая

решить срочно

самоотдача

когда

достаточно

узкого

Когда

требуется

широкий

диапазона компетентности

диапазон компетентности

при

наличии   неустранимого

При возможности реализации

конфликта интересов участников

целей членов команды

когда

организация предпочитает

Когда

организация

работу с частными лицами

предпочитает        результаты

командной        работы        для

разработки

перспективной стратегии

когда        необходим        Когда        необходим

оптимальный результат        разносторонний подход

Творчество... представляет собой явление, относящееся прежде всего к конкретным личностям, явление, требующее индивидуальной свободы и по самой своей природе антиконформитское. Поэтому столь актуальной является задача согласования требований творчества с требованиями рациональной организации, с одной стороны, и творческой свободы личности — с принципами коллективного взаимодействия — с другой» (с. 6).

Особенно ценны междисциплинарные творческие коллективы, в которых имеются условия для передачи знаний и идей из одной сферы деятельности в другую, не говоря уже о разностороннем подходе к решению научной проблемы. Однако, в таких коллективах существует трудность нахождения общего для всех языка. «Повышение творческой продуктивности в творческом коллективе достигается следующими путями: 1) расчленением, сведением вместе и размещением в непрерывной последовательности операций "производства" творческих идей, организацией непрерывного "производственного" процесса решения задач; 2) эффективным разделением труда, применением специальных методов и приемов на каждой операции.

  1. особым эффектом взаимного творческого воодушевления» (Гаджиев Ч. М,1983, с. 271).

Совместная творческая деятельность может протекать в различных формах - от короткой беседы незнакомых людей, решающих какую-то общую ситуативную задачу, до регулярных встреч на протяжении многих лет в профессиональном творческом коллективе. Отсюда: творческое общение может проходить, как отмечают Я. А. Пономарев и Ч. М. Гаджиев (1986), ряд этапов.

Первый этап. Общение носит преимущественно коммуникативный характер и заключается в передаче информации, которая используется строго по назначению. Никакая

второстепенная и побочная информация из нее не извлекается, а нечетко выраженная и бессмысленная в данном контексте информация не принимается. Примером такого рода общения может служить строго официальная беседа.

Второй этап. Общение носит тот же характер, однако партнеры по общению непроизвольно или сознательно извлекают из передаваемой информации не только то, что составляет ее прямое содержание, но и второстепенные и побочные моменты, используемые в качестве «подсказки» для решения своих задач. Однако, возможности высказывания и понимания идеи минимальны. Новые идеи, высказываемые на этом этапе, не встречают формального сочувствия, несмотря на то, что могут быть восприняты и использованы партнером.

Третий этап. Общение носит коммуникативно-творческий характер. Информация используется и по прямому назначению, и как «подсказка». Нечеткая бессмысленная информация допускается. Высказывание и объективизация новых идей возможны, но ничего не делается для их облегчения. На этом этапе завершается развитие стихийного творческого общения на обыденном уровне.

Четвертый этап. Общение специально организуется и становится творчески - коммуникативным. Передача информации носит вспомогательный характер. Главное — высказывание новых идей на основе известной информации или новых идей партнеров. Нечеткая и бессмысленная информация циркулирует наравне с остальной.

На этом этапе существенное значение приобретает понимание участниками коллективного творчества новой идеи. Понимание новой идеи — это уяснение сущности высказанного предложения. Непонимание и еще хуже — неприятие новой идеи затрудняет эффективное сотрудничество, хотя и не исключает полностью его возможность. Ведь даже в возражениях не понявшего суть идеи человека можно почерпнуть нечто ценное: новое направление мысли, информацию о некоторых важных вещах, которым не придавалось значения, возможное направление аргументации будущих более серьезных оппонентов (например, начальства).

Понимание новой идеи, по мнению Я. А. Пономарева и Ч. М. Гаджиева, в отличие от «простого» понимания заключается в восприятии и понимании принципиально новой для члена творческого коллектива информации, в преодолении своеобразных психологических барьеров. Если «простое» понимание облегчается

установкой, при которой определенная информация как бы ожидается и на ее восприятие настроены определенные психологические структуры, то новая идея противоречит этим ожиданиям, не «прогнозируется». Для уяснения и принятия требуются

довольно значительные усилия, прежде всего для преодоления психологических барьеров, связанных с инертностью установок и стереотипов мышления. Уяснение новой идеи требует ломки привычных представлений, а принятие пусть лаже непонятной идеи

— внутреннего согласия на возможность необычного, про-тиворечащего привычным представлениям взгляда на вещи.

  • В. Семенова, Ч. М. Гаджиев и О. А. Колосова под руководством Я. А. Пономарева (1981) провели серию исследований, в которых испытуемые решали предложенную им задачу индивидуально и в группах по 2-4 человека. При индивидуальном решении задачи испытуемые не могли уложиться в отведенные им 30 минут. При объединении же с другими испытуемыми около 70% групп нашли решение, не выходя за пределы того же времени.

Как пишет Ч. М. Гаджиев (1983), «создание коллектива (группы) изобретателей на первый взгляд кажется простым делом. Достаточно собрать в одном помещении 6-8 специалистов, имеющих соответствующую подготовку, и поручить им «делать изобретения". Однако в подавляющем большинстве случаев такое действие, вполне достаточное для создания почти любой обычной лаборатории или отдела, не приведет к возникновению этой своеобразной общности людей — творческого коллектива... Вопрос создания эффективно действующих коллективов изобретателей и соответственно переход к преимущественно коллективным формам изобретательской деятельности упирается в проблему оптимальной организации творческого коллектива» (с. 267-268).

2.7. Стратегия организации работы с субкультурной молодежью

Для начала необходимо определить ту субкультуру, к которой себя относит подросток или группа молодых людей, или их творческую направленность. Для этого используется анкета, приведенная в приложенИИ.

Далее – при индивидуальном консультировании определить личностные характеристики данного молодого человека, при групповой работе – выявление проблем при помощи тестирования.

Выявить имеющиеся проблемы

Выбрать наиболее подходящий способ решения этих

проблем.

Может быть использованы одна из следующих технологий, или одновременно обе:

  1. стратегия,  ориентированная  на  индивида.

Предполагает социально-психологическую работу с индивидуальными факторами личности:

  • использование своего творческого потенциала в учебе и в работе;
  • преодоление инфантилизма;
  • развитие ответственности.

Это основная форма работы с субкультурной и творческой молодежью.

  1. стратегия, ориентированная на группу: - обучение толерантности;

профилактика аддиктивного поведения (умение противостоять алкоголю и наркотикам);

  • постановка целей в личной и профессиональной жизни. Мы должны заметить, что составить отдельные группы, состоящие из неформальной молодежи для проведения с ними социально-психологической работы практически невозможно, поэтому работа обычно происходит в смешанных группах. При этом нужно учитывать присутствие субкультурной молодежи.

Воздействие на обучение новым навыкам можно направлять через использование следующих приемов:

  • обратная связь (похвала за адекватное поведение);
  • инструкции (объяснение последовательности применения

навыка в ситуации, в которой этот навык должен применяться);

  • Показ (демонстрация необходимого в данной ситуации навыка);
  • упражнение (подросток показывает выполнение данного навыка в разных ситуациях).

2.8. Методы развития творческого потенциала

Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфилдом. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих задач. Своим ученикам он предлагал небольшие книжки (по 16-20 страниц в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. Иногда на помощь детям приходил дядюшка Джон. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось

неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше своих героев. Кроме того, в рассказах со-держалось много советов по развитию творческого мышления.

Проведенный Крачфилдом эксперимент показал, что ученики из экспериментальной группы сумели решить в три раза больше задач, чем ученики контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев.

Пол Торренс предложил поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задачи и анаграммы, и он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлагаются картинки. Он должен назвать самые разные и невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия.

На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определенное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.

Американский психолог Э. де Боно предложил программу раз-вития креативного мышления исходя из пяти принципов.

Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения. Если использовать все предложенные условия без доказательства их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения.

Второй принцип — необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении подобных проблем. Очень часто подобие проблем оказывается только внешним.

Третий принцип — необходимо развивать умение видеть многофункциональность вещи.

Четвертый принцип — формирование умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы.

Пятый принцип — развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.

Де Боно разработал набор приемов, способствующих развитию творческого мышления: функциональный и структурный анализ и др.

  • настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н. А. Багдасарова (1990) отмечает роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении.
  • В. Рождественская (2004) опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке. Через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществующее животное».

  • нашей точки зрения, одним из перспективных направлений практической реализации целостного динамического подхода к идентификации одаренности являются методы диагностики раз-вития способностей. Эти методы базируются на динамической теории одаренности, о необходимости создания которой писал Л. С. Выготский. В рамках этого подхода диагностическое обследование направлено не на оценку уже достигнутого уровня развития способностей учащихся, а на выявление преград, стоящих на пути проявления, развития и реализации их одаренности. Только выявив указанные преграды, оценив характер и «силу» их влияния на психическое развитие, обучение и воспитание учащихся, проанализировав возможности и способы их преодоления, специалист-практик может делать заключение об одаренности ребенка (Бабаева, 2001).

Как показывает опыт нашей работы, одним из эффективных методов выявления одаренности являются психолого-диагностические тренинги (Бабаева, 1998). Преимущество этой формы диагностики заключается в следующем. Применяемые методические приемы и «техники» направлены не только на диагностику одаренности, но и на ее развитие. Это предполагает раскрытие потенциальных возможностей учащихся; стимуляцию и развитие их творческих способностей, познавательной мотивации,

  • также развитие процессов самопознания, саморегуляции, саморазвития и самообучения; воспитание необходимых

эмоционально-личностных качеств; формирование коммуникативных навыков и т. п.

Хорошо известно, что далеко не все преграды, скрывающие проявление одаренности и мешающие ее развитию и реализации

человек способен преодолеть самостоятельно. Тренинговые формы работы позволяют не только выявлять эти преграды, но и анализировать различные возможности и способы их преодоления. Специальные методические приемы позволяют также оценить «чувствительность» каждого конкретного учащегося к тем или иным формам оказываемого на него психолого-педагогического воздействия.

Психолого-диагностические тренинги предоставляют существенно более широкие возможности по сравнению с другими известными методами для варьирования различных факторов (в первую очередь эмоционально-мотивационных), значимо влияющих на продуктивность и особенности

протекания деятельности. Тем самым эти тренинги открывают новые перспективы для выявления потенциальных возможностей ребенка, «зоны его ближайшего развития».

  • отличие от методов традиционного тестирования психолого-диагностические тренинги ориентированы не на оценку достигнутых результатов, а на анализ самого процесса их получе-ния. Ситуация совместной и, как правило, увлекательной работы в тренинговой группе побуждает ее участников к вербализации тех аспектов своего мыслительного процесса, которые ранее были скрыты от наблюдателя. Это, в свою очередь, открывает новые перспективы для развивающей, психокоррекционной и психотерапевтической работы с одаренными учащимися. Особое значение эти формы работы имеют для детей и подростков с потенциальной или скрытой одаренностью.

Игровые, насыщенные положительными эмоциями условия проведения тренингов являются весьма естественными для учащихся. Они воспринимают тренинговые занятия как увлекатель-ную игру, а не как унизительную (или даже пугающую) ситуацию проверки их способностей.

Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель — усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познава-тельных задач — проблем и моделирования проблемных ситуаций. Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика. Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила

акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции. Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития.

  • А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования

Линии

Традиционный тип

Креативный тип

анализа

Ориентации

На стандарты

На вариативность

Вектор

Реконструкция

Созидание будущего

времени

прошлого

Мотивация

Приобретение знаний

Самореализация

Характер

Непротиворечивая,

Альтернативная,

информации

предлагается

в добывается

«готовом» виде. Мани- самостоятельно.

пуляции

чужими Продуцирование

своих

идеями

идей

Процесс

Усвоение

стандартов,

Преобразование,

познания

чужого опыта

открытие

Тип

Конвергентное

Конвергентное

и

мышления

(логическое)

дивергентное

(творческое)

Результаты

Запланированы,извест

Вероятностны,неизвест

ны

ны

Субъект-

Человек

объект

Человек   —

субъект

объектные

обучения

познания и творчества

отношения

Технологии

Имитационные

Проблемные,

когнитивно-

эвристические,

креативные,

арт-

технологии

Функции

Воздействие

Взаимодействие,

педагога

сопровождение

Последейств

Тезаурус

Рефлексия

актуальных

ие

академических знаний, достижений

и

алгоритмы

мотивация перспективы

По данным Майера, применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Диагностика творческих способностей и креативности

Опросник «Определение креативного потенциала менеджеров»

  • Вам дан опросник, в котором приведен ряд суждений, касающихся вашей личности, вашего подхода к решению проблем и характеристики вашей рабочей среды. Отметьте подчеркиванием, в какой степени относится к вам каждое из утверждений опросника: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Текст опросника

  • Моя личность

1.

Мне не хватает уверенности в себе

всегда

часто

иногда

редко

никогда

2.

Я ценю критичность

всегда

часто

иногда

редко

никогда

3.

Я боюсь отличаться от других

всегда

часто

иногда

редко

никогда

4.

Мои родители поощряли мое творчество

всегда

часто

иногда

редко

никогда

  1. Я чувствую себя некомфортно в ситуациях неопределенности

5.


всегда        часто        иногда        редко

никогда

Мне нравятся новые лица, места

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни

7.


всегда        часто        иногда        редко

никогда

Я считаю, что грезы, мечты — дело стоящее

всегда        часто        иногда        редко        никогда

     8.Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства

всегда часто иногда редко никогда

  1. Я получаю удовольствие, играя роли

всегда

часто

иногда

редко

никогда

11. Я достигаю большего, когда следую правилам

всегда

часто

иногда

редко

никогда

12. Я позволяю моим чувствам руководить мною

всегда

часто

иногда

редко

никогда

13. Мне нравится, когда меня считают независимым

всегда        часто        иногда        редко        никогда

14.        Мне нравится быть вместе со

свободномыслящими людьми

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Я скорее неактивен, чем активен

всегда        часто        иногда        редко        никогда

16. Мне нравится заглядывать далеко вперед

всегда        часто        иногда        редко        никогда

Б

  1. Сталкиваясь с проблемой, я делаю поспешные выводы

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Мне необходимы все факты, чтобы принять решение

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Мое внутренее чувство помогает мне

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Я расчитываю на свои прошлые знания сходных проблем

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Я ненавижу работать над деталями

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Секрет успеха — в укомплектованном штате персонала

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. К проблемам следует подходить одним и тем же образом

всегда        часто        иногда        редко        никогда

10.        Меня воспринимают как человека,

решающего проблемы оригинально

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. У меня есть трудности с обнаружением проблем

всегда        часто        иногда        редко        никогда

12.

Я использую специальные техники для

решения проблем

всегда

часто

иногда

редко

никогда

13.

Я впадаю в уныние, если проблема

кажется слишком сложной

всегда

часто

иногда

редко

никогда

14.

Когда другие не берутся за решение, я

делаю это, если могу

всегда

часто

иногда

редко

никогда

15.

Я люблю читать инструкции, прежде

чем начать что-либо новое

всегда

часто

иногда

редко

никогда

16.

Я верю, что процесс нахождения

решений — творческий

всегда

часто

иногда

редко

никогда

В

  1. Люди в моей организации думают, что их образ действия — самый лучший

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Вокруг меня креативность рассматривается как ключ к выживанию –

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Границы моих полномочий точно определены

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Здесь принимаются стоящие идеи извне

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Время для творческих размышлений ограничено в этой организации

всегда        часто        иногда        редко

никогда

  1. Соревнование между служащими воспринимается как здоровое явление

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. Я мог бы охарактеризовать свою организацию как уютную и ориентированную на сотрудничество

всегда        часто        иногда        редко        никогда

  1. В этой организации мы любим находить

проблемы

всегда часто иногда редко никогда

  1. Здесь, если вы креативны, значит, мечтатель

всегда часто иногда редко никогда

10.        В этой организации

креативным людям дают свободу

всегда        часто        иногда        редко

никогда

11. Организационные процедуры убивают идеи

всегда часто иногда редко никогда

  1. Я могу свободно рассказывать о моих идеях, не опасаясь, что надо мной будут сме яться

всегда

часто

иногда

редко

никогда

13.Меня остановят, если я начну предлагать новые решения

всегда

часто

иногда

редко

никогда

14.

Здесь хорошие идеи представляют ценность

всегда

часто

иногда

редко

никогда

15.

Новые идеи должны быть подробно

описаны

всегда

часто

иногда

редко

никогда

16.

В организации поощряются инновации

всегда

часто

иногда

редко

никогда

Ответы на нечетные утверждения оцениваются так:

  • всегда — 1 балл;

  • часто — 2 балла;

  • иногда — 3 балла;

  • редко — 4 балла;

  • никогда — 5 бал

  • Ответы на все четные утверждения оцениваются следующими баллами:

  • всегда — 5 баллов;

  • часто — 4 балла;

  • иногда — 3 балла;

  • редко - 2 балла;

  • никогда — 1 балл.

Подсчитывается сумма баллов для А, Б и В. Креативный потенциал оценивается суммой трех оценок А + Б + В.

Полученные результаты интерпретируются в соответствии со следующим описанием.

А

16-37 баллов. Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и вы будете удивлены, как много креативности освободится однажды, когда вы позволите себе быть креативным.

38-59 баллов. Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется, так как этому препятствуют некоторые особенности вашей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоциональные состояния, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.

60-80 баллов. Вы высококреативны. При этом вы обладаете способностью побуждать к креативности других.

Б

16-37 баллов. Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему не достает креативности.

38-59'баллов. Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения подобных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и ваша креативность проявится.

60-80 баллов. У вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем для того, чтобы создать дух предприимчивости и проблематизиро-вать среду вокруг себя.

В

16-37 баллов. Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на ваши баллы по пунктам А и Б. Если они высокие, вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?

38-59 баллов. Иногда трудно быть креативным на вашей работе. Если вы имеете высокие оценки по пунктам А и Б, используйте ваши возможности для того, чтобы изменить среду.

60-80 баллов. Вы работаете в идеальной среде для креативной личности. Однако, если у вас низкие оценки по пунктам А и Б, вам следует работать над развитием вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать вам предлагать новые идеи.

А+Б+В

48-111 баллов. В настоящее время вы понимаете, что все мы имеем значительный потенциал креативности, — ему только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите помехи для проявления своей креативности со своей стороны и со стороны других.

112-176 баллов. У вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдер-живается или вами лично, или вашим подходом к решению проблем, или вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три компонента — так чего же вы ждете?

177-240 баллов. Вы, по-видимому, высококреативная личность с большим потенциалом. Продолжайте развивать ваш талант, старайтесь найти новые пути его применения — дома, в ваших увлечениях и, конечно, на работе.

УПРАЖНЕНИЯ

УЧЕБА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Цели

Это упражнение поможет студентам сконцентрироваться на поведении и установках, которые являются условиями их личной и профессиональной эффективности.

Возраст: с 16 лет.

Продолжительность: 2 часа.

Материалы: Рабочий листок «Учеба на протяжении всей жизни» (по Bolles) большие листы для рисования, фломастеры, мелки.

Инструкция

  • хочу предложить вам упражнение, которое даст нам воз-можность поговорить о том, чему мы учимся на протяжении

всей жизни.

Готовность осваивать значимые для себя виды деятельности является важной предпосылкой к тому, чтобы наслаждаться жизнью как в рабочее, так и в свободное время. Множество людей трудятся на работе, которая для них ничего не значит, занимаются делами, которые им надоели. В пять часов вечера они облегченно вздыхают, покидая свое рабочее место. Многие из них еще в молодости смирились с тем, что не стоит стремиться к переменам. На протяжении всей своей жизни они занимаются самоистязанием. Они попали в тупик, из которого их никто просто так не выведет. Они не научились нести ответственность за самих себя, использовать свою энергию, рисковать, согласовывать свою работу с собственными чувствами. Они сожалеют об упущенных возмож-

ностях и ищут виноватых среди других, не спрашивая себя, как можно самостоятельно изменить эту ситуацию. Чем позже человек поймет, насколько важно учиться все время, тем сложнее ему будет начать это делать.

Одни люди готовы на пожизненное обучение, а другие — на пожизненную некомпетентность. На что вы сами готовы решиться?

  • подготовил для вас Рабочий листок «Учеба на протяжении всей жизни», у вас есть 20 минут на то, чтобы его заполнить.

А теперь соберитесь в группы по четыре человека. Поделитесь своими мыслями. Расскажите друг другу о том, что вы сейчас чувствуете — апатию, покорность, или вы полны энергии? Согласны ли вы с тем, что подобные темы важны только для взрослых? Чего вы хотите добиться в будущем? На обсуждение вам дается 10 минут.

А сейчас выберите три пункта, которые, по вашему мнению, важны для всех членов группы. Поставьте своей группе «диагноз» и назначьте ей правильное «лечение». Выпишите избранные утверждения на плакат и проиллюстрируйте их, чтобы мы потом все вместе смогли рассмотреть результаты нашей работы. (1,5 часа) Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение.

Покажите свои плакаты и расскажите, чем вы в своем выборе.

Подведение итогов

Понравилось ли мне упражнение?

Когда мне было наиболее интересно? Когда — наи-менее?

Какие принципы обучения в течение всей жизни прак-тикуют мои родители?

Есть ли у меня примеры людей, придерживающихся этих принципов?

Что больше всего препятствует моей учебе на протяже-нии всей жизни? Что побуждает меня к этому?

Как сочетаются друг с другом различные «диагнозы» в общей группе?

Как я сейчас себя чувствую?

Что я еще хочу сказать?

Комментарий.  После  завершения  работы  в  малых  группах сделайте  небольшую  паузу.  Чуть  позже  дайте  ребятам

возможность рассказать, какой опыт они приобрели в связи с тем пунктом из списка, который они определили как наиболее ценный для себя.

Рабочий листок

УЧЕБА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Ниже приведен перечень утверждений, следование которым

помогает в жизни.

Прочитайте их и отметьте крестиком те, которые совпадают с вашим поведением, вашими убеждениями.

  • убежден в том, что многое может и должно изменяться. Я знаю, что сам я также должен меняться.

  • часто обдумываю связь между моими действиями и их последствиями.

  • рассматриваю вещи и действия с точки зрения их улучшения.

  • выношу свои суждения и прислушиваюсь к чужим мнениям. Я никогда не полагаюсь на мнения других людей.
  • всегда пытаюсь выяснить, какое влияние я могу оказывать на ситуацию.

  • постепенно ставлю перед собой все более серьезные цели. При этом я стараюсь, чтобы цели были достижимы и мои шансы составляли не менее чем один к трем.

  • рассчитываю свое время и планирую срок достижения цели.

Если я хочу сделать что-то лучше, я подхожу к этому энергично и решительно.

  • не склонен питать иллюзию, что все могу сделать сам.

  • задумываюсь, с кем я могу или должен сотрудничать для достижения цели.

При сотрудничестве с другими я пытаюсь приобрести хорошую репутацию. Прежде всего я держу свое слово.

  • иду на риск, испытывая что-то новое. Я использую благоприятные возможности и готов справиться с препятствиями.

По возможности я пытаюсь узнать, как другие оценивают мою работу. Я знаю, что без этого мне будет труднее улучшить свои навыки.

  • спрашиваю других о том, что бы они делали, если бы у них были мои знания и способности.

В проблемной ситуации я помогаю тем людям, которые

кажутся мне особенно        способными,

даже если с ними трудно «сблизиться».

  • стараюсь заниматься теми видами деятельности, которые доставляют мне удовольствие.

Быть лучшим в своей сфере деятельности — моя высшая цель. Хорошая должность и высокие заработки для меня второстепенны.

Для меня важно сотрудничать с людьми, которых я ценю за личные качества. Я придаю значение окружению, которое связано с моим благополучием.

  • забочусь о том, чтобы наряду с интенсивной работой и обучением у меня было достаточно свободного времени, поэтому я готов отказаться от контроля и соревнования.

Выпишите одно или несколько утверждений, которые представляются вам настолько важными, что вы готовы включить их в свою систему ценностей.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

____________

Подумайте, как вы можете освоить новые модели поведения.

Запишите свои мысли:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

СУДЬБА И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Цели

  • помощью этого упражнения подростки смогут ответить на вопрос, в какой мере они способны влиять на свое личное и профессиональное будущее и контролировать его. Кроме того, они смогут понять, что можно сделать для того, чтобы усилить свое влияние.

Возраст: 16 лет.

Продолжительность: 1 час 10 минут.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

  • этом упражнении речь пойдет о том, в какой мере каждый из нас может влиять на свое будущее. Этот вопрос всегда очень интересовал людей. Чтобы заглянуть судьбе в карты, они наблюдали полет птиц, спрашивали звезды, изучали линии на руке, проводили опросы общественного мнения, стараясь узнать, например, кто победит на следующих выборах.

Если критично отнестись к этим предсказаниям, то следует признать, что никто не может точно предвидеть будущее. Оно всегда несет неожиданности и события, о которых мы не подозреваем, не знаем, когда они произойдут, как и ни чем отразятся. Причина этого проста, она заключается в том, что системы, в которых взаимодействуют живые существа, ведут себя стихийно. Из этого факта люди делают разные выводы. Часть из  

них говорит: «Я не могу влиять на будущее. И на свой жизненный путь я мало влияю. Я выжидаю. Я остаюсь пассивным, умываю руки».

Люди же, которые не могут смириться с ненадежностью будущего, занимают противоположную позицию: они питают иллюзии, что с помощью своих действий могут контролировать свое будущее. Они планируют абсолютно все и постоянно обеспокоены тем, чтобы контролировать каждый свой шаг.

Между двумя этими крайностями есть множество других позиций. Подумайте, в какой мере вы можете влиять на свой жизненный путь и контролировать его.

Возьмите лист бумаги и напишите сверху свое имя. Теперь оцените в процентах, в каком объеме, по-вашему, вы можете сами определять свой жизненный путь (% самоопределения), а в каком объеме события вашей жизни неподконтрольны вам (% участия судьбы). На это у вас есть 2 минуты.

Составьте, пожалуйста, список событий, последствий которых вы боитесь. У вас есть 10 минут.

Теперь спросите сами себя, а как вы относитесь к возможности влиять на развитие событий? Может быть, вы просто не видите такой возможности, и это служит вам оправданием подавленности, пассивности и «жизни-сегодняшним-днем». Делаете ли вы что-либо для того, чтобы обстоятельства менялись или чтобы последствия событий были не столь ощутимы? Опишите

  • нескольких предложениях, что именно вы делаете. (10 минут) Теперь задумайтесь о своем личном и профессиональном

будущем и спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы усилить свое влияние на собственную жизнь. Выделите три возможности, с помощью которых вы сможете крепче держать в руках свое будущее. У вас есть еще 10 минут.

  • теперь по очереди скажите о том, как вы распределили проценты.

Разделитесь на три группы: в первой будут те участники, у которых самые высокие процентные показатели самоопределения и контроля. Во второй — те, у кого самые низкие.

  • третьей группе будут участники со средними показателями. Обсудите в вашей подгруппе, что привело вас к такой оценке.

Что вы думаете о тех, кто оказался в других подгруппах? Обменяйтесь впечатлениями. На это вам дается 30 минут.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы смогли обсудить это упражнение.

Подведение итогов

Понравилось ли мне упражнение?

На каком месте я оказался после подсчета процентов?

Чувствовал ли я когда-нибудь досаду?

Какого мнения насчет судьбы придерживаются в моей семье?

Есть ли у меня некий образец, который придает мне мужество жить дальше, несмотря на то, что существуют обстоятельства, на которые я не могу влиять?

Насколько смелым я сам себя считаю?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Цели

Это упражнение поможет подросткам осознать, за что в своей жизни они несут ответственность.

Возраст: от 16 лет.

Продолжительность: 40 минут.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

Мне бы хотелось  предложить вам  упражнение, которое

позволит каждому из вас подумать о своей ответственности. Выберите себе партнера, с которым вы хотите познакомиться

поближе...

Расположитесь в комнате, определите, кто из вас младший, а кто — старший, и встаньте друг напротив друга.

Младший должен постоянно отвечать на один и тот же вопрос, который ему задает старший, а именно: «За что ты несешь ответственность в своей жизни?»

Старший не должен задавать других вопросов и комментировать ответы партнера. Оставляйте время для ответа на вопрос и обращайте внимание на ваши чувства и мысли. Убедитесь

в том, что партнер вас внимательно слушает.

Спрашивающему следует говорить «спасибо» после каждого ответа, а затем вновь повторять спокойным голосом: «За что ты несешь ответственность в своей жизни?», отмечая про себя наиболее важное слово в ответе партнера.

Через 10 минут остановитесь и поменяйтесь ролями.

Повторите соответствующие указания.

Затем поделитесь друг с другом вашими впечатлениями и обсудите их. Удалось ли вам определить зоны своей ответственности? За что вы отвечаете с большим удовольствием, а за что — с меньшим? Когда вы были наиболее внимательны? Что вы чувствуете в данный момент? У вас есть 20 минут для обсуждения.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение.

Подведение итогов

Понравилось ли мне это упражнение?

Как родители повлияли на мою ответственности?

Хочу ли я взять на себя большую ответственность? Что пугает меня? Что я еще хочу сказать?

ТЕМЫ ЖИЗНИ

Цели

  • этом упражнении подростки получат возможность самостоятельно собрать данные об особенностях разных жизненных периодов, получить представление о том, что между отдельными фазами, этапами жизни существует внутренняя связь.
  • этом случае подросткам станет легче провести линию своей жизни из настоящего в будущее и принимать решения более обдуманно.

Между подростковым и «средним» взрослым возрастами существуют три переходные фазы: 17—22 года, 28—33 года и 40— 45 лет. Задача этих переходных периодов заключается в пересмотре

жизни, постановке новых целей и принятии соответствующих решений. Психологически это означает прощание, расставание и тоску об утраченном. Такое расставание необходимо переживать каждый раз для того, чтобы успешно развиваться.

  • переходной фазе возникают новые планы, появляются новые возможности. При этом мы должны согласовывать их как со своими собственными потребностями, так и потребностями других людей и общества в целом. Также понятно, что все достигаемые преимущества требуют соответствующей «платы» и что все задачи могут лишь временно пребывать в равновесии, так как в них заложено ядро распада.

Соответственно основная задача следующей переходной фазы будет заключаться в том, чтобы заботиться о новом балансе, вновь связывать наши собственные требования, физические возможности, профессиональное мастерство и многое другое с изменяющимися требованиями.

Специфическая задача перехода в двадцатилетний возраст заключается в том, чтобы разработать нечто вроде жизненного плана, идеальной картины, содержащей в себе самые важные представления о профессиональных и личностных целях. Эта картина определяет жизнь человека от 22 до 28, служит ему ориентиром и стимулом.

Переход в тридцатилетний возраст является наиболее болезненным для большинства людей. Мы спрашиваем себя, что из идеального плана нам удалось воплотить в жизнь за прошедшие десять лет, и решаем, какие нужно внести исправления в этот план.

  • следующей фазе речь пойдет преимущественно о том, как освободить место для того, что приносит успех в профессиональной и личной сфере. При этом часто сталкиваются два противоположных желания: желание независимости, как в личной жизни, так и на работе, и желание признания.
  • середине жизни переход будет еще труднее. Появится вопрос о том, что же из идеальной картинки воплотилось в действительность? В чем заключаются мои главные таланты, и как
  • их использую? Чему я придаю наибольшее значение, и какую роль это играет в моей жизни? Что я получаю от близких людей, и что я даю им взамен? Какими сторонами своей личности я пренебрегал до сих пор, и как это можно исправить?

Затем следует новая фаза объединения, при которой мы должны организовать нашу жизнь таким образом, чтобы это подходило и нам, и окружающим.

То, насколько верно подростки в группе смогут истолковать данный материал, во многом зависит от того, насколько правильно и доступно вы сможете его изложить.

Возраст: с 18 лет.

Продолжительность: 2—3 часа.

  • этому упражнению подросткам следует подготовиться заранее. Подробности подготовки изложены в инструкции.

Инструкция

  • хочу предложить вам провести небольшое исследование, в ходе которого вы сможете увидеть и изучить основные задачи разных жизненных периодов.

Постарайтесь собрать сведения о том, как люди относятся к жизни в разном возрасте: от двадцати до тридцати, от тридцати до сорока и от сорока до пятидесяти лет.

Кроме того, спросите у трех представителей вашего пола, что являлось для них важным в эти периоды и что важно сейчас. Если кому-то 28 лет, пусть он расскажет вам, какие проблемы, возможности, задачи и достижения были раньше и являются для них важными сейчас с профессиональной и личной точек зрения.

Заранее предупредите того, у кого вы берете интервью, о том, что эти данные собираются для проведения упражнения в вашей группе и что их имена останутся в тайне. Во время беседы дайте партнеру возможность выговориться. Не комментируйте и не задавайте никаких вопросов, за исключением уточняющих. Отмечайте все, что важно для вас.

Договоритесь о том, сколько времени будет длиться интервью, будете ли вы встречаться один или несколько раз. Запишите возраст, пол, нынешнюю профессию и семейное положение того, у кого берете интервью.

Понятно ли вам, в чем состоит задание?

После того как все участники провели интервью, предложите им при следующей встрече собраться в подгруппы по четыре человека одного пола и описать биографии мужчин и женщин в возрасте между двадцатью и пятьюдесятью годами.

Прежде всего должны рассматриваться следующие вопросы: каковы важнейшие жизненные цели, которых необходимо

достичь? Какие существуют жизненные переломы и кризисы?

Когда происходят перемены? Когда приходит успех?

На эту работу в подгруппах дается 2—3 часа.

Затем все участники должны объединиться, чтобы сообщить о результатах работы.

Подведение итогов

Понравилось ли мне это упражнение?

Какой опыт получил я при интервью?

Встречался ли я с кем-то из партнеров по интервью чаще, чем с другими?

Из каких соображений я выбирал партнеров для интервью?

Есть ли существенные различия между мужскими и женскими биографиями? В чем они заключаются? Какую роль играют крепкие личные отношения в жизни мужчины/женщины?

Какую роль играет профессия в жизни мужчины/женщины?

Что является особенными обязательствами в жизни мужчины/женщины?

Как повлияла новая информация на мое собственное планирование жизни? Что повлияло наиболее сильно? Что бы я сделал по-другому, если бы это упражнение проводилось еще раз?

Как проявились мои сильные стороны и исполнительские навыки при участии в этом проекте

ТЕЧЕНИЕ МОЕЙ ЖИЗНИ

Цели

Существуют темы, трудные для рационального восприятия.

  • этом упражнении используются возможности интуиции, которая поможет подросткам узнать о своем будущем жизненном пути.

Возраст: с 16 лет.

Продолжительность: 50 минут.

Материалы: бумага для рисования, мелки, фломастеры.

Инструкция

Нарисуйте свою жизнь в виде реки. Ее истоки — это ваше рождение. Какая именно река лучше всего характеризует вашу жизнь? Где берет начало ваша река? Через какую местность она протекает? Мимо деревень и городов или мимо гор и равнин? Много ли воды в этой реке? Откуда появляется вода? Чистая ли она или загрязненная? Живут ли в этой воде рыбы? Быстро ли течет река или медленно? Регулируется ли река где-нибудь? Куда она впадает?

Подумайте, в каком месте реки вы находитесь сегодня, какая часть реки соответствует настоящему моменту вашей жизни.

Как сложится ваша жизнь? Как можно выразить в рисунке надежды и опасения?

Возьмите бумагу, мелки или фломастеры и найдите себе спокойное место, где вы могли бы изобразись свою жизнь в виде реки. На это у вас есть 30 минут.

Теперь дайте вашей картине подходящее название. Выберите себе партнера, с которым вам хотелось бы

обсудить ваш рисунок.

  • чем вы думали и что чувствовали, рисуя? Узнали ли вы что-нибудь новое про свою жизнь? Какой вопрос особенно занимал вас? Можете ли вы сами дать важный совет применительно к дальнейшему ходу вашей жизни? От чего она зависит? Если хотите, объясните друг другу подробности ваших картин. (20 минут)

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение.

Кто хочет показать свой рисунок?

Подведение итогов

Понравилось ли мне это упражнение?

Что мне больше всего нравится в моей картине?

Что доставляет мне хлопоты?

Как я назвал свою картину?

Удалось ли мне выразить в рисунке то, что трудно объяснить словами?

Что еще я хочу сказать?

Комментарии. Если у подростков есть достаточно большой опыт

участия в интерактивных играх, можете предложить некоторым из них идентифицировать себя с рекой и описать себя как эту реку.

ИЩИТЕ НАСТАВНИКА

Цели

Даже те из нас, кто имеет ясные представления о будущей работе и чувствует, что профессия создана специально для них, могут столкнуться с проблемой: какие шаги надо сделать, чтобы получить желаемую профессию? Какие навыки нужно получить? Смогу ли я приспособиться к коллегам и начальству? Хватит ли у меня мужества до конца следовать выбранным целям?

Разумно решить такие проблемы нам может помочь вовремя появившийся в нашей жизни наставник, который будет нас поддерживать. Самая важная задача наставника заключается в том, чтобы помогать нам в осуществлении наших желаний (ср. с упражнением № 19). Его психологическая задача - соответствовать образу некой идеальной матери, которая достаточно мудра, чтобы поощрять игры детей, в которых они познают мир. Идеальный наставник должен быть на 8—15 лет старше нас и быть одного пола

  • нами. Он может представлять собой некий собирательный вариант из наших родителей и друзей.

Наставник опытнее нас. Он помогает нам в наших тайных профессиональных стремлениях. Но при этом между нами и нашим наставником может возникнуть неожиданная духовная связь. Сначала мы многому учимся у наставника, затем, по прошествии нескольких лет, мы сами сможем научить его чему-либо. Вместе с особыми указаниями наставник дает нам возможность психологически выйти из детства и юношества и преодолеть старые ограничения, созданные связями «отец - сын» или «мать - дочь».

Наставник — это фигура переходного периода. Большинство отношений с наставниками заканчиваются конфликтом. Этот конфликт, как и конфликты юношеского периода, служит тому, чтобы мы окончательно самоопределились как взрослые люди.

Наставник не должен быть начальником, но он может им быть.

  • ходе упражнения подростки должны понять, что означает словосочетание «духовный и профессиональный проводник», и вдохновиться на поиски такого человека.

Возраст: с 16 лет,

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

Сегодня я хочу предложить упражнение, которое поможет вам лучше справляться со своей работой. На работе от вас будут ожидать самостоятельных действий. Но понятно, что каждому требуется некоторое время на то, чтобы приобрести необходимый опыт и навыки, чтобы стать примером для своих подчиненных.

  • этой ситуации нам бы очень помог более опытный и талантливый взрослый, который был бы готов нас поддерживать. Чтобы это знакомство принесло нам пользу, между вами должны быть взаимная симпатия и уважение.

Найти таких людей не очень легко. Однако мы сможем сделать это, если поймем, кого мы ищем.

Постарайтесь описать человека, который может стать для вас идеальным наставником. Насколько он старше вас? Чем он занимается? Что в нем особенного? Какой у него характер? Кто он для вас - начальник, коллега или кто-то еще?

Опишите вашего идеального наставника и скажите, какие проблемы вы бы хотели с ним обсудить, если бы он уже сейчас являлся вашим наставником. Как он должен к вам относиться? На это задание у вас есть 60 минут.

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Кратко обсудите, как вы справились с заданием. Идея с наставником показалась вам странной или же вы приняли ее близко к сердцу? Готовы ли вы внутренне к поиску такого рода поддержки? Прочитайте свои записи и обсудите возможности поиска своего наставника. (30 минут) Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение.

Подведение итогов

Научился ли я чему-нибудь новому?

Хочу ли я, чтобы у меня был наставник?

Могу ли я представлять интерес для более опытного коллеги, захочет ли он быть моим наставником? Что мне следует предложить наставнику?

Как человек может узнать подходящего ему наставника?

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

Цели

  • этом упражнении подростки познакомятся с классической техникой решения проблем, которая заключается в том, чтобы осознать две разные позиции в отношении проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.

Согласно правилам, каждая сторона в конфликте по-своему права, поэтому было бы хорошо, если бы вы поработали над тем, чтобы не подавлять ни одну из них. Иначе позже она все равно отомстит вам.

  • идеале мы ведем этот диалог до тех пор, пока не заметим, что между соперничающими голосами, девизом которых в начале было «ты или я», появилась договоренность.

Эта техника на основе диалога может использоваться в разных ситуациях. Классической областью ее применения являются внутренние конфликты, когда, например, мое любопытство и осторожность противостоят друг другу в вопросе: следует ли мне отправиться в путешествие по экзотическим странам? Или когда мое желание работать и потребность общаться с семьей спорят о том, сколько часов я должен проводить за рабочим столом. Иногда бывает и такая ситуация: вам грустно и вы никак не можете решить, то ли вам побыть в одиночестве и почитать книгу, то ли пойти встретиться с другом. Есть множество других источников внутренних конфликтов, например, различные системы ценностей; различные цели, которые я преследую; мнения разных людей, являющихся для меня авторитетными, и т.п.

Возраст: с 15 лет.

Продолжительность: 40 минут.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

Мне хотелось бы предложить вам упражнение, которое научит вас особой технике. С ее помощью вы сможете понять, насколько вы готовы к решению некоторых проблем, или даже найти их решение. При решении ряда проблем мы испытываем внутренний конфликт, как будто две силы внутри нас борются друг

  • другом за право навязать свое решение. Это может причинять даже физическую боль.

Например, какой-то внутренний голос говорит: «Я зол на своего отца, потому что он считает, что я должен быть дома не позже десяти часов вечера». Другой голос может ему ответить: «Я люблю своего отца и могу его понять». Затем происходит то, что мы обычно наблюдаем, когда ссорятся два человека. Они перестают прислушиваться друг к другу, прекращают разговаривать друг с другом, или же один из них спорит, а другой молчит. В любом случае между ними нет никакого взаимопонимания, они не могут ни о чем договориться. При таком положении вещей они не смогут найти компромисс, и конфликт будет развиваться дальше. Условием нахождения решения является умение слушать и учитывать желания другого.

Попытайтесь позволить своим внутренним голосам поговорить друг с другом. Выберите такую проблему, с которой вы недавно столкнулись или которая часто возникает в вашей жизни, но что-то мешает ее решить.

Возьмите лист бумаги, поделите его пополам и напишите сверху, о чем пойдет речь, к примеру: «Я люблю своего отца, но меня раздражают его требования».

Дайте своим внутренним голосам подходящие имена, например, «Любезный Ларс» и «Рассерженный Ларс», и запишите их в разных графах. Теперь позвольте внутренним голосам поговорить друг с другом. Обращайте внимание на участие каждого из них в дискуссии. Пусть оба голоса расскажут о своих мыслях и чувствах, чтобы лучше узнать друг друга. Учтите, что они придерживаются противоположных точек зрения и могут, к примеру, сказать: «Ты, Любезный Ларс, просто слабак Я гораздо сильнее тебя». Посмотрите, смогли ли они понять друг друга, пришли ли они к компромиссу. Так, например, Ленивый Том может подытожить: «Я хочу по меньшей мере два часа в день отдыхать и слушать музыку», а Прилежный Том ответит ему: «Хорошо, если до этого ты будешь по меньшей мере два часа уделять домашнему

заданию, последующие два часа ты сможешь делать все, что хочешь». Вы поняли, что я имею в виду? У вас есть 30 минут на диалог.

При необходимости подойдите к некоторым участникам и подстрахуйте их. Затем позвольте нескольким добровольцам прочитать свои диалоги. При этом было бы хорошо поставить друг напротив друга два стула, чтобы каждый стул представлял собой один из внутренних голосов. Позаботьтесь о том, чтобы у добровольцев был стимул примирить между собой оба внутренних голоса. После этого приступайте к подведению итогов.

Подведение итогов

Понравилось ли мне это упражнение?

При возникновении каких проблем я слышу различные внутренние голоса?

Какие пары голосов наиболее часто конфликтуют между собой?

Как это происходит? Что я при этом делаю? Замечаю ли я при этом изменения в моем физическом состоянии?

Какие при этом чувства у меня возникают?

Что я еще хочу сказать?

«ЗА» И «ПРОТИВ»

Цели

Это упражнение поможет подросткам освоить технику решения проблем, которая пригодится в тех случаях, когда речь идет об альтернативе какому-нибудь решению, например: «Хочу ли

  • сменить место работы?», «Хочу ли я получить высшее образование?» и т.п. Сравнивая и противопоставляя различные мнения по этим вопросам, легче выяснить, какие ценности являются истинными, а какие - ложными.

Возраст: с 14 лет.

Продолжительность: 1 час 10 минут.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

Есть множество ситуаций, когда люди должны принять одно

решение из двух возможных, например, бросать курить или нет?

  • хочу показать вам прием, который вы сможете использовать, когда придется выбирать одно из двух. Изучив преимущества и недостатки каждого из путей, вы сможете выбрать оптимальный вариант, принимая во внимание все аргументы. Это называется техникой принятия решений.

Напишите на большом листе бумаги или на доске заголовок «Хочу ли я бросить курить» или какой-нибудь другой так, чтобы его было видно всем. Затем разделите лист пополам вертикальной линией, с левой стороны напишите: «За отказ от курения», а с правой — «Против отказа от курения». Приведите все возможные доводы в обеих половинах листа. Например, слева можно написать: здоровье, родители, денежные расходы, притупление вкусовых ощущений, конфликты с некурящими и т.п. В правой графе можно привести такие аргументы: возможность «влиться» в компанию, символ взрослой жизни, средство для понижения аппетита и т.п.

Теперь выберите проблему, которая требует от вас принятия одного решения из двух возможных. Эта проблема должна быть важной для вас. Запишите в своей таблице аргументы «за» и «против». Сопоставьте написанное в обоих столбцах. На это у вас есть 20 минут.

Проранжируйте приведенные в каждом столбце аргументы в иерархическом порядке, поставив №1 рядом с самым важным для вас аргументом. (10 минут)

Теперь противопоставьте друг другу пять самых важных аргументов «за» и «против» и сделайте еще некоторые замечания.

Запишите в нескольких предложениях, к какой точке зрения вы склоняетесь в данный момент. Скажите, что играет решающую роль. Выясните, что вы можете сделать для того, чтобы аргументы «за» и «против» стали равнозначными. А можете ли вы сделать что-нибудь, чтобы аргументы, стоящие в противоположной графе, в итоге стали более значимыми? На это у вас есть 20 минут.

Соберитесь в группы по три человека. Поделитесь друг с другом своими мыслям по поводу этого задания. Легко ли было составить иерархию аргументов? В чем заключались трудности? Нашли ли вы способ примириться с «проигравшей» стороной? Если хотите, можете прочитать друг другу свои записи. (20 минут)

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить это упражнение.

Подведение итогов

Понравилось ли мне это упражнение?

Научился ли я чему-нибудь новому?

При решении каких проблем может пригодиться эта техника?

Мне больше нравится анализировать проблему самому или с другими людьми?

Как мы решаем подобные проблемы в семье?

Что я еще хочу сказать?

АУРА

Цели

Важным условием эффективного сотрудничества является умение ясно и отчетливо воспринимать самого себя и своих партнеров — осознавать, где ты находишься, чего хочешь и что делаешь, и вместе с этим обращать внимание на то, чего хотят партнеры, как продвигаются их дела. Это живое, активное упражнение позволит подросткам потренироваться быть в контакте с самим собой и с партнером по общению.

Возраст: от 14 лет.

Продолжительность: 20 минут.

Инструкция

  • хочу предложить вам упражнение, в ходе которого вы смогли бы научиться попеременно концентрироваться то на самом себе, то на партнерах.

  • совместной работе мы должны согласовывать свои действия с действиями других. Для этого нам необходимо точно знать, что и как делаем мы сами, и замечать, что и как делают другие. Мы должны быть готовы ориентироваться друг на друга, поддерживать контакт и объединять нашу энергию. Навыки совместной работы, как и другие навыки, можно развить с помощью специальных упражнений.

Выберите себе партнера. Встаньте друг перед другом на расстоянии вытянутых рук. Держите свои ладони вертикально, слегка соприкоснувшись с ладонями партнера.

Вы должны с закрытыми глазами постепенно удалять руки друг от друга, а затем три раза повернуться вокруг своей оси. Далее вам следует (также с закрытыми глазами) вернуться в исходную позицию и снова соединить ваши ладони. Важно позволить потоку тепла направиться к партнеру и попытаться почувствовать встречный поток тепла, медленно приближая руки к рукам партнера. Прошу вас при этом не разговаривать.

Итак, начнем. Почувствуйте температуру ваших рук... Теперь медленно разведите ладони в стороны, позвольте рукам свободно повиснуть, три раза повернитесь вокруг своей оси... Вновь вернитесь к ладоням вашего партнера. Делайте все медленно, концентрируйтесь на вашем партнере и его руках. Попытайтесь понять, где берет начало поток тепла от его ладоней. (1 минута)

Повторите упражнение с этим партнером. (1 минута) Обсудите с ним, что у вас получилось. Нашли ли вы ладони

партнера? Следовали ли вы правилам, держали ли глаза закрытыми? Что помогало вам справиться с заданием? Что мешало этому? Что бы вы сделали по-другому в следующий раз? У вас есть 5 минут на обсуждение.

Повторите это упражнение с новым партнером. (1 минута) Поделитесь друг с другом полученным опытом. Что

изменилось на этот раз? Что именно вы сделали по-другому? Что помогало или мешало выполнять задание? (5 минут)

Выберите себе нового партнера и повторите упражнение. (1 минута)

Удалось ли вам приобрести какой-то новый опыт по сравнению с первым разом? Какой именно? Легко ли вам было концентрироваться на своих партнерах, чувствовать тепло, исходящее от чьих-то ладоней? Приспосабливался ли к вам партнер? (5 минут)

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли

обсудить это упражнение.

Подведение итогов

Понравилось ли мне это упражнение?

Легко ли мне было сосредоточиться на партнере?

На ком именно мне удалось лучше всего сосредоточиться?

Достаточно ли мне было отведенного времени? Удалось ли при повороте вернуться в исходную позицию? Как я помогал себе?

Насколько хорошо мы с партнером смогли приспособиться друг к другу?

Насколько хорошо мы слушаем то, что говорят другие?

Кого мы слушаем особенно внимательно? Кого нам трудно слушать?

Кто, как мне кажется, часто на меня смотрит?

На кого мне самому легко смотреть?

Что я еще хочу сказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Метод проектов как средство развития творческих способностей студентов

В данной статье рассматривается практическое применение метода проектов в междисциплинарном курсе  МДК 02.02. Технология разработки и защиты баз данных профессионального модуля 02....

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА"

XII (XXVIII) Всероссийская научно-методическая конференция «Совершенствование качества образования» 3  -  5 марта   2015 г., Братск...

Экологическое воспитание как средства развития творческих способностей учащихся на занятиях по английскому языку.

Воспитание экологического образа жизни должно рассматриваться как одна из важнейших воспитательных задач на занятии. Воспитание на занятиях английского языка целенаправленно подводит учащихся к осозна...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

статья РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ « ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (по видам)» В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники производства и организации.Творческий процесс &ndash...

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»

Исследовательское обучение как средство развития творческих способностей. Модель «студент-наставник»Цель: познакомить педагогов с практикой исследовательского обучения в современном средне...