Методическая разработка на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения"
методическая разработка

Романова Алина Александровна

Целью данной работы является изучение и дальнейшая разработка методических приемов развития фортепианной техники и упражнений для обучающихся младших классов детской школы искусств, повышение интереса обучающихся к данному виду работы, а также стремление облегчить процесс овладения пианистическими навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3 им. О.Б. Воронец»

Методическая разработка:

«Развитие технических навыков на начальном этапе обучения»

                                                                                            преподаватель  

                                                                                       по классу фортепиано

                                                       Романова Алина Александровна

Смоленск

2023г.

Цель: данной работы является изучение и дальнейшая разработка

методических приёмов развития фортепианной техники и упражнений для

обучающихся младших классов детской школы искусств, повышение

интереса обучающихся к этому виду работы, а также стремление облегчить

процесс овладения пианистическими навыками.

-образовательные: 

-развитие образного мышления учащегося

направить внимание ученика на осознание собственных     действий;

-сформировать комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многогранные возможности инструмента;

-развивающие: развивать и расширять эмоциональное мышление –чувственное восприятие; максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка.

-развитие двигательно-игровых навыков

-воспитательные: развитие у обучающихся различных пианистических навыков, воспитание художественно-исполнительской инициативы.

-воспитания интереса и любви к инструменту

-воспитание навыков самоконтроля

Предмет исследования: исполнительский аппарат и технические навыки

обучающихся младших классов.

Задачи:

 - развитие внимания и активного слухового контроля

 - формирование системного подхода в работе над упражнениями

- исследование сферы технического развития ученика в первые годы

обучения, перспектива развития первоначальных навыков, пути решения

сложных задач начинающего пианиста;

- выявление элементов техники исполнительского аппарата и

особенностей развития технических навыков у обучающихся младших

классов;

Методы исследования:

- анализ литературы по проблеме исследования;

- обобщение и систематизация теоретического материала;

- применение комплекса приёмов в практике преподавания фортепиано

в детских школах искусств.

Взаимосвязь музыкального и технического

развития

Слово «техника» произошло от древнегреческого слова techne, что

обозначает искусство, мастерство, умение. Фортепианная педагогика

связывает понятие

«техника пианиста» с общим исполнительским

мастерством, куда входят не только виртуозные качества, но и умение

свободно и естественно играть на инструменте. В широком смысле слова,

техника – это комплекс средств, позволяющих овладеть различными

фортепианными стилями. Замечательный пианист и педагог С. Е. Фейнберг

неоднократно указывал на наличие взаимосвязи между различными видами

техники, на преемственность стилей, родство фактур. Всё это помогают

пианисту накапливать технические умения. «Техника пианиста – не цель, а

средство в достижении художественного результата».[22] Один из видных

представителей нового этапа в развитии науки о физиологических основах

фортепианной игры

– И. Гофман писал:

инструментами, из которого искусный мастер берёт то, что ему нужно в

данное время и для данной цели».

Путь пианиста труден тем, что начинается с детства. Здесь не обойтись

без регулярных упражнений. Систематическая работа над техникой облегчает преодоление трудностей при исполнении художественных произведений, помогает почувствовать необходимую физическую свободу, при которой все мысли устремлены на воплощение музыкального замысла. «Упражняться, - говорил Ф. Лист, - это значит анализировать, обдумывать и изучать. Из духа создаётся техника, а не из механики». О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил К. Н. Игумнов: «Упражнения как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют гибкости, пианистического аппарата».

Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Возрастные особенности обучающихся младших

классов ДШИ

Развитие человека имеет возрастные и индивидуальные особенности,

которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Особенность восприятия младшего школьника – эмоциональность.

Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограниченное по

объёму.

Память носит, в основном, образный характер. Ребёнок запоминает материал

интересный, конкретный. Задача учителя – научить рациональным приёмам

запоминания.

Мышление – предметно– образное.

Возрастная особенность младшего школьника – недостаточность воли, опыта

для преодоления трудностей. Ребёнок часто охладевает к начатому делу,

оставляет его незаконченным, не любит переделывать.

Радость жизни - суть детского восприятия мира, единственная жизненная

энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и, именно поэтому, она

нужна в детской педагогике. Можно радостно и весело учить детей

труднейшим вещам, считая при этом количество «выработанной» в процессе

обучения радости главным педагогическим успехом.

Необходимо воспитать у ребенка привычку сначала слушать, думать, а потом

играть. В начальный период он знакомится с основными выразительными

средствами музыки и своего инструмента. С первых шагов обучения следует

стремиться к неразрывной связи музыкально-звукового представления с

игровым приемом.

В воспитании техники у младших школьников большое значение имеет

освоение первоначальных навыков игры на фортепиано:

- гибкость и пластичность игрового аппарата;

- правильная посадка за инструментом;

- приёмы звукоизвлечения, предполагающие естественность и

рациональность движений рук и пальцев;

- контакт кончиков пальцев с клавишами;

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических (мышечных),так и психических(волевых) свойств.

Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых, технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воли исполнителя во всех ее тончайших проявлениях, причем подчинению автоматическому.

Исполнительская техника в широком смысле - сумма умений, навыков, приемов игры, при помощи которых пианист добивается нужного слухового результата, весь арсенал пианистической выразительности. Техника вырастает из художественных намерений ученика.

Техника – в узком смысле:

  1. Контакт с клавиатурой «весовой» контакт и его многообразие
  2. Развитие самостоятельности пальцев, организация независимого пальцевого удара.

 

Гибкость приспособление двигательного аппарата к пианистическим приемам, к манере звукоизвлечения у всех учащихся различная. Чем менее гибок ученик в техническом отношении, тем разнообразнее должны быть средства эмоционального воздействия на него в сочетании с показом. В работе над техникой надо стремиться избегать сухих дидактических рекомендаций, следует насыщать показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для восприятия детей приемами педагогического воздействия.

Одним из важнейших средств формирования и развития технических навыков и развития технических навыков и технике в целом, являются специально подобранные упражнения.

Работая над упражнениями, необходимо рассматривать фортепианную технику в самом широком смысле. В центре внимания должно быть освоение различных приемов звукоизвлечения, овладение всеми видами туше. Успешное освоение упражнений может быть лишь при условии постоянного осязательного, слухового и двигательного контроля. Любой отдельно взятый игровой прием, навык не может быть абстрактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением.

На примере сборника  С. Барсуковой «Весёлая музыкальная гимнастика» рассмотрим основные технические навыки, которые должны быть в арсенале начинающих. Легкие пьесы рассчитаны на детей младшего школьного возраста, уже знакомых с клавиатурой. В сборнике соблюдается последовательность в нарастании трудности. К упражнениям даны слова и красочные картинки, что вызывает естественную наглядность и тем самым более живой интерес ученика. Педагог в каждом определенном случае может находить  упражнения, наиболее соответствующие какой-то конкретно поставленной перед учеником задаче, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка.

Ход урока:

В уроке принимают участие ученик 2 класса Видревич Роман.

Упражнение №5, №6:

На координацию движений; сначала левая рука в свободном полете как будто «перескакивает» через правую и обратно. Затем руки меняются. Несмотря на кажущуюся легкость нот в правой руке, не всегда просто держать целую ноту в одной руке и двигаться на нон легато в другой. Трудность заключалась в добавлении стихотворения, тогда руки начинали путаться, поэтому изначально стихи были опущены и мелодия звучала на «ля,ля»

 Упражнение №11-12,  №13-14

На остинатное движение, сначала надо как будто задержаться, повиснуть на 5ом пальце, и к нему легко, не зажимая добавить 1ый палец. Сложность данного упражнение состоит именно в зажатости 1го пальца, необходимо слушать и не давить на него. Можно представить крадущегося кота ,который пытается незаметно прокрасться на кухню. Левая рука повторила движение правой.

Упражнение №20-21

Подготовка к последующей игре арпеджио, только нон легато, Роман заметил ,что легче играть когда руки двигаются в одном направлении. Когда это упражнение стало хорошо получаться мы немного усложнили задачу и в левой руке стали играть на стаккато, а правую руку оставили как и было написано. Получилось упражнение на координацию.

Упражнение №24-25, №26

На легато по две нотки, это самое любимое упражнение , свободной рукой (обязательно проверяем свободу в локте ,запястье), первый пальчик с опорой держится на ноте ,а следующий поднимаясь ,но не слишком высоко, как будто дополняет его. Также оно играется двумя руками, полезно играть в разных октавах.

Упражнение № 27-28, №29

Трудность игры легато заключалась  в присоединении 4го пальца, он оказался не готов подниматься, и для начала мы играли легато только 1, 2,3, пальцем. Попробовали это упражнение играть на крышке ф-но, дома соединяла три пальчика на столе, и только после начали прибавлять 4ый палец. Ученица подготовительного класса с удовольствием разбирала эти красочные, короткие упражнения со словами.

Упражнение №№ 35,36,37

Эти небольшие мотивы являются так называемой подготовкой к игре гамм. Важно добиться плавной игры без лишних «толчков» и при этом каждый пальчик  вести к окончанию мотиву. Здесь я объясняю , что санки едут с горки, а потом мы их везем за собой. Если движение освоено хорошо, то можно переходить на две руки. Роман левша, поэтому левой рукой контролировать движение легче.

Упражнение №№38-39

 На координацию рук, целые ноты необходимо дослушивать до конца, вовремя снимать каждую из рук. Основная сложность для Насти заключалась в том, что как только надо было снять левую руку, правая тоже за ней теряла свою мелодию. Играли с остановками при полном слуховом контроле.

Упражнение №№42,43,44

Следующие мини-пьесы направлены на подготовку ученика к игре аккордов. При разучивании я старалась объяснить, что аккорд это как маленький хор, где все должны петь слаженно, и никто не должен петь громко, основная задача педагога здесь дать понимания взятия аккорда не путем силы, а путем глубины, как будто «доставать «клад» из-под земли. А Роман сравнил аккорд с экскаватором, который своим ковшом роет яму.

Упражнение №№ 45-46

Пьеса на развитие артикуляции. Начинать обязательно с медленного темпа, обращая на четкость и хорошее поднятие пальцев. Небольшой акцент на «раз» дает некоторую точку опоры.  Эта пьеса как ручей ,который то спускается с горы ,то бежит в горку, то снова меняет направление.

Упражнение №47-48

На подкладывание 1го пальца. Сначала при игре на стаккато 1 ый пальчик должен незаметно нырнуть в «норку», важно сохранить локоть в одном положении, не крутить запястьем во время игры. Труднее подкладывать 1ый палец при игре легато, важно следить и за свободной рукой и за пальчиками которые должны быть цепкими, не вялыми.

Упражнение №50-51

Это упражнение как бусы, к которым надо по каждой бусинки добавлять. Фермата в каждом такте дает возможность оценивать, в каком состоянии рука, чтобы не было лишних зажимов.

 Пройдя весь сборник ученик, с удовольствием овладевал нужными приемами фортепианной игры в доступном  изложении.        

Переходя на следующий уровень развития техники, мы включили в процесс сборник Т. Симоновой «Скороговорки для фортепиано (50 упражнений):

Скороговорка 1

Эта скороговорка несет сразу несколько технических задач: и на координацию движения , в правой руке необходимо вовремя снимать руку ,в левой руке повторяющаяся фигурации требует постоянного контроля –не «заседать на последней нотки фигурки». По музыкальному образу роман сравнил эту скороговорку с колесиком, которое постоянно крутится.

Скороговорка 2

Скороговорка на «замах» пальцев поочередно то правой, то левой руки. Важно обратить внимание ученика, что при замахе нужно немного открыть ладонь, а не толкать пальцем в клавишу, чтобы скрытая мелодия прозвучала ярко. Эта скороговорка напомнила переваливающихся медведей, с одной ноги на другую.

Скороговорка 3

На мелкую технику,легкие пассажи как будто ручеек бежит с горы- важно с одной стороны независимость пальцев ,с другой стороны объединенин по 4 нотки в одну фигурку.

Скороговорка 4

Ни что иное как подготовка к игре хроматической гаммы. Важно следить за 1ым пальцем-стараться ставить его ближе к черным клавишам,при этом не укладывая полностью (ощущения взятия мелких песчинок 1ым и 3 им пальцем.).

Скороговорка 5

Ротационное движение кистью ,выделяя скрытую мелодия то в правой, то в левой руке, важно открывать ладонь. По сравнению со 2ой скороговоркой присоединяется штрих легато. Роман сравнил эту скороговорку с паучком, который плетет паутинку.

Скороговорка 6

Упражнение на репетиции –игра разными пальчиками на одной ноте очень привлекает ученика как будто прыжки на одной ноге на месте –важна легкость ,отталкиваясь от первой нотки остальные как будто по инерции звучат.

Скороговорка 7

Двойные ноты полезно исполнять в спокойном темпе, не торопясь, слушая, чтобы был «хор» голосов.

Скороговорка 8

На растяжку руки –игра в октаву поочередно то правой, то левой рукой-здесь важна внимательность и так как рука еще не дотягивается до октавы важно незаметным движением дотянуться до крайних звуков.

Скороговорка 10

Аккорды и разрешения-мягкое погружения в аккорд и легкое снятие при разрешении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения

Методические рекомендации для преподавателей детских школ искусств...

Использование ИКТ для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

В статье описан процесс формирования лексических навыков при помощи информационно-коммуникационных технологий, в частностипрограммы Smart notebook. Предложенные задания рассчитаны на младших школьнико...

План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»

Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Учебно-методическая разработка "Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения"

В музыкальной педагогике координация – понятие, включающее в себя ряд компонентов. Это координация движений, слуховая координация и координация метроритмическая....