Проблемы мотивации учебной деятельности в классе фортепиано «ДШИ»
методическая разработка
Cтатья о повышении мотивации, эффективности обучения на фортепиано в ДШИ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы мотивации учебной деятельности
в классе фортепиано «ДШИ»
Автор Шумкова Наталья Евгеньевна
МАОУК ДО г. Нягань «ДШИ»
Аннотация: статья о повышении мотивации, эффективности обучения на фортепиано в ДШИ.
Ключевые слова: ребёнок, мотивы, фортепиано, стимулирование.
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………….….................1
II. Проблемы мотивации учебной деятельности в классе фортепиано «ДШИ»..2
Понятие и содержание мотивации учения…………………………………....2
Возрастные особенности учащихся ……………………………………….…5
Влияние мотивации на развитие личности ребенка………………………….7
Стимулирование развития положительной мотивации учения…………….9
III. Заключение………………………………………………………………….…17
IV. Список литературы……………………………………….………..………….18
I. Введение
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных актуальных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема развития мотивации учения, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения, как заинтересовать и привлечь его в процесс обучения.
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
В свою очередь проблема повышения качества овладения знаниями школьниками перерастает в проблему формирования и развития подлинной мотивации учебной деятельности, показателем которой является проявление ребёнком познавательной активности, осознание им личностной и общественной значимости учения.
Учебная деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у учащегося имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения.
В процессе обучения музыке актуальным и важным является определение факторов и педагогических условий, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации у школьников в процессе обучения игре на фортепиано.
Цель исследования: раскрыть педагогические условия и средства развития мотивации обучения игре на фортепиано у школьников.
Объект исследования: учебная мотивация школьников.
Предмет исследования: педагогические условия и средства развития учебной мотивации обучения игре на фортепиано у школьников.
Исходя из цели, выделим задачи исследования:
1) рассмотреть мотивацию к учению как психолого-педагогическую категорию;
2) определить понятие и содержание мотивации учения школьников;
3) изучить условия и средства развития мотивации обучения игре на фортепиано у школьников.
II. Проблемы мотивации учебной деятельности в классе
фортепиано «ДШИ»
Понятие и содержание мотивации учения
Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
По мнению В.Н. Мясищева мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
С.Л. Рубинштейн понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию. Однако, абсолютно ясно, что в качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности.
Исследования психологов (Божович Л.И., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.) свидетельствуют, что одним из важнейших факторов психологической адаптации является структура мотивов личности. В структуре учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние побудительные силы.
К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это – стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действия.
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, называют внешними. Это широкие социальные мотивы (долг, ответственность перед обществом, родителями, учителями), узколичные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки, быть первым учеником, занять достойное место среди сверстников и товарищей).
Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях.
Рассмотрим познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Мотивы обучения музыке можно подразделить на две группы.
Первая группа связана с содержанием и процессом учения, а также способами усвоения знаний. К ним относятся познавательные интересы учащихся, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Например: научиться играть на музыкальном инструменте, выступать на сцене, научиться сочинять, научиться понимать классическую музыку и т.д..
Вторая группа мотивов находится за пределами учебного процесса и связана только с результатами учения, с более широкими взаимоотношениями ученика с окружающим миром. Здесь имеется в виду потребности учащегося в общении с другими людьми, их оценкой и поощрением, стремление ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений
Работы Л.И. Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
По В.Н. Мясищеву, мотивация – это сложное сочетание эмоциональных и рациональных, личных и принципиальных, объективных и субъективных, непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних мотивов.
Мотивация учения – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.
Мотивация учебной деятельности в классе фортепиано — это совокупность мотивов, побуждающих ученика к удовлетворению своих потребностей через музыкально- исполнительскую деятельность.
Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.
С.Л. Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Для организации учебной деятельности важно отметить возможность и продуктивность формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, то есть умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.
Толчком к деятельности, к учёбе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей.
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов.
А мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При таком типе
мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность.
Чтобы мотивация была устойчивой и не только сохранялась, но и развивалась, необходим ряд условий: достаточный уровень самостоятельности, успешность выполняемых действий, обеспечение положительной обратной связи, формирование нравственных качеств личности.
Развитие мотивации в обучении игре на фортепиано должно строиться на специальных условиях, применительно к возрасту и способностям детей, позволяющих эффективно воздействовать на продуктивность учебной деятельности с учетом возрастных особенностей как младших школьников, так и подростков.
Возрастные особенности учащихся
Выделим положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника.
В качестве благоприятных черт мотивации отмечается:
- общее положительное отношение ребенка к школе;
- широта его интересов;
- любознательность.
Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению.
Так, мотивы и интересы младших школьников:
- недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
- неустойчивы, то есть ситуационны (учение может быстро надоесть, вызвать утомление, интерес угаснуть);
- мало осознанны, что проявляется в непонимании школьника, что и почему ему нравится в данном предмете;
- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учения.
Регламентированные занятия (40 минут) для учащихся младших классов должны проходить с опорой на ведущую деятельность данного возрастного периода – игру. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. Подражательная активность хорошо проявляется в начале обучения, когда дети повторяют «с рук» легкие пьесы, упражнения, попевки.
Чрезвычайно важна для развития мотивации у ребенка исполнительная активность. Ребенок ждет указаний взрослого о том, что и как он должен делать. Благодаря исполнительной активности, дети овладевают отработанными взрослыми способами и приемами действий.
Благоприятными особенностями подростка, способствующие развитию мотивации учения являются:
- «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию;
- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
- потребность в самовыражении и самоутверждении;
- стремление подростка к самостоятельности;
- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;
- развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника).
Негативные особенности мотивации подростка:
- незрелость оценок самого себя и другого человека;
- проявление внешнего безразличия к мнению других;
- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам;
- неустойчивость интересов, их смена, чередование;
Развитие мотивации учения у подростков требует более тщательного подхода с учетом загруженности в общеобразовательной школе, индивидуальных музыкальных вкусов, включения в репертуарные списки произведений современных авторов, использование игры на синтезаторе с целью освоения нового инструмента и расширения слуховых границ. Также привлечение детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте.
Влияние мотивации на развитие личности ребенка
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием школьного возраста. Учебная деятельность – основная для школьника и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто ставить отметку, дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
Многочисленные эксперименты, касающиеся этой проблемы, показали: на мотивацию достижения успеха влияют следующие факторы: самооценка и уровень личностных притязаний, а также отметка и оценка деятельности ученика.
Последнее обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, в которых рекомендовано в начальных классах школы не использовать отметок, особенно низких.
Непосредственно влияет оценка и на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается правильная, адекватная мотивация.
Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, - наиболее ценный мотив, её следует отличать от престижной мотивации.
Престижная мотивация, менее распространённая, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребёнка учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития личности отличника.
Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности, придаст человеку определенную нравственную устойчивость.
Стимулирование развития положительной мотивации учения
Зачастую учащиеся класса фортепиано осваивают минимальный в количественном измерении учебно-педагогический репертуар. Исходя из требований типовых программ ДШИ, некоторые преподаватели видят основную задачу обучения в тщательном выучивании учениками небольшого количества пьес и этюдов за определенный отрезок времени (учебная четверть, полугодие) для показа на академическом концерте, техническом зачете, экзамене.
В этом случае неминуемо возникают ситуации, когда в повседневной учебной практике учащиеся имеют дело с весьма ограниченным числом пьес, разучиваемых на протяжении довольно длительных отрезков времени, и подолгу не обращаются к изучению нового материала. Данное обстоятельство не может не сказываться на мотивационном аспекте обучения учащихся и темпе их развития.
Общий смысл стимулирования развития мотивации учения состоит в том, что учителям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному отношению к учению — действенному, осознанному и ответственному.
Начальное обучение в музыкальной школе для многих детей является началом обучения вообще. В этом случае именно при непосредственном участии музыкального инструмента совершается важный в развитии ребенка переход от игровой деятельности, характеризующей дошкольный возраст, к учебной, с ее возрастающей ролью в младшем школьном возрасте.
Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом «донотном периоде», где дети повторяют «с рук» легкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие.
В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем.
Важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Интерес — это лучший мотив. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический прием в решении задач данного исследования.
Форма индивидуальных занятий по специальности (фортепиано) позволяет педагогу использовать методы стимуляции и развития мотивации учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, а также требует особого, индивидуального подхода к критериям оценки.
Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избегание неудач.
Задача учителя состоит в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.
Не менее важна дифференциация обучения. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к занятиям на инструменте, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.
На уроке необходимо создавать ситуацию успеха:
- помогать сильному ученику реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности;
- слабому – выполнять посильный объем работы.
Современные программы обучения игре на фортепиано призваны учитывать объективную ситуацию в музыкальном образовании, определяемую потребностями детей и их родителей.
Разработанные и внедренные современные программы, такие, как предпрофессиональная программа по учебному предмету ПО.#1059;П.01. «Специальность и чтение с листа» и дополнительная общеразвивающая программа «Рабочая программа по учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано)» предполагают дифференциацию целей и задач образовательного процесса в соответствии с возможностями и потенциалом учащихся, потребностями детей и их родителей, их_ориентацией на конечный результат обучения, а главное – на формирование внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся в музыкальной школе.
Репертуар по классам, составленный по принципу усложнения технических и художественных задач, позволяет учащимся, обучающимся по предпрофессиональной программе, оптимально развить профессионально важные качества, необходимые для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.
Общеразвивающая программа учитывает интересы и возможности учащихся, имеющих более скромные данные и преследующих иные цели обучения. Возможность развиваться в соответствии с индивидуальными темпами, уровнем и потенциалом не только способствует повышению интереса к обучению в музыкальной школе, но и влияет на самооценку школьников, модифицируя ее из заниженной в адекватную.
Активно используемая на уроках технология проблемно-диалогического обучения по своей структуре и содержанию направлена именно на формирование мотивации и познавательной активности учащихся. Убедительная, доходчивая и яркая речь учителя не принесет желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.
В диалоге с учителем у учащихся формируется познавательная мотивация, развиваются навыки сотрудничества, умение доказать свою точку зрения, а это является основой формирования ключевых компетенций учащихся.
Несомненно стимулированию мотивации учения служит педагогический показ (яркое целостное исполнение произведения) на всех этапах работы над произведением, а также использование аудиозаписи в различных интерпретациях
Развитию учебной мотивации также способствует умелое использование игровых ситуаций, занимательных заданий, наглядного и мультимедийного оборудования. Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (поищи, подумай, попробуй…), и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то…), должны быть сбалансированы в работе учителя.
Для повышения мотивации обучения возможно использование так называемых «договоров» между преподавателем и учащимся.
В таком добровольном договоре-соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Договоры, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.
Внедрение современных технологий обучения несомненно способствует повышению мотивации к учению, помогают формировать музыкальную грамотность учащихся.
Этому способствует использование мультимедийных презентаций, разработанных к изучаемым темам, использование записей лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная в видеозаписях, позволяет путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве, повышая интерес учащихся к учебной деятельности и новому качеству образования.
Это важное условие, способствующее возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, развитию мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активным и сознательным действиям, направленным на освоение материала.
Грамотное использование гаджетов помогает решить:
- дефицит наглядных пособий,
- преобразить традиционное преподавание предметов,
- оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала.
Информационные технологии приходят на помощь в использовании современных средств оценивания мотивации учения. Это метод рейтингового контроля, использование портфолио.
Рейтинг учащегося – это индивидуальная комплексная оценка его мотивации. За выполнение разнообразных заданий обучающиеся получают фиксированное количество баллов по шкале, разработанной учителем. Эта система выстраивает учащихся по рейтингу, который включает, кроме формальных отметок, также успехи на конкурсах, участие в мероприятиях, социальную активность ученика.
Портфолио предполагает перенос акцента с учительской оценки ученика на его самооценку. Происходит смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет на то, что он знает и умеет.
При формировании устойчивой положительной мотивации учения в музыкальной школе необходимо учитывать интересы и цели родителей.
Ребенок приходит в музыкальную школу с доминирующим мотивом «научиться играть». Изучаемый репертуар, будучи непосредственно связанным с содержанием процесса обучения в музыкальной школе, имеет прямую связь с интересом родителей и ребенка, и его желанием учиться. Большинство родителей не рассматривают обучение в музыкальной школе как начальный этап дальнейшей профессионализации, что связано с доминированием у них мотивов престижа.
Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителей в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и – в первую очередь – ребёнка. Таким образом, характер отношения родителей к обучению на инструменте непосредственно сказывается на мотивации их ребенка.
Наблюдается ситуация, в которой при равных способностях и интеллектуальных возможностях дети демонстрируют различные показатели качества обученности, в зависимости от степени заинтересованности их родителей.
Совместное творчество (если в процесс подготовки работы оказываются вовлеченными родители) принесет ученикам еще большую радость и удовлетворение. Кто пока еще не слишком силён в музыке, может оказаться более успешным в других видах деятельности (рисунки, поделки, стихи, песенки, фотографии).
Развитию положительной мотивации помогают тесные контакты преподавателя по специальности с преподавателями теоретических дисциплин. Совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы позволяет повысить успеваемость и положительную мотивацию ученика. Совместная подготовка различных мероприятий, участие в концертах и конкурсах, позволяет учащимся контактировать не только со своим педагогом, но и с другими преподавателями, что положительно отражается на его кругозоре, формирует музыкальные представления.
Общность классной и внеклассной работы должна создавать условия для развития у учащихся положительной мотивации учения. Необходима тщательно спроектированная и продуманная система внеклассной и внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику.
Планы внеклассной работы в ДШИ включают в себя различные мероприятия: классные родительские собрания с концертами учащихся, тематические классные часы, выездные концерты в школах, на предприятиях города, детских садах, домах для инвалидов, и т. д. Также планируются посещения филармонических концертов, общешкольных мероприятий городского, школьного уровней, посещение музеев, выставок, и т.д. Планирование мероприятий проводится в тесном сотрудничестве с завучем по внеклассной работе или педагогом-организатором.
В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставшими традиционными: тематические отчетные концерты класса, концерты в детском саду, начальной школе, участие в которых позволяет детям раскрыться в разных сферах художественного творчества. Это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи.
Выступления немотивированных учащихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах, побуждает к работе над более сложным репертуаром.
Развитию мотивации учения способствуют следующие средства и условия:
– общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям. Укрепление положительных эмоций в процессе обучения;
–формирование адекватной самооценки учащихся;
– создание ситуации успеха;
–учет возрастных особенностей школьников;
− применение формы работы в малой группе. Групповые методы работы в условиях занятий по специальности позволяют удовлетворить потребность ребенка в общении, самоутверждении, способствуют формированию самооценки;
– построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования;
– занимательность, необычное изложение нового материала, образная, ярко звучащая речь педагога;
– ситуация выбора элементов содержания учебного процесса (изучаемый репертуар, порядок работы над произведениями на уроке и т. д.);
− использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий;
– организация систематических самостоятельных домашних занятий, развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности;
− педагогический показ (целостное исполнение произведения) на всех этапах работы над произведением с использованием аудиозаписи в различных интерпретациях;
− создание ситуации выбора, с учетом мнения родителей учащихся по таким параметрам, как выбор порядка работы над произведениями во время урока; выбор произведений для изучения из числа предложенных педагогом; возможность включения в изучаемый репертуар «неклассических» произведений, предлагаемых самим учащимся;
− выбор направления в обучении, соответствующего целям учащихся, их возможной дальнейшей профессионализации или общеэстетическому развитию;
− внедрение современных предпрофессиональных и общеэстетических программ обучения.
Факторами снижения положительной мотивации учения являются:
– установка учителя на сообщение готовых знаний, их запоминание, в результате чего активность учащихся носит воспроизводящий, подражательный характер;
– злоупотребление учителем плохой отметкой, снижающее уверенность ребенка в своих возможностях;
– трудности и неудачи, снижающие эмоциональную привлекательность учения.
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:
– формирование самостоятельности учащегося;
– оптимизация педагогического общения;
– общность классной и внеурочной работы;
– формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.
III. Заключение
Основной вывод данной работы заключается в том, что формирование мотивации к занятиям фортепиано - задача комплексная: педагогическое и методическое оснащение преподаваемого предмета; тесная работа с, преподавателями других предметов и родителями. И самое главное - творческая активность и огромное желание самого преподавателя.
Выдающийся пианист и педагог Г. Нейгауз сказал:
- Полное взаимопонимание учителя и ученика - одно из важных условий плодотворности педагогического процесса.
Путь педагога-пианиста труден, тем более что сейчас обучаются дети очень разные по своим природным музыкальным данным. Поэтому педагогу очень важно внимательно следить за развитием каждого ученика. И если необходимо, то весь процесс обучения начинать с начального этапа по ступеньке, добиваясь положительного результата. И если иногда, недовольные собой, сомневаясь в успехах, вы будете охвачены унынием, вспоминайте совет Ф. Листа, человека многих дарований и способностей: «Вооружитесь терпением по отношению к самому себе».
IV. Список литературы
#1040;монашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж: 1995.
3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград: КГУ, 2000.
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.
5. Козырева, Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Яролавль: ЯГПУ, 2005.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
7. Маслоу А., Мотивация и личность.- М., 2004
#1052;артинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2003.
9. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии //Вопросы психологии. – 1987. - №5 .
10. Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы мотивации учащихся ДШИ по классу гитары
Проблемы мотивации к обучению игре на шестиструнной гитаре в Детской школе искусств. Причины снижения интереса к обучению. Основные категории мотивации....
Презентация "Способы и приёмы развития мотивации учебной деятельности"
Что более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке, как вызвать интерес к предмету. Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников....
Мотивация учебной деятельности при изучении биологии
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определят успешность учебной деятельности. Она является показателем качественности профессионального становления будущег...

Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.
Аннотация: В статье анализируются основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формировани...
Тема мастер-класса: «Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...
