Вводные лекции по музыке. (МДК 02.05, ПМ 02)
учебно-методический материал
Вводные лекции по музыке. (МДК 02.05, ПМ 02)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО
«Московский государственный областной гуманитарный институт»
Профессионально-педагогический колледж
Курс вводных лекций по предмету МДК 02.05.
ПМ 02.
для студентов очного и заочного отделений
специальностей «Дошкольное образование»
Составила преподаватель специальных дисциплин
Терентьева М. А.
Лекция – 1. «Музыка как вид искусства»
Музыка (от греч. musike) – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.
Звук как основа музыкальной образности и выразительности, лишен смысловой конкретности слова, как в поэзии и прозе, например, не воспроизводит видимых картин, как это мы можем наблюдать в живописи, скульптуре, архитектуре.
Чтобы понять, осознать, услышать музыку, нужно временное пространство. Музыка – искусство, развивающееся во времени, постоянно изменяющееся.
Музыка имеет интонационную природу. Педагог и музыкант Д. Б. Кабалевский называл интонацию «зерном музыки», из которого «произрастает» музыкальная ткань. По главной интонации произведения можно судить о музыкальном образе. Образ же создается теми музыкально-выразительными средствами, которые выбирает автор, композитор, осуществляя свой творческий замысел, «творя музыку».
Итак, перечислим средства музыкальной выразительности:
- Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. М. И. Глинка называл мелодию «душой музыки».
- Ритм – чередование длительностей, создающих свой особый ритмический рисунок.
- Гармония – окраска созвучий (аккордов) и звучание их сочетаний.
Для каждой эпохи характерна своя гармония. Например, гармония произведений В. А. Моцарта отличается чистотой, необыкновенной красотой, благозвучностью. Светом и солнцем наполнена гармония А. Вивальди, Й. Гайдна. Эпоха модерна – это часто диссонантное звучание, «нагромождение звуков», атональная музыка (конец 20в., нач. 21в.), это музыка нового времени, она требует внимательного вслушивания , гармония А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной – это мир причудливых звуков, изломанных гармоний.
- Динамика – сила звука и разнообразные оттенки его звучания.
В музыке общепринята итальянская терминология обозначения динамических оттенков:
fff > ff > f > mf > mp >
форте фортиссимо форте меццо меццо
фортиссимо (очень громко) (громко) форте пиано
(оглушительно (не очень (не очень
громко) громко) тихо)
> p > pp > ppp
пиано пианиссимо пиано
(тихо) (очень тихо) пианиссимо
(еле слышно,
замирая)
< - crescendo – крещендо (усиливая звук).
> - diminuendo – диминуэндо (затихая).
- Темп – (от лат.) – время – скорость пульсации в музыке.
Темпы бывают быстрые (Presto - скоро), средние (Andante – не спеша), медленные
(Lento - медленно).
Более подробно темпы и характеры рассмотрены в таблице № 1.
- Фактура – конкретное оформление музыкальной ткани.
Фактура бывает:
- Гомофонной (греч. «гомо» один, «фонос» голос) – одноголосная фактура с ярко выраженной мелодической линией.
- Полифонической (греч. «поли» много, «фонос» голос) – многоголосная фактура, где каждый голос имеет важное значение, равноправен.
- Аккордовой.
Признанным мастерством полифонической музыки считается И. С. Бах, великий немецкий композитор. Его органная музыка – вершина полифонизма, где переплетение множества голосов (до 12) дарит нам всю красоту звучания музыки великого композитора.
- Тембр – окраска звучания человеческого голоса или музыкального инструмента.
Дошкольник уже в средней группе отличит тембр скрипки от тембра виолончели; флейты от фагота.
Каждый человеческий голос имеет свой неповторимый тембр. Таким уникальным тембром обладал великий русский певец Ф. И. Шаляпин. Неповторимые голоса итальянского певца Робертино Лоретти, Марии Каллас, Энрике Карузо, Монтсерат Кабалье и многих других всемирно известных певцов радуют нас удивительной красотой своего тембра.
8) Регистр – высотное положение звуков по отношению к диапазону. Различают: высокий, средний и низкий регистры.
9) Штрихи – различные способы звукоизвлечения.
Легато – в переводе с итал. «связно, певуче».
Нон легато –« не связно», все звуки берутся отдельно.
Стаккато – «отрывисто, легко».
10) Лад-это система, связывающая звуки одного звукоряда. Окраска лада зависит от устойчивых звуков. Различают мажорный и минорный лады. У человека мажорная музыка воспринимается как светлая, радостная, а минорная-как печальная, мечтательная, грустная.
Итак, композитор создает музыкальный образ, используя различные музыкально-выразительные средства, подобно художнику, выбирающему краски для создания своего живописного полотна.
Для того, чтобы музыкальное искусство существовало в социуме, необходима цепочка:
Композитор | Исполнитель | Слушатель | ||
Важна личность Важна собственная Важен слушательский
автора, его взгляды, интерпретация опыт, общая культура,
его внутренний авторского сочинения, мироощущение, строй
мир. внесение своих оттенков. мыслей, чувств.
Лекция – 2.
Музыкальные жанры.
В литературе, музыке и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например: роман, повесть, рассказ, новелла, эссе и т. д. В изобразительном искусстве – это жанры портрета, пейзажа, натюрморта. В музыке – опера, симфония, концерт, оратория, сюита и др.
Род произведений в пределах одного какого-либо вида искусства называют жанром (франц. - genre).
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш. Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки тесно связаны с первичными.
По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные. Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; концертные жанры с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.
По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные.
Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Учитывая зависимость отучастников исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры.
Песня(от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).
Романс. Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» (фр. romance — со ссылкой на испанцев) стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического (пасторального, комического, сентиментального) характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра). Романс-один из вокальных жанров, который и сегодня интересен исполнителям и слушателям. Все мы слышали удивительные романсы в исполнении Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко, Ивана Козловского, Сергея Лемешева, цыганские романсы в исполнении Николая Сличенко, Валентины Пономарёвой. Сегодня романсы поют Прохор Шаляпин, Зара, Евгений Дятлов, Валерия и мн. др.
Баркарола. Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Размер баркаролы- 6/8.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шуберт, Шопен, Рахманинов, Лядов и др.
Серенада в музыке (от итальянского слова sera — вечер) — музыкальное сочинение, возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночное пение или музыку под чьим-либо окном в знак любви или уважения. Серенада вокальная, небольшое часто куплетное произведение в размерах песни или романса; исполняется под аккомпанемент мандолины, лютни или гитары. Образцы таких серенад ., получивших художественную форму, можно встретить, напр., в "Дон-Жуане" Моцарта (серенада дон-Жуана) и "Севильском цирюльнике" Россини (серенада графа Альмавивы). С. перешла и в инструментальную область.
Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.
История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимался как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитался как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.
Рассмотрим различные виды танцев.
Гавот (от франц. gavotte) – умеренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.
Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – придворный аристократический танец французского происхождения.
Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.
Полонез (от франц. polonaise – ʼʼпеший танецʼʼ, танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.
Краковяк – двудольный польский танец, возникший в Краковском воеводстве.
Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на базе танцев Австрии, Чехии, Германии.
Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.
Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.
Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.
Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.
Гопак (от укр. «гоп» – восклицание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ произносят во время танца;– украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.
Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.
Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).
В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возникший в ᴦ. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвижный бразильский танец городского происхождения) и др.
Марш(от франц. marche – шествие, движение вперед) – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, чёткий ритм,
4-хдольный размер. Разновидности марша: военный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы ʼʼРуслан и Людмилаʼʼ М.И.Глинки, Марш из балета ʼʼЩелкунчикʼʼ П.И.Чайковского) и концертной музыки (ʼʼМарш деревянных солдатиковʼʼ из ʼʼДетского альбомаʼʼ П.И.Чайковского).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНТЕТИЧЕСКИХ (СИНКРЕТИЧНЫХ) ЖАНРОВ
Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце 16 века.
Опера – произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и костюмах и исполняется артистами – певцами и симфоническим оркестром.
Оперы бывают: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру.
Первоначально оперные спектакли в Италии назывались: «favola in musica» (сказка в музыке) и «dramma in musica» (музыкальная драма). И, наконец, чуть позже «opera in musica» (музыкальное произведение). Итальянская опера занимала очень большое и важное место в жизни общества, стала неотъемлемой частью культуры страны. В 17 веке выдвинулся ряд крупных композиторов – основоположников национальных оперных школ. Это К. Монтеверди – в Италии, Ж. Б. Люлли – во Франции, Г. Пёрселл – в Англии. По содержанию это оперы – мифы, оперы – легенды. Это расцвет оперы – seria (серьезных драматических сочинений).
К середине 18 века относится взлет комической оперы, «оперы буффа», в которой используются бытовые сюжеты, любовные перипетии, метаморфозы с переодеваниями. В Италии мастерами комедийных спектаклей стали Д. Перголези, Д. Паизиелло и др.
Но особенное значение приобрели оперы Глюка и Моцарта, это 2 крупных реформатора оперного искусства. Ими созданы подлинные шедевры:
К. Глюк. Опера «Орфей»,
В. Моцарт «Похищение из Сераля»,
«Свадьба Фигаро»,
«Дон Жуан»,
«Волшебная флейта».
Героико-патриотическая тематика в годы революционного подъема в 19 веке нашла отражение в опере немецкого композитора Л. Бетховена «Фиделио» и более всего в русской опере, воспевающей благородные идеалы, борьбу за свободу, счастье, справедливость. Среди них героико-патриотические оперы, эпические, исторические драмы, лирико-драматические («Князь Игорь» А. Бородина, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Хованщина», «Борис Годунов» М. Мусоргского и мн. др.).
М. И. Глинка еще в конце 18 века заложил основы русской классической оперы. А народно-песенная основа придает ей неповторимое своеобразие.
Многообразны по типам, богаты по содержанию оперы Римского-Корсакова (его называли оперным сказочником).
Весенняя сказка «Снегурочка»
Опера-былина «Садко»
Музыкальная драма «Псковитянка»
Историко-бытовая опера «Царская невеста»
Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже»
Опера-сатира «Золотой петушок» и др.
Одно из величайших явлений в истории мирового музыкального театра – оперы П. И. Чайковского. Лирико-драматический характер этих опер, порой приобретая трагедийную окраску, получил высшее выражение в операх:
«Евгений Онегин»,
«Чародейка»,
«Пиковая дама»,
«Иоланта».
Современные зарубежные мастера оперы 20 века, такие, как Б. Барток, А. Берг, Б. Бриттен, Д. Гершвин, К. Дебюсси, П. Хиндемит пользуются новаторскими приемами в создании оперных образов, музыкальным языком в стилистике модерна.
Русские современные авторы:
С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, К. Молчанов, А. Петров, Ю. Шапорин, Р. Щедрин создают замечательные оперные произведения на литературные сюжеты, многие из которых отражают реальные события жизни советского периода («А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Семья Тараса» Д. Кабалевского и др.- о событиях Великой Отечественной войны)).
Произведения оперной классики доставляют высокое эстетическое наслаждение. Главным средством является мелодия, связанная со словом. В опере соединяют вокальное и инструментальное начало, сольное, ансамблевое и хоровое пение.
Сольные номера в опере:
Ария, ариозо, ариетта, песня, монолог.
Ансамбли в опере:
2 исполнителя – дуэт;
3 исполнителя – трио (терцет);
4 исполнителя – квартет;
5 исполнителей – квинтет;
6 исполнителей – секстет.
Речитатив в опере – выполняет связующую роль. Открывается опера увертюрой (оркестровым вступлением). Может звучать от 3-х до 10 мин. Увертюра вводит слушателя в атмосферу эпохи и событий данной оперы. Мелодически увертюра построена на главных темах оперы.
Большое значение в опере имеют хоровые номера. Например, зрителя просто потрясают масштабные хоровые сцены в «Борисе Годунове», полные подлинного трагизма (хор «Хлеба!!!» у стен московского Кремля).
Важное место также в оперном спектакле занимает хореография.
Например, весь 2 -й акт оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» занимают блестящие бальные танцы в замке короля Сигизмунда III. Много танцевальных номеров и в опере
П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (именины Т. Лариной)
Великие оперные певцы силой вокального и драматического таланта создают на оперной сцене яркие неповторимые образы. Таков Мефистофель в исполнении Ф. Шаляпина, Отелло в исполнении В. Атлантова, Юродивый из « Бориса Годунова, созданный И. Козловским и мн. др. Великие оперные тенора: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас подарили слушателям поистине волшебные минуты. Великолепной Кармен в исполнении Е. Образцовой рукоплескал весь мир. Сегодня зрители восхищаются оперными голосами Анны Нетребко, Андреа Бочелли, Анджелы Георгиу, Марии Гулегиной, Рене Флеминг, Даниэль де Низ и мн. др. Русское сопрано Анна Нетребко безраздельно господствует в оперном мире, недосягаемая для других певиц. Всё, что должно быть в оперной певице - необычайная красота, элегантность, артистизм, чувственность, ум и, конечно, изумительно чистый и точный голос, который легко узнаваем, всё это гармонично слилось в этом "эталоне" оперной сцены.
Опера-это интереснейшее сценическое действо, имеющее определенный сюжет, который разворачивается под музыку. Огромный труд, проделанный композитором, написавшим оперное произведение, невозможно недооценить. Но не менее важно исполнительское мастерство, которое помогает передать главную мысль произведения, вдохновить зрителей, донести музыку в сердца людей.
Есть имена, которые стали неотъемлемой частью исполнительского мастерства в опере. Массивный бас Федора Шаляпина навсегда запал в душу поклонникам оперного пения. Когда-то мечтавший стать футболистом, Лучано Паваротти, стал настоящей суперзвездой оперной сцены. Энрико Карузо с детства говорили о том, что у него нет ни слуха, ни голоса. До тех пор, пока певец не прославился своим неповторимым бельканто.
Сюжет оперы.
В его основу может быть положен как исторический факт, так и мифология, сказка или драматическое произведение. Чтобы понять, о чем вы услышите в опере, создается текст либретто. Однако для того, чтобы ознакомиться с оперой, недостаточно либретто: ведь содержание передается через художественные образы музыкальными средствами выразительности. Особая ритмика, яркая и своеобразная мелодия, сложная оркестровка, а также музыкальные формы, выбранные композитором для отдельных сцен – все это создает массивный жанр оперного искусства.
Одновременно с вокальными «закругленными» номерами в операх применяют музыкальную декламацию – речитатив. Это отличная связка меж различными вокальными сюжетами – ариями, хорами и ансамблями. Комическая опера отличается отсутствием речитативом, а заменяет их разговорный текст.
Бальные сцены в опере считаются неосновными элементами, вставными. Нередко их можно безболезненно устранить из общего действия, но бывают оперы, в которых не обойтись без языка танца для завершенности музыкального произведения.
Исполнение оперы. Опера сочетает в себе вокал, инструментальную музыку и танец. Роль оркестрового сопровождения значительна: ведь это не только аккомпанемент пению, но и его дополнение и обогащение.
Меломаны со стажем наверняка с радостью прочтут о лучших исполнителях классических оперных произведений. Достойной сменой талантливейших вокалистов становления оперного искусства стали такие музыканты как Андреа Бочелли.
Монсеррат Кабалье. Об этой удивительной женщине сказано много: звание «Дива мира» смогли заслужить немногие исполнители. Несмотря на то, что певица находится в преклонном возрасте, она продолжает радовать публику своим великолепным пением.
Множество талантливых оперных исполнительниц делали первые шаги на отечественных просторах: Виктория Иванова, Екатерина Щербаченко, Ольга Бородина, Надежда Обухова и другие.
Амалия Родригеш – португальская певица, исполняющая фаду, а Патриция Чофи – итальянская оперная дива впервые участвовала в музыкальном конкурсе, когда ей было три года! Эти и другие величайшие имена прекрасных представительниц оперного жанра - оперных певицах можно найти в рубрике «Женские голоса».
Опера и театр
Дух оперы буквально вселяется в театр, проникает в подмостки, а сцены, на которых выступали легендарные исполнители, становятся культовыми и значимыми. Как не вспомнить величайшие оперы Ла Скала, Метрополитен-опера, Большой театр, Мариинский театр, Берлинская государственная опера и другие. К примеру, Ковент Гарден (Королевский оперный театр) пережил катастрофические пожары в 1808 и 1857 годах, однако большинство элементов настоящего комплекса было отреставрировано. Об этих и других известных сценах вы можете прочесть в рубрике «Площадки».
В древности считалось, что музыка родилась вместе с миром. Мало того, музыка снимает психические переживания и благотворно влияет на духовность личности. Особенно, если идет речь об оперном искусстве…
Таким образом, опера – это синтетический жанр, объединяющий вокальное искусство, хореографию, изобразительное искусство, актерское мастерство.
БАЛЕТ.
(появился в начале 16 века в Италии)
Раскроем томик А. С. Пушкина, «Евгения Онегина».
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит
В райке нетерпеливо плещут;
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит.
И вдруг прыжок и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Как и во времена А. С. Пушкина, так и в наши дни, русский балет славится во всем мире. Что же такое «балет»?
Французское название и его итальянские корни не случайны. Французское слово «ballet» произошло от итальянского «balleto» - танец. Вот уже 3 с лишним века этим словом называется спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.
Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Там издавна любили веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавалах. Постепенно они превратились в самостоятельные музыкальные спектакли.
Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет – пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и титулованные особы. Танцоры, в отличие от теперешних, не были профессиональными.
Во 2й половине 17 века великий французский комедиограф Ж. Б. Мольер написал несколько комедийных пьес балетов «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве», музыку к которым сочинил Ж. Б. Люлли, он же был и балетмейстером. Исполняли эти балеты актеры труппы Мольера.
В дальнейшем французские балетмейстеры создали специальный хореографический язык, которым классическим балет пользуется до сих пор (па, жете, фраппе, релеве, батман и т. д.).
В России балет распространился в 18 веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных зрителей.
А в 19, начале 20 века ни одна страна не может сравниться с Россией по мастерству балетных трупп Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. С колоссальным успехом проходили Дягилевские балетные сезоны в Париже, «Русские сезоны», связанные с постановкой балетов И. Стравинского «Петрушка» (1911г.), «Весна священная» (1913г.), «Жар-птица» (1910г.) и с новаторскими поисками балетмейстера
М. М. Фокина. В «Русских сезонах» блистала великая Анна Павлова.
Качественно новый этап в развитии балета ознаменовало творчество П. И. Чайковского. Его необыкновенные по красоте балеты «Лебединое озеро» (1877г.), «Спящая красавица» (1890г.), «Щелкунчик» (1892г.) были созданы в содружестве с балетмейстерами Л. И. Ивановым и М. Петипа.
Эпоха советского балета ознаменовалась появлением балетов Д. Д. Шостаковича «Золотой век», Асафьева «Пламя Парижа», Хачатуряна «Гаянэ» и «Спартак».
Особое место занимают балеты С. С. Прокофьева («Золушка» - 1945г., «Ромео и Джульетта» - 1938г.). Они полны тонкого лиризма, сложных психологических перипетий. Новаторский музыкальный язык этих балетов вызвал немало трудностей при постановке даже у такой яркой балерины, как Г. Уланова.
Современный балет прославили также Майя Плисецкая, станцевавшая на сцене разнохарактерные партии и в балетах своего мужа Р. Щедрина (Кармен в «Кармен-сюите», «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой»).
Екатерина Максимова (несравненная Золушка, Анна в «Попрыгунье»), Владимир Васильев, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка и мн. др.
В наше время традиции великого русского балета продолжают Андрис Лиепа, Илзе Лиепа, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и др.
Балет – мир выразительных танцевальных движений, пластики, жестов, мимики. Равно важны в балете 3 составные части: классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец – красив, изящен, грациозен («Жизель», «Лебединое озеро»). Движения возвышенны, строятся по канонам классического балетного танца:
- вариации – сольный номер героя (героини). Вариация раскрывает портрет героя, его характер, его образ;
- па-де-де – балетный дуэт (напр. Зигфрида и Одетты).
Кроме солистов в балете принимает участие большая группа танцоров – «кордебалет». Танцоры кордебалета оттеняют основное действие, вносят в него разнообразие.
Начинается балет интродукцией (оркестровым вступлением, вводящим нас в атмосферу того времени, образности).
Не менее важна в балете пантомима. Это движения, жесты, мимика лица, которыми артисты «разговаривают» друг с другом.
Современный балет уже далек от классических канонов; в нем широко применяются движения, заимствованные из гимнастики, из акробатики. Это омолаживает искусство балета, дает простор новаторским поискам современным постановщикам балетных спектаклей. Сегодня зрителю чрезвычайно интересны новаторские поиски балетмейстера Бориса Эйфмана. Театр Б.Я. Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. Первые спектакли коллектива в 70-е г.г. были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг" на музыку Д. Маклафлина, о котором "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман - человек, который осмелился". В России сегодня это единственный театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми построениями. Создавая свой стиль, Б.Я. Эйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал для него своеобразной лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками чисто балетного спектакля, ибо для него главное - театральность. Его постановки - синтетическое зрелище, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действия.
На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Б.Я. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс. Еще в конце 1980-х годов театральная критика отмечала, что хореография Бориса Эйфмана - явление "наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи - уже хореография XXI века". Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Ф.М. Достоевского. Спектакль "Идиот", поставленный им на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, стал замечательным событием в культурной жизни страны.
Не менее ярким явлением стал спектакль Б.Я. Эйфмана "Чайковский" на музыку П.И. Чайковского, премьера которого состоялась 12 сентября 1993 года в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
Симфония.
Среди многочисленных музыкальных жанров одно из самых почетных мест принадлежит симфонии. Всегда, с момента возникновения и до наших дней она чутко отражала свое время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Берлиоза и Малера, Прокофьева и Шостаковича – это размышления об эпохе, о человеке, о путях мира и жизни на земле.
Симфония как самостоятельный жанр возникла сравнительно недавно: 2 с половиной столетия тому назад. Однако за этот исторически недолгий срок она прошла гигантский путь. Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созвучие». В древней Греции так называли приятное сочетание звуков.
Первые симфонии появились в центре Европы во 2й половине 18 века. Зародившись из старых традиционных музыкальных форм: танцевальной сюиты и оперной увертюры, окончательно симфония сформировалась в странах немецкого языка.
Симфония – доныне самый сложный изо всех видов музыкального искусства, для полноценного восприятия требует вдумывания, обобщения – спокойной, сосредоточенной работы мысли. Не случайно центр философской мысли в Европе конца 18 века оказался именно в Германии, далекой от общественных бурь, происходящих во Франции. В Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появляется симфония, как музыкальный жанр. Она возникла в творчестве чешских и австрийских композиторов, окончательный вид приобрела в музыке Й. Гайдна, достигнув своего расцвета у В. Моцарта и Л. Бетховена.
Гайдн, Моцарт и Бетховен – великие венские классики. В их музыке симфония сложилась как классический 4х-частный цикл:
1 часть – быстрая, активная (сонатное Allegro).
2 часть – медленная, задумчивая, элегически-пасторальная.
3 часть – менуэт (старинный трехдольный танец) или скерцо (легкая, искрометная, шутливая).
4 часть – Финал. Жизнеутверждающий, торжественный, победный, праздничный.
У Й. Гайдна – 104 симфонии. Все они наполнены радостью и светом.
У В. Моцарта – 41 симфония. Его творения более индивидуальны, контрастны.
Симфонии Л. Бетховена насыщены образами борьбы, ярки, монументальны, по широте и силе обобщения близки к героическим операм. Их отличает драматизм, героика и пафос.
Это эпоха классицизма (Бетховен находится на рубеже классицизма и романтизма) сочетая в себе черты классика и мятежного романтика.
19 век подарил миру романтические симфонии – волнующие повести о жизни человека, о его внутреннем мире, трагедии одиночества, о борьбе за жизнь, за счастье.
В Европе это сочинения Ф. Шуберта, Берлиоза, Мендельсона, Э. Грига.
В России особое место занимает симфонизм П. И. Чайковского (6 симфоний) – это трагедия одинокого человека, его борьба за счастье.
Симфонии С. В. Рахманинова – это величественные картины русской природы, зарисовки русской жизни, мир загадочной русской души.
Симфонии А. П. Бородина – эпическая широта, мощь, богатырские образы.
Симфонии Лядова, Глазунова полны лиризма.
20 век с его войнами, политическими бурями, потрясениями воплотился в 15и симфониях Д. Д. Шостаковича (например, до-мажорная была отзвуком атомного взрыва в Хиросиме, симфония № 7 «Ленинградская» посвящена героическому подвигу народа в блокадном Ленинграде).
Симфонии С. С. Прокофьева красивы своей чистотой, светлой лирикой, острой шуткой.
Любая симфония – это целый мир. Мир художника, его создавшего. Мир времени, ее породившего. Слушая гениальные творения мастеров прошлого и современности, мы становимся духовно богаче, приобщаемся к сокровищам, созданным человеческим гением, равным по значению трагедиям В. Шекспира, романам Л. Толстого, стихам Пушкина, картинам Рафаэля и т. д.
Лекция – 3. «Развитие певческих навыков».
Пение принадлежит к самому массовому и доступному виду музыкального искусства. Его воспитательное воздействие велико благодаря единству музыки и слова и в силу самой природы живого певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Основное качество пения – его выразительность, то есть способность непосредственно и искренне выразить в пении эмоциональное содержание музыки. Непосредственно исполнять музыку можно, только овладев определенными способами, умениями и навыками пения. Этому виду музыкальной деятельности преемственно обучают в яслях, ДОУ, школе, музыкально-хоровых студиях, музыкальных школах, в профессиональных средних и высших учебных заведениях (колледжах, консерваториях, университетах).
Проблемами развития певческих навыков занимались в 20 веке знаменитые дирижеры-хоровики: П. Чесноков, Г. Дмитриевский, К. Птица, В. Соколов и другие.
На любой ступени обучения формируются правильные певческие навыки, а именно:
1) певческая установка – правильное положение тела при пении.
Рекомендуется стоять (сидеть) прямо, не сутулясь. Голову следует чуть приподнять. Сидеть «нога на ногу» нельзя, во избежание зажима диафрагмы.
2) певческое дыхание – при вдохе не должны подниматься плечи. Не следует переполнять грудную клетку воздухом, дыхание нужно брать в меру.
Дышать во время пения нужно не произвольно, а во время пауз, между музыкальными фразами; нельзя дышать в середине слова, если это не длинный распев в протяжной русской народной песне. Желательно брать дыхание носом, энергично и бесшумно. Но это не всегда осуществимо (особенно в работе с дошкольниками). С возрастом, у певца становится более длительное дыхание, у дошкольников небольшой объем дыхания, поэтому они могут пропевать на одном дыхании лишь небольшие фразы. Существуют специальные упражнения для тренировки дыхания (дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой, имеющая и большое оздоровительное значение).
3) Звукообразование – правильное формирование гласных звуков при пении («а», «о», «у», «е», «и»). Со звукообразованием связана напевность звука, умение тянуть гласные, пропевать концы фраз, учить песни в медленном темпе.
4) Дикция – четкое, ясное, правильное проговаривание текста в пении. Важно развивать подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти). Дикция связана с правильным формированием согласных звуков. Важно осмысление текста, это способствует более выразительной дикции. Существует масса методов и приемов для развития дикции: проговаривание текста в ритме песни, разъяснение смысла незнакомых слов, чтение текста шепотом, «беззвучно», прием для произнесения согласного звука в конце фразы (хлопок в конце фразы или притоп).
5) Строй (хоровой навык) – чистота интонации в хоровом или ансамблевом пении (одноголосное пение – унисон; многоголосное пение развивает гармонический слух, умение каждого певца чисто интонировать свою партию, при этом слыша другие голоса).
6) Ансамбль (франц. - вместе) – навык хорового или ансамблевого пения. Выражается в умении вместе начинать и заканчивать пение; держать темповый, динамический, выразительный ансамбль, умение не выделяться из группы певцов.
Чтобы научить красивому пению, необходимо формировать певческие навыки в комплексе.
Строение голосового аппарата.
Это источники звука – гортань и резонаторы. И механизм дыхания – легкие с дыхательными путями и мышцами.
Гортань – конусообразная трубка из 4х хрящей. В середине гортани есть голосовая щель. Она образована двумя парами мышц. Наружная (верхняя) пара мышц является ложными связками. Внутренняя (нижняя) пара является истинными связками – источником звуковых колебаний.
Верхние резонаторы служат для усиления этих колебаний. Истинные связки, сомкнувшись, вибрируют и рождают звуковые колебания. Они усиливаются глоткой, ротовой и носовой полостью, а также вибрируют в лобных и гайморовых пазухах.
Верхние резонаторы усиливают высокие звуки, придают им легкость, звонкость, серебристость и полетность.
Нижние резонаторы – трахея, бронхи, частично, брюшная полость, влияют на тембровый звук, придают звуку глубину, силу, бархатность, драматические краски.
Любому голосу присуще вибрато-колебания звуковых волн.
Нормальным считается вибрато – 6 кол/сек. Менее 6 кол. в сек. создает впечатление «качки голоса».
Диапазон голоса – звуковой объем нормально, без напряжения, звучащего голоса.
Диапазон дошкольника около 1 октавы.
От до 1 октавы – до (до диез) 2 октавы
Диапазон взрослого человека очень индивидуален: от 1 до 2х октав. Есть уникальные певцы с очень большим диапазоном голоса. У бразильской певицы Инны Сумак был 4х октавный диапазон (60е годы 20 столетия), в наши дни большой диапазон у Витаса, у Сергея Пенкина.
- Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону (бывает высокая, средняя, низкая).
Не так много профессиональных певцов, голос которых равно и красиво звучит и в нижней, и в верхней тесситурах. Одной их таких певиц является Монтсерат Кабалье.
В середине 20 века слушатели любовались необыкновенным тембром Робертино Лоретти; голосом Марии Каллас, Галины Вишневской, Елены Образцовой.
Удивительной красоты баритоном обладает Дмитрий Хворостовский.
Три великих итальянских тенора: Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас еще недавно радовали нас совместными концертами (к сожалению, недавно мир потерял Лучано Паваротти).
Певческие голоса:
Женские голоса:
Колоратурное сопрано
Лирическое
Лирико-драматическое
Драматическое
Меццо-сопрано
Контральто
Мужские голоса:
Контр – тенор ( сохранены высокие фальцетные ноты).
Лирический тенор( мягкий, нежный, подвижный).
Драматический тенор(более темный, мощный)
Лирический баритон
Лирико – драматический баритон
Драматический баритон
Бас – баритон ( промежуточный голос)
Центральный бас( насыщенный, яркий)
Бас-профундо ( уникальный, самый низкий голос)
Бас – буффо ( исполняет комические партии 2- го плана)
- Хор – от 12 человек и более. Хоры подразделяются на: детские, женские, мужские, смешанные. Обычный смешанный хор включает 4 партии: сопрано, альты, тенора, басы. Эти партии могут делиться на самостоятельные партии: Soprano1 Alto1 Tenor1 Бasso1
S2 A2 T2 Б2
(1й - более высокий
2й – более низкий).
Хором управляет дирижер. При пении а капелла (без сопровождения инструментов) дирижер дает хору тоновую настройку. Дирижерский жест показывает: внимание, момент дыхания, метроритм; паузы, снятия, момент вступления, характер звуковедения.
Протяжное, мягкое пение, ведение мелодии плавно, напевно называется кантиленой.
Правила охраны голоса:
(детский голос).
- Следить за временной нагрузкой на голосовые связки.
- Давать вокальные произведения в диапазоне голоса, в удобной тесситуре в соответствии с программными требованиями.
- Нельзя петь с больным горлом (при несмыкании голосовых связок, при наличии простудных явлений, сильном кашле).
- Нельзя допускать крикливости детей при пении.
- В период мутации голоса (в подростковом периоде) к процессу пения необходимо подходить индивидуально.
- Необходимо петь в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении.
Лекция – 4.
«Народное музыкальное творчество».
Фольклор («фолк» - англ. - народ) – искусство народа («лор» - знание) – народное знание;
- Коллективность является неотъемлемой чертой народного искусства, поэтому у народных песен, плясок, мелодий нет авторов, отсутствует такая категория, как творческая индивидуальность.
Традиционная музыкальная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей обусловлена укладом жизни. У восточных славян таким обществом была крестьянская община. Уклад общины формируют 2е основные сферы жизнедеятельности:
1) земледелие
2) социальные и семейные отношения
Собирателями фольклора являлись: Ф. Капица, К. И. Чуковский, Г. С. Виноградова, В. П. Аникина, Г. М. Науменко. В этнографических экспедициях по крупицам собираются старинные напевы отдаленных районов, записываются на диктофоны.
Нравственное воспитание дошкольников на музыкальном фольклоре:
Знакомство детей с протяжной лирической песней, свадебными, хороводными песнями создает в их представлении образ скромной, доброй, застенчивой девушки, кроткой и отзывчивой; девушки, которую в семье воспитывали в моральных устоях чистоты и верности, способной сохранять эту верность и доверительную любовь в отношении к любимому, способной пронести через годы нежность, мягкость и женственность.
Былинные, исторические, рекрутские песни показывают разноликость русского богатыря: он и достойный воин на поле битвы и добытчик в семье, а в быту – весельчак и балагур. Особенно важно воспитать нравственные устои и патриотические качества у мальчиков, раскрывая перед ними образы воинов, полководцев земли Русской, защитников, богатырей.
Семейно-бытовые песни, обрядовые показывают, что главное в жизни женщины – дети, продолжение рода, семья. Модель крепкой многодетной русской семьи, где мужчины несут на своих плечах основные тяготы добытчика и хозяина, отвечающего за достаток в доме, где женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, где старшие дети следят за малышами и помогают родителям; где мирно сосуществует несколько поколений; где старикам оказывают почет и уважение, заботу и «досмотр» до последнего часа жизни, безусловно, воспитывает в наших детях лучшие нравственные качества и побуждения.
РНП знакомит детей также с религиозными традициями русского народа, с православной культурой (это календарные песни, рождественские колядки, масленичные игры, троичные хороводы и т. д.), воспитывает детей на христианских заповедях.
Жанры русского музыкального фольклора:
- Детский потешный фольклор, малые жанры: пестушки («Бай, качи, качи, качи!»), потешки («Барашеньки»), скороговорки («Веники, веники»), дразнилки («Антошка»), небылицы («На дубу свинья сидела»), прибаутки («Скок, скок, поскок»), колыбельные («Котенька-коток»), считалки, искалки («Маша кашу не варила»).
- Календарные песни (прежде всего, связаны со сменой сезонов и с православным календарем - двунадесятыми праздниками).
- рождественские колядки («Спи, Иисусе, спи!», «Воссияло солнышко», «Во Вифлееме»)
- святочные
- масленичные («А мы Масленицу дожидали», «Масленица-мокрохвостка»)
- троицкие («Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу»)
- вербные («Вербочка и Верочка»)
- купальские
- заклички («Приди, весна!», «Летел кулик»)
- веснянки («Выйди, выйди, Иванку!»)
- Лирические протяжные – связаны с тяжелой судьбой русской женщины, которую часто против ее воли выдавали замуж: образы природы («Тонкая рябина», «Ты река ль моя, реченька», «То не ветер ветку клонит», «Среди долины ровныя»).
- Трудовые (песни бурлаков, плотогонов, лесорубов, земледельческие: жнивные, посевные, ягодные, картофельные и т. д.) («Видит мое око», «Дубинушка», «Эй, ухнем!», «Эй, робята, не робейте!»)
- Семейно-бытовые и обрядовые:
- родинные;
- крестильные;
- свадебные;
- сватовские песни и игры («Бояре»).
В свадебных песнях жених сравнивался с «соколом ясным», невеста с «белой лебедью».
- похоронные плачи и причитания;
- зарисовки быта («Где был, Иванушка?»)
- Исторические, былинные песни:
О реально происходивших в старину событиях, войнах, походах, полководцах:
«Как за речкою, да за Дарьею», «Как во городе было во Казани», «Былина об Илье Муромце» и др.
- Рекрутские (солдатские) песни: связаны с обязательной службой в солдатах на 25 лет: «Солдатушки», «Ой, да ты калинушка».
8)Хороводные и игровые песни.
(«Гуляет молодец», «Как во полюшке кусточек», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой».
- Плясовые («Я с комариком плясала», «Пойду ль я, выйду ль я да», «Ах вы, сени», «Светит месяц» и др.)
Русская народная песня – сложное музыкальное явление, где соединяются музыка, слова и часто танец, игровые действия.
Для славянской народной музыки свойственна:
- напевность, мягкость, лиричность, множественные распевы слов, большие музыкальные фразы;
- следует отметить сложный переменный размер, перенос ударений;
- как правило, в РНП много куплетов, часто присутствует развернутый сюжет;
- РНП исполняются а капелла (без сопровождения) и с сопровождением русских народных инструментов;
- с РНП связана традиция многоголосного пения во всех его многообразиях (канон – когда каждая партия ведет одну и ту же мелодию, вступая в разное время, создавая красивое переплетение голосов, «вокальное кружево»).
Существует 3 направления в ознакомлении с музыкальным фольклором:
- Знакомство с народно-обрядовой культурой России;
- Вокально-хоровое обучение;
- Обучение основам народного танца.
Трудно переоценить значение русского музыкального фольклора в нравственном воспитании подрастающего поколения. Детям даются нравственно-этические понятия добра и зла, честности, правдивости. Они знакомятся с традициями, историей, культурой русского народа, его обычаями, семейным укладом.
Русская песня учит гордиться своей Отчизной, воспитывает чувство патриотизма, стремление защищать свою Родину.
Знакомство с семейно-бытовыми традициями на Руси формирует у детей уважение к старшим, почтение к отцу и матери, стремление заботиться о немощных и слабых, помогать им.
Трудовые песни учат с уважением относиться к любому труду, к результатам труда. Они рассказывают детям о тяжелом земледельческом труде на Руси, воспитывают стремление обеспечивать свою семью, трудиться.
Русская песня учит видеть и ценить красоту природы, ее «поэзию».
Роль музыкального фольклора в развитии ребенка:
- Познавательная: расширение кругозора, развитие интеллекта ребенка, представлений об окружающей жизни.
- Обогащение речи ребенка. Дети отмечают красоту русского языка, его мягкость, мелодичность, обилие метафор, сравнений, поэтические свойства. Они отмечают искрометный юмор, меткость слова, лаконичность, краткость, совершенство народной музыки.
- Участие детей в народных праздниках (Рождественские посиделки, масленичные гулянья, троицкие хороводы; пасхальные игры и т. д.) создают:
- зону психологического комфорта;
- развивает интерес к народному творчеству;
- развивает музыкальные и творческие способности детей;
- приобщает к народным традициям.
Музыкальное воспитание на материале фольклора ведется многими педагогами-специалистами параллельно: это и обустройство «русской избы» или «города мастеров», сбор материалов, предметов бытовой старины для создания таких уголков; подбор музыкального репертуара; изготовление костюмов, подбор русских народных инструментов и мн. др.
Лекция – 5. «Детская музыкальная литература».
К понятию «детская музыкальная литература» относятся те произведения вокальной, инструментальной музыки, разной жанровой направленности, которые доступны восприятию детей дошкольного возраста, вызывают у них яркий эмоциональный отклик; формируют потребности в музыке, интерес к ней, формируют эстетический вкус, способность к эстетической оценке музыкального произведения.
Это лучшие образцы народной музыки произведения детского, т. н. «потешного» фольклора (потешки, прибаутки…и т. д.), русские народные плясовые и хороводные мелодии.
Это шедевры мировой классической музыки: произведения И. С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и мн. др.
В программный материал по музыкальному развитию детей в ДОУ включены такие сборники, как:
- «Детский альбом» П. И. Чайковского, представляющий собой цикл из 24х фортепианных пьес разнообразных, близких ребенку, образов и характеров. Мелодическая выразительность, простота гармонического языка делают эти произведения доступными восприятию малышей.
Всем хорошо знакомы такие пьесы из «Детского альбома», как «Игра в лошадки», «Баба яга», «Болезнь куклы», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза» и др.
Аналогичные циклы создавали А. С. Аренский, В. И. Ребиков, С. М. Майкапар (цикл «Бирюльки»), Гречанинов, А. Хачатурян.
Среди зарубежных композиторов следует отметить яркий цикл Р. Шумана «Альбом для юношества».Небольшие выразительные пьесы цикла – красочные зарисовки, близкие и понятные каждому ребенку: «Дед Мороз», «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин».
К ДМЛ относятся также лучшие образцы танцевальной музыки композиторов 18, 19 вв. и нач. 20 в. – польки М. И. Глинки, мазурки Ф. Шопена, польки С. В. Рахманинова, вальсы и галопы И. Штрауса, вальсы Ф. Шуберта.
Безусловно, среди любимых детьми произведений, важное место занимает музыка из 3х балетов П. И. Чайковского:
- «Лебединое озеро»;
- «Щелкунчик»;
- «Спящая красавица».
Тонкий лиризм, красота мелодий, захватывающие сказочные сюжеты балетов доставляют истинное эстетическое наслаждение юным ценителям музыки.
Дети с удовольствием слушают:
- «Вальс цветов», «Марш», «Танец феи Драже», «Русский танец», «Испанский танец» из балета «Щелкунчик»;
- «Тему лебедей» из «Лебединого озера»;
- Вальс из балета «Спящая красавица».
Среди произведений композиторов-песенников, стоит отметить сборники песен:
- В. Шаинского «Веселая карусель»
- Г. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности»
- М. Минкова «Детские песни»
- Е. Крылатова
- А. Рыбникова
И песни, ставшие любимыми уже для нескольких поколений детей: на музыку Александрова, М. Раухвергера, А. Филиппенко, Н. Френкель, Ю. Слонова, М. Красева, Т. Попатенко, А. Руббаха, Е. Тиличеевой, И. Кишко и др.
Литература
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2014.
- Кленов А. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 1985.
- Друскин П. Сто опер. Л.: Музыка, 1987.
- Бочарникова Э. Тем, кто любит балет М.: Русский язык, 1980.
5.Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика, 1985.
6.Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л.: Музыка, 1988.
7.Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
8.Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое.
9.Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. М.: Музыка, 1988.
10.Орлова Т. М., Бекина С. И. «Музыка и движение».
11.Аникина В.П. «Живая вода». М.: Детская литература, 1981.
12.Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. М.: Просвещение, 1982.
13.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки. М., 1998.
14.Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в д/саду. М.: Мозаика-Синтез,2006.
15.Науменко ГМ. «Жаворонушки». Вып.1-2. М.: Советский композитор, 1981.
16.Бекина С.И. Сельский хоровод. М.: Советский композитор, 1987.
17.Петров В.М. Весенние игры и забавы для детей. М.: Сфера, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ. "ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ . ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ...

Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника"
Вводная лекция по дисциплине: "Электротехника" состоящая из 4-х частей:1 часть - Введение;2 часть - Этапы развития электротехники;3 часть - Возможности электрической энергии;4 часть - Токи....
вводная лекция по основам ритрики
В лекции рассмтаривается хронологическое возникновение риторики как науки и искусства, представлены роды и виды риторики с точки зрения отечественного красноречия...
Презентация к Вводной лекции по судебному делопроизводству
Презентация содержит основные тезисы Вводной лекции по дисциплине "Судебное делопроизводство"...

Вводная лекция МДК 02.01 СВЧ печи. Устройство, принцип работы.
Тема урока: СВЧ – печи. Классификация, типы, принцип действия.Цель урока:- образовательная: обеспечить усвоение обучающимися устройства и принципа действия СВЧ – печи;- воспита...
Вводная иллюстрированная лекция к семинару "Где родился - там и пригодился"
Иллюстрированная вводная лекция познакомит участников с национальным составом Ульяновской области, национальными традициями, примерами гармоничного межнационального взаимодействия....

Вводная лекция "Основы пожарного дела"
Современное представление о профессии "Пожарный". Содержание учебных дисциплин....